Роль семьи в развитие детской одаренности: опыт психолого-педагогической поддержки и социального взаимодействия.
статья на тему
Я убеждена, что эффективность воспитания такого ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению одаренного ребенка, и участвуют в ее реализации.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_shkoly_s_semyoy.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество школы с семьёй, где растет одаренный ребенок.
Антонова Анна Юрьевна
– заместитель директора по воспитательной работе
МОУ «Гимназия №24»
Смотракова Людмила Николаевна
– учитель биологии и химии МОУ «Гимназия №24»
Для каждой страны достаточно значимо все, что связано с формированием интеллектуальной элиты. От решения этой задачи во многом зависит развитие страны и нации. О проблеме одаренности написано очень много, но об организации совместной деятельности школы и с семьей, где растет такой ребенок, информация практически отсутствует.
Одаренный ребенок – это, с одной стороны, всегда творческая личность. Этих детей отличают упорство и настойчивость в достижении цели, они чрезвычайно требовательны к себе, они весьма и весьма любознательны. С другой стороны, одаренный ребенок не всегда «удобный», порой не умеет «строиться», как все, часто бывает гиперактивным. Одним словом, такие дети незаурядны и требуют незаурядных форм развития и индивидуального подхода.
Появилась настоятельная потребность общества в творческих, деятельных и одаренных, интеллектуально и духовно развитых гражданах. Поэтому проблема выявления и «выращивания» талантов имеет огромное значение. Но имеет важное значение и то, как чувствуют себя эти таланты, будут ли они психологически здоровыми, пока растут и когда вырастут и вообще, какими людьми они станут. Когда речь идет об одаренности или таланте, мы имеем дело со счастливым отклонением от нормы, от средних показателей. Благодаря определенным особенностям поведения, умению абстрагироваться, ставить интересные вопросы, делать выводы одаренные учащиеся обращают внимание ученых, учителей, психологов, друзей, родителей.
Эффективность воспитания такого ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению одаренного ребенка, и участвуют в ее реа лизации.
В нашей гимназии выявление и поддержка одаренных детей является важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в основной системе и в системе дополнительного образования детей. Среди задач, которые необходимо решать в сопровождении одаренных детей, можно выделить следующие:
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
- формирование адекватной самооценки;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
- профилактика неврозов;
- предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;
- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.
Особое место в программе мы уделили организации родительского всеобуча, помогающего определить сферы взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания детей.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания одаренного ребенка. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Практика нашей гимназии показала, что более всего в работе с одаренными учащимися подходят следующие формы:
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада ний и т.д.
Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
В классах одаренные дети встречаются единично, поэтому нужно использовать различные приемы, с помощью которых будет интересно всем учащимся в классе. Например, метод для активизации мыслительных процессов:
Вопросы для обычного ребенка: | Вопросы для одаренного ученика: |
назовите, расскажите, перечислите, опишите, изложите по порядку, придумайте другой вариант, что вам больше всего не нравится | сформулируйте, установите, соотнесите, покажите взаимосвязь, суммируйте, объясните смысл, объясните причины, классифицируйте, разработайте новый вид |
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре небрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон сультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
А как правильно вести себя педагогу, воспитателю в общении с одаренными детьми?
Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе субъектно-объектных отношений: «Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю». Для одаренных детей такой стиль не приемлем. «Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир». А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен быть смелым и энергичным, склонным к экспериментированию, учитель должен обладать творческим стилем деятельности. Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей.
Невольно приходят на память слова А.П. Чехова, сказанные однажды: «Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей, но в искусстве обмануть нельзя». Эти слова непреходящи на все времена и в учительской профессии, ведь каждый урок – искусство общения с детьми, искусство учителя так преподнести учебный материал, чтобы школьникам (пусть не всем!) захотелось узнать больше, прочитать, сходить в библиотеку, посмотреть в интернете. Именно поэтому цель педагога – помочь ребенку раскрыть все заложенные в нем задатки, пройти вместе с ним путь, на котором он не только будет «открывать» для себя новые знания, новые грани мира, но и познавать самого себя, свою уникальность, свою роль и место в окружающем мире. Эта задача кажется достаточно трудной, но ведь и самый легкий, и самый тяжелый путь начинаются с первого шага. Без всего этого невозможна наша работа.
Литература:
Рабочая концепция одаренности [электронный ресурс] / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 2003. http://odardeti.ru/static.php?mode=conceptofgiftedness
Аксенова И.В., Паршукова Т.И. Программа «Работа с одаренными детьми «Попробуй сам». 5–9-й классы [электронный ресурс] // Сайт «Фестиваль педагогических идей»
Ведерникова Н.И. Программа «Одаренные дети» (система работы школы с одаренными учащимися) [электронный ресурс] // Сайт «Фестиваль педагогических идей».
http://festival.1september.ru/articles/314951/
Селезнева Т.К. Программа педагогического сопровождения одаренных и способных гимназистов 1–11-х классов [электронный ресурс] // Сайт «Фестиваль педагогических идей». http://festival.1september.ru/articles/417506/
Сентябрева Н.В. Система работы с одаренными детьми [электронный ресурс] // Сайт «Фестиваль педагогических идей». http://festival.1september.ru/articles/213480/
Панов В.И. К проблеме выявления (идентификации) одаренных детей [электронный ресурс] // Сайт «Российская психология». http://www.rospsy.ru/files/file/%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8B%20pdf/34.pdf
Учитель и одаренные дети [электронный ресурс] // Сайт «Заочные электронные конференции». http://www.econf.rae.ru/pdf/2009/10/52720e0035.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».
Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В. На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...
Роль семьи в развитии детской одаренности
Одаренность существует лишь в постоянном развитии и главную роль в развитии одаренности играет семья. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности ...
Механизм поддержки и развития детской одаренности в школе при участии органов общественного управления
Описана система и полный механизм работы с одаренными детьми на примере конкретной школы...
Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педаго¬гического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.
Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адаптации и социализации обучающихся с РАС, д...
Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности в образовательной среде
Одним из важных условий развития одаренности детей и подростков является организация их психолого-педагогического сопровождения....
Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"
В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...
Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."
Работа с одаренными детьми – сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...