Система работы педагога- психолога общеобразовательной школы с одаренными детьми
материал по теме
Опыт работы педагога- психолога с одаренными детьми может быть полезным как школьным психологам, так и классным руководителям. Кроме этого, данная работа может быть использована в работе заместителей работы, так как прдставленные методики позволяют анализировать уровень интеллекта, креативности обучающихся. Интересна система, позволяющая корректировать недостаточное развитие того или иного признака обучающихся контрольной группы. В заключении представлены итоги обучения каждого из обследуемых контрольной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_pedagoga.docx | 61.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы педагога- психолога общеобразовательной школы с одаренными детьми (оригинальная авторская разработка)
Автор работы Чернова Наталья Владимировна, педагог-психолог МБОУ СОШ №7 г.Богородска Нижегородской обл.
В последнее время в связи с повышающимися требованиями к уровню обученности учащихся, усложнением учебных программ, увеличения объема учебного материала возрос интерес к проблемам интеллекта и одаренности. В современных условиях интеллект и творческая одаренность – основы прогрессивного развития общества.
Интеллектуальное развитие ученика – одна из задач современного школьного образования. Без него невозможно представить развитие науки, культуры и социальной жизни завтра.
Однако, среди многих психолого – педагогических проблем, в качестве приоритетной можно обозначить проблему выявления творческой одаренности ребенка, ее развития и оптимального использования для получения результата как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
Очень важно проследить динамику развития креативности детей на протяжении нескольких лет и на основании полученных данных выстроить систему работы педагога – психолога с одаренными детьми в общеобразовательной школе.
Данная работа представляет собой систему работы с учащимися, уровень развития интеллекта которых выше возрастной нормы. Система апробирована и представлена вместе с результатами.
Анализ результатов диагностики уровня развития интеллекта у детей
Работа проходила, в средней общеобразовательной школе № 7
г. Богородска Нижегородской области в течение 2,5 лет.
Исследование проведено с участием 9 детей в возрасте с 14 – до 17 лет.
На первом этапе выявления детей с высоким уровнем интеллекта учитывались сведения педагогов об уровне обученности. Это позволило сформировать группу детей для более углубленных индивидуальных исследований.
Высокий уровень креативности может быть показателем одаренности.
Работа по выстраиванию апробации системы мероприятий с одаренными детьми в рамках деятельности педагога – психолога общеобразовательной школы была начата в 2006 году и вызывалась необходимостью научного подхода при планировании психологического сопровождения учащихся 11 класса имеющих высокий уровень обученности.
Таким образом, на первых порах данное направление осуществлялось посредством работы с одной ученицей школы Оксаной В, а в связи с тем, что результат был хорошим опыт был применен и в последующие годы.
Таблица 1показывает структуру работы с данной категорией учащихся.
Таблица 1.
2008-2009уч. год | 2009-2010уч. год. | 2010-2011уч.год. | 2011-2012уч.год. | |
1. Оксана В. | ученица 11 кл. | |||
2. Оля К. | ученица 10 кл. | ученица 11 кл. | ||
3. Зоя С. | ученица 10 кл. | ученица 11 кл. | ||
4. Марина Х. | ученица 10 кл. | ученица 11 кл. | ||
5. Сергей Е. | ученик 10 кл. | ученик 11 кл. | ||
6. Юля П. | ученица 10 кл. | ученица 11 кл. | ||
7. Алина С. | ученица 10 кл. | ученица 11 кл. | ||
8. Валя С. | ученица 10 кл. | ученица 11 кл. | ||
9. Катя М. | ученица 8 кл. |
Количество детей, с которыми проводилась работа по диагностике и развитию креативности гораздо больше. Однако, имеет смысл проиллюстрировать систему работы на предлагаемых примерах.
Анализ результатов теста на интеллект (CFIT)
(Р. Кеттелл. Бланковый вариант) (первичный).
Таблица 2.
