"Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии"
методическая разработка (биология) по теме
При индивидуальном обучении детей с проблемами психического развития особо важное значение имеет не столько усвоение тех или иных знаний по общеобразовательным предметам, сколько коррекция недостатков психического развития ученика в целом. Перед учителем ,прежде всего встает задача коррекции познавательной деятельности , так как чаще всего именно выраженные нарушения той или иной деятельности помешали ребенку обучаться в условиях детского коллектива. Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений решает данную задачу, поскольку коррекционно-развивающие упражнения направлены, на повышение и коррекцию учебных знаний, навыков и умений.
Разработанные мною коррекционно-развивающие упражнения можно применять на уроках биологии и природоведения с 5 по 9 класс, их можно адаптировать под различные темы и разделы всего курса биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionno-razvivayushchie_uprazhneniya.docx | 57.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений направлено, на :
- 1)Повышения уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания.
- 2)Повышения уровня развития логического мышления.
- 3)Развитие наглядно-образного и логического мышления.
- 4)Развитие речи.
- 5)Развитие приемов учебной деятельности.
- 6)Развитие личностно-мотивационной сферы.
- 7)Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.
В процессе применения на уроках коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы ученика, происходит развитие познавательного процесса , в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения учащихся к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса.
ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ:
- Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска, «открытия новых знаний».
- Обеспечение разнообразия учебной деятельности учащихся.
- Предложение учащимся посильного учебного материала.
- Использование многообразие форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся.
- Использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений.
- Акцентирование внимания школьников на теоретической важности и практической значимости получаемых знаний и умений на уроках биологии.
- Обсуждение на уроках биологии интересных фактов из жизни животных и растений.
- Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, склоняющее к диалогу.
С целью исправления недостатков психического развития, присущих учащимся 7 и 8 вида обучения, усвоения базовых знаний по биологии, привития интереса к предмету, доступности обучения, а так же приближения уровня развития учащихся к норме, применяю на уроках специальные коррекционно-развивающие упражнения, такие , как:
- Карточки с заданиями по коррекции и развитию познавательных процессов учащихся.
- Карточки-опоры.
- Карточки для устного опроса.
- Биологические диктанты.
- Карточки-схемы( законченные и незаконченные)
- Упражнения, связанные с тактильно двигательным восприятием.
ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННО -РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ:
- Снятие эмоционального напряжения.
- Создание ситуации успеха.
- Дать детям возможность почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе.
- Коррекция аффективных форм поведения
ВИДЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ:
1. Упражнения связанные с тактильным восприятием:
- Пластилиновая живопись.
- Цветная аппликация.
- Штриховка.
- Копирование изображения по образцу.
- «Узнай по контуру»
- «Кусочки целого»
2. Упражнения направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия, образного мышления:
- «Запомни и нарисуй»
- «Составь слово»
- «Найди смысловые связи»
- «Бессмысленные слова»
- «Буквенные шифры»
- «Один лишний»
- «Память на слова»
- «Мысленные образы»
- «Ассоциации»
- «Раздели на группы»
3.Упражнения направленные на формирование умений действовать по правилу:
- «Найди по алфавиту или слова-загадки»
- «Номер буквы по алфавиту»
- « Высокий, средний, низкий»
- «Слова по алфавиту»
СПЕКТР ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ:
- Повторение изученного материала.
- Закрепление.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Контроль знаний.
- Активизации имеющегося у учащихся опыта.
- Домашние задания.
РЕЗУЛЬТАТ :
1)Позитивная динамика в коммуникативном развитии.
2)Обогащение содержания личностных контактов.
3)Повышение уровня :
- речевой инициативы.
- интереса к предмету
- всех сфер познавательной деятельности.
4) Положительный эмоциональный настрой на урок
1. Упражнение «Запомни и нарисуй»
Цель: развитие пространственно- аналитической деятельности, умение ориентироваться в графических изображениях предметов, повышение уровня внимания, памяти, лучшее усвоение нового материала и прочное закрепление ранее пройденного.
