«Выставочная деятельность как фактор успешности обучения изобразительному искусству»
статья
«Выставочная деятельность как фактор успешности обучения изобразительному искусству» /публикация в сборнике материалов IV открытой городской педагогической конференции "Панорама педагогических идей" в рамках Творческого АРт-марафона "От идеи до воплощения", посвященного Году педагога и неставника в России
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Выставочная деятельность как фактор успешности обучения изобразительному искусству»
Степанова Елена Михайловна, Степанов Леонид Никитовиич преподаватели МБОУ ДО «ДХШ», г. Мегион |
Художественное освоение мира представляло во все времена неотъемлемую часть жизни и деятельности человека, а изобразительное искусство призвано было развивать не только чувства детей, но и быть областью знаний, которая осваивается не с помощью условных знаков и абстрактных понятий, а обращается непосредственно к созерцанию, восприятию и воспроизведению окружающего мира. Формирование познавательного интереса к изобразительному искусству особенно важна для учебных предметов художественно-эстетического направления, предметов, где итог, продукт учебной деятельности - творческая работа.
Творческая деятельность должна иметь выход, экспонироваться для зрителя. Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества учащихся образовательных учреждений позволяет учащимся проявить свои художественные способности и представить творческие работы на суд жюри и зрителей, что, несомненно, привлекает интерес учащихся к рисованию, так как даёт им возможность самореализации.
Создание произведений с ориентацией на публичную выставку, стремление оптимально выразить их образную содержательность, пробуждает моих учеников к поиску творческих идей и художественного решения выбранных тем. Организация выставок для широкого круга зрителей имеет важный психологический аспект для учащихся, так как воспитывается чувство ответственности за свое творчество, развивается терпимость к чужим суждениям, формируется опыт эмоционально-ценностных отношений. У выставки как явления есть внешний и внутренний аспекты. С внешней стороной - все более или менее ясно: выставка - это самая эффектная, зримая форма предъявления достижений, показа результатов, итогов работы ребенка и педагога, обучения и воспитания, это пропаганда и популяризация детского творчества.
Внутренняя, скрытая от посторонних глаз, сторона выставочной деятельности является важнейшим средством, стимулом, инструментом в работе с детьми, так как сочетает методическую, воспитательную и организационную работу.
Традиционный, привычный вариант - ‘живая’, или офлайн-выставка. Основные преимущества офлайн-выставки:
- Зрители могут увидеть картины своими глазами. Ни одна фотография не передаст цветовые нюансы, и впечатление от живой картины в целом может быть совсем другим;
- Возможность познакомиться со своими коллегами-художниками и встретить уже знакомых. Это совершенно особое ощущение общности, обмен мнениями и впечатлениями, осознание уровня своих картин, мощный стимул для дальнейшей работы. Иногда на выставках организуются демонстрации, мастер-классы, встречи с известными художниками;
-Обсуждение выставок приводит к умению выразить эстетическую оценку в слове, к анализу самой выставки как некоему событию, к осознанию результатов своего творчества и его показа. Такое общение на выставке и по поводу ее, вызывает у учащихся уровень коммуникативной компетенции.
Недостатки офлайн-выставки:
- Огромные временные и материальные затраты, связанные с организацией мероприятия, оформлением работ, сопутствующими расходами;
- Ограниченный просмотр выставки из-за ряда причин: недостаток информации о ее прохождении, холодные дни, период массовых заболеваний.
Онлайн-выставка - еще один вариант выставок, стремительно набирающий популярность в последнее время.
Основные преимущества: - Экономия материальных затрат на оформление работ и выставки;
- Широкий охват зрителей, пользователей интернета;
- В отличие от офлайн-выставки, просмотр онлайн-выставки не ограничен по времени.
Недостатки офлайн-выставки:
- Отсутствие атмосферы присутствия на празднике, личной встречи с автором выставки;
- Картина на экране компьютера воспринимается иначе. Желательно в этом случае профессионально сфотографировать картину и правильно обработать файл, чтобы максимально точно представить ее в виртуальном пространстве.
Проведение «живых» выставок традиционное и привычное для нас мероприятие, а также в виртуальном пространстве интернета. В последнее время я стараюсь организовывать как офлайн-выставки, которые проходят в нашей художественной школе, городской детской библиотеке и т.д. а также в виртуальном пространстве интернета. художественной школе, городской детской библиотеке и т.д., а не, Потребность создания видео выставок из творческих работ у меня возникла по нескольким причинам. Во-первых, она продиктована временем. Во-вторых, на выставки и конкурсы, которые проводит художественная школа, и организации разного уровня, попадают работы далеко не всех учеников. Происходит это по разным причинам. Работа ученика не завершена в установленный срок или не проходит конкурсный отбор. Победителями становятся участники, более способные или вложившие в работу больше времени и труда. Кроме этого, на тематических выставках, как правило, представляются не учебные работы по рисунку или живописи, на которые уходит много усилий и времени, а творческие задания по станковой композиции. Поэтому, интерес к творческому самовыражению в процессе взросления детей, редко принимающих участие в выставках, снижается, а часто и вовсе исчезает.
