«Формирование математических представлений у детей с РАС»
методическая разработка
Рекомендуется для учителей-дефектологов, педагогов грпп компенсирующей направленности ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metod.docx | 16.18 КБ |
vystuplenie_na_metod.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном методическом объединении учителей-логопедов и дефектологов «Формирование математических представлений у детей с РАС»
Процессы обучения детей с РАС, как правило, начинаются с установления контакта и диагностики проблем. Если ребенок имеет интеллектуальные нарушения, не говорит, плохо понимает обращенную речь, специалисты основывают выбор педагогических методов и своих приемов на особых интересах и выявленных способностях ребенка, привлекают к работе дополнительные средства коммуникации. Помимо необходимых в первую очередь навыков коммуникации, детей с РАС обучают и академическим навыкам, по возможности, подготавливая к самостоятельной жизни в социуме.
Формирование элементарных математических представлений — важная и трудная задача при обучении ребенка со сниженным интеллектом. При этом основам математических представлений обучают детей и в бытовых условиях, и в образовательных организациях. Для ориентированности в окружающем мире так же необходимы навыки, которые ребенок приобретает на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Осознанно овладеть этими навыками дети, имеющие ментальные нарушения, самостоятельно не могут, этому препятствуют: и отсутствие речи, и слабое понимание обращенной речи. Потому педагогам необходимо использовать адаптированные материалы и особые методы обучения.
Практика моей работы показывает, что эффективнее занятия по формированию математических представлений у детей с ОВЗ проводить в виде игр, что позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребёнка и эмоционально мотивированным.
Lego – технология интересна тем, что объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Оно привлекает детей возможностью воплощать свои фантазии, работать по своему замыслу и в своем темпе, самостоятельно решать поставленную задачу. Этот вид деятельности важное средство в коррекции и развитии зрительных, слуховых, осязательных восприятий, развитии пространственных ориентировок, счету, мелкой моторики у детей с ОВЗ.
Lego - это серии конструктора, представляющие собой наборы деталей (разных по цвету форме, размеру) для сборки и моделирования разнообразных предметов.
Упражнения по развитию элементарных математических представлений с использованием Lego- технологии, которые я использую в своей работе:
Качественные признаки предметов:
- «Распознавание геометрической фигу». Ребенок изучает деталь Lego и запоминает названия геометрических фигур и их цвет.
- «Цветные коврики». Глядя на карточку ребенок собирает «коврик», соблюдая цветовое чередование.
- «Поиск недостающей фигуры». Из трех горизонтальных и трех вертикальных рядов конструктора ребенок должен недостающую фигуру положить в нужный ряд.
Отношение групп предметов по размеру:
- «Чудесный мешочек». В зависимости от возраста ребенка ход упражнений и содержания мешочка может меняться. В мешочке находится несколько деталей конструктора Lego. Я только называю необходимую деталь (большая, короткая, длинная и т. д., которою ребенок должен вытянуть.
- Построй дорожку из 4 синих деталей, а под ней дорожку из 6 зеленых (детали должны быть одинаковыми по размеру, сравни, как сделать дорожки одинаковыми по длине?
- Построение сериционного ряда от меньшего к большему и наоборот.
Отношение групп предметов по количеству:
- Понятия «больше», «меньше», «равно»: Ставлю в ряд произвольное количество кубиков, под ним сформировать еще один ряд, где на один кубик меньше. Считаю с ребенком количество кубиков. Где больше кубиков? На сколько?
Как сделать так, чтобы ряды были одинаковыми по количеству кубиков? Необходимо рассказать ребенку, что есть 2 варианта:
– добавить к меньшему ряду еще один кубик;
– забрать из большего ряда один кубик.
Понятия «больше», «меньше», «равно» можно закрепить и построениями башенок. Тут также хорошо видно, что больше (выше, что меньше (ниже).
Положение предметов в пространстве:
- Слева - справа: Поставь желтый кубик. Слева от желтого кубика – красный. А справа – черный. Возможные вариации заданий: расставь 3 кубика так, чтобы желтый был посредине, красный – слева, а черный справа; желтый кубик стоит слева от черного, а красный слева от желтого; справа от красного стоит желтый кубик, а справа от желтого – черный.
-Вверху-внизу: Поставь желтый кубик. Вверху – желтый, внизу – черный.
Можно строить башенки, тогда будет знакомство с понятиями «над», «под».