Задание: Запомни и нарисуй фигуру и слово, записанное в ней.
2. УПРАЖНЕНИЕ « СОСТАВЬ СЛОВО ИЛИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»
Цель: Коррекция и развитие произвольного внимания, формирование пространственного восприятия, образного мышления.
Задание: Подумай в каком порядке нужно расположить фигуры, чтобы прочитать надпись, начертанную в них.
3. УПРАЖНЕНИЕ « КОПИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПО ОБРАЗЦУ»
Цель: Развитие и коррекция произвольной сферы ребенка, повышение уровня возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, А так же умения ориентироваться на образец.
Задание: Ученику предлагается как можно точнее срисовать изображение любого предмета или живого существа. Поле окончания работы предлагается проверить все ли верно. Можно исправить если заметит неточности
Ошибками являются:
- неправильно изображенный элемент
- замена одного элемента другим
- отсутствие элемента
- разрывы между линиями, в тех местах где, они должны быть соединены.
- сильный перекос рисунка.
Упражнение можно проводить ,как фронтально так и индивидуально.
4. УПРАЖНЕНИЕ « АЛФАВИТ»
ЦЕЛЬ: Развитие и коррекция уровня произвольного внимания, его концентрации. Формирование приемов учебной деятельности( умения действовать по правилу) , Развитие фонематического слуха и уровня речевого развития.
Задание: Перечислить предложенные термины ( названия животных, растений, планет, органоидов, тканей, систем органов, органов и т.д.) в алфавитном порядке.
Задание выполняется устно или письменно, фронтально или индивидуально, за определенное количество времени.
1) ТЕМА « РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА» 6 класс.
ТЕРМИНЫ | № по алфавиту |
Оболочка | 4 |
Цитоплазма | 7 |
Ядро | 8 |
Хлоропласт | 6 |
лизосома | 3 |
Клеточный сок | 2 |
Вакуоль | 1 |
Поры | 5 |
5.УПРАЖНЕНИЕ «НАЙДИ СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ»
Цель: Развитие и коррекция уровня произвольного внимания, мыслительной деятельности, механической и логической памяти, развитие воображения и общего интеллекта.
Задание №1 : Даны термины и к ним определения(функции) в неправильном соответствии. Задача ученика , найти смысловые связи между термином и определением и расставить их в правильном порядке.
ПРИМЕР:
2)ТЕМА: « ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ ( класс Млекопитающие)» 7 класс.
Карточка с заданием
№ | Группа животных | Примеры |
1. | Типично наземные | Летучие мыши |
2. | Прыгающие наземные | Бобр |
3. | Наземно-древесные | Кабан |
4. | Подземные | Белка |
5. | Летающие | Крот |
6. | Водные и околоводные | Олень |
7. | Растительноядные | Морж |
8. | Полуводные | кенгуру |
Карточка с ответом.
1 | 3 |
2 | 8 |
3 | 4 |
4 | 5 |
5 | 1 |
6 | 7 |
7 | 6 |
8 | 2 |
6. Упражнение « Бессмысленные слова».
Цель: Коррекция и развитие основных свойств внимания : объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
Задание: Из предложенных записанных неправильно, запутанных слов, нужно составить определенное слово или словосочетание , относящееся к данной теме. Задание проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования.
1)ТЕМА: « Царства живой природы» 5 класс.
Запутанное слово | Разгаданное слово |
1. Е П О Т Р Ш Е И Й С | ПРОСТЕЙШИЕ |
2. Р И Ы Б Г | ГРИБЫ |
3. Я Н Р Е С И Т А | РАСТЕНИЯ |
4. Ы Т Е Ж И В Н О | ЖИВОТНЫЕ |
5. А Б Р И К И Т Е | БАКТЕРИИ |
7 . УПРАЖНЕНИЕ « БУКВЕННЫЕ ШИФРЫ»
Цель: Коррекция и развитие концентрации внимания, его устойчивости, механической и логической памяти. Формирование приемов учебной деятельности ( самоконтроля, умения действовать по образцу).
