Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности в образовательной среде
статья

Аллаутдинова Зульфия Фаритовна

Одним из важных условий развития одаренности детей и подростков является организация их психолого-педагогического сопровождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого -педагогическое сопровождение развития детской одаренности в образовательной среде.

       Одарённость человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В. А. Сухомлинский

     Развитие детской одаренности весьма перспективное направление. Ученых разных времен неизменно привлекал вопрос возникновения гениев, развития талантов. Не утихают научные споры о том, действительно ли все дети талантливы, почему угасают яркие способности, которые были присущи ребенку в детстве, помогают ли специальные программы развитию одаренности. Педагоги отмечают: если в системе развивать способности ребенка, то происходят позитивные изменения в его развитии. В силу разных условий воспитания, особенностей личностного развития каждый ребенок достигает своего результата, поднимаясь по своей лесенке развития все выше и выше. Осознание ребенком того, что он овладел определенным умением, решил поставленную задачу, окрыляет ребенка помогает ему достичь новых результатов. 

Одним из важных условий развития одаренности детей и подростков является организация их психолого-педагогического сопровождения.

В словаре В.И. Даля слово «сопровождение» имеет следующие значения: «сопутствовать», «идти вместе», «следовать».

    Э.Ф. Зеер определяет психологическое сопровождение как движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание помощи и поддержки. Сопровождение рассматривается как способ включения индивида во взаимодействие с целью обеспечения условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов.

     Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории  детей: 
1) учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях  (выявляются уже в младшем школьном  возрасте);
2)  учащиеся с признаками специальной, умственной  одаренности в определенной области науки  или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);
3)   учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но 

обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в  старшем школьном  возрасте).

     Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию. Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей.  Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.
    Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей предполагает экспертизу программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений с позиций обеспечения помощи и реализации диагностического, консультационного, развивающего и коррекционного направлений.  При этом особо выделяется направление деятельности, связанное с педагогическим просвещением и образованием, направленным на формирование педагогической культуры, развитие компетентности учащихся, педагогов и родителей.

    Диагностическое направление предполагает изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей0 Педагогам и психологам необходимо по/ мочь в осуществлении выбора деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с интересами, психофизиологическими и личностными свойствами и особенностями.  Следует отметить, что диагностика одаренности должна опираться на принцип комплексности оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; анализ поведения ребенка в сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют склонностям и интересам; оценки признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития и т.д. Но для образовательной практики оценка одаренного ребенка не должна выступать самоцелью, поскольку ее необходимо связывать с задачами обучения и воспитания, оказания психологической помощи и поддержки.  Иначе говоря, диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс.

    Консультационное направление призвано не только поддержать одаренного школьника в выборе деятельности, но и обеспечить сознательный выбор, формирование способности учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути0 Коррекционно-развивающее направление предполагает работу с одаренными детьми по раскрытию потенциальных возможностей, где особое значение имеет игра как фактор развития, особое отношение к окружающему миру; деятельность, которая изменяется и развивается как субъективная деятельность. По мнению Г. П. Щедровицкого, игра как особая форма детской жизни выработана или создана обществом для управления развитием интеллектуально-творческих способностей детей, в котором следует соблюдать следующие условия: игра представляет собой набор задач; задачи предлагаются ребенку в разной форме; задачи имеют широкий диапазон трудностей; постепенно возрастает уровень трудности задач в игре, что способствует развитию творческих способностей; используются разнообразные творческие игры; создается атмосфера свободного и радостного творчества. По А. И. Савенкову, продолжительность и интенсивность игр, в которых ребенок реализует свою поисковую активность, зависят не только от его умений, но в большей степени определяются возможностями разнообразия и изменчивости условий, в которых он находится, характером материала и степенью возбуждения, предлагаемого внешней средой.  В связи с этим целью всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми выступают: формирование уверенности в успехе и признании; обеспечение возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищенность; развитие умений и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний; развитие коммуникативных умений и навыков; снижение уровня тревожности и формирование адекватной самооценки;

        Основные направления развивающей работы с одаренными детьми могут быть представлены как организация групповой и индивидуальной рефлексии; тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д.        Педагогическое просвещение и образование направлено на организацию работы с родителями одаренных детей как участниками учебно-воспитательного процесса. При этом работа с родительской общественностью рассматривается как задача психолого-педагогического сопровождения традиционных форм консультирования и просвещения, так и новых форм совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, позволяющих повысить педагогическую и психологическую культуру одаренного ребенка. По мнению В. С. Юркевича, педагог, выбирая механизм работы с одаренными детьми, зачастую ориентируется на определенные характеристики, в той или иной мере присущие ему самому (познавательные интересы, высокая потребность в самореализации, особая эмоциональная чувствительность и т.д.), в силу чего оказывается на грани работы -на износ.  Поэтому необходимы профилактические меры, связанные с организацией условий работы в данном направлении:  специальные клубы, где учителя получали бы в полной мере необходимую эмоциональную и профессиональную поддержку; специальные

релаксационные мероприятия для педагогов; создание благоприятных возможностей для реализации вне профессиональных интересов (занятия искусством, спортом, разного рода –хобби); наличие специальных культурно-туристических программ для педагогов, предусматривающих возможности интересного, регулярного и доступного отдыха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитие детской одаренности: опыт психолого-педагогической поддержки и социального взаимодействия.

Я убеждена, что эффективность воспитания такого ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играю...

Доклад по теме: Психолого-педагогические условия социального развития детского коллектива

Психолого-педагогические условия социального развития детского коллектива. Доклад составила педагог дополнительного образования Аверкина Г.Н.В докладе рассмотрены следующие вопросы:- какие этапы в сво...

Статья «Развитие детской одаренности в условиях образовательной среды современной школы».

В статье описана работа с одаренными детьми в современных условиях школы. Задачи и цели, которые я ставлю при этом....

Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями в неорди...

Психолого-педагогические особенности современных детей и формирование новой образовательной среды.

В статье рассматриваются характерные черты современных детей и возможноти формирования новой образовательной среды....

«Создание условий для развития детской одаренности в образовательной организации»

Описание опыта системы поддержки одаренных детей в МОУ "СОШ № 26"....

Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."

                         Работа с одаренными детьми –  сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...