- Понятия перед-за (предыдущий-последующий, соседи: Задания даются по такому же принципу знакомим ребенка с понятиями ЗА и ПЕРЕД (нужны будут в дальнейшем при ознакомлении с числовой последовательностью – предыдущее число, последующее, соседи числа).
- Поставь кубик в левом верхнем углу, в нижнем правом, найди середину и поставь красный кубик, поставь кубик ниже красного.
- Конструирование по образцу - есть готовая модель того, что нужно построить (например, теремок, машина, цветок и т. д).
Счет:
- «Знакомство с натуральными числам»: построй цифру выложи деталями цифру «…».
- «Собираем и считаем».
1 вариант.
Дети называют число, изображенное в столбце. Считая кубики, собирают башенку из стольких кубиков, какое число изображено в данном столбце.
2 вариант.
Ребенок считает количество шишечек на детали и подбирает из карточек ту цифру, которая необходима.
- «Сосчитай и положи». С помощью конструктора ребенок легко и с интересов складывают числа в пределах 10. Знакомится с составом числа.
- «Знакомство со знаками»: «<» «>» «=»: выложите слева - 4 зеленых детали, справа – 2 красных детали. Сколько деталей слева? А справа? Сравни, где больше? Где меньше? Поставьте между ними нужный знак.
Эффективное использование конструкторов «LEGO», в коррекционной работе возможно лишь при грамотном руководстве педагога деятельностью ребенка (детей). При этом необходимо, чтобы на занятиях педагог общался со всей группой и с каждым ребенком индивидуально, при оценивании работы учитывал процесс совместной деятельности. Только почувствовав интерес к выполняемой работе, предложенному заданию, сюжету игры, ребенок будет активным, проявит свои творческие способности, научится действовать в команде, брать на себя ответственность. Использование Lego-конструирования позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Предварительный просмотр:
Выступление на районном методическом объединении учителей-логопедов и дефектологов «Формирование математических представлений у детей с РАС»
Процессы обучения детей с РАС, как правило, начинаются с установления контакта и диагностики проблем. Если ребенок имеет интеллектуальные нарушения, не говорит, плохо понимает обращенную речь, специалисты основывают выбор педагогических методов и своих приемов на особых интересах и выявленных способностях ребенка, привлекают к работе дополнительные средства коммуникации. Помимо необходимых в первую очередь навыков коммуникации, детей с РАС обучают и академическим навыкам, по возможности, подготавливая к самостоятельной жизни в социуме.
Формирование элементарных математических представлений — важная и трудная задача при обучении ребенка со сниженным интеллектом. При этом основам математических представлений обучают детей и в бытовых условиях, и в образовательных организациях. Для ориентированности в окружающем мире так же необходимы навыки, которые ребенок приобретает на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Осознанно овладеть этими навыками дети, имеющие ментальные нарушения, самостоятельно не могут, этому препятствуют: и отсутствие речи, и слабое понимание обращенной речи. Потому педагогам необходимо использовать адаптированные материалы и особые методы обучения.
Практика моей работы показывает, что эффективнее занятия по формированию математических представлений у детей с РАС проводить в виде игр, что позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребёнка и эмоционально мотивированным.
Lego – технология интересна тем, что объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Оно привлекает детей возможностью воплощать свои фантазии, работать по своему замыслу и в своем темпе, самостоятельно решать поставленную задачу. Этот вид деятельности важное средство в коррекции и развитии зрительных, слуховых, осязательных восприятий, развитии пространственных ориентировок, счету, мелкой моторики у детей с аутизмом.
Lego - это серии конструктора, представляющие собой наборы деталей (разных по цвету форме, размеру) для сборки и моделирования разнообразных предметов.
Упражнения по развитию элементарных математических представлений с использованием Lego- технологии, которые я использую в своей работе:
Качественные признаки предметов:
- «Распознавание геометрической фигу». Ребенок изучает деталь Lego и запоминает названия геометрических фигур и их цвет.
- «Цветные коврики». Глядя на карточку ребенок собирает «коврик», соблюдая цветовое чередование.
- «Поиск недостающей фигуры». Из трех горизонтальных и трех вертикальных рядов конструктора ребенок должен недостающую фигуру положить в нужный ряд.
Отношение групп предметов по размеру:
- «Чудесный мешочек». В зависимости от возраста ребенка ход упражнений и содержания мешочка может меняться. В мешочке находится несколько деталей конструктора Lego. Я только называю необходимую деталь (большая, короткая, длинная и т. д., которою ребенок должен вытянуть.