Задание : Заранее записать на доске названия объектов, рядом их условные буквенные обозначения ( шифр, код) .Затем, учитель показывает ученикам изображение объекта ( рисунок или фотографию) .Дети должны записать в карточку –табличку в правильной последовательности буквенный код. Упражнение проводится на этапах повторения и закрепления изученного материала, на знание изображений объектов.
1)ТЕМА : « Многообразие насекомых»
ОСА - Б КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО –
ШМЕЛЬ - А БАБОЧКА
КОМАР - Б
МУРАВЕЙ - К
БЕЛЯНКА -О
БОГОМОЛ -Ч
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Е | К | А | Н | З | Н | И | Д |
Н | А | Е | З | Д | Н | И | К |
8. УПРАЖНЕНИЕ « КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ ?»(8 вид обучения и ГУО)
Цель: Развитие и коррекция моторики руки, развивать движение руки и уверенность в себе. Формирование всех видов внимания, умения планировать свои действия, развитие общего интеллекта. Снятие общего эмоционального напряжения.
Задание: На предложенных карточках изображены животные, нужно разделить карточки на группы( домашние животные и дикие; представителей одного класса, отряда, семейства.) Карточки, если они цельные, можно разрезать, разукрасить. Если одинарные , то просто разложить по конвертам с названиями групп животных.
9. УПРАЖНЕНИЕ « ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» ( ПЯТЫЙ…, ШЕСТОЙ….)
ЦЕЛЬ: Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания, памяти, формирование приемов учебной деятельности, повышение уровня развития логических операций( анализа, обобщения, систематизации).
Задание: ИЗ предложенного перечня объектов, выбери тот , который является лишним. Почему именно этот объект является лишним?
Задания можно использовать при изучении разных курсов биологии.(5-8 класс.) В задании может быть использованы карточки задания с иллюстрациями или без них.
Задание №1.
ИЗ предложенного перечня органов, выбери тот, который является лишним. Почему именно этот орган , в списке перечисленных, является лишним?
Пример №1.
В предложенном перечне 1 объект лишний.
Пример №1.
В предложенном перечне 2 лишних объекта.
ТЕМА: « ПИЩЕВАРИТНЛЬНАЯ СИСТЕМА» 8 класс.
ПЕЧЕНЬ | ПРЯМАЯ КИШКА | ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА |
ПОЧКИ | ЖЕЛУДОК | ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА |
АППЕНДИКС | ТОЛСТАЯ КИШКА | ПИЩЕВОД |
УПРАЖНЕНИЯ СВЯЗАННЫЕС ТАКТИЛЬНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ
10. УПРАЖНЕНИЕ « УЗНАЙ ПО КОНТУРУ»
ЦЕЛЬ: Развитие и коррекция умения видеть образ, тренировка всех видов внимания. Развитие уверенности в себе, совершенствование движения руки, развитие мелкой моторики.
Задание: На предложенной карточке , изображены перепутанные контуры предметов. Необходимо:
- Узнать все объекты по контуру.
- Отгадать загадку и узнать контуры объектов.
- Обвести контуры объектов непрерывной линией.
11. УПРАЖНЕНИЕ « ПЛАСТИЛИНОВАЯ ЖИВОПИСЬ»
Цель: Коррекция и развитие тактильного восприятия , мелкой моторики(формирование движения руки, развитие ритмичности, плавности движений, формирование ручной умелости. Развитие умения видеть образ, проявлять самостоятельность в творчестве создания образа.
Задание: Взять картон бумаги, шаблон объекта. Обвести по шаблону контуры объекта. Затем взять предварительно размягченный пластилин и нанести его плавными, размазывающими движениями на картон по шаблону.
Материал: Белый картон, пластилин, готовые шаблоны объектов.
При изготовлении пластилиновой аппликации, желательно использовать несколько цветов, чтобы придать объемистость образу.