В своей педагогической деятельности я придаю большое значение творческому развитию учащихся и активно ориентирую их на участие в конкурсах и выставках. Учитывая это, мы определили для себя следующие направления инновационной работы – тематические онлайн выставки работ наших учеников.
Цель:
- Главной целью выставок детского художественного творчества является формирование творческого самовыражения учащихся, пропаганда и популяризация детского творчества, признание за ним определяющего значения в формировании личности ребенка, а также привлечение общественного внимания к проблемам жизни и развития детей.
Основные задачи:
-Разработка тематики и содержания выставок для различных возрастных групп;
-Подбор известных литературных и музыкальных произведений для озвучивания видеоряда рисунков.
- Развитие художественно-творческих способностей, образного мышления, эстетического восприятия, инициативы, активности учащихся;
- Формирование способности учащихся воспринимать и оценивать результаты своей деятельности с эстетической точки зрения, формирование духовной культуры;
- Развитие навыков коммуникативного общения с взрослыми и сверстниками в коллективе;
-Пробуждение стремления к творческой деятельности, воспитание любви к родному краю.
Для решения поставленных задач мы применяем следующие методы:
-Метод направления ученика (совет, просмотр соответствующих теме работ);
-Метод индивидуальной работы для максимального развития творческих возможностей учащихся;
-Метод диалога. Преподаватель и ученик - собеседники;
-Метод сравнения как путь активизации мышления, критического оценивания своей работы.
Приоритетными для отбора детских работ на выставку, которыми мы руководствуемся, являются следующие качества:
- Грамотный рисунок, композиция, тональное и цветовое решение, гармония и целостность композиции рисунка, а также интересный замысел, идея, ракурс, технические решения;
- Реализации личных творческих переживаний через самостоятельный активный поиск выразительных средств;
- Содержательность как отражение мышления и сложной душевной работы ребёнка над образом-темой, как выражение собственного понимания
реальности и отношения к изображаемому материалу;
- Эмоциональность как результат активной личностной включённости
ребёнка в творческий процесс, как зафиксированная в рисунке непосредственная экспрессия его творческих переживаний;
- Художественная выразительность как демонстрация личных открытий
ребёнка в живописно-пластических решениях композиции при передаче характеров героев и раскрытии сюжетного содержания детских произведений;
- Творчество как в тематическом плане: в осмыслении и преобразовании
фантазий, впечатлений от реальных событий и от приобщения к культурному наследию, так и в "языковом" плане: в поиске способов выражения и в
экспериментировании с художественными материалами
Опубликование видео выставки в ВКонтакте МБОУ ДО «ДХШ» сопровождается информацией о художниках, исторических событиях, отраженных в работах и т.д. Эта информация дополняет видеоряд, настраивает зрителей на просмотр и расширяет кругозор. Также указывается преподаватель и список авторов рисунков.
Участие в выставках – это не только реклама и самореклама. Это, прежде всего, подъём авторитета учреждения и конкретно участников выставки, активизация интереса сообщества к коллективному и персональному творчеству, выявление успехов, поддержка одарённых детей и подростков, демонстрация возможностей педагогов, привлечение внимания общественности и родителей к проблемам художественного творчества и детского творчества в частности.
Анализ выставочной деятельности в режиме онлайн демонстрирует творческий рост учащихся, позволяет оценить их художественную грамотность, выделить пробелы в обучении и выстроить планы для дальнейшего развития. Но самое главное и ценное – это проявление устойчивого желания учащихся продолжать знакомство с искусством, стремление изучить новые художественные техники, для дельнейшего демонстрирования результатов обучения зрителям в рамках новых выставочных проектов. Благодаря выставкам в режиме онлайн удаётся привлечь внимание родителей к детским творческим работам, которые помогают им лучше понять своих детей, увидеть их скрытые возможности, оценить художественные способности, чтобы поддержать в дальнейшем творчество своего ребёнка. А также увидеть и оценить работу педагога – первого и главного помощника и проводника ученика в Мир Творчества.
Итак, выставка является средством идейно-воспитательного воздействия, массовой информации и наглядной демонстрации творческих успехов ребенка.