- Построй дорожку из 4 синих деталей, а под ней дорожку из 6 зеленых (детали должны быть одинаковыми по размеру, сравни, как сделать дорожки одинаковыми по длине?
- Построение сериционного ряда от меньшего к большему и наоборот.
Отношение групп предметов по количеству:
- Понятия «больше», «меньше», «равно»: Ставлю в ряд произвольное количество кубиков, под ним сформировать еще один ряд, где на один кубик меньше. Считаю с ребенком количество кубиков. Где больше кубиков? На сколько?
Как сделать так, чтобы ряды были одинаковыми по количеству кубиков? Необходимо рассказать ребенку, что есть 2 варианта:
– добавить к меньшему ряду еще один кубик;
– забрать из большего ряда один кубик.
Понятия «больше», «меньше», «равно» можно закрепить и построениями башенок. Тут также хорошо видно, что больше (выше, что меньше (ниже).
Положение предметов в пространстве:
- Слева - справа: Поставь желтый кубик. Слева от желтого кубика – красный. А справа – черный. Возможные вариации заданий: расставь 3 кубика так, чтобы желтый был посредине, красный – слева, а черный справа; желтый кубик стоит слева от черного, а красный слева от желтого; справа от красного стоит желтый кубик, а справа от желтого – черный.
-Вверху-внизу: Поставь желтый кубик. Вверху – желтый, внизу – черный.
Можно строить башенки, тогда будет знакомство с понятиями «над», «под».
- Понятия перед-за (предыдущий-последующий, соседи: Задания даются по такому же принципу знакомим ребенка с понятиями ЗА и ПЕРЕД (нужны будут в дальнейшем при ознакомлении с числовой последовательностью – предыдущее число, последующее, соседи числа).
- Поставь кубик в левом верхнем углу, в нижнем правом, найди середину и поставь красный кубик, поставь кубик ниже красного.
- Конструирование по образцу - есть готовая модель того, что нужно построить (например, теремок, машина, цветок и т. д).
Счет:
- «Знакомство с натуральными числам»: построй цифру выложи деталями цифру «…».
- «Собираем и считаем».
1 вариант.
Дети называют число, изображенное в столбце. Считая кубики, собирают башенку из стольких кубиков, какое число изображено в данном столбце.
2 вариант.
Ребенок считает количество шишечек на детали и подбирает из карточек ту цифру, которая необходима.
- «Сосчитай и положи». С помощью конструктора ребенок легко и с интересов складывают числа в пределах 10. Знакомится с составом числа.
- «Знакомство со знаками»: «<» «>» «=»: выложите слева - 4 зеленых детали, справа – 2 красных детали. Сколько деталей слева? А справа? Сравни, где больше? Где меньше? Поставьте между ними нужный знак.
Эффективное использование конструкторов «LEGO», в коррекционной работе возможно лишь при грамотном руководстве педагога. При этом необходимо, чтобы на занятиях педагог общался с каждым ребенком индивидуально. Только почувствовав интерес к выполняемой работе, предложенному заданию, сюжету игры, ребенок будет активным, проявит свои творческие способности, научится действовать в команде, брать на себя ответственность. Использование Lego-конструирования позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути формирования математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья посвящена развитию математических представлений у детей с ОВЗ, помогающему успешной подготовке к обучению в школе и социальной адаптации....
Методическая разработка по формированию математических представлений у детей с ОВЗ дошкольного возраста
Разработка познакомит учителей и родителей с основными методами и приемами по формированию математических представлений у детей с ОВЗ дошкольного возраста....
Конспект урока по формированию математических представлений для детей с ОВЗ (умственная отсталость)
Тема урока "Использование наглядных и пространственных представлений на материале сказки "Репка" . Класс - 2...
МУЛЬТИСЕНСОРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ «НУМИКОН»
Методические рекомендации...
Презентация "Формирование математических представлений у детей 4-6 лет с условно нормативным развитием"
Презентация "Формирование математических представлений у детей 4-6 лет с условно нормативным развитием"...
Дипломная работа Формирование математических представлений у детей с лёгкой умсвтенной отсталостью
Проблема овладения учащимися математическим языком и речевой деятельностью по его использованию наиболее актуальна на начальной ступени обучения, так как именно в младшем школьном воз...
Трудности формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития ( ЗПР ).
Работа с детьми с задержкой психического развития....