Конспект урока по формированию математических представлений для детей с ОВЗ (умственная отсталость)
план-конспект урока на тему
Тема урока "Использование наглядных и пространственных представлений на материале сказки "Репка" . Класс - 2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПРЕДМЕТ: математические представления и конструирование
КЛАСС: 2г
УЧИТЕЛЬ: Хабутдинова Эльвира Ильфировна
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВОК ДЛЯ ИНСЦЕНИРОВКИ СКАЗКИ «РЕПКА»
Цель: учить детей выкладывать(показывать) героев сказки ( с опорой на невербальные средства и картинки-пиктограммы) линейно друг за другом
Задачи:
- формировать умение выкладывать(показывать) предметы линейно, друг за другом слева – направо, ориентироваться в понятиях «сначала – потом»;
- введение в словарь нового глагола и соответствующей пиктограммы «тянуть», соответственно «тянет-потянет, вытянуть не может» (имитация натуги - «тянет» и мотание головой из стороны в сторону – «не может»);
- повторить некоторые пройденные пиктограммы по темам «Овощи» (репа), «Семья» (бабушка, дедушка, девочка) , «Животные» (собака, кошка, мышка);
- закреплять навыки общения в диалоге – «покажи», «дай», «положи рядом»;
- укрепление мышц руки, стимулирование речевых реакций.
Оборудование:
- коммуникативная книга;
- сшитая репка с листьями, которые можно тянуть, пиктограмма «репа» (1шт.);
- полоска для каждого ребёнка, рассчитанная на 7-8 пиктограмм;
- набор мягких игрушек к сказке «Репка»
- знакомые пиктограммы (картинки) (6 шт.) с изображениями всех героев сказки – бабушки, дедушки, девочки, собаки, кошки, мышки.
Ход
1. Этап приветствия
Цель: Формирование умения приветствовать, здороваться, использовать жесты приветствия, формирование умения реагировать, откликаться на своё имя.
-Здравствуй, … (Взрослый здоровается с каждым по имени, трогает его за руку, поглаживает по плечам). Посмотри, что я сегодня принесла (протягивает мягкую игрушку – репу). Это репа. Потрогай её (предлагает каждому). Каждому ребёнку даётся возможность потрогать, помять, понюхать игрушку
2. Имитационный этап.
Цель: формирование умения выполнять действия по подражанию действиям педагога.
- Попробуем потянуть репу? (Предлагается каждому потянуть её за листья. При этом повторяется «тянем-тянем, вытянуть не можем». (Имитация натуги - «тянет» и мотание головой из стороны в сторону – «не может»).
В коммуникативной книге добавляется новая пиктограмма для глагола «тянуть».
3. Формирующий этап.
3.1. Вступление в сказку, начало выстраивания последовательности..
Начиная с этого этапа, работа строится с помощью индивидуальной полоски, на которой постепенно по ходу занятия будут выставляться картинки/пиктограммы слева направо.
- Давай послушаем сказку… Посадил дед репу. Вот она – какая…( Педагог показывает картинку/пиктограмму и сам прикрепляет её на полоску слева).
- Покажи, где нарисована репа?
- Тянет дед репу – вытянуть не может. (Имитируем движениями всякий раз, когда педагог произносит данную фразу)
3.2. Припоминание (по возможности и с помощью взрослого) пройденных ранее пиктограмм по теме «Семья».
Педагог стимулирует к детей к действию: помогает найти нужную пиктограмму, взять её в руку и протянуть взрослому, повторению, предложенных в качестве опоры, звукоподражаний и междометий. Последовательно (слева –направо) друг за другом с помощью взрослого выставляются картинка (пиктограмма) деда, далее – баба(бабушка), Маша (девочка).
- Покажи, где - дед? Дай мне картинку. Сначала – репа, потом – дед…
- Покажи, где - баба «Ох-ох»? Дай мне картинку. Сначала – дед, а потом – баба..