Список видео выставок учебных и творческих работ учащихся МБОУ ДО «ДХШ» г. Мегион
по предметам: рисунок, живопись, станковая композиция
№ | Название фильма | ФИО преподавателей | Информация для публикации | Авторы рисунков | Ссылка, дата опубликования в ВКонтакте МБОУ ДО «ДХШ» |
1 | «Грибная пора». | Степанов Л.Н., Степанова Е.М. | Информация об образовании ХМАО-Югра, ее природе. | Бардина Ксения, Герасименко Мария, Гусева Кристина, Данилюк Амина, Елькина Даша, Миргалимова Вероника, Павлюк Варя, Семенова Полина, Уразбахтина Арина, Фазлуллина Алина, Антонова Мария, Бальчугова Валерия, Камина Ульяна, Незнамова Анастасия, Садрисламова Альфия, Сорокина Виолетта, Хасанов Артур. | https://vk.com/club187412516?w=wall-187412516_1996 10.12.2022 Видео выставка «Грибная пора» https://vk.com/video-187412516_456239402?list=7f786b081526ff716b |
2 | «В грибном лесу» | Степанов Л.Н., Степанова Е.М. | Н.Глазков «Сентябрь» Стихотворения. Интересная информация о грибах. | Налобина Юля, Пантелеева Лиза, Синева Снежана, Богданова Софья, Шубарова Есения, Курбанова Сумайя, Калинин Влад, Близнюк Рита, Пестерева Алиса, Пучкова Ангелина, Демьянчук Полина Купчик Лиза, Ионова Вера. | https://vk.com/club187412516?w=wall-187412516_2005 16.12.2022 Видео выставка «В грибном лесу» https://vk.com/video-187412516_456239404?list=5f7e2e397df6c9ee1a |
3 | «Когда часы 12 бьют» | Степанов Л.Н., Степанова Е.М. | История Новогоднего праздника в России (Песня) | Налобина Юля, Калинин Влад, Шубаров Есения, Хасанов Артур, Тихонова Настя, Демьянчук Полина, Пучкова Ангелина, Антонова Маша, Токарев Аросений, Бальчугова Валерия, Фазлуллина Алина, Бардина Ксюша, Уразбахтина Арина, Семенова Полина, Герасименко Маша, Бардина Ксюша, Махова Варя. | https://vk.com/club187412516?w=wall-187412516_2041 01.01.2023 Видео выставка «Когда часы 12 бьют» https://vk.com/video-187412516_456239409?list=5e7855e1b286cb7e47 |
4 | «Осень» | Степанов Л.Н., Степанова Е.М. | «Золотая осень» Исаак Левитан | Бальчугова Лера, Курбанова Сумайя, Налобина Юлия, Хасанов Артур, Колесникова Лена, Купчик Лиза, Жукова Ксюша, Калинин Влад, Потапенко Ира, Близнюк Рита, Плаксий Даша, Павлов Матвей, Шубарова Есения. | https://vk.com/club187412516?w=wall-187412516_2063 26.01.2023 Видео выставка «Осень» https://vk.com/video-187412516_456239416?list=8a55dc1cd5156f0022 |
5 | «Совушка-сова»
| Степанов Л.Н., Степанова Е.М. | Краткая информация о сове и ее видах, которые обитают в ХМАО_Югре. «Сова» Б.Заходер | Близнюк Рита, Хватова Юля, Демьянчук Полина, Жукова Ксения, Токарев Арсений, Пестерева Алиса, Калинин Влад, Колесникова Лена, Купчик Лиза, Курбанова Сумайя, Налобина Юля, Потапова Лена, Подколзина Арина, Шубарова Есения, Палагута Полина, Сорокина Виолетта, Синева Снежана, Пантелеева Лиза, Димитриева | https://vk.com/club187412516?w=wall-187412516_2060 23.01.2023 Видео выставка «Совушка-сова» https://vk.com/video-187412516_456239415?list=7c97380f4eca4102a1 |
6 | «Сталинградская битва» | Степанова Е.М | Творчество А.Дейнека – мастер в истории русского искусства 20 века | Антонова Даша, Махова Варя, Зубро Неля,Суденко Настя, Дадажанова Лена, Пяун Настя, Фазлуллина Алина, Уразбахтина Арина, Павлюк Варя, Семенова Полина, Гусева Кристина, Антонова Маша, Хасанов Артур, Токарев Арсений, Демьянчук Полина, Жукова Ксюша, Пискарева Алина, Удьярова Полина. | https://vk.com/wall-187412516?q=%20сталинградская%20битва&w=wall-187412516_2074&ysclid=lp0sfcm7cf93510821002.02.2022Видео выставка «Сталинградская битва»https://vk.com/video-187412516_456239418?list=0cb2747d24527e5aed |
7 |
« Лапы, хвосты и носики» | Степанова Е.М. | История картины «Девочка с кошкой», Пьера Огю́ста Ренуара | Матвей, Герасименко Маша, Налобина Юля, Калинина Оксана, Пискарева Алина, Богданова Софья, Колесникова Лена, Уразбахтина Арина, Павлюк Варя, Незнамова Настя, Жукова Ксюша, Удьярова Полина, Шубарова Есения, Курбанова Сумайя, Бальчугова Лера, Антонова Маша, Якушева Вика. | https://vk.com/wall-187412516_2133 07.03.2023 Видео-выставка « Лапы, хвосты и носики» https://vk.com/video-187412516_456239421?list=0728c626529fbf3522 |