№ п/п. | Имя. | Сроки прове- дения. | Возраст. | Общая сумма баллов. | IQ. |
1 | Оксана В. | сент.2008 | 16 лет | 64 | 116 |
2 | Оля К. | сент. 2009 | 14 лет | 42 | 86 |
3 | Зоя С. | сент. 2009 | 14 лет | 42 | 86 |
4 | Марина Х. | сент. 2009 | 14 лет | 36 | 80 |
5 | Сергей Е. | сент. 2010 | 15 лет | 70 | 122 |
6 | Юля П. | сент. 2010 | 14 лет | 69 | 121 |
7 | Алина С. | сент. 2010 | 14 лет | 68 | 120 |
8 | Валя С. | сент. 2010 | 14 лет | 59 | 104 |
9 | Катя М. | сент. 20011 | 12 лет | 48 | 92 |
Анализируя таблицу видно, что все ребята имеют высокий уровень интеллекта. Кроме этого, с респондентами «№ 2 - № 9 планируется провести работу по развитию креативности и на выходе (№ 2 - № 4 июнь 2009г., № 5 июнь 2010г., № 6 - № 8 июнь 2011г.) провести итоговый замер IQ, что позволит говорить о степени эффективности системы работы педагога – психолога с одаренными детьми.
Таблица 3.
Анализ результатов диагностики уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (интеллектуальная сфера).
Баллы | Виды работы на уроке | Оксана В. | Оля К. | Зоя С. | Марина Х. | Сергей С. | Юля П. | Алина С. | Валя С. | Катя М. |
1.Восприятие информации 1.1. Устную инструкцию воспринимает: | ||||||||||
4 | с первого предъявления | + | + | + | ||||||
3 | нуждается в дополнит. разъяснениях | + | + | + | + | + | + | + | ||
2 | нуждается в пошаговом предъявл. с пошаговым контролем усвоения | |||||||||
1 | не воспринимает устн. инструкц. | |||||||||
1.2.Письменную инструкцию (в учебнике, на доске, на карточке и т.п.) | ||||||||||
4 | самостоятельно | + | + | + | + | + | ||||
3 | нуждается в разъяснениях | + | + | + | + | |||||
2 | нужд. в пошаговом предъявл. с пошаговым контр. условия | |||||||||
1 | не воспринимает письм. информацию | |||||||||
2. Интеллектуальная обработка информации. 2.1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации: | ||||||||||
3 | способен выделить самостоятельно | + | + | + | + | + | + | + | + | |
2 | нуждается в дополн. (наводящих, уточняющих) вопросах | + | ||||||||
1 | испытывает значител. затруднения | |||||||||
2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале: | ||||||||||
3 | способен выделить самостоятельно | + | + | + | + | + | + | |||
2 | нуждается в помощи | + | + | + | ||||||
1 | испыт. значительные затруднения | |||||||||
2.3.Темп интеллектуальной деятельности: | ||||||||||
3 | выше, чем у других учащихся класса | + | + | + | ||||||
2 | такой же, как у других учащихся класса | + | + | + | + | + | ||||
1 | значительно снижен | + | ||||||||
3.1. Результаты получает: | ||||||||||
4 | успешно (рационально, эффективно); воспроизв. предложенный учителем алгоритм | + | + | + | + | + | + | + | + | |
3 | оригинальным творч. способом | |||||||||
2 | нерационал. («длинным») путем | + | ||||||||
1 | путем подгонки под ответ («методом тыка») | |||||||||
3.2.Предъявление результата: | ||||||||||
4 | способен дать разверн. ответ и аргумент. свое решение | + | + | + | + | + | + | + | ||
3 | способен дать правил. ответ, но не может его обосновать | + | + | |||||||
2 | приходится «вытягивать» ответы | |||||||||
1 | необходимость отвеч., как правило, вызывает серьезные затруднения | |||||||||
4. Самооценка результата работы: | ||||||||||
3 | способен дать объект. оценку резул. своей работы, так как поним. суть допущенные ошиб | + | + | + | ||||||
2 | не всегда может дать объективн. оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущ. ошибки | + | + | + | + | + | + | |||
1 | не может обектив. оценить свою работу, так как не поним., что допустил ошибки. | |||||||||
5. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения: | ||||||||||
3 | способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2 | для освоения программы требуется система дополн. занятий | |||||||||
1 | освоение программы по различ. причинам затруднено | |||||||||
Общий балл: | 24 | 28 | 30 | 30 | 26 | 28 | 28 | 26 | 23 |
Выводы: по результатам диагностики видно, что все диагностируемые, кроме Кати М., показали результат соответствующий сильной группе, у Кати М. результат – верхняя граница средней группы.
Программа развития креативного мышления подросткового возраста (14 – 17 лет).
Условия, необходимые для развития креативности.
