"Система работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ"
статья
Материал для семинара-практикума: "Организация инклюзивного образования с применением современных информационных технологий и оборудования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-ped.soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ»
Подготовила: педагог-психолог Светлана Валерьевна Смирнова
В рамках дня открытых дверей «Единое информационное пространство по организации инклюзивного образования с применением современных информационных технологий и оборудования».
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды представляет собой одну из наиболее социально уязвимых групп обучающихся, в силу наличия у них ряда специфических психофизиологических особенностей, обусловливающих необходимость психолого-педагогического сопровождения.
В группу обучающихся с ОВЗ входят дети с нарушениями: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра.
Следует отметить, что статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» присваивает ребенку ПМПК на основании которого выстраивается образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения.
В зависимости от нарушений детей с ОВЗ и с инвалидностью можно выделить следующие общие психологические особенности:
1) имеются определенные коммуникационные барьеры, трудности в установлении межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками;
2) темп познавательной деятельности крайне низкий по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками;
3) проблемы в произвольной регуляции собственной деятельности; проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений.
4) могут проявляться различные по степени выраженности трудности в адаптации к школьному обучению, распорядку, правилам поведения;
5) повышенная тревожность, многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
6) у некоторых обучающихся наблюдаются неадекватная самооценка, капризность, инфантилизм, склонность к избеганию трудностей, чрезмерная зависимость от близких;
7) для большинства таких детей с ОВЗ характерна повышенная утомляемость; они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
8) часто проявляют негативную реакцию на обучение в школе.
Т.к. педагог-психолог в данном учреждении в большей степени является коррекционным педагогом, то с данной категорией детей в структуру занятий включаются нейропсихологические упражнения и занятия имеют коррекционную структуру в соответствии с заключением ПМПК.
Немного о том, как в нашем учреждении проводятся занятия у педагога-психолога с детьми с ОВЗ:
- детям с нарушениями в сенсорной системе. А, это часть нервной системы, отвечающей за восприятие: зрительное, слуховое и тактильное. Уделяется 5-10 мин. занятия, в сенсорной комнате, где выполняются игровые упражнения с песком, игры в сухом бассейне, релаксационные занятия, во время которых, дети учатся слушать, слышать , развивать воображение.
- с обучающимися с задержкой психического развития проводятся занятия по программе «Коррекционно-развивающих (психокоррекционных) занятий внеурочной деятельности для обучающихся 1-Б и 2-Б классами ЗПР»
- с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а двигательные нарушения часто сопровождаются нарушениями сенсорной и познавательной сфер, следовательно отмечается повышенная утомляемость, истощаемость психических процессов, что связано с поражением центральной нервной системы, с таким ребенком, также организуются игры в сенсорной комнате.
- у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются пробелы в знаниях, представления об окружающем мире часто отличаются отрывочностью, фрагментарностью, неточностью; характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, его концентрации и способности к распределению внимания; трудности в овладении навыками чтения и письма; как следствие, может наблюдаться хроническая неуспеваемость по тем учебным дисциплинам, при изучении которых традиционно используются методы обучения, где источником знания является письменное слово. С такими детьми проводится коррекция и развитие компетенции коммуникативной сферы.
- С детьми, с расстройствами аутистического спектра у которых наблюдается разной степени выраженности недоразвитие когнитивной сферы, значительно снижающие обучаемость; имеющим специфические проблемы в коммуникации и социальном взаимодействии; специфические особенности запоминания, связанные с наличием сверхценных интересов; могут быть частые перепады настроения, вспышки агрессии, аутоагрессии, на занятиях проводится: коррекция и развитие компетенции коммуникативной и эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, навыков продуктивного взаимодействия.
- Мною составлены программы адресной помощи воспитанникам и обучающимся целевых групп «Дети c ОВЗ, дети-инвалиды». Которые призваны содействовать успешности освоения основных программ детьми, что во многом определяется специальными образовательными условиями и зависит от правильной, слаженной и грамотно организованной работы всех участников психолого-педагогического процесса.
Реализация программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ включает в себя следующие направления:
- диагностическая работа;
- коррекционно-развивающая работа;
- консультативная работа;
- информационно-просветительская работа.
При реализации мероприятий обеспечивается конфиденциальность предоставляемой информации, последовательность и системность выполнения мероприятий.
(демонстрация видео)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы педагога- психолога общеобразовательной школы с одаренными детьми
Опыт работы педагога- психолога с одаренными детьми может быть полезным как школьным психологам, так и классным руководителям. Кроме этого, данная работа может быть использована в работе заместителей ...
Система работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса
Основными направлениями деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:I....
Презентация системы работы педагога-психолога по профильной подготовке обучающихся
Представлена система работы педагога-психоога по профильной подготовке. Основные особенности: достижение основной цели - профопределения - достигается через поэтапное выявление личностных особенностей...
Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".
Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...
Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»
Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...
Система работы педагога-психолога с обучающимися с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Цель: предоставление опыта работы по вопросам психолого педагогического сопровождения обучающихся с СДВГ....