Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."
учебно-методический материал
Работа с одаренными детьми – сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий постоянного роста мастерства педагогов и гибкости. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к теме одаренности, к проблемам обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Что такое одаренность? Кто такие одаренные дети? Как вести себя с вундеркиндами? Чем помочь родителям талантливых детей? Ответы на эти вопросы можно найти в методическом докладе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voronezhskaya_doklad_na_mo_1_noyabrya_2023_-_kopiya.docx | 41.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУДО «ДМШ №5 им. В. П. Дубровского» города Смоленска
Методический доклад
«Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности».
Преподаватель класса фортепиано –
Воронежская Светлана Анатольевна
1 ноября 2023 года
г. Смоленск
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к теме одаренности, к проблемам обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Что такое одаренность? Кто такие одаренные дети? Как вести себя с вундеркиндами? Чем помочь родителям талантливых детей?
Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Одаренность в психологии — особый уровень развития личностных способностей, который позволяет достигать незаурядных результатов в какой-нибудь деятельности, а иногда — и в нескольких ее видах.
Одаренность представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Ее признаки могут быть постоянными, но могут иметь и временный характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися способностями в том или ином виде деятельности.
В основе одаренности лежат природные задатки, например, музыкальный слух, высокая чувствительность к цветоразличению, большой объем легких, повышенная активность правого или левого полушария головного мозга. Иногда они имеют наследственный характер. Кроме особой предрасположенности у детей есть общие способности — в первую очередь, познавательные. Их уровень определяет эффективность и скорость получения, обработки и хранения информации, как и то, насколько успешно человек взаимодействует с окружающей средой и обществом.
В повседневной жизни именно с познавательными способностями — вниманием, памятью, мышлением, воображением, склонностью к творчеству — связывают понятие одаренности.
Способности есть практически у всех детей. Уровень их, безусловно, зависит от природных задатков, но не менее важно, чтобы окружающие вовремя заметили их и создать все условия для их развития.
В дошкольном возрасте именно родители лучше всего могут помочь детям реализовать свои потенциальные возможности. Семья маленького вундеркинда во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим.
Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.
Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка - чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, то есть тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и маленького вундеркинда. Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Во многих случаях именно взрослые начинают обучать свое чадо, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: спорт, музыка, живопись.
Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своих способностей.
Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным малышам. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление его индивидуальности. Такие родители, узнав о высоком потенциале ребенка, испытывают смущение и растерянность. Другие, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка, тем самым, удовлетворяя свое родительское тщеславие, постоянно подчеркивают, что он «талант». Многие же озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности», поэтому записывают его в студии, кружки и пр., руководствуясь скорее соображениями престижа, чем собственно интересами и склонностями малыша.
Наиболее многочисленная группа родителей - это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка, пытается помочь в его раскрытии. Но… часто сталкивается при этом с массой трудностей. И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами юного таланта. Поэтому огромное значение для поддержания и сохранения детской одаренности имеет стиль детско-родительских отношений.
Можно выделить несколько типов отношений родителей к одаренности:
- отрицательное, когда родители не желают признавать неординарность, талантливость своего ребенка;
- игнорирующее, когда родители игнорируют ранее проявление исключительности у детей и избегают вслух обсуждать их особые способности;
- положительное;
- и гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).
Поддержка родителей ведет к закреплению тех или иных форм поведения и отвержению других, не одобряемых ими. Одаренный ребенок юного возраста особенно чутко воспринимает это, поэтому реакция родителей будет определять, развиваться ли его способностям или нет, станет ли он двигаться вперед или попытается «спрятать» свою неординарность, стать как все.
А еще, как говорил российский пианист Денис Мацуев во время проведения марафона «Новое знание», помочь талантливым детям добиваться успеха может «… своеобразный симбиоз, совместная работа и ребёнка, и родителей, и педагога». Только в том случае, когда все три стороны готовы к постепенному развитию, можно говорить об успехе».
Поэтому задача образовательных учреждений (детских садов, музыкальных, художественных, спортивных школ) – создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.
В части взаимодействия организаций с родителями, сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности, осуществляется в основном по таким направлениям как:
1. психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
2. информационная среда для родителей;
3. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
4. поддержка и поощрение родителей на уровне учреждения.
В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготавливать родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и это - замечательно. Но главное - помочь понять родителям, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – ребенок. Цель - помочь родителям правильно выстроить свои взаимоотношения с ребёнком.