На проявление креативности детей влияет поведение взрослого (учителя, психолога, родителей). Ярко выраженное креативное поведение у ребенка возможно, если поведение взрослого будет соответствовать следующим требованиям:
-необходимо создавать свободную творческую атмосферу;
-демонстрировать образцы креативности;
-установить субъект - субъектные отношения с детьми:
а) эмоциональный контакт;
б) демократизм в общении и в отношениях;
в) творческое взаимодействие с детьми;
г) создание обстановки свободы выбора (ребенок
самостоятельно выбирает творческую задачу, вид творческой
работы, форму и содержание творческой продукции);
д) взрослый не обязывает детей выполнить творческую работу, только предлагает (санкции за невыполнение работы
отсутствуют);
е) взрослый словесно поощряет любые творческие проявления ребенка.
Среда должна обладать высокой степенью неопределённости и потенциальной многовариантностью.
На основе этих условий развития креативности нами была разработана программа деятельности психолога с детьми младшего школьного возраста и подростками.
Упражнения на развития творческих способностей (тренинг)
Творческое воображение, фантазию детей развивают упражнения:
«Продолжи рисунок соседа» (Это упражнение помогает выявить преграды, которые возникают на пути развития творческих способностей).
«Придумай сказку».
«Угадай желание» (Участник тренинга, загадавший желание, может отвечать на вопросы только «да» или «нет»).
Изобрази предмет жестом.
Придумайте 20 новых применений старому, никому не нужному предмету: пустой консервной банке; лопнувшему воздушному шарику; пустому стержню от ручки и т.д.
Досочините строчки, чтобы получилось смешное стихотворение:
Шла собака по роялю,
Говоря примерло так:
Вы слыхали, на базаре
Чудо-птицу продавали?
В зоопарке плачет слон:
Увидал мышонка он...
Удивляется народ:
Почему сердит Федот?
Вылепите из пластилина необычное животное, которое называется: кубохвостиус; кривопузиус; шваброшерспус и т.д.
Придумайте новый конец известной сказке: «Колобок»; «Теремок»; «Волк и семеро козлят» и т.д.
Придумайте танцевальную композицию на мелодию В. Шаинского
«Улыбка»: «Мне купили футбольный мяч»; « У меня день рождения».
Нарисуйте растение, которое никогда не существовало и придумайте ему название.
Сочините стихотворение, в котором четыре строчки, и эти четыре строчки заканчиваются такими словами:
кошка - ложка - окошко - немножко;
стакан - банан - карман - обман;
бег - снег - век — человек;
кружка - подружка - лягушка - частушка;
конь - гармонь - огонь - ладонь.
Сочините историю про:собаку, которая любила кататься на велосипеде; майского жука, который очень боялся высоты; ворону, которая жила в холодильнике.
Сочините стихотворение-загадку, в ответе которой были бы слова:
палач - калач;
баран - банан;
лапта-лапша;
печать - печаль.
Развитие мотивации к учебным достижениям.
Многие способы развития у детей мо тивации к учебным достижениям доста точно хорошо известны педагогам. Это создание ситуаций успеха, которые помо гают усилить и закрепить познавательный мотив, это проблемные технологии обуче ния, стимулирование творческого подхода к выполнению учебных заданий, личный пример учителя... А вот задача повыше ния самооценки ученика в методическом и технологическом плане проработана го раздо слабее. Здесь мы акцентируем вни мание на некоторых моментах, которые важно учесть при ее решении.
1.В младшем школьном возрасте ребя та склонны проецировать на себя оценку взрослых. Переход от ориентации на вне шнюю оценку к самооценке, происходит в подростковом возрасте.
Экспериментально доказано, что в подростковом возрасте педагогическая оценка и самооценка не совпадают, при чем с каждым годом школьного обучения это расхождение увеличивается.
2.Как показали исследования, люди с низкой самооценкой реже принимают собственную положительную оценку, чем чужую, но одинаково склонны отрицательную оценку, так и постороннюю.
3.Положительная внешняя оценка мо жет временно улучшить самооценку лю дей, которые сомневаются в надежности собственных суждений. А с помощью регулярных внешних «подкреплений» можно даже довольно длительное время поддерживать самооценку ребенка.
4.Чрезвычайно важно воспитывать у детей такую самооценку, которая бы позволяла им оценивать себя в отно шении к своим прошлым и настоящим результатам. Что изменилось? Улучши лись ли результаты? Какие изменения произошли? Почему они произошли именно так? Благодаря чему это стало возможно?
