Доклад по теме Управление познавательной деятельностью обучающихся в группе продленного дня и положительная мотивация как один из факторов успешного обучения в классе.
методическая разработка (9 класс)

Некрасова Ксения Владимировна.

         Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют свою специфику в обучении. Она касается особенностей восприятия учебного материала, организации учебно-воспитательного процесса и многого другого. У большинства школьников отсутствует интерес к учению, снижено внимание, легко отвлекаются и быстро устают. Это требует более широкого включения в процесс обучения методов, вызывающих интерес к данному предмету. Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.

Мотивация учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности и один из факторов успешного обучения обучающихся на уроках, а также внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа № 1 г. Усолье - Сибирское»

Управление познавательной деятельностью обучающихся в группе продленного дня и положительная мотивация как один из факторов успешного обучения в классе.

Доклад

Подготовила

Воспитатель ГПД

Некрасова К.В.

2023 г.

         Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют свою специфику в обучении. Она касается особенностей восприятия учебного материала, организации учебно-воспитательного процесса и многого другого. У большинства школьников отсутствует интерес к учению, снижено внимание, легко отвлекаются и быстро устают. Это требует более широкого включения в процесс обучения методов, вызывающих интерес к данному предмету. Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.

Мотивация учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности и один из факторов успешного обучения обучающихся на уроках, а также внеурочной деятельности.

Для меня, как воспитателя группы продленного дня (ГПД) вопросы стимулирования познавательной деятельности, развития самостоятельности, познавательной активности, формирования положительной мотивации учащихся столь же актуальны ,как и для учителя-предметника.
Дети с недостатками умственного и физического развития требуют от учителя-воспитателя особого, индивидуального подхода в решении всех задач.
Формированию положительной мотивации в деятельности ГПД способствует атмосфера доброжелательного отношения между учителем и воспитанником. Занятия в ГПД это уже не урок в чистом виде, а значит ученик чувствует себя более свободно, раскованно, более комфортно. Меняются критерии оценки его деятельности. Нет груза ответственности за не правильный ответ и т.д.

Формирование мотивации - это создание условий для появления внутренних стимулов для обучения, понимание их самими обучающимися. Этот момент учебной деятельности особенно важен на этапе начального обучения детей с ОВЗ.

Для меня, как воспитателя группы продленного дня (ГПД) вопросы стимулирования познавательной деятельности, развития самостоятельности, познавательной активности, формирования положительной мотивации учащихся столь же актуальны, как и для учителя-предметника.

В режим внеклассной работы входит посещение факультативных занятий, самоподготовка (выполнение домашних заданий), а также внеурочная деятельность. При организации самоподготовки стараюсь без необходимости не вмешиваться в выполнение задания, а когда подсказываю ученику, советую обратить внимание на то или иное место в работе, где допущена ошибка. Задача воспитателя научить детей самостоятельно работать, работать с учебником, тетрадями, пособиями; развивать у учеников интерес к учебе, познавательной деятельности, воспитывать у учащихся трудолюбие, любознательность.

  Работа по развитию у обучающихся познавательной деятельности включена в программы внеурочной деятельности по двум направлениям:

  1. Духовно-нравственное направление. Курс «Земля – наш общий дом»
  2. Общекультурное направление. Курс «Прекрасное в нашей жизни».                               А также внеурочные занятия «Разговоры о важном».

В своей работе с обучающимися с ОВЗ для развития познавательного интереса я использую следующие приемы и методы мотивации:

1. Новизна получаемой информации.

2. Игровая деятельность. Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Я считаю ценным методом стимулирования интереса к учению метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности.  (Деловая игра, квест-игра, игра - соревнование).

3. Благоприятный психологический климат. Это опора на одобрение. Во внеурочной деятельности это может быть похвала ребёнка, положительное оценивание какого-то отдельного его качества. Атмосфера сотрудничества учителя-воспитателя и ученика в ходе всех занятий, нацеливание ребенка на ситуацию успеха.

4. Групповая работа и работа в паре. В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы обучающихся друг от друга и ребята рассматривают успех (или неуспех) как результат их коллективной деятельности. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений. Работа в паре особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки.

Коллективные формы работы, как нельзя лучше подходят для развития самостоятельности и инициативы детей. Именно групповую форму работы воспитанников использую для участия класса в различных творческих конкурсах, выставках. Раскрепощаясь, становясь более общительными, учащиеся группы осваивают новые виды деятельности, принимают участие в различных школьных, городских и областных конкурсах, по итогам проведений конкурсов дети и я были награждены грамотами, благодарностями.

5. Использование проблемно-поисковых методов.

Таким образом, мотивация – один из факторов успешного обучения обучающихся на уроках, а также во внеурочной познавательной деятельности.

Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.                                                                                      Отсутствие мотивов обучения и развития познавательной деятельности неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счете к совершению подростками правонарушений.

Анализируя, выше сказанное, можно сделать вывод, что мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности и воспитательной работы в группе продленного дня, направленной на социальную адаптацию воспитанников к полноценной жизни в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Формы организации познавательной деятельности обучающихся"

В докладе рассматриваются фронтальная , групповая, индивидуально - обособленная и коллективная формы познавательной деятельности обучающихся....

Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...

Устный счет на уроках математики в специальной школе VIII вида как один из факторов успешной социализации обучающихся.

УСТНЫЙ СЧЁТна уроках математикив специальной (коррекционной) школе VIII видакак  один  из  факторов успешной социализации  обучающихся.(из  опыта  работы)...

Доклад на тему: «Познавательная деятельность обучающихся на уроках географии».

Доклад на тему: «Познавательная деятельность обучающихся на уроках географии»....

ДОКЛАД на педсовете «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями»_26.12.2020

Игровые педагогические технологии   Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса на уроках русского языка.Психолого-педагогическая характерист...

Мобильный класс как один из факторов успешной подготовки к аттестации обучающихся

С уверенностью можно сказать,  что   будущее наших детей – это    их  деятельность  в   информационном обществе. Цифровая среда, в которой предс...

Буклет по теме Управление познавательной деятельностью в группе продленного дня и положительная мотивация в обучении детей с ОВЗ

Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.Приемы и методы мотивации в работе с обучающимися с ОВЗ:1....