8 | «Деревенское детство мое» | Степанова Е.М. | Творчество художников братьев Ткачевых. Основная тема – русская деревня. | Пучкова Ангелина, Купчик Лиза, Павлов Матвей, Жукова Ксюша, Курбанова Сумайя, Семенова Полина, Шубарова Есения, Якушева Полина, Синева Снежана, Пяун Настя, Бальчугова Лера. | https://vk.com/wall-187412516_2243 26.04.2023 Видео выставка «Деревенское детство мое» https://vk.com/video-187412516_456239432?list=584ae2756d97927223 |
9 | «Прощай, масленица» | Степанова Е.М. | Творчество Бориса Кустодиева История картины «Масленица» | Демьянчук Полина, Якушева Вика, Богданова Софья, Пискарева Алина, Колесникова Лена, Хватова Юля, Антонова Даша, Пяун Настя, Калинина Оксана, Пантелеева Лиза, Слободнюк Ульяна, Налобина Юля. Плаксий Даша, Курбанова Сумайя. | https://vk.com/wall-187412516_2132 07.03.2023 Видео Видео выставка «Прощай, масленица» https://vk.com/video-187412516_456239420?list=3a948e8e8b0a98c2a1 |
10 | «Мир птиц» | Степанов Л.Н., Степанова Е.М. | ТворчествоЕвгения Чарушина - художника – анималиста | 19 человек Авторы рисунков ученики 5-6 классов: | https://vk.com/club187412516?w=wall-187412516_2055 17.01.2023 Видео выставка «Мир птиц» https://vk.com/video-187412516_456239414?list=3dbe713bbab719f0df |
11 | "Быть стариками - не простая штука".
| Степанова Е.М. | Стихотворение А.Дементьева "Быть стариками - не простая штука". | 24 человека Антонова Маша, Астапова Юля, Бальчугова Лера, Бондарева Ксбша, Вахитова Ангелина, Выборнова Вероника, Габдрахманова Арина, Гладкова Кристина, Дадажанова Лена, Дажук Ксюша, Ильченко Алина, Мельник Саша, Подколзина Арина, Пожилова Настя, Пономарева Варя, Шерстобитова Ксюша, Радушина Ира, Рябова Влада, Сидорович Вика, Халикова Камила, Хасанов Артур, Цыбуля Анжелика, Менщикова Полина. | https://vk.com/club187412516?w=wall-187412516_2527&ysclid=lo2pm5ojdg569440608 01.10.2023 Видео выставка «Быть стариками – не простая штука» https://vk.com/video-187412516_456239473?list=6c94ab517c40007c18 |
12 | «Штрихи творчества» Персональная выставка | Степанов Л.Н., Степанова Е.М. | Творческая характеристика | Налобина Юля | https://vk.com/club187412516?w=wall-187412516_2662 14.11.2023 Видео выставка «Штрихи творчества» https://vk.com/video-187412516_456239511?list=260896a9459715961f Открытие выставки https://vk.com/wall-187412516_2560 12.10.2023 Официальный сайт г.Мегион |
Использованная литература:
https://педакадемия.рф/жук-е-б-публикация/?ysclid=lp2biqas4x897510152
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование ситуации общения как главный фактор успешности обучения и повышения иноязычной компетенции учащихся.
Данная работа посвящена проблеме формирования навыков говорения обучающихся.Раскрываются главные аспекты и этапы речевой деятельности и факторы успешности влияющие на неё....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Проектная деятельность обучающихся на специальных курсах ....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства «Изучение и применение информационно-компьютерных технологий в процессе обучения изобразительному искусству»
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный ИКТ на уроках ИЗО....
Игра как средство реализации успешного урока изобразительного искусства.
Выбором темы для написания моей статьи послужил факт изменения условий жизни, в которых существуют на сегодняшний день наши дети. Современный мир значительно отличается от того, в котором росло наше п...
Исследовательская деятельность как фактор успешности современного гимназиста
В современных социально-экономических условиях развития России одной из приоритетных задач, решаемых как педагогической теорией, так и педагогической практикой, является проблема поддержки талантливых...
Доклад по теме Управление познавательной деятельностью обучающихся в группе продленного дня и положительная мотивация как один из факторов успешного обучения в классе.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют свою специфику в обучении. Она касается особенностей восприятия учебного материала, организ...