5.Значим сам по себе не внешний резуль тат (взрослые очень часто ориентированы на внешние результаты и это же ошибочно воспитывают в детях), а результат внутрен ний - те изменения, которые необходимы для дальнейшего «самодвижения пронесся развития» (термин Л. Выготского). , столь, увлечен творческим поиском, что эта увлеченность порождает.
Напри мер, ученик, участвующий в олимпиаде, возможно, и не победит в ней, но замеча тельно, если при этом он настолько заинте ресован найти свое решение сильную мотивацию к работе над собой. Молодой человек начинает чи тать дополнительную литературу» записывается в кружок, и в итоге это приводит к еще более высокому результату.
Формы работы по развитию креативности мыслительной деятельности подростков, применяемые в работе педагога – психолога
Для развития творческого мышления учащихся школы используется большой диапазон различных форм. Безусловно, нельзя объять необъятное, поэтому приведу примеры тех из них, которые имеют наибольшую эффективность:
1.Втечение всего периода психологом собираются экспертные оценки педагогов о степени условия учащимися учебного материала .
2.Аналитическая работа по результатам успеваемости, работа над повышением учебной мотивации.
3.Работа с учащимися над формированием адекватной самооценки.
4.Создание ситуации ожидания высоких достижений.
5.Психологическое сопровождение учебного процесса.
6.Психологическое сопровождение отдыха в выходные и каникулы.
7.Привлечение к занятости в интеллектуально – развивающих мероприятиях во внеучебное время.
8.Система развивающих интеллектуальную сферу занятий.
9.Научное руководство написания исследовательских и проектных работ.
10.Тесная взаимосвязь с родителями, друзьями детей данной группы.
11.Привлечение подростков для выполнения заданий, выходящих за рамки учебной программы.
12.Экскурсионная и краеведческая деятельность.
13.Работа по профориентации.
14.Популяризация здорового образа жизни.
15.Работа по раскрытию творческого потенциала учащихся.
Анализ результатов работы педагога – психолога по развитию креативности с одаренными детьми.
Анализ результатов теста на интеллект (повторный).
№ п/п | Имя. | Сроки проведения. | Возраст. | Общая сумма баллов. | IQ. |
1. | Оксана В. | июнь2009 | 16 лет | 70 | 122 |
2. | Оля К. | июнь 2010 | 16 лет | 59 | 104 |
3 | Зоя С. | июнь 2010 | 16 лет | 69 | 121 |
4. | Марина Х. | июнь 2010 | 16 лет | 48 | 92 |
5. | Сергей Е. | июнь 2011 | 16 лет | 74 | 125 |
6. | Юля П. | ||||
7. | Алина С. | планируется на май 2012г. | |||
8. | Валя С. | ||||
9. | Катя М. |
Вывод: все дети, с которыми была проведена работа по развитию творческого потенциала, имеют положительную динамику роста IQ. Наиболее значимые прибавки показателей детей чье IQ было ниже.
Анализ результатов учебной деятельности
№ п/п | Имя. | Средний балл в уч. году. | |||
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | ||
1. | Оксана В. | 4,9 | |||
2. | Оля К. | 5 | 4,9 | ||
3. | Зоя С. | 5 | 4,9 | ||
4. | Марина Х. | 5 | 4,9 | ||
5. | Сергей Е. | 5 | 5 | ||
6. | Юля П. | 4,75 | |||
7. | Алина С. | 5 | итоги не подведены. | ||
8. | Валя С. | 5 | |||
9. | Катя М. | 5 |
Вывод: средний балл годовых оценок колеблется от 4,75 до 5 баллов, что свидетельствует о высоком уровне обученности указанных учащихся.
Анализ личных достижений учащихся
№ п/п | Имя. | Достижения. |
1. | Оксана В. | -Серебряная медаль. -Лауреат III фестиваля «Таланты земли Богородской». -Работает и учится. |
2. | Оля К. | -Серебряная медаль -Лауреат III, V фестивалей «Таланты земли Богородской» -Победитель районного конкурса «Мой Любимый литературный герой» -Активное участие в спортивной жизни школы -Активное участие в городских мероприятиях -Работает и учится |
3. | Зоя С. | -Серебряная медаль -Активное участие в районных и областных мероприятиях -Отличная учеба в академии (три курса с отличием) |
4. | Марина Х. | -Серебряная медаль -Активное участие в спортивной жизни -Диплом музыкальной школы с отличием -Работает и учится |
5. | Сергей Е. | -Золотая медаль -Активное участие в мероприятиях -Активное участие в спортивной жизни. -Лауреат III, IV, V фестивалей «Таланты земли Богородской» -Учится отлично в ВУЗе |
6. | Юля П. | -Многократный победитель школьных олимпиад по русскому, английскому языкам, литературе. -Победитель районных предметных олимпиад -Победитель областных предметных олимпиад -Победитель конкурса рисунков -Многократный победитель районных и областных конкурсов -Лауреат III, IV, V фестивалей «Таланты земли Богородской» -Участница районных педагогических чтений в 2011 году -Участница всероссийских конкурсов -Победитель областного конкурса непрофессиональной рекламы -Работает и учится |
7. | Алина С. | -Золотая медаль -Многократный победитель школьных олимпиад. -Многократный победитель районных олимпиад и конкурсов -Победитель районных и областных конкурсов. -Лауреат III, IV, V фестивалей «Таланты земли Богородской» -Отличная учеба в Вузе |
8. | Валя С. | -Золотая медаль -Многократный победитель школьных олимпиад. -Участница всероссийских конкурсов -Победитель областных конкурсов -Победитель районных конкурсов -Победитель легкоатлетических соревнований -Лауреат III, IV, V фестивалей «Таланты земли Богородской» |
9. | Катя М. | -Участница различных конкурсов -Участница школьных олимпиад |
Итак, работа с творчески одаренными детьми на мой взгляд, должна строиться в 3 этапа: выявление одарённых детей и создание программы по дальнейшему развитию их творческой одарённости, повторное диагностирование. В целом показатели креативности в изучаемой группе детей оказались высокими. Кроме того, после проведенных развивающих занятий они имеют тенденцию к росту. Причем, наиболее интенсивно это заметно среди тех детей, показатели которых были ниже.
Высокий уровень креативности является показателем одарённости.
Так как креативность развивается различными средствами, то программа, созданная по результатам деятельности, позволит продолжить работу по развитию креативности у детей.
Развитие креативности детей, создание благоприятных условий для ее проявления — важная задача, стоящая перед учителями и школьными психологами на протяжении всего периода обучения.
Причем, опыт показывает, что оптимально начинать ее с более раннего возраста, когда мышление находится в стадии формирования и является более гибким.
Активные творческие способности нередко сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью. В этом случае необходима медико-психологическая коррекция, в противном случае у ребенка может развиться невроз и ряд психологических заболеваний.
Творчески одаренные дети в школьном коллективе иногда могут чувствовать явную и скрытую недоброжелательность, недоверие со стороны окружающих.
В результате у таких детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть «белой вороной», и их творческие способности со временем нивелируются. Важно помочь ученику наладить общение со сверстниками.
Не менее важная задача - оказание помощи учителям в работе с одаренными детьми.
Часто ребенок не может реализовать свой творческий потенциал в силу внешних неблагоприятных обстоятельств, поэтому творческая одаренность может ослабевать по мере взросления ребенка.
Безусловно, приведенные данные красноречиво говорят о правильности выбранного пути. Однако, существуют еще и субъективные показатели такие как мнение детей и их родителей, а так же официальных органов.
Обучение детей по специальным программам , развитие их креативности и создание благоприятных условий для ее проявления — все это позволит состояться ребенку как творческой личности и даст ему возможность для реализации творческого потенциала.
Отзывы детей
о работе педагога - психолога МОУ СОШ № 7
Черновой Н.В.
- Вы замечательный добрый отзывчивый искренний человек! Такого человека, как Вы, я повстречала первый раз в своей жизни! И хочу Вам сказать спасибо за все то, что вы для меня сделали!! Спасибо!
- Никогда Вас не забуду, да и Вы не забывайте меня… Вы - луч солнца, который ворвался незаметно в мою жизнь.
- Не было такого момента, когда бы Вы нам не помогли. Вы очень добрый, отзывчивый, а главное - искренний человек.
- Наталья Владимировна! Вы - очень хороший человек. Я надеюсь, что мы с Вами будем продолжать общаться. Люблю! Целую!
- Вы - замечательный человек. Вы отдаете все тепло и ласку детям.
- Вы стали для меня очень родным человеком. Спасибо Вам огромное за частичку вашего сердца! Общение с Вами, для меня просто подарок, я благодарна судьбе за то, что мы с Вами познакомились и подружились!
…Вы - для меня вторая мама, которая поддержит и согреет в любую минуту!
P.S Я Вас очень, очень люблю и целую!
- Спасибо, спасибо и еще раз спасибо за все то, что Вы для меня сделали!!!
- Вы - очень добрый, искренний человек. Оставайтесь всегда такой. Хоть жизнь – череда черных и белых полос, но когда рядом Вы, черные полосы сами куда – то исчезают… а я знаю почему: Вы со своим чистым сердцем сильнее всех неприятностей.
- Я Вас очень люблю и уважаю. Вы - лучистое солнышко, которое греет своим теплом всю землю. Спасибо вам огромное за вашу теплоту и понимание!
- Никогда не думала, что встречу такого необыкновенного человека как Вы, Вы - лучшее, что было в моей жизни.
Личностные особенности школьников с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей (по Воллаху и Когану)
Интеллект.
Творческие способности | Низкие | высокий | низкий |
Вера в свои возможности. Хороший самоконтроль. Хорошая социальная интеграция. Высокая способность к концентрации. Внимание и большой интерес ко всему новому. | Постоянный конфликт между собственными представлениями о мире и школьными требованиями. Недостаточная вера в себя. Боязнь оценки со стороны окружающих. | ||
Высокие | Энергия направлена на достижение успеха в учебе. Неудачи воспринимаются как катастрофа. Боязнь риска и высказывания собственного мнения. Пониженная общительность. Боязнь самооценки. | Хорошая адаптация и удовлетворенность жизнью. Недостаточный интеллект компенсируется социальной общительностью или некоторой пассивностью. |
Диагностика уровня сформированности ОУН.
Ниже предлагается текст опроса, ключ для обработки полученных данных, описание результатов диагностики и рекомендации для учителей по использованию этих результатов.
ОПРОСНЫЕ ЛИСТЫ.
Инструкция. В средней колонке («Виды работы на уроке») приводятся некоторые характеристики учебной работы детей, которые вы постоянно наблюдаете на своих уроках. Выберите наиболее подходящую характеристику и поставьте галочку на пересечении данного утверждения и фамилии учащегося.
Спасибо!
Интеллектуальные умения и навыки.
Баллы | Виды работы на уроке | Фамилии учащихся | |||||||||||||||
1.1. Устную инструкцию воспринимает: | |||||||||||||||||
4 | С первого предъявления | ||||||||||||||||
3 | Нуждается в дополнительных разъяснениях | ||||||||||||||||
2 | Нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения | ||||||||||||||||
1 | Не воспринимает устную информацию | ||||||||||||||||
1.2. Письменную инструкцию (в учебнике, на доске, на карточке и т.п.) воспринимает: | |||||||||||||||||
4 | самостоятельно | ||||||||||||||||
3 | нуждается в разъяснениях | ||||||||||||||||
2 | нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения | ||||||||||||||||
1 | не воспринимает письменную инструкцию | ||||||||||||||||
2. Интеллектуальная обработка информации 2.1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации: | |||||||||||||||||
3 | способен выделить самостоятельно | ||||||||||||||||
2 | нуждается в дополнительных (наводящих, уточняющих) вопросах | ||||||||||||||||
1 | испытывает значительные затруднения | ||||||||||||||||
2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале: | |||||||||||||||||
3 способен выделить самостоятельно | |||||||||||||||||
2 | нуждается в помощи | ||||||||||||||||
1 | испытывает значительные затруднения | ||||||||||||||||
2.3. Темп интеллектуальной деятельности: | |||||||||||||||||
3 | выше, чем у других учащихся класса | ||||||||||||||||
2 | такой же, как у других учащихся класса | ||||||||||||||||
1 | значительно снижен | ||||||||||||||||
3. Результативность интеллектуальной деятельности 3.1. Результат получает: | |||||||||||||||||
4 | успешно (рационально, эффективно); воспроизводит предложенный учителем алгоритм | ||||||||||||||||
3 | оригинальным творческим способом | ||||||||||||||||
2 | нерациональным(«длинным» путем) | ||||||||||||||||
1 | путем подгонки под ответ («методом тыка») | ||||||||||||||||
3.2. Предъявление результата: | |||||||||||||||||
4 | способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение | ||||||||||||||||
3 | способен дать правильный ответ, но не может его обосновать | ||||||||||||||||
2 | приходится «вытягивать» ответы |
| |||||||||||||||
1 | необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные затруднения | ||||||||||||||||
4. Самооценка результата работы: | |||||||||||||||||
3 | способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок | ||||||||||||||||
2 | не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки | ||||||||||||||||
1 | не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки | ||||||||||||||||
5. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения: | |||||||||||||||||
3 | способен усвоить программу по вашему предмету в нормальные сроки | ||||||||||||||||
2 | для освоения программы требуется система дополнительных занятий | ||||||||||||||||
1 | освоение программы по различным причинам затруднено | ||||||||||||||||
Общий балл: |
ОБРАБОТКА ДАННЫХ ОПРОСА
(ключ)
Каждой позиции, выбранной учителем для каждого ученика, соответствует определенный балл (см. крайнюю левую колонку), Необходимо сложить все баллы каждого ученика и записать их в строку «Общий балл». Далее все «общие баллы» каждого ученика, присвоенные ему учителями — участниками опроса поданной шкале («Интеллектуальные ОУНы»), складываются и делятся на число, соответствующее количеству участников опроса. Так мы получаем среднеарифметический балл каждого ученика по шкале «Интеллектуальные ОУНы». Эти баллы — условны, они нужны для того, чтобы отнести учащихся класса к определенной группе.
В результате подсчета можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 9 до 15 баллов), средняя группа (от 16 до 23 баллов), сильная группа (от 24 до 31 баллов).
Группа, баллы | Статус | Рекомендации учителям |
Слабая группа (9-75 баллов) | Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выражено снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем что во внутреннем плане не понимает, что допустил их, в связи с тем что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено. | Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий. |
Средняя группа (16-23 балла) | Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, «длинным» путем.. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки. | Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу. |
Сильная группа (24-31 балл) | Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок. | Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив |
Список используемой литературы.
- Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., Просвещение, 191г. (176с.).
- Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей// Психологический журнал. Т. 16 № 15. 1995г.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 1981г.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – С-Пб.: Питер, 2002г.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер, 2002г/
- Дружинин В.Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей. // Психологический журнал. № 2, 1991г.
- Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на краетивность.// Психологический журнал. Т. 15, № 4, 1994г.
- Истратова О.Н., Экскакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов – на – Дону, Феникс, 2004г. (512с.).
- Мастеров Б.М. психология развития: психотехника риска и правила безопасности. М., Интер- пракс, 1994г. (158с.).
- Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности.// Психологический журнал. Т. 22, № 2, 2001г.
- Петров В.Ю. Основы саморазвития личности. // курс лекций. Шуя, 2004г.
- Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога». Книга 1. // М., Владос пресс. 2003г, (384с.).
- Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога». Книга 2. // М., Владос пресс, 2002г. (480с.).
- Роджерс Н. Творчество как усилие себя. // Вопросы психологии № 1, 1990г.
- Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль, Академия развития, 2001г. (160с.)
- Сорокоумова Г.В. Преподавание психологии в школе: методика проведения тренингов. – НИРО, 2001г.
- Теплов Б.М. Способности и одаренности. // Психология индивидуальных различий. / Под. Ред. Гиппенрейтер Ю.Б. – М., 1982г.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. – Спб.: Питер, 2002г.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. – М., 2002г.
- Хутарской А.В. методика личностно ориентированного обучения. М., Владос пресс, 2005г. (384с.)
- Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М.: Просвещение, 1996г.
- Компьютерные технологии.
- Невербальные тесты интеллекта ( прогрессивные материалы Равенна цветной вариант теста Равенна, интеллектуальный тест Р.Б. Кэттела).
- Тест Р. Амтхауэра.
- Интернет ресурсы.
- http://psy. lseptember. ru
- htt://www.genesis.ru
- www.librany. ru
- www. psycho.all.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса
Основными направлениями деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:I....
Система работы педагога - психолога
Формирование позитивного мышления учащихся как технология сохранения психического здоровья ....
Презентация системы работы педагога-психолога по профильной подготовке обучающихся
Представлена система работы педагога-психоога по профильной подготовке. Основные особенности: достижение основной цели - профопределения - достигается через поэтапное выявление личностных особенностей...
Система работы педагога – психолога по сохранению психического здоровья педагогических работников детского дома
В данной публикации раскрывается опыт работы по сохранению психического здоровья педагогов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей....
Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".
Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...
Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»
Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...