Роль семьи в развитии детской одаренности
статья на тему

Балабаева Оксана Анатольевна

Одаренность существует лишь в постоянном развитии и главную роль в развитии одаренности играет семья. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. А так как школа, оказывается, не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей, и сложно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей, то это право работы с одаренными детьми взяла на себя система дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Выступление на тему: «Роль семьи в развитии детской одаренности»

педагога дополнительного образования

Балабаевой О.А.

Мичуринский район, 2017г.

Одаренность, безусловно, дар природы. Родители первыми замечают признак одаренности в ребенке, от их реакции и дальнейшего отношения во многом зависти судьба юного дарования. Распространено мнение, что если дар дан человеку, то он не исчезнет и обязательно проявится. Однако исследования последнего времени опровергли эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном развитии и главную роль в развитии одаренности играет семья. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. А так как школа, оказывается, не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей, и сложно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей, то это право работы с одаренными детьми взяла на себя система дополнительного образования.

 В условиях учреждения дополнительного образования этого добиться реально, так как, именно дополнительное образование расширяет сферу творчества одаренного ребенка.  Я убеждена, что эффективность воспитания такого ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют педагог и семья. Ведь в основе взаимодействия должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Практика моей работы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися подходят следующие формы:

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения. Традиционно стало использование  электронного почтового ящика, через который я могу общаться непосредственно с учеником и его родителями, обмениваясь файлами с информацией, в большие праздники подписываю и рассылаю поздравительные открытки каждой семье.

Очень популярны открытые занятия, которые организуются с целью ознакомления методикой преподавания. По желанию родителей и в удобное  время  проводятся занятия, где любой родитель может посмотреть, как занимается его ребенок, как ведет себя, порадоваться за успехи. Также традиционны стали досуговые спортивные мероприятия, где родители соревнуются вместе с детьми.  

Нередко, внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития (недостаточная материальная обеспеченность, плохие бытовые условия, неполная семья) оказываются не значимы для развития одаренности, а вот особенно важным, практически обязательным, для семьи любого одаренного ребенка является любовь и повышенное внимание к ребенку, вера в его силы. Ведь если не верить в талант, не понимать своей роли в развитии ребенка, бессмысленно мечтать о раскрытии его творческого потенциала. Не секрет, что такие семьи есть, и дети являются жертвами сложных, порой, неразрешимых родительских отношений. В таких семьях одаренному ребенку уделяется меньше необходимого ему внимания и у него возникают глубокие внутренние переживания, которые перерастают во внутренний конфликт, изменения в поведении: покорность, боязливость, робость или склонность к агрессии. И вот здесь ребенок ищет тот островок счастья и желаний, где бы он мог реализовать себя, открыться.

  Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо прослеживается высокая ценность образования, причем нередко и сами родители заняты в сфере интеллектуальных профессий и имеют разного рода интеллектуальные увлечения. Это обстоятельство является весьма благоприятным для развития  способностей ребенка. Ведь одаренность ребенка во многом зависит от того, какими способностями обладают сами родители, и как они будут развивать природные задатки ребенка. Именно на родителей в первую очередь ориентируется ребенок, сначала бессознательно, а потом достаточно осознанно, перенимая их манеру поведения, отношение к людям, работе, событиям и вещам. Именно в силах семьи создать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его (обеспечение необходимыми материалами, местом для творчества; организацией посещения ребенком кружков, студий; приглашение специалистов для индивидуальных занятий и пр.).

В общении с ребенком любящие родители сами активно включаются в совместную познавательную деятельность — общие игры и занятия, совместный досуг вне дома (посещение музеев, выставок, стадионов, библиотек и т.д.), вовлечение ребенка в процесс обсуждения и решения познавательных задач и проблем. Это нередко приводит к объединению общих познавательных и личностных интересов, на основе которых между ребенком и родителями возникают устойчивые дружеские отношения. В таких случаях родители сами начинают обучать своего ребенка и очень часто становятся подлинными наставниками на долгие годы. С такими семьями очень легко общаться  и реализовывать планы. Они с удовольствием идут на контакт, предлагая свою помощь.

Огромную роль в развитии одаренного ребенка имеет эмоциональный климат семьи. Доверительный стиль детско-родительских отношений, доброжелательная и свободная атмосфера в доме — создают благоприятную психологическую базу для развития творческой личности. Фанатичное желание родителей развить определенные способности ребенка в ряде случаев имеет и свои отрицательные стороны. Много таких примеров из жизни, когда в ребенке видят будущего юриста или программиста, направляя его при этом только в эту деятельность, забывая, что у него, например отличный слух и прекрасный голос и огромное желание стать артистом, что у него природный дар отбивать чечетку и прославится этим  мастерством. Поэтому важно, вовремя услышать своего ребенка и помочь в определении будущей профессии.

 В некоторых семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении ряда социальных и в особенности бытовых навыков. Например, известны случаи, когда семилетний ребенок, будучи психически и физически здоровым не научился самостоятельно одеваться. Или, некоторые родители, обнаружив у своего малыша ранние проявления одаренности, например, в области изобразительного искусства, все свои усилия направляют на развитие его способностей именно в этой области. Родители ограничивают общение ребёнка со сверстниками, составляют для ребенка такое насыщенное расписание различных специальных занятий, что у него не остаётся времени для основного вида деятельности дошкольного возраста — детской игре.

Известны случаи, когда ребенок владеет отличными знаниями, хорошо эрудирован для своего возраста, но не будучи включен в сюжетно-ролевые игры со сверстниками, такой ребенок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере навыки межличностных отношений. Вот здесь очень важно, вовремя заметить этого ребенка, помочь раскрыться ему, дать понять самому себе свою значимость в той или иной деятельности.  Кроме того, односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии интеллектуальных особенностей и на полноценном развитии прочих способностей.

Можно сделать вывод, что отношение родителей к детской одаренности — это один из основных слагаемых, влияющих на реализацию возможностей ребенка, и только семья может дать ребенку возможность развития способностей на самом важном и раннем этапе.

Завершить свое выступление хочется словами К. Маркса: «Каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитие детской одаренности: опыт психолого-педагогической поддержки и социального взаимодействия.

Я убеждена, что эффективность воспитания такого ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играю...

Обобщение опыта педагога-психолога по развитию детской одаренности

В данной статье описан опыт школьного педагога-психолога по развитию интеллектуальной одаренности учащихся на примере Соловьёва Сергея – ученика ...

Статья "Роль педагога в формировании детской одаренности".

В статье говорится о проблемах развития одарённости детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом.  Рассматриваюся направления и способы работы с одарёнными детьми.  Рас...

Одаренный ребенок в школе: проблемы выявления и развития детской одаренности"

В статье рассматриваются вопросы работы по выявлению и развитию детской одаренности в условиях общеобразовательной школы...

Родительское собрание в 5 классе на тему: «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»

Материал направлен на обеспечение психологической подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка....

Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."

                         Работа с одаренными детьми –  сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...