Пластилиновая живопись –это коррекционно-развивающее упражнение. Через него происходит усвоение информации. При этом задействуются все виды восприятия : слух (слушают учителя), зрение( наглядность), осязание
( работа руками с пластилином), обоняние( запах пластилина).
12. УПРАЖНЕНИЕ « ЦВЕТНАЯ АППЛИКАЦИЯ»
ЦЕЛЬ: Коррекция и развитие тактильного восприятия , мелкой моторики(формирование движения руки, развитие ритмичности, плавности движений, формирование ручной умелости. Развитие умения видеть образ, проявлять самостоятельность в творчестве создания образа. Формирование конструкторских умений , воображения, памяти и внимания.
Задание: Взять цветную бумагу или картон, нанести шаблон на картон(цв. бумагу), вырезать по шаблону контуры объекта и наклеить на бумагу.
Если необходимо, можно подписать части аппликации, и ее название.
Задание можно выполнять по образцу или по памяти, на закрепление, повторение или изучение материала.
Материал: Цветная бумага, картон, альбомный лист, ножницы, клей.
Цветная аппликация –это коррекционно-развивающее упражнение. Через него происходит усвоение информации. При этом задействуются все виды восприятия : слух (слушают учителя), зрение( наглядность), осязание
( работа руками с цветной бумагой, ножницами), обоняние( запах используемых материалов при работе).
13. УПРАЖНЕНИЕ « КЛЯКСОГРАФИЯ»
Цель: Коррекция и развитие тактильного восприятия , мелкой моторики(формирование движения руки, развитие ритмичности, плавности движений, формирование ручной умелости. Развитие умения видеть образ, проявлять самостоятельность в творчестве создания образа
Задание: Детям предлагается поставить кляксы на листе бумаги, используя гуашь, тушь или жидкую акварельную краску, и , направляя лист бумаги, дать возможность краске растечься. Увидев образ , дорисовать его элементы. Нужно постараться создать тот образ, который задан учителем, в зависимости от изучаемой темы.( фрукты, овощи, животные, тела неживой природы)
Материал: альбомный лист, гуашь, кисточка.
Кляксография - это коррекционно-развивающее упражнение, направленное на изучение ,повторение или закрепление материала через тактильное восприятие и яркие образы.
14. УПРАЖНЕНИЕ « ПАМЯТЬ НА СЛОВА»
Цель: Коррекция и развитие произвольного внимания, повышение уровня его концентрации, развитие долговременной памяти. Формирование приемов учебной деятельности, умения выполнять задания по устной инструкции учителя.
Задание:
Пример№1.
Учащимся диктуется три ряда слов .После диктовки каждого ряда ученики записывают столько слов сколько запомнили. Когда все записи сделаны, учащиеся подсчитывают слова в каждой колонке отдельно .Тот у кого больше слов читает их вслух. Лишние и дважды написанные вычеркиваются.
ТЕМА: « ЦВЕТОК И ПЛОД» 6класс.
Початок | Лепесток | Пыльца |
Соцветие | Венчик | Цветок |
Тычинка | Плод | Пестик |
Учащимся диктуются сразу все слова 2 раза. После диктовки ученики записывают слова( вразброс или по порядку).Затем учитель прочитывает снова список слов, а ученики его проверяют и подсчитывают количество написанных слов.
15. УПРАЖНЕНИЕ « МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ»
Цель: Коррекция и развитие образного мышления, повышение уровня концентрации внимания, формирование зрительной и слуховой долговременной памяти.
Задание: Учитель говорит фразы, а ученики , после каждой произнесенной фразы должны закрыть глаза и мысленно представить образ произнесенной фразы. После этого, ученики записывают одним словом данный мысленный образ.
Список фраз либо произносится учителем вслух( тренировка слуховой памяти), либо список фраз дается учителем написанным на листке бумаги( тренировка зрительной памяти).
Пример : Тема: « ГРИБЫ» 6 класс.
