Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»
презентация к уроку
Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.
Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»
Цель: предоставление опыта работы по вопросам повышения учебной мотивации обучающихся НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 530.65 КБ |
![]() | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово «мотивация» от лат. глагола « movere » - двигать. Мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Система мотивации — это взаимосвязь материальных и нематериальных стимулов, цель которых состоит в обеспечении качественного и высокопроизводительного труда. «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». ( В.А.Сухомлинский ) Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В . Немовой )
Взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательного процесса
Система работы педагога-психолога по повышению учебной мотивации обучающихся 1 – 4 классов Мероприятия 1 этап - аналитико - диагностический Первичная диагностика обучающихся. Аналитическая деятельность. Ознакомление педагогов – кл.руководителей с результатами диагностики детей по классам. Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей)и педагогов. 2 этап - содержательный Психологическая профилактика – адаптационные занятия по программе «В школу с радостью». Психологическая коррекция и развитие обучающихся по программе познавательного развития «Лесенка к успеху». Психологическая коррекция и развитие обучающихся по программе коррекции гиперактивности «В гармонии с собой». Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) и педагогов. Проведение семинара-практикума для педагогов « Гиперактивный ребенок в классе: формы и методы взаимодействия». Проведение тренинга для молодых специалистов «Я – успешный педагог» Проведение семинара- практикума «Взаимодействие с тревожными обучающимися» Круглый стол для педагогов «Успешная адаптация первоклассников как результат системы взаимодействия: «Классный руководитель – Педагог- психолог – Родитель».
2 этап - содержательный Психологическая коррекция и развитие обучающихся: по программе коррекции тревожности и страхов обучающихся «Я не боюсь» по программе коммуникативного развития «Калейдоскоп чувств и эмоций » по программе коррекции гиперактивности «В гармонии с собой» по программе познавательного развития «Лесенка к успеху» по программе психолого-педагогического сопровождения «По дороге в пятый класс». Психологическая профилактика: цикл тренинговых занятий на сплочение классного коллектива тренинги и семинары для педагогов Психологическое консультирование педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам развития обучающихся. 3 этап – заключительный. Итоговая диагностика обучающихся. Аналитическая деятельность. Планирование работы. В перспективе….
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.
Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»
Дата проведения: 13 января 2023 года
Подготовила: педагог-психолог, Сысолина А.В.
Цель: предоставление опыта работы по вопросам повышения учебной мотивации обучающихся НОО.
Оборудование и материалы:
- Презентация «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования».
- Доклад «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования».
- Интерактивная доска.
- Проектор.
Предварительная работа:
- Систематизация опыта работы.
- Оформление доклада и презентации.
Предполагаемый ход выступления:
«Все наши замыслы,
все поиски и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться».
(В.А.Сухомлинский)
Начало обучения в школе — это важный этап в жизни каждого ребенка. Его жизнь меняется — он начинает учиться, сталкивается с правилами, которые должен строго соблюдать, включается в новый коллектив — коллектив одноклассников и т. д. Происходит смена ведущей деятельности, на смену игровой деятельности приходит учебная. От того, насколько активно и успешно обучающийся включится в школьную жизнь и учебную деятельность, завит успешность овладения учебной программой, эффективность дальнейшего обучения. Помогает ему в этом учебная мотивация.
Слово «мотивация» от лат. глагола «movere» - двигать. Мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Система мотивации — это взаимосвязь материальных и нематериальных стимулов, цель которых состоит в обеспечении качественного и высокопроизводительного труда.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Особенности учебной мотивации обучающихся НОО.
Выделяются положительные и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьника и ее динамику на протяжении этого возраста.
В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средней школы. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.
Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных черт, характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:
- недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;
- неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление);
- малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;
- слабо обобщены, то есть охватывают один или несколько учебных предметов, но объединенных по их внешним признакам;
- содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения (знание, причем с их фактической, иллюстративной стороны и лишь затем - закономерности), а не на способы учебной деятельности; до конца начальной школы порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе (что нередко косвенно стимулируется самими учителями, так как в отметке оценивается прежде всего результат, а не стремление к преодолению трудностей, которая чревата неуспехом).
Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к учению, называемый иногда формальным и беспечным отношением к школе.
Виды мотивов:
- социальные (внешние) - эти мотивы основа самовоспитания и самосовершенствования: связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности (долг, ответственность, понимание значимости учения; стремление через учение утвердить свой статус, добиться признания окружающих, иметь достойное вознаграждение за свой труд).
- познавательные (внутренние) – эти мотивы основа самообразования: это побудители, непосредственно связанные так или иначе с содержанием учебной деятельности. Ориентация на эрудицию, удовлетворение от процесса обучения и его результатов; ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов, на приобретение дополнительных знаний.
Все взрослые участники образовательного процесса нацелены на успех обучающего. А высокая учебная мотивация — это залог успеха. Работа педагога-психолога тем или иным образом направленна на повышение мотивации учеников.
Взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательного процесса.
Обучающиеся 1-4 классов
- Психологическая диагностика
- Тренинговых занятия в классном коллективе
- Групповые и подгрупповые занятия с обучающимися по программам коррекции
- Индивидуальные занятия
Педагоги
- Тренинги
- Семинары практикумы
- Индивидуальные консультации
- Разработка информационных материалов
Родители (законные представители)
- Родительские собрания
- Индивидуальные /групповые консультации
- Разработка информационных материалов
Система работы педагога-психолога по повышению учебной мотивации обучающихся 1 – 4 классов.
Мероприятия |
1 этап - аналитико –диагностический |
|
2 этап - содержательный |
|
В перспективе: 2 этап – содержательный |
Психологическая коррекция и развитие обучающихся:
Психологическая профилактика:
Психологическое консультирование педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам развития обучающихся. |
3 этап – заключительный. |
|
Список используемой литературы:
- Шевелева, К. М. Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения / К. М. Шевелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80159/
- Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. 352 с.
- https://multiurok.ru/files/osobiennosti-motivatsii-uchashchikhsia.html?ysclid=lcsrp6r6ad404243367
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/03/picture-81541-1704230241.jpg)
Система работы педагога- психолога общеобразовательной школы с одаренными детьми
Опыт работы педагога- психолога с одаренными детьми может быть полезным как школьным психологам, так и классным руководителям. Кроме этого, данная работа может быть использована в работе заместителей ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/03/picture-375634-1388775874.jpg)
Выступление на педагогическом совете по теме «Эффективность работы ШМО классных руководителей МБОУ СОШ №4 г.Муром по реализации программы развития школы»
В данной работе представлен отчет работы ШМО классных руководителей за 2011-2012 учебный год.Данное выступление сопровождается презентацией, которая прилагается....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-528534-1416077158.jpg)
Проблемы формирования учебной мотивации в начальной школе
Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность прежде всего обусловлена обновлением содержания обучения, форм...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/28/picture-786713-1461824326.jpg)
Учебник « Spotlight» как основа формирования учебной мотивации в начальной школе
Зачастую учителям английского языка довольно часто приходится встречаться с тем, что у учащихся пропадает интерес к учебе, снижается мотивация. В статье я попыталась проанализировать УМК Spotlight на ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/13/picture-48362-1715584544.jpg)
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/14/picture-386217-1702565118.jpg)
Выступление на педсовете "Формирование учебной мотивации обучающихся среднего и старшего школьного возраста".
Выступление на педсовете "Формирование учебной мотивации обучающихся среднего и старшего школьного возраста"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/23/picture-416396-1414044492.jpg)
Доклад. Формирование учебной мотивации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках поварского дела
Формирование мотивации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), оказывает влияние на развитие всех познавательных процессов и личности ребенка в целом. Это обусловле...