Мастер – класс учителя русского языка и литературы ГБОУ ЦО «Интеллект»Хаджиевой М.А. на тему " Читательская грамотность"
опыты и эксперименты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 23.44 КБ |
master_-_klass.hadzhieva.pptx | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги. И не побоюсь этого слова – единомышленники, потому что прийти в субботний день на мастер - класс могли только те люди, которые не могут остановиться в своих поисках лучшего и способов для лучших результатов.
Начать хочу с примера из литературы. Мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.
Переход образования на обучение по Федеральным государственным стандартам требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.
Слайд 2
Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения».
А как это сделать в постоянно меняющимся мире, чем заинтересовать ученика, пресыщенного доступом к любой информации?
Слайд 3
Совсем недавно в руки мне попался атлас профессий будущего,
Слайд 4
и я увидела, что нам предлагаются в необозримом будущем ,но довольно близком уже для нас, такие профессии как: менеджер космотуризма, консультант по здоровой старости и многие другие.
Мне как учителю и как маме эти профессии кажутся совершенно фантастическими, но на самом деле может так оказаться, что уже через несколько лет это будут самые востребованные профессии.
Слайд 5
И встает большой вопрос: какие же знания я должна дать своим детям, чтобы они были успешны через пять лет, через 10 лет, через 20 лет. И мы приходим к тому, что эти знания должны быть универсальными. И даже это должны быть не столько знания, сколько умения.
Слайд 6
И общество ставит перед педагогом задачу воспитания социально – адаптированной личности с определенным набором компетенций. Отсюда возникает понятие функциональной грамотности.
Слайд 7
Я, как учитель – словесник, на уроках русского языка воплощаю несколько приоритетных направлений, одним из которых является грамотность чтения ( или смысловое чтение). Это способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Ведь в век информационных технологий, как ни странно, возникает потребность в людях с креативным, творческим мышлением.
Физикам необходимы лирики…
И я хочу, чтобы все мы сегодня обратились к слову. А самой благодатной почвой для слова является поэзия.
Слайд 8
Тема моего мастер – класса «Приемы работы с лирическим текстом как одна из форм развития читательской грамотности»
Мне близка поэзия, я пишу стихи, люблю их декламировать , вижу творческий потенциал в своих воспитанниках, пытаюсь помочь раскрыть их таланты в стихосложении и художественном чтении.
Я рада, что мои ученики стремятся понять стихи, учатся их слушать и слышать, развивают свой творческий потенциал.
Слайд 9
Поэзия та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
В. Маяковский
И на самом деле создание поэтических текстов – это колоссальный труд.
Да, многие скажут сейчас, что это дар. Возможно, но любому алмазу необходимо предавать огранку. Любому человеку, пишущему стихи, необходимо оттачивать свое мастерство, погружаясь в тексты и образы неоднократно.
Скажите, вы когда - нибудь писали стихи? Хоть раз в жизни