- Покрытая плесенью корочка хлеба. ( мукор)
- Сожительство дерева и гриба.( симбиоз)
- Легкое пористое тесто.(дрожжи)
- Почерневший колос пшеницы.(головня)
- Гриб на дереве. ( трутовик)
- Несъедобные грибы. ( ядовитые)
- Ядовитые грибы похожие на съедобные. ( ложные)
16. УПРАЖНЕНИЕ « АССОЦИАЦИИ»
Цель: Коррекция и развитие ассоциативного мышления. Упражнение направлено на формирование способности устанавливать связи между элементами материала.
Задание: Учитель предлагает несколько слов ( термины, названия объектов и др.), а ученики должны привести как можно больше ассоциаций , связанных с этим словом, которые придут им на ум при чтении данных слов.
Пример.
ТЕМА : СЕЛЬХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ» 6 класс.
слово | ассоциации |
картофель | Клубень, пасленовые, урожай. осень, пюре,коричневый, крахмал. |
Томаты | Сочный, круглый, красный. вкусный, теплица, пасленовы, помидор, кетчуп. |
Пшеница | Хлеб, мука, злаки, колос, зерновка, твердая, мягкая. |
капуста | Кочан, борщ, крестоцветные, кочерыга, белокочанная, цветная. |
17. УПРАЖНЕНИЕ « НАЙДИ ЗАКОНОМЕРНОСТИ»
Цель: Коррекция и развитие наглядно- образного мышления, формирование умения понимать и устанавливать закономерности.
Задание: Учитель предлагает ученику рассмотреть карточку с текстом или рисунком , ученику нужно найти закономерности расположения этого текста ( в таблице, схеме, диаграмме) или в рисунке и дать им краткую характеристику.
Пример№1.
ТЕМА: « ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ» 6 класс.
Астра | Вишня | Томат | Репа | Груша |
Георгин | Черешня | Картофель | Свекла | яблоко |
хризантема | персик | Баклажан | Капуста | айва |
Ответы:
Сложно-цветные | Розоцветные (фрукты) | Пасленовые (овощи) | Крестоцветные (овощи) | Розоцветные (фрукты) |
18. УПРАЖНЕНИЕ «ПАМЯТЬ НА РИСУНКИ» (для детей 8 вида обучения и ГУО)
Цель: Коррекция и развитие уровня концентрации и устойчивости внимания, формирование зрительной памяти.
Задание: Учитель предлагает несколько рисунков. На которых изображено по одному объекту. Ученики смотрят на рисунки в течении нескольких минут(1-2 минут) , затем называют по порядку, те рисунки(объекты),которые удалось запомнить.
Данный вид упражнения ( «ПАМЯТЬ НА РИСУНКИ») направлен на повышение уровня осознанного восприятия. Такой вид упражнения рекомендуется для занятий с детьми, имеющими низкий уровень восприятия.
19. УПРАЖНЕНИЕ « СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»
Цель: Развитие умений систематизировать объекты по определенному признаку. Формирование всех видов памяти, внимания .
Задание: Учитель называет( показывает карточки с рисунками, фотографиями) различные объекты, среди них нужно выбрать именно определенные и записать их названия в тетрадь( хлопать в ладошки).
Пример №1.
1) ТЕМА: « Общее знакомство с цветковыми растениями» 6 класс.
Учитель перечисляет ( показывает) названия плодов(растений), среди перечисленных нужно выбрать:
- Только сухие плоды
- Только сочные
- Плод костянка
- Плод ягода
20. Упражнение « Найди общий смысл».
Цель: Развитие и коррекция умений ориентироваться на систему признаков, повышение уровня развития логических операций( анализа, обобщения, систематизации), а так же развитие способности к абстракции.
Задание: Учитель предлагает карточку с написанными словами или карточку с изображенными на ней различными объектами, объединенные общим смыслом. Ученику предлагается этот общий смысл постараться передать одним словом.
Пример №1.
ТЕМА: « ПОБЕГ» 6 класс.