- Покажи, где - Маша (девочка) «ля-ля»? Дай мне картинку. Сначала – баба, а потом – Маша..
3.3. Припоминание (по возможности и с помощью взрослого) пройденных ранее пиктограмм по теме «Домашние животные».
Работа строится аналогично предыдущему этапу. Последовательно (слева-направо) выставляются картинки( пиктограммы) собаки, далее – кошки, мышки.
- Покажи, где собака «ав-ав» ? Дай мне картинку. Сначала – Маша, потом – собака…
- Покажи, где кошка «мяу» ? Дай мне картинку. Сначала – собака, потом – кошка..
- Покажи, где мышка «пи-пи»? Дай мне картинку. Сначала- кошка, потом – мышка…
4. Артикуляционно-двигательная минутка
Цель: стимулирование органов речи, артикуляционная зарядка
Педагог показывает игрушку или картинку в том порядке, в котором они выставлены перед ребёнком:
- Как говорит дед? (Ох-ох)
- А бабушка? (ох-ох)
- Девочка? (ля-ля)
- Собака? (ав-ав)
- Кот? (мяу-мяу)
- Мышка? (пи-пи)
5. Этап «Мы общаемся».
Цель: формирование умения выражать свои желания с помощью предметов, предметных картинок, жестов; укрепление мышц руки.
Игра «Перетягивание шнурочка» (Педагог играет с каждым в отдельности, если есть возможность – можно организовать игру в паре между детьми)
- Давайте, потянем шнурочек. Ух.. тянем-тянем.. Тянем-тянем… (ещё раз показать картинку/пиктограмму «тянет») Ух, какой ты сильный (сильная)…(Имитируем усталость – вытираем пот со лба рукой)
6. Этап «чтения» и «письма».
Цель: формирование умения понимать, что хочет сказать взрослый.
Педагог просит дать ему картинку (уже без опоры на игрушки).
- Давайте соберём картинки. Дай мне деда. Спасибо. А потом – кто? Правильно, - баба. А потом? (И т.д. до мышки..)
7. Этап прощания.
Цель: Формирование умения прощаться, используя соответствующие жесты, слова.
- Давайте попрощаемся с игрушками, помашем им рукой и скажем «Пока-пока».
Домашнее задание:
- Взрослым (родителям, воспитателям) предложить поиграть в игру «тянет-тянет…» с различными предметами (шнурками, носками и т.д.) и обращением к соответствующей пиктограмме.
- Вводить чаще в речь фразы типа «сначала - …, потом - …» (Например, «Сначала – покушаем, потом – гулять», «Сначала наденем носки, потом – тапочки» и т.п.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСЯЗАНИЯ У НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЙ ШКОЛЕ
Незрячие дети с тяжелой умственной отсталостью, обучающиеся в коррекционной школе имеют свои права и потребности, которые очень специфичны.Но они изолированы от мира, поэтому нужно помочь им и знать к...
Пути формирования математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья посвящена развитию математических представлений у детей с ОВЗ, помогающему успешной подготовке к обучению в школе и социальной адаптации....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-427999-1515577431.jpg)
Методическая разработка по формированию математических представлений у детей с ОВЗ дошкольного возраста
Разработка познакомит учителей и родителей с основными методами и приемами по формированию математических представлений у детей с ОВЗ дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/06/picture-92311-1475773731.jpg)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Материал может быть использован для выступлений на МО, педсоветах....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/21/picture-744787-1579585391.png)
Дипломная работа Формирование математических представлений у детей с лёгкой умсвтенной отсталостью
Проблема овладения учащимися математическим языком и речевой деятельностью по его использованию наиболее актуальна на начальной ступени обучения, так как именно в младшем школьном воз...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/07/picture-1327529-1617791144.jpg)
технологическая карта по уроку математические представления для младших школьников с умственной отсталостью. тема "Высокий-низкий"
технологическая карта урока на тему "высокий-низкий" разработана для обующихся 1 класса с умственной отсталостью. В разработке урока учитывались особенности обучающихся....