Трудности формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития ( ЗПР ).
презентация к уроку

Бучко Наталья Геннадьевна

Работа с детьми с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zprmatem.predstavleniya.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудности формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития ( ЗПР ).

Слайд 3

Сниженная познавательная деятельность (внимание, память, мышление и др ,). Недостаток мыслительных операций ( анализ, сравнение, обобщение, классификация) 2. Чувственное познание ( отсутствие активности сенсорных процессов). 3. Количественные представления и вычислительные навыки. Пространственно-временные представления. Недостатки развития мелкой моторики. Дискалькулия . Трудности:

Слайд 5

1. Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Слайд 6

У детей с ЗПР память значительно ослаблена (ограничены объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации). Поэтому эти дети с трудом запоминают тексты, таблицу умножения, плохо удерживают в уме цель и условие задачи .

Слайд 7

При задержке психического развития недостаточный уровень внимания – одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Дети крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 мин.

Слайд 8

У ровень речевого развития также влияет на формирование математических представлений. Несформированность связной речи снижает познавательные возможности учащихся, их мыслительную и речевую активность. Процесс формирования связной речи детей с ЗПР длителен и осуществляется в рамках каждого учебного предмета.

Слайд 9

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это обнаруживается в необходимости более длительного времени для приёма и переработки информации; в недостаточности знаний об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений.

Слайд 10

На формирование математических представлений в большей степени влияет мышление, потому что это связь мыслительной деятельности с решением поставленных задач. Именно в мышлении производятся практические и теоретические выводы. У детей с фиксируют значительные нарушения операций логического мышления: анализа (разделение целого на части); синтеза (соединение частей); о бобщение (поиск общего, опираясь на признаки); с равнения (поиск отличий без опоры на наглядность); к лассификации (распределение по разрядам, классам).

Слайд 11

" Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит". М . В. Ломоносов Формирование мышления М атематика

Слайд 12

2. У детей с ЗПР чувственный опыт оказывается недостаточным. В свою очередь, успешность формирования математических представлений находится в прямой зависимости от того, на какой ступени чувственного познания находится ребенок, насколько точны его представления об отношениях реальных предметов. Чувственное познание дает первичную информацию об объектах окружающего мира в виде отдельных наглядных представлений о них и осуществляется в результате прямого контакта ребенка, его органов чувств с познаваемым объектом. Отсутствие активности сенсорных процессов затрудняет накопление опыта восприятия качеств и разных количеств предметов у детей с ЗПР.

Слайд 13

3. Усвоение количественных представлений и вычислительных навыков заключается в трудностях осуществления счётных операций, неумение производить письменные вычисления, незнание порядка действий, трудностях запоминания буквенной символики, работа с геометрическим материалом.

Слайд 14

4. Пространственно-временные представления также оказываются сложными для восприятия детей. не умеют самостоятельно выполнять работу в заданном временном отрезке; сложности в ориентировке собственного тела («право», «лево»); трудности ориентировки на листе бумаги; недостаточное владении словесными обозначениями пространственного расположения частей тела и предметов («между», «вокруг»).

Слайд 16

5 . Недостатки развития мелкой моторики вызывают трудности при выполнении ими графических работ.

Слайд 17

6. Дискалькулия у детей – нарушения в владении счетом. Наблюдается в синдроме различных нарушений психического развития.

Слайд 18

Симптомы дискалькулии : сложности с различением и написанием цифр; неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах; нарушения координации тонких движений; неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка; сложность восприятия понятий «меньше», «больше»; невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения; сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями; неспособность визуального определения количества предметов .

Слайд 19

ПРИЧИНЫ: Наследственный фактор Негативный опыт обучения математике Органические поражения ЦНС

Слайд 20

Формы дискалькулии Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству. Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают. Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур. Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации. Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач. Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям. Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.

Слайд 23

2 3 4 6 7 9 2 3 5 6 7 9 Зеркальное отражение 69 / 96

Слайд 24

12 13 14 15 16 17 18 19 21 31 41 51 61 71 81 91

Слайд 25

Требования к условиям проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся с ЗПР Соблюдение временного режима, оптимального для работоспособности обучающихся с ЗПР. Целесообразно предусмотреть проведение релаксации, физминуток , предварительно заложив для них дополнительное время. Увеличение времени на выполнение работы, не более чем на 20 минут, особенно в случаях замедленного темпа ребенка. Упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению. Инструкции должны быть понятны и доступны, при необходимости дополнены словами для справки, разъясняющими лексическое значение. Инструкции могут делиться на смысловые части, подкрепляться визуализацией (иллюстрацией и др.). Расположение материала на листе должно быть удобным и простым для зрительно-пространственного восприятия.

Слайд 26

Предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию). Допустимость использования вспомогательного инструментария: числового ряда, графем, смысловых таблиц, визуальных опор. Предполагается индивидуализация подходов к форме, содержанию и условиям проведения контроля, которая может включать: дублирование инструкции посредством прочитывания ее педагогом вслух в медленном темпе с интонационным выделением смысловых акцентов, разъяснение инструкции педагогом. Возможность организации короткого перерыва (10–15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления . Недопустимость проявления негативного отношения к ребенку со стороны педагога.

Слайд 27

1 . Упростите выражение: 17(15х+19)+13(18у-16) 2 . Каково процентное содержание сахара в вашем чае, если в 200 г кипятка было растворено 2 чайных ложки (20 г) сахара? 3 . Определите температуру воздуха за бортом самолета, если температура воздуха у поверхности земли равна 31 градус, а высота полета – 5 км ? 4 . Один человек потребляет в сутки 320 г кислорода, а одно дерево вырабатывает 45 г кислорода. Сколько деревьев сможет выделить кислород необходимый для дыхания 27 человек?

Слайд 28

Максимально быстро найдите, сколько раз встречается комбинация цифр1084

Слайд 29

Называем вслух фигуру, произносим цифру, называем слово. Например: ЛУНА, ЧЕТЫРЕ, ДОМ .

Слайд 30

Таблица ШУЛЬТЕ. Максимально быстро найдите цифры от 1до 25

Слайд 31

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям

Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Трудности в обучении детей с задержкой психического развития

       Младший школьный возраст является одним из самых ответственных в развитии ребёнка. Именно в этот период под влиянием педагогического воздействия происходит становлени...

Методические рекомендации к организации работы по формированию пространственных представлений у детей с задержкой психического развития

Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития является одной из актуальных проблем в современном мире.  Безусловно, особое внимание должно уделяться развит...