"Система работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ"
статья

Смирнова Светлана Валерьевна

Материал для семинара-практикума: "Организация инклюзивного образования с применением современных информационных технологий и оборудования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-ped.soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

 «Система работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ»

 Подготовила: педагог-психолог Светлана Валерьевна Смирнова

В рамках дня открытых дверей «Единое информационное пространство по организации инклюзивного образования с применением современных информационных технологий и оборудования».

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды представляет собой одну из наиболее социально уязвимых групп обучающихся, в силу наличия у них ряда специфических психофизиологических особенностей, обусловливающих необходимость психолого-педагогического сопровождения.

В группу обучающихся с ОВЗ входят дети с нарушениями: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра.

Следует отметить, что статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» присваивает ребенку ПМПК на основании которого выстраивается образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения.

В зависимости от нарушений детей с ОВЗ и с инвалидностью можно выделить следующие общие психологические особенности:

1) имеются определенные коммуникационные барьеры, трудности в установлении межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками;

2) темп познавательной деятельности крайне низкий по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками;

3) проблемы в произвольной регуляции собственной деятельности; проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений.

4) могут проявляться различные по степени выраженности трудности в адаптации к школьному обучению, распорядку, правилам поведения;

5) повышенная тревожность, многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

6) у некоторых обучающихся наблюдаются неадекватная самооценка, капризность, инфантилизм, склонность к избеганию трудностей, чрезмерная зависимость от близких;

7) для большинства таких детей с ОВЗ характерна повышенная утомляемость; они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

8) часто проявляют негативную реакцию на обучение в школе.

Т.к. педагог-психолог в данном учреждении в большей степени является коррекционным педагогом, то с данной категорией детей в структуру занятий включаются нейропсихологические упражнения и занятия имеют коррекционную структуру в соответствии с заключением ПМПК.

Немного о том, как в нашем учреждении проводятся занятия у педагога-психолога с детьми с ОВЗ:

  • детям с нарушениями в сенсорной системе. А, это часть нервной системы, отвечающей за восприятие: зрительное, слуховое и тактильное. Уделяется 5-10 мин. занятия, в сенсорной комнате, где выполняются игровые упражнения с песком, игры в сухом бассейне, релаксационные  занятия, во время которых, дети учатся слушать, слышать , развивать воображение.
  • с обучающимися с задержкой психического развития проводятся занятия по программе «Коррекционно-развивающих  (психокоррекционных) занятий внеурочной деятельности  для обучающихся 1-Б и 2-Б классами ЗПР»
  • с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а двигательные нарушения часто сопровождаются нарушениями сенсорной и познавательной сфер, следовательно отмечается повышенная утомляемость, истощаемость психических процессов, что связано с поражением центральной нервной системы, с таким ребенком, также организуются игры в сенсорной комнате.
  • у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются пробелы в знаниях, представления об окружающем мире часто отличаются отрывочностью, фрагментарностью, неточностью; характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, его концентрации и способности к распределению внимания; трудности в овладении навыками чтения и письма; как следствие, может наблюдаться хроническая неуспеваемость по тем учебным дисциплинам, при изучении которых традиционно используются методы обучения, где источником знания является письменное слово. С такими детьми проводится коррекция и развитие компетенции коммуникативной сферы.
  • С детьми, с расстройствами аутистического спектра у которых наблюдается разной степени выраженности недоразвитие когнитивной сферы, значительно снижающие обучаемость; имеющим специфические проблемы в коммуникации и социальном взаимодействии; специфические особенности запоминания, связанные с наличием сверхценных интересов; могут быть частые перепады настроения, вспышки агрессии, аутоагрессии, на занятиях проводится: коррекция и развитие компетенции коммуникативной и эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, навыков продуктивного взаимодействия.
  • Мною составлены программы адресной помощи воспитанникам и обучающимся целевых групп «Дети c ОВЗ, дети-инвалиды». Которые призваны содействовать успешности освоения основных программ детьми, что во многом определяется специальными образовательными условиями и зависит от правильной, слаженной и грамотно организованной работы всех участников психолого-педагогического процесса.

Реализация программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ включает в себя следующие направления:

  • диагностическая работа;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • консультативная работа;
  • информационно-просветительская работа.

При реализации мероприятий обеспечивается конфиденциальность предоставляемой информации, последовательность и системность выполнения мероприятий.

(демонстрация видео)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагога- психолога общеобразовательной школы с одаренными детьми

Опыт работы педагога- психолога с одаренными детьми может быть полезным как школьным психологам, так и классным руководителям. Кроме этого, данная работа может быть использована в работе заместителей ...

Система работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса

Основными направлениями деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:I....

Презентация системы работы педагога-психолога по профильной подготовке обучающихся

Представлена система работы педагога-психоога по профильной подготовке. Основные особенности: достижение основной цели - профопределения - достигается через поэтапное выявление личностных особенностей...

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...

Система работы педагога-психолога с обучающимися с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Цель: предоставление опыта работы по вопросам психолого педагогического сопровождения обучающихся с СДВГ....