Методическая разработка «Свободная роспись по ткани» Изготовление панно «Зимний вечер»
методическая разработка
Методическая разработка
«Свободная роспись по ткани». Изготовление панно «Зимний вечер»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_svobodnaya_rospis_po_tkani.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области
Методическая разработка
«Свободная роспись по ткани»
Изготовление панно «Зимний вечер»
Разработала: Хотеенкова Елена Гурьевна
педагог дополнительного образования
творческое объединение «Разноцветная сказка»
г.Ярцево
2023 год
Методическая разработка рекомендована педагогам дополнительного образования, учителям образовательных учреждений, воспитателям ДОУ.
Место хранения методической разработки: методический кабинет
Программное содержание: создание панно «Зимний вечер» в технике «свободной росписи». Совершенствование навыков работы. Обучение законам стилизации и законам колорита.
Немного истории: Ручная роспись ткани имен свою историю, уходящую корнями в глубь веков.
Самой древней из известных науке росписей более 2000 лет. Но обнаружена и описана она была лишь во время китайской культурной революции. Это почти двухметровой полотнище находилось в месте захоронения одной знатной дамы. На удивительно хорошо сохранившейся росписи изображены фигуры, темные контуры, которых выписаны чрезвычайно умело и динамично. Сами же фигуры раскрашены минеральной краской. И этим своим умением художники Китая оказали плодотворное влияние на становление росписи по шелку в Японии.
Родиной батика считаются страны Востока: острова Индонезии, Индии, Китай, Япония. В древности известно было всего лишь несколько красок, которыми раскрашивалась одежда из очень тонкой шерстяной и хлопчатобумажной ткани, а также шелка. Обычно ткань украшалась орнаментом в виде полос. Самой распространенной краской был пурпур, который имел несколько оттенков: темно-фиолетовый, голубой и алый.
Позже кроме пурпура стали использовать и другие растительные краски. В Древнем Риме существовал особый цех красильщиков, которым были известны многие красящие вещества. Однако разглашение секретов мастерства строго преследовались, поэтому технология их изготовления до нас не дошла.
Материалы и инструменты.
Первое о чем надо позаботиться – это подрамник. На него натягивают расписываемую ткань, следя за тем, чтобы она была хорошо натянута, не провисала при росписи и не касалась стола. Существуют различные конструкции рам. Вместо подрамника можно использовать пяльца любого размера (пластмассовые, деревянные). В последнем случае следует помнить, что работу модно снимать только после высыхания ткани и красок.
Ткань.
Для свободной росписи подходит любая ткань из натуральных волокон. Одно из самых важных требований – она должна быть гладкокрашеной и светлого тона. Ткани для росписи могут быть необязательно новыми, можно использовать и старые – шелк, штапель, полотно, ситец, крепдешин, а также ткани с добавлением синтетических волокон.
Кисти и краски.
Важнейший рабочий инструмент для росписи – кисти. От их качества и свойств в огромной степени зависит результат работы. Кисти, предназначенные для акварельной живописи, должны легко брать и отдавать краску. Важна также и форма кисти. Круглая кисть, смоченная в воде должна, иметь острый кончик. Кисти различают по номерам. Кистями № 10--12 хорошо расписывать средней величины участки, а кончиком рисовать тонкие и четкие линии. Тонкие кисточки № 3--5 незаменимы при проработке мелких деталей. Для росписи мы будем использовать акварельные краски. Хорошую кисть определяют и по тому, из какого волоса она изготовлена.
Красная куница экстра – вид куницы встречающийся в Китае и Корее. Высококачественные кисти из куньего волоса – отличный инструмент для росписи. Они великолепно держат краску и равномерно «отдают» материалу.
Беличий волос – получаемый из хвоста белки гибок, объемен, и еще более мягок, чем волос куницы. Благодаря своим свойствам хорошо держат краску. Они могут превосходно заменить более дорогие кисти из куньего волоса.
Свободная роспись по ткани.
Техника свободной росписи получило значительное распространение, так как она выявляет своеобразие подчерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственному ручному труду.
Работа над этой техникой существенно отличается от горячего и холодного батика. Контурный состав, удерживающий краску в нужных границах здесь не понадобится. Для росписи используют анилиновые красители, акварель, масляные краски, цветную тушь, природные красители.
Свободная роспись с применением солевого раствора- сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму или на пяльцы ткань пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани.
Есть еще один способ уменьшить растекаемость ткани: на 1 литр воды разводят 2-3 грамма желатином этим составом грунтуют ткань.
Последовательность действий:
- Обучающиеся разрабатывают эскиз панно. При пространственном делении композиции профессионалы исходят из правила: 2/3 – 1/3, то есть 2/3 картины занимает фон и 1/3 – передний и средний планы, или наоборот. Это дает ощущение большей пространственной глубины, чем в случае, если бы линия горизонта делила картину пополам.
- Выбранная ткань кнопками, по возможности строго по нитям, прикрепляется к раме с одной стороны. Прежде чем приколоть противоположную сторону, приколите ее, натянув к двум оставшимся углам, и лишь после этого прикалывайте остальные края.
- Ткань равномерно пропитывается водным раствором поваренной соли (1 столовая ложка на ½ стакана воды) или раствором желатина (2-3 грамма желатина на 1 литр воды). Поверхность ткани должна быть хорошо пропитана влагой и оставаться таковой пока пропитывается фон.
- Многие профессионалы пишут пейзаж сверху - вниз, начиная с фона неба, так делаем и мы. На влажной ткани краска растекается равномерно, образуя мягкие тональные переходы. Первый мазок – фиолетовый, второй – светлый кобальт. «Вливаясь» друг в друга они образуют гармоничные цветовые сочетания. Далее приступаем к переднему и среднему плану (движения вниз). Оттеняем снег легкими мазками бирюзово-синего тона. Фон готов.
- Оставляем картину сохнуть. Это можно сделать при помощи фена, не горячим воздухом.
- После полного высыхания приступаем к прорисовке мелких деталей тонкой кистью. Неострым, мягким карандашом намечаем контуры рисунка. Работа движется сверху – вниз. На небе прописываем луну, звезды. Чуть выше линии горизонта – ели, заснеженные инеем. Средний план картины занимает избушка, передний план – сугробы и маленькие елочки.
- После высыхания готовая работа снимается с рамы, натягивается на картон и оформляется готовой рамочкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал "Художественная роспись по ткани"
Беседа о декоративно–прикладном искусстве и его видах: резьбе и росписи по дереву, ткачестве, вышивке, керамике, бисероплетению, соломке, коллаже и аппликации, лаковой миниатюре и т.д. Показ фот...
Методическая разработка "Городецкая роспись". 5 класс ИЗО
Методическая разработка урока по Изобразительному Искусству для 5 класса. Тема "Городецкая роспись"....
Методическая разработка урока. Роспись по ткани. 5 класс.
Методическая разработка урока технологии в 5 классе....
Методическая разработка урока. Роспись по ткани. Создание авторской футболки. 7 класс.
Технологческая карта урока технологии. Создание авторской футболки....
Методическая разработка «Свободная роспись по ткани» Изготовление панно «Зимний вечер»
Методическая разработка«Свободная роспись по ткани»Изготовление панно «Зимний вечер»...
Свободная роспись по ткани с применением солевого раствора
Роспись по ткани. Свободная роспись....
Методическая разработка занятия «Роспись подставки для пасхального яйца «Кролик»»
Методическая разработка занятия «Роспись подставки для пасхального яйца «Кролик»»...