Учет психологических особенностей детей, как фактор успешности обучения
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Учет психологических особенностей, как фактор успешности обучения детей с ОВЗ
Выступление педагога-психолога на МО классных руководителей.
- Основные понятия.
Ведущая репрезентативная система
Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.
Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух.
Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Типы нервной системы
Слабый
- При длительном напряжённом задании быстро истощается
- Не может быстро реагировать на неожиданный вопрос учителя, при высоком темпе работы выполнять задания на сообразительность
- Испытывает трудности во время работы, требующей распределения внимания или его переключения-с одного вида работы на другой
- Затрудняется при выполнении заданий с ограниченными условиями (время, ответственность)
Сильный
- Малая степень отвлечения и высокая работоспособность
- Быстро реагирует на изменения в окружающей обстановке
- На уроке может усваивать большой по объёму, разнообразный по содержанию материал
- Может долго работать в интенсивном режиме.
Интелле́кт - общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение
Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.
- Данные диагностики по классам КО и КРО
5б класс
- В 5б классе большинство учащихся - визуалы (5 чел.).
- Я. Е., П. В. обладают слабой нервной системой.
- У 7 учеников – интеллектуальное развитие ниже возрастной нормы. Не развито словесно-логическое мышление.
- Среди учеников класса большой процент (6 детей, 75%)детей с высокой тревожностью (страх ситуации проверки знаний, страхи в отношениях с учителями)
7б класс
- В 7б классе большинство учеников - визуалы (10 чел.)
- С. Е., С. М. – слабая нервная система;
- У 7 учеников уровень интеллектуального развития ниже возрастной нормы (Л. В., А. Н., Л. Р., Яр В., С.М., С. К., П. Д.);
- Более чем у половины учеников класса повышенный уровень тревожности (страхи в отношениях с учителями).
8б класс
- В 8б классе преобладают визуалы (9 чел.)
- А. А., К. К. – слабая нервная система.
- У 2 учеников (К. К., В. Н.) - уровень интеллектуального развития ниже возрастной нормы
Классы КРО
Для учеников классов КРО характерной является кинестетическая репрезентативная система – 67%, аудиалы – 20% , визуалы – 13%.
У учеников классов КРО отмечаются недостатки развития всех познавательных процессов.
- Преобладает зрительно-моторно-слуховое запоминание (Я. Л., П. В., Я. Д., М. П., П. С., Я. Л., П. В., С. Т.). Этим детям необходимо для запоминания материала задействовать зрение, слух, моторику.
- 100% детей имеют низкую устойчивость внимания, трудности переключения, быструю утомляемость, т.е. недостатки внимания. Внимание развито на среднем уровне – Я. Е., М. П., П. В.. У остальных – низкий уровень
- Мышление этих детей конкретное, практическое. Средний уровень развития: Я. Е., М. П., Х. А., П. В. У остальных – низкий уровень
- Рекомендации
Рекомендации по типу репрезентативной системы
- Замечания воспримутся лучше, если: визуалу - покачать головой, погрозить пальцем; аудиалу сказать шепотом " ш-ш-ш", "тише"; кинестетику положить руку на плечо.
- При выполнении ребенком задания рекомендуется: визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами; кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (встать и попрыгать...).
- При общении используйте методы, понятные и близкие ребенку:
с визуалом употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия;
с аудиалом используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации);
с кинестетиком используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему "обыгрывать" информацию.
Рекомендации для индивидуальной работы с учениками со слабой нервной системой.
- Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа.
- Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
- Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал.
- Лучше всего не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал, следует отложить опрос на следующий урок.
- Путём правильной техники опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т.п.) нужно формировать у ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях.
- Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он и сам болезненно относится к ним.
- Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного.
- Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создать спокойную не нервозную обстановку.
Рекомендации по работе с тревожными детьми.
Правило 1. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример.
Правило 2. Избегайте соревновательных моментов в деятельности. Пусть лучше ребенок работает на уроке для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть.
Правило 3. Вводите ребенка в новую ситуацию на уроке и вне учебной деятельности осторожно, давая ему возможность спокойно ознакомиться с ней, понаблюдать за образцом действий (если таковые есть).
Активизация учебной деятельности
1. Занимательные задачи. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал.
2. Познавательные вопросы. Одним из путей активизации деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей деятельностью.
3. Развивающие упражнения. Развивающими называют такие упражнения, которые оказывают «существенное влияние, как на общее психическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей».
4. Творческие задания. Различные творческие задания дети выполняют с большим удовольствием. Их успешно можно применять на различных уроках.
- Развитие памяти, внимания и мышления (практикум) См. презентацию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные понятия. Ведущая репрезентативная система Тип нервной системы Интеллект Тревожность
Ведущая репрезентативная система Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения. Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух. Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Типы нервной системы Слабый Сильный При длительном напряжённом задании быстро истощается Не может быстро реагировать на неожиданный вопрос учителя, при высоком темпе работы выполнять задания на сообразительность Испытывает трудности во время работы, требующей распределения внимания или его переключения-с одного вида работы на другой Затрудняется при выполнении заданий с ограниченными условиями (время, ответственность) Малая степень отвлечения и высокая работоспособность Быстро реагирует на изменения в окружающей обстановке На уроке может усваивать большой по объёму, разнообразный по содержанию материал Может долго работать в интенсивном режиме.
Интелле́кт общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение
Тревожность постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.
5б класс
5б класс КО В 5б классе большинство учащихся - визуалы (5 чел.). Кинестетик – Я. Е.
5б класс КО Я. Е., П. В. обладают слабой нервной системой. У 7 учеников – интеллектуальное развитие ниже возрастной нормы. Не развито словесно-логическое мышление. Среди учеников класса большой процент (6 детей, 75%)детей с высокой тревожностью (страх ситуации проверки знаний, страхи в отношениях с учителями)
7б класс
7б класс КО В 7б классе большинство учеников - визуалы (10 чел.). Кинестетики – А. Х., П. Д., П. И., Л. А.
7б класс КО С. Е., С. М. – слабая нервная система; У 7 учеников уровень интеллектуального развития ниже возрастной нормы ( Л. В., А. Н., Л. Р., Я. В., С. М., С. К., П. Д .); Более чем у половины учеников класса повышенный уровень тревожности (страхи в отношениях с учителями).
8б класс
8б класс КО В 8б классе преобладают визуалы (9 чел.). Кинестетик – Я. Марк
8б класс КО А. А., К. К. – слабая нервная система. У 2 учеников ( К. К., В. Н .) - уровень интеллектуального развития ниже возрастной нормы
Классы КРО
Для учеников классов КРО характерной является кинестетическая репрезентативная система – 67%, аудиалы – 20% , визуалы – 13%.
Классы КРО У учеников классов КРО отмечаются недостатки развития всех познавательных процессов. Преобладает зрительно-моторно-слуховое запоминание ( Я. Лера, П. Ваня, Я.Дима, М. Паша, П. Саша, Я. Лиза, П. Витя, С. Тыси ). Этим детям необходимо для запоминания материала задействовать зрение, слух, моторику. 100% детей имеют низкую устойчивость внимания, трудности переключения, быструю утомляемость, т.е. недостатки внимания. Внимание развито на среднем уровне – Я. Екатерина, М. Паша, П. Ваня. У остальных – низкий уровень Мышление этих детей конкретное, практическое. Средний уровень развития : Я. Екатерина, М.Паша, Х. Афоня, П. Ваня . У остальных – низкий уровень
РЕКОМЕНДАЦИИ
Рекомендации по типу репрезентативной системы Замечания воспримутся лучше , если: визуалу - покачать головой, погрозить пальцем; аудиалу сказать шепотом " ш-ш-ш", "тише"; кинестетику положить руку на плечо. При выполнении ребенком задания рекомендуется: визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами; кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (встать и попрыгать...). При общении используйте методы, понятные и близкие ребенку: с визуалом употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия; с аудиалом используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации); с кинестетиком используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему "обыгрывать" информацию.
Рекомендации для индивидуальной работы с учениками со слабой нервной системой. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал. Лучше всего не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал, следует отложить опрос на следующий урок. Путём правильной техники опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т.п.) нужно формировать у ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он и сам болезненно относится к ним. Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создать спокойную не нервозную обстановку.
Рекомендации по работе с тревожными детьми. Правило 1. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример. Правило 2. Избегайте соревновательных моментов в деятельности. Пусть лучше ребенок работает на уроке для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть. Правило 3. Вводите ребенка в новую ситуацию на уроке и вне учебной деятельности осторожно, давая ему возможность спокойно ознакомиться с ней, понаблюдать за образцом действий (если таковые есть).
Активизация учебной деятельности 1. Занимательные задачи . Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность . Элементы занимательности вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал. 2. Познавательные вопросы . Одним из путей активизации деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей деятельностью . 3. Развивающие упражнения . Развивающими называют такие упражнения, которые оказывают «существенное влияние, как на общее психическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей». 4. Творческие задания . Различные творческие задания дети выполняют с большим удовольствием. Их успешно можно применять на различных уроках.
Развитие памяти и внимания
Посмотрите внимательно на первую картинку и запомните её изображение. Скажите, что изменилось на картинке №2
Развиваем зрительное восприятие и внимание. Сосчитайте, сколько на карточке цифр и букв? Назовите по порядку, какие здесь находятся цифры.
Зашумлённая картинка Необходимо увидеть предметы «спрятанные» на картинке.
Развитие мышления
Тема урока может быть зашифрована в виде ребуса
Мышление и логика
НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО ШКОЛУЗА НОЧАМЕД КЕНЗАЙНА УТИРОБАН
НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО ЗОЛУШКА ЧЕМОДАН НЕЗНАЙКА БУРАТИНО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности построения урока иностранного языка в младшей школе с учетом индивидуально-психологических особенностей детей
В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв...
Психологические особенности детей 7-10 лет, влияющие на успешность овладения ими иностранным языком
Психологические особенности детей 7-10 лет, влияющие на успешность овладения ими иностранным языком...
Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения
Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения...
Учет психологических особенностей младших школьников при обучении иностранным языкам
Учет психологических особенностей младших школьников при обучении иностранным языкам...
УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
УЧЕТПСИХОЛОГИЧЕСКИХОСОБЕННОСТЕЙМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВПРИ ОБУЧЕНИИИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ....
Учет психологических особенностей учащихся начальных классов при обучении грамматики
Учет психологических особенностей учащихся при обучении грамматики...
Статья "Учет психологических особенностей старшего школьного возраста в обучении иностранным языкам."
Учет психологических особенностей старшего школьного возраста в обучении иностранным языкам...