Можно использовать следующие формы работы:
1.Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
2.Презентации семейного опыта («Семейное счастье – в чём оно?», «Наши семейные традиции», «Трудно ли воспитывать детей?» и т.д.)
3.Лектории для родителей («Особенности одарённого ребёнка», «Роль понимания взрослыми одарённости», «Ступени становления детской одарённости» и др.)
4.Рекомендации.
5.Беседы, консультации (индивидуальные – по запросу родителей, тематические – по приглашению).
6.Родительские собрания в форме круглых столов, практикумов, «творческих копилок.
7.Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей – проекты, презентации, участие в конкурсах.
8.Поддержка и поощрение родителей на уровне детской организации. Благодарность и награждение родителей, активно участвующих в творческом становлении юных талантов необходимы для укрепления семейных уз и доверия родителям.
Включение семьи в систему работы учреждения с одаренными детьми позволит:
- организовать конструктивное сотрудничество с семьями воспитанников;
-привлечь родителей к участию в воспитательно - образовательном процессе;
-повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одаренных детей;
-осуществить общую стратегию воспитания и обучения детей.
Как оценить одаренность педагогу и как работать с одаренными детьми?
Если для оценки одаренности родители главным образом вооружаются наблюдательностью и умением слушать и понимать ребенка, то у педагогов для этого есть профессиональные инструменты (в помощь тесты Векслера, Стэнфорда – Бине, Слоссона, матрицы Равена, исследование феноменов Пиаже, беседы, личностные тесты).
Конечно, профессиональная диагностика - задача психолога. Однако и педагог может провести тесты, ознакомившись с необходимой литературой.
С чем мы сталкиваемся? С нехваткой времени, неумением диагностировать, отсутствием методической литературы. Но есть ряд рекомендаций, которые могут помочь педагогам:
1.Составьте план занятий с ребенком, учитывая его склонности и психологические особенности.
2.Определите темы консультаций по самым сложным вопросам для ученика, которые тормозят и не дают сделать рывок вперед.
3.Разработайте программу для освоения каждой сложной темы.
4.Выберите регулярную форму отчетности для ребенка по предмету — это могут быть тесты, вопросы, и так далее.
5.И главное, систематизируйте занятия.
Сейчас одно из самых перспективных направлений работы с одаренными детьми - это наставнические программы. Наставник — это советник, консультант, который является моделью поведения для ученика, но при необходимости может играть и роль критика, если это поможет ученику достичь целей. Взаимодействие с наставником помогает ребятам планировать будущую карьеру, выявлять приоритеты, ставить долговременные цели, а также формирует адекватную самооценку, развивает творческие и лидерские способности и умение жить в социуме.
Давайте еще раз напомним себе несколько рекомендаций «Как не надо вести себя с одаренным ребенком»»:
1.Не надо не обращать внимания на дар ребенка, но и не надо специально возвышать его до небес;
2.Не надо создавать «тепличные условия» для жизни;
3.Не надо считать его недосягаемым для всех;
4.Не надо слишком поощрять его любознательность (это может закончиться срывом);
5.Не надо слишком ускорять его развитие (это может быть ему и не по силам);
6.Не надо разжигать соперничество или ревность;
7.Не надо культивировать чувство превосходства над ровестниками;
8.Не надо драматизировать неудачи или выставлять напоказ любые недостатки ребенка;
9.Не надо усиливать его ранимость и чувство собственной вины.
Будущее наше – дети. И это будущее гораздо ближе к нам, чем принято думать. Оно смеется, плачет, заставляет страдать и радоваться, задает вопросы и ждет наших ответов.
Приведу несколько высказывания по нашей теме выдающихся наставников - талантливых, гениальных молодых музыкантов.
Преподаватель молодого пианиста Владислава Хандогий Ирина Юрьевна Семеняко, ведущий преподаватель отделения специального фортепиано в Республиканской гимназии-колледже при Белорусской государственной академии музыки, говорила, что потенциал ее ученика раскрылся не сразу, а в процессе работы. «Когда заставляют – тогда и результат соответствующий. Знаете, был такой великий педагог, пианист Генрих Густавович Нейгауз, у которого занимался Святослав Рихтер. Он своим студентам говорил: «Вы думаете, Слава лучше вас? Нет, ему просто больше всех надо». Когда ребёнку надо, родители просто должны ему помогать, создавать условия, развивать, водить в театры, на концерты, книжки читать».