«Каким общим словосочетанием можно назвать следующие группы слов:
- Супротивное, мутовчатое, очередное ( листорасположение)
- Сетчатое, параллельное, дуговое ( жилкование листа)
- Овальный. Округлый, продолговатый, линейный (форма листа)
- Междоузлие, пазуха листа, узел (части побега)
21. УПРАЖНЕНИЕ « РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»
Цель: Коррекция и формирование словесно- логического мышления, развитие коррекция умений ориентироваться на систему признаков, повышение уровня развития логических операций( анализа, обобщения, систематизации).
Задание: Учитель зачитывает ( раздает каточки с написанным перечнем или рисунками) перечень названий объектов, ученик должен постараться разделить эти слова на группы.
В перечне слов может быть 1,2 или 3 группы не больше, иначе ребенок может запутаться.
Пример №1.
« Раздели на группы перечисленные слова»
ТЕМА: « Общий обзор организма человека»
- Сердце, кровеносная, печень, выделительная, половая, почки.
- Ядро, мембрана, оптический микроскоп, рибосомы, электронный микроскоп, лизосомы.
- Гладкая мышечная ,хрящевая , жировая, сердечная, костная, поперечно-полосатая.
- Нервная, пищевод, хрящевая, глаз, легкое, эпителиальная, желудок.
ГРУППЫ ОБЪЕКТОВ:
- Органы и системы органов.
- Органоиды и увеличительные приборы.
- Мышечная ткань и соединительная ткань.
- Ткани и органы.
22. УПРАЖНЕНИЕ « ЛИШНИЕ БУКВЫ В ТАБЛИЦЕ»
Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания Развитие умения анализировать написанные слова, «видеть» в них буквы.
Задание: Учитель предлагает карточки с таблицей, в которой записаны буквы. Нужно вычеркнуть из клеточек таблицы буквы , которые встречаются дважды , а из оставшихся букв составить ключевое слово.
Пример №1.
ТЕМА: « МНОГООБРАЗИЕ ПТИЦ» 7 класс.
Вычеркни буквы, что в этой таблице. Встретятся дважды, и выяснишь ты,
Кто на песочке оставил следы.
Длинное имя у маленькой птицы.
э | ш | б | ф | ю | в | х | д | ч | ц | е |
б | д | л | т | э | м | р | ф | я | ш | н |
ж | с | е | п | о | ц | л | г | и | у | Х |
и | в | м | з | ж | п | к | н | ю | ч | а |
( трясогузка)
23. УПРАЖНЕНИЕ « МОЙ УЛОВ»
Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания Развитие умения анализировать написанные слова, «видеть» в них буквы.
Задание: Учитель предлагает карточки с таблицей, в которой записаны буквы и отдельную карточку с некоторыми заштрихованными клетками. В тетрадь нужно выписать те буквы, которые соответствуют заштрихованным клеткам и уже только из этих букв составить слово( название объекта или термин).
Пример №1
ТЕМА: « МНОГООБРАЗИЕ РЫБ» 7 класс.
о | В | Я | й | х | у | Т | К | Ч | ж |
Ж | Э | ч | С | К | ф | В | Г | Ю | Р |
Ю | х | ф | е | Я | ж | Э | у | й | Г |
Сетка:
Слово- ОСЕТР
24. УПРАЖНЕНИЕ « ЕРАЛАШ»
Цель: Коррекция и формирование словесно- логического мышления, развитие коррекция умений ориентироваться на систему признаков, повышение уровня развития логических операций( анализа, обобщения, систематизации).
Развитие умений систематизировать объекты по определенному признаку.
Задание: Учитель предлагает ученикам карточки-задания на которых написаны три( четыре, пять ….) групп слов, но не все слова соответствуют той группе в которую они записаны в карточке. Учащиеся должны все слова(термины, названия объектов) расставить правильно, каждое слово в соответствующую ей группу.
Пример №1
ТЕМА: « Общий обзор организма человека. Повторение» 8 класс.
Опорно-двигательная система | Нервная система | Кровеносная система. |
Сердце | Кровь | Кости |
Суставы | череп | Нервы |
Спинной мозг | нейрон | Скелет |
лимфа | позвонок | Вены |
ганглии | Большие полушария | Головной мозг |
Мышцы | артерии | Костный мозг |
25. УПРАЖНЕНИЕ « СЛОВА-ЗАГАДКИ или НАЙДИ ПО АЛФАВИТУ»
Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания, орфографической зоркости. Формирование приемов учебной деятельности (умения действовать по правилу).
Задание: Необходимо отгадать слово( термин или название объекта) по данным написанным в карточке –задании. Задание связанно с работой по алфавиту.
Пример №1
ТЕМА: « Водоросли» 6 класс.
« Попробуй угадай слово по таким данным».
- Первая буква стоит
- после буквы Ф
- вторая -перед М
- третья- после Н
- четвертая- после П
- пятая –перед Д
- шестая – перед М
- седьмая- после К
- последняя буква – первая буква алфавита.
(ХЛОРЕЛЛА)
26. УПРАЖНЕНИЕ « НОМЕР БУКВЫ ПО АЛФАВИТУ»
Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания, орфографической зоркости. Формирование приемов учебной деятельности (умения действовать по правилу).Развитие умения анализировать написанные слова, «видеть» в них буквы.
Задание: Учитель предлагает карточку-задание на которой записана таблица, состоящая из квадратиков. В каждом квадратике записана цифра, соответствующая номеру буквы по алфавиту. Ученику необходимо выписать буквы из алфавита и составить зашифрованное слово( термин или название объекта).
Пример :
ТЕМА: « Общее знакомство с цветковыми растениями»6 класс.
3 | 16 | 24 |
20 | 6 | 12 |
3 | 29 | 6 |
(ЦВЕТКОВЫЕ)
27. УПРАЖНЕНИЕ « ИЗ ДВУХ ПОЛОВИНОК»
Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости произвольного внимания ,повышение уровня мыслительной деятельности , уровня развития логических операций( анализа, обобщения).Развитие общего интеллекта.
Задание: Учитель предлагает карточку-задание на которой записаны слова разделенные на половинки. Ученик должен составить из двух половинок , одна из которых помещена в левой колонке, а вторая- в правой, несколько слов( термины или названия объектов).
Пример №1
ТЕМА: «ПОБЕГ»6 класс.
« Составь 8 слов из их двух частей, при этом имей в виду, что каждую часть слова можно использовать только один раз»
ПО | ПАЗУШ |
ЧЕ | ШОК |
БЕГ | ХЛОРО |
ЧЕРЕ | ЧКА |
ЖИЛ | ШУЯ |
ПЛАСТ | МЕЖДО |
НЫЕ | ПО |
УЗЛИЕ | КИ |
ОТВЕТЫ: междоузлие, побег, почка, хлоропласт, жилки, пазушные, черешок, чешуя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Исследования специалистов показывают, что нарушения эмоциональной сферы, в той или иной мере присущие всем учащимся школы 8 вида, ограничивают возможности их социальной адаптации и негат...
Применение коррекционно-развивающих методов и приемов на уроках ручного труда. 15.04.2016 г.
В материале освещены направления коррекционной работы на уроках трудового обучения, наиболее эффективные методы и приемы коррекции недостатков детей с нарушениями интеллекта....
Коррекционно-развивающие занятия " Упражнения для развития мыслительных операций"
Комплекс упражнений для развития мыслительных операций у детей с УО (ИН)...
Обобщение опыта работы по теме: "Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики и во внеурочной деятельности"
Задача школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефек...
Организация работы с использованием сенсомоторной книги в рамках коррекционно-развивающей системы упражнений по формированию сенсорно-перцептивной деятельности детей с нарушениями развития
Сесомоторное плсобие "Книга Baby-sitter" представляет полифункциональное пособие для детей с ОВЗ и направлена на коррекцию и развитие познавательной деятельности детей, речевых н...
ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ...