Организация работы социального педагога школы по сопровождению семьи, имеющих детей с ОВЗ
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_individualnogo_soprovozhdeniya_ovz.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«___________________________ средняя общеобразовательная школа»
КАРТА
индивидуального сопровождения учащегося ОВЗ
Фамилия______________________________
Имя __________________________________
Отчество______________________________
Начат_______________
Окончен ______________
1. Первичная информация о ребенке ОВЗ
Информационный лист о семье ребенка.
Сведения о родителях:
Мать_________________________________________________________________________
(фамилия имя отчество)
Место работы_________________________________________________________________
Образование_________________________Должность________________________________
Гражданство __________________________________________________________________
Возраст_______________________________________________________________________
Отец _________________________________________________________________________
(фамилия имя отчество)
Место работы__________________________________________________________________
Образование_________________________Должность________________________________
Гражданство__________________________________________________________________
Возраст ______________________________________________________________________
Категория семьи | Многодетная |
Мать –одиночка | |
Потеря кормильца | |
Малообеспеченная | |
Неблагополучная | |
Другое | |
Сведения о семье | Кол-во членов семьи |
Кол-во детей в семье | |
Дополнительная информация о семье (образ жизни, психологический климат и т.д.) |
Сведения о родственниках, или лицах, заменяющих родителей (законный представитель несовершеннолетнего):
ФИО_________________________________________________________________________
Родственные отношения (или кем приходится) _____________________________________
Адрес проживания: ____________________________________________________________
Оценка стресс-факторов в семье
(подчеркнуть или вписать дополнительно)
Социальные | Со стороны родителей | Со стороны ребенка |
Безработица Неполная семья Многодетная семья Перенаселенность Религиозность Социальная изоляция | Психические заболевания Алкоголизм обоих или одного Наркомания обоих или одного Проблемы брака (разводы и др.) Трудности в воспитании | Отклонение в поведении Хронические заболевания Инвалидность Расстройство психики |
2. Регистрационная карточка учащегося ОВЗ
ФИО ребенка, класс, дата зачисления в ОУ | |
Дата рождения | |
Домашний адрес, телефон | |
Образовательная программа | |
Заключение ТПМПК (дата, №) | |
ФИО родителей, место работы, телефон | |
Дополнительная информация о родственниках | |
ФИО классного руководителя, телефон | |
ФИО учителя-логопеда, телефон | |
ФИО учителя-дефектолога, телефон | |
ФИО социального педагога, телефон |
|
ФИО педагога-психолога, телефон | |
Круг общения, близкие друзья | |
Состояние здоровья (группа здоровья) |
3. Получаемые социальные льготы
Питание | Учебники | Посещение культурно-массовых мероприятий | Другое | Примечание |
4. Информация о результатах индивидуальной работы с учащимся ОВЗ
Дата | Мероприятия | Результат | Примечание |
5. Диагностический материал
1.Занятость во внеурочное время.
Наименование секции, объединения | Наименование организации | С какого времени посещает | ФИО руководителя | Дни, время посещения | Причины окончания посещения |
2.Табель успеваемости.
№ п.п. | Предметы | Оценки и пропуски по четвертям | Год | |||||||
1 ч. | пропуски | 2 ч. | пропуски | 3 ч. | пропуски | 4 ч. | пропуски | |||
3. Организация отдыха и оздоровления в лагерях
Время отдыха | Место отдыха | Примечание |
ноябрь | ||
январь | ||
март | ||
июнь | ||
июль | ||
август |
6. Психолого-педагогическая характеристика на учащегося ОВЗ.
7. Необходимые документы:
- Социальное представление для ТПМПК;
- Заключение о создании специальных для получения образования обучающемуся с ОВЗ, инвалидностью;
- Заявление на бесплатное питание
8. План индивидуальной работы социального педагога с обучающейся ОВЗ
Директору МБОУ
«…………… СОШ»
ФИО______________________
от родителей ФИО___________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу Вас поставить на бесплатное питание моего сына (дочь)
Фамилия_______________
Имя _________________
Отчество _________________
Дата рождения
Ученика (цу) _________ «___» класса
Домашний адрес: улица ____________________
Дом_____ кв. _____
СНИЛС: __________________________________
Статус: многодетная семья, малообеспеченная семья, с ограниченными возможностями здоровья, опекаемый(ая) (нужное подчеркнуть)
Документы прилагаются (подчеркнуть):
- Копия удостоверения многодетной семьи
- Справка с центра соц.выплат
- Копия заключения ПМПК
- Копия постановления ОПЕКА
- Копию свидетельства о рождении ребёнка
- Копию паспорта одного из родителей (чей банковский счёт указан)
- Копия документа, подтверждающего родство (в случае, если разные фамилия с ребёнком)
- Копию СНИЛС ребёнка
«___» _______________ 202___г
Подпись___________________
План индивидуальной работы социального педагога с обучающейся ОВЗ ___(кл.)
ФИО, год рождения
на 2021-2022 учебный год
Основание: заключение ТМПМК г………….. № 00 от 00.00.2022
Образовательная программа: АООП ООО обучающихся с ЗПР
Цель: обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения обучающейся и ее семьи по вопросам координации взаимодействия субъектов образовательного процесса, воспитания, развития и социализации.
Задачи:
- создание особых условий для реализации образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий, способствующих освоению основной образовательной программы;
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации и формирования здорового образа жизни;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки |
1 | Методическая работа: - изучение нормативных документов по работе социального педагога с обучающимся с ОВЗ; - изучение заключения ПМПК на обучающегося; - составление плана работы с обучающимся | Постоянно |
2 | Диагностическая работа: - индивидуальные беседы с родителями, классным руководителем; -мониторинг учебной деятельности; -выявление характера поведения через наблюдение во время занятий, на переменах, в общении со сверстниками, одноклассниками, учителями; - определение общих проблем семьи и её особенностей, определение целей и ожиданий семьи; - изучение социально-экономического аспекта жизнедеятельности семьи (размер семьи, состав семьи, уровень образования родителей, социальный статус семьи) | В течение учебного года По необходимости |
3 | Коррекционно-развивающая работа: - координация взаимодействия субъектов образовательного процесса; - Диагностическое обследование совместно со специалистами социально-психологической службы (получение объективной информации об организованности учащегося, умении учиться, уровню знаний по предметам методом наблюдения, взаимодействия с педагогами) | В течение учебного года По необходимости |
4 | Профилактическая работа: - индивидуальные консультации с родителями и обучающимся по проблемам социализации, по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ; - групповые консультирования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (классные часы, часы общения и т.д.) | В течение учебного года По необходимости |
5 | Посещение семьи с целью изучения ЖБУ проживания несовершеннолетнего | В течение учебного года По необходимости |
6 | Вовлечение несовершеннолетнего в участие в районных спортивных и культурно -массовых мероприятиях, во внеклассные и общешкольные мероприятия | В течение учебного года |
7 | Содействие в организации оздоровления несовершеннолетнего в каникулярный период | В течение учебного года |
8 | Защита прав и интересов несовершеннолетнего в различных инстанциях | В течение учебного года |
9 | Контроль за соблюдением прав обучающегося в школе (бесплатные занятия педагога-психолога, логопеда, включение в социально-полезную деятельность, организация бесплатного питания) | По необходимости |
10 | Консультирование родителей обучающегося: - информирование родителей по социальным, правовым и другим вопросам; - занятость несовершеннолетнего во внеурочное время; - о необходимости контроля посещаемостью школьных занятий, выполнения домашнего задания, обязательного посещения дополнительных кружковых занятий, спортивных секций; -организация каникулярного периода | В течение учебного года |
11 | Учебно-методическое направление: - повышение уровня правовой грамотности и информирование о работе службы «Телефон доверия» (распространение памяток, социальных роликов, буклетов) | В течение учебного года |
Социальный педагог: ФИО
Социальное представление на обучающегося
(составляет социальный педагог или воспитатель образовательной организации)
Общие сведения
Ф.И.О. ребёнка____________________________________________________________________
Дата рождения____________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Название образовательной организации_____________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Наличие инвалидности (№ документа, подтверждающий статус ребенка-инвалида
__________________________________________________________________________________
Анамнестические сведения
Неблагоприятные факторы развития (развитие психомоторных и речевых функций, наследственность и вредные привычки родителей и др.)
___________________________________________________________________________
Сведения о семейном воспитании
Семья (полная, неполная) ___________________________________________________________
ФИО матери (законный представитель) _______________________________________________
Возраст_______________
Образование______________________________________________________________________
Место работы_____________________________________________________________________
ФИО отца (законного представителя) _________________________________________________
Возраст________________Образование_______________________________________________
Место работы_____________________________________________________________________
Материальные условия в семье_____________________________________________________
Язык (родной, двуязычие) ___________________________________________________________
Национальность __________________________________________________________________
Тип семейного воспитания (форма общения с ребенком, характер взаимоотношений в семье) ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Социально-бытовые условия жизни и воспитания ребёнка, степень его социопсихологический адаптированности (жилье собственное/съемное, условия проживания ребенка (комната, уголок, стол и др.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные особенности развития ребёнка, определяющего необходимость создания специальных условий обучения и воспитания_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Заключение социального педагога
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
«______» _____20___г. Подпись специалиста: _____________________________/расшифровка
Подпись руководителя ОО: _________________________/расшифровка
М.П
Содержание заключения социального педагога
Социальный педагог собирает информацию о ребенке, его семье, ситуации в школе, для этого проводятся беседы со всеми заинтересованными лицами: учащимися, педагогами, психологами, родителями. В результате составляется социальное представление на обучающегося, воспитанника.
Тип семейного воспитания
(форма общения с ребенком, характер взаимоотношений в семье)
Тип семьи (выводы делаются на основании проведенной беседы):
- благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи стабильно положительная);
- неблагополучная:
- педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания); отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, физические наказания, низкая осведомленность об интересах, поведении ребенка вне школы);
- нравственно-неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, не работают, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
- конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители часто раздражены, жестоки, нетерпимы).
Характер взаимоотношений родителей с ребенком:
- семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
- чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
- попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка);
- сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т.д.).
Воспитание вне семьи (в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания).
Характер взаимоотношений родителей со школой:
- направленность на сотрудничество;
- игнорирование требований школы;
- конфликтность с представителями школы.
Социально-бытовые условия жизни и воспитания ребёнка,
степень его социопсихологический адаптированности
(жилье собственное/съемное, условия проживания ребенка (комната, уголок, стол и др.)
Жилищные условия семьи (отдельная квартира; комната в общежитии, коммунальной квартире; снимают жилье), условия проживания соответствуют /не соответствуют санитарным нормам, жизненным потребностям ребенка.
Подробно характеризуются бытовые условия жизни ребенка:
- питание;
- одежда;
- наличие индивидуального места для сна;
- наличие условий для учебных или игровых занятий;
- и т.п.
На основании педагогической характеристики и успешности беседы с родителями (педагогами) социальный педагог может оценить социопсихологическую адаптированность ре6енка:
- нормальный уровень социопсихологической адаптированности
- средний уровень социопсихологической адаптированности
- низкий уровень социопсихологической адаптированности
- социопсихологическая адаптированность отсутствует
Социально-эмоциональная адаптированность
- навыки самообслуживания;
- сформированность социально-коммуникативных норм
Степени выраженности: сформированы, сформированы недостаточно, не сформированы, специфичны.
Социально-бытовая адаптация, установки:
Знание и умение применять бытовые навыки; адаптированность к изменяющимся условиям; посещение дополнительных занятий, секций, кружков; участие в конкурсах, соревнованиях и др.; умение преодолевать трудности
Основные особенности развития ребёнка, определяющего необходимость создания специальных условий обучения и воспитания
Социальный статус ребенка
- ребенок-инвалид;
- ребенок-сирота (родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах);
- ребенок злоупотребляет ПАВ;
- ребенок состоит на учете в КДН;
- ребенок совершает правонарушения.
Особенности эмоционально-волевой сферы, поведения, личностно-характерологические, типологические:
Преобладающее настроение ребенка (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка), резкие колебания настроения. Степень эмоциональной возбудимости, раздражительность, вялость, заторможенность, инертность. Наличие аффективных вспышек, внушаемость, негативизм, снижение критики. Способность к волевому усилию, настойчивость при встречающихся трудностях. Соблюдение правил поведения в школе, дома, на улице. Взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Проявление инициативы в играх, заданиях, занятиях или следование примеру других. Интересы и склонности (в каких видах деятельности они проявляются). Отношение к критическим замечаниям, поощрению похвале. Характер эмоциональных реакций во время выполнения заданий. Стойкость и выраженность интересов.
Контактность (как вступает в контакт - легко, охотно, медленно, с трудом, контакт формальный). Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена, отмечаются замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявление аутизма). Отношение к своему дефекту (индифферентное, фиксация на дефекте, стремление к его преодолению).
Заключение социального педагога
Заключение социального педагога не зависит от знаний, умений, навыков, ресурсов развития и здоровья ребенка.
Индивидуальное заключение социального педагога должно отразить:
- социальный статус семьи (полная, неполная, приемная, опекаемая, многодетная, малообеспеченная, социально благополучная, социально неблагополучная, находящаяся в трудной жизненной ситуации и т.д.);
- социальный статус ребенка (ребенок-сирота, ребенок-инвалид, опекаемый, приемный, бродяжничество, злоупотребление ПАВ, правонарушения);
Социальный педагог выясняет проблемы межличностного характера: межличностные, социальные, семейные проблемы детей и подростков, особенности адаптации ребенка к школе, трудности испытываемые ребенком в школе:
- усвоение школьной программы;
- освоение норм поведения, особенностями социальных контактов.
Социальный педагог определяет степень развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением ребенка в различные социальные связи, ранжирует их. Он описывает личностные особенности ребенка, рисует «социальный портрет» его личности.
С целью единого подхода к формулированию индивидуальных заключений социальных педагогов предлагаются к использованию рекомендации по формулированию индивидуальных заключений (более подробно можно ознакомиться на сайте АУ «Институт развития образования», ЦПМПК) в методических рекомендациях «Организация и технология социально-педагогической деятельности психолого-медико-педагогической комиссии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План индивидуальной работы социального педагога с родителями неблагополучной семьи, состоящей на контроле в школе в текущем учебном году
Беседы с родителями неблагополучной семьи...
Организация работы социального педагога школы по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Данный материал может использован социальными педагогами школы в работе с опекаемыми детьми...
Организация работы социального педагога школы с учащимися, состоящими на различных видах учета
Индивидуальная карта сопровождения несовершеннолетнего, состоящего на различных видах учета ...
«Организация работы социального педагога при психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в образовательных организациях»
Сопровождение ребенка (группы детей) с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаю...
Программа педагогического сопровождения семей имеющих детей с ОВЗ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫпрограмма педагогического сопровождения семей имеющих детей с ОВЗ«СЕМЕЙНЫЙ ОЧАû Заволжском политехническом колледже на 2019 – 2020 учебный год Основание для р...
Организация работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Работа клуба «Подросток»
Формы и методы работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Организация работы школьного клуба "Подросток"...
Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."
Работа с одаренными детьми – сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...