А вот слова Дениса Мацуева, российского пианиста, народного артиста России, президента благотворительного фонда «Новые имена»): «Талант родителей и талант педагогов не менее важен, чем талант маленького чада. Мои родители бросили все в Иркутске в 1991 году и переехали со мной в Москву. Это происходило со слезами на глазах, но они понимали: это тот момент, когда надо действовать. Мой успех – это, безусловно, их успех. От родительской мудрости зависит зарождение таланта-самородка. Есть родители, которые хотят всё и сразу. Они начинают эксплуатировать ребенка за инструментом по 12 часов. Но этого не нужно. Родительская профессия – это профессия философа, профессия наставника. Мнению родителя ребёнок должен доверять».
Преподаватель Варвары Кутузовой – лауреат международных конкурсов Мира Марченко, на вопрос «Какой совет вы можете дать родителям одаренных детей?» ответила так: «У меня совет очень простой, материнский. Для того чтобы эти дети были успешными, во-первых, их надо любить, а не использовать как источник для заработка денег. Второе – нужно доверять преподавателю, которому вы отдаете ребенка. Это самое главное. Потому что, когда нет доверия или когда ребенок достигает успеха, а родители считают, что это их успех, это неправильно. Ребенку это может навредить. Родителям нужно быть более терпеливыми. К сожалению, это удается не многим. Большинству хочется все и сразу. Им кажется, что, если они поймали звезду, значит, она будет светить вечно. Педагог же понимает, что надо серьезно трудиться дальше, что ребенку предстоит большая работа. Задача педагога – подготовить ребенка ко всем трудностям».
Работа с одаренными детьми – сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий постоянного роста мастерства педагогов и гибкости.
1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
2. Оценивайте уровень развития ребенка.
3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении, что является признаком одаренности.
5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
6. Развивайте в детях уверенность, понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих, интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску, уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству, а также привычку опираться на собственные силы, готовность нести ответственность за свои поступки и умение помогать находить общий язык и радость от общения с людьми всех возрастов.
Литература
1.Забродин Ю.М., Бурменская Г.В. Одаренные дети. – М.: Прогресс 1991 – С.376.
2.Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004 – С.310.
3.Ладонина, Ю.А. Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по сопровождению детей, имеющих признаки одаренности / Ю.А. Ладонина. – Ростов, 2020 – С.8.
4.Панов, В.И. Одаренность как проблема современного образования [Текст] / В.И. Панов. – Самара, 2007 – С.477.
5.Попова Е.В., Думанова О. В. Взаимодействие с родителями в работе с талантливыми детьми [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014.
6.Рычкова, В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье / В. В. Рычкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 10 (33). — Т. 2. — С. 181-184.
Источники:
1.https://pedsovet.org/article/razvivaem-detskuu-odarennost-poleznye-sovety-dla-ucitela
2. https://www.maam.ru/detskijsad/soprovozhdenie-semei-imeyuschih-detei-s-priznakami-odarenosti.html
3.https://36on.ru/health/children/52700-novye-imena-denis-matsuev-i-ego-talantlivye-deti?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в развитие детской одаренности: опыт психолого-педагогической поддержки и социального взаимодействия.
Я убеждена, что эффективность воспитания такого ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играю...
Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей
Слово "одаренность" происходит от слова "дар". Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...
Роль семьи в развитии детской одаренности
Одаренность существует лишь в постоянном развитии и главную роль в развитии одаренности играет семья. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности ...
Программа педагогического сопровождения семей имеющих детей с ОВЗ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫпрограмма педагогического сопровождения семей имеющих детей с ОВЗ«СЕМЕЙНЫЙ ОЧАû Заволжском политехническом колледже на 2019 – 2020 учебный год Основание для р...
Организация работы социального педагога школы по сопровождению семьи, имеющих детей с ОВЗ
В методической рекомендации рассматриваются следующие вопросы : 1. Социальное представление на обучающегося ОВЗ; 2. План индивидуальной работы социального педагога с обучающейся ОВЗ; 3. Карта индив...
Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности в образовательной среде
Одним из важных условий развития одаренности детей и подростков является организация их психолого-педагогического сопровождения....
Методическая разработка: «Детско-родительский Telegram чат «Вместе Познаем и Фантазируем» как альтернативная форма образовательного сотрудничества учителя-дефектолога и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ».
Актуальность методической разработки. В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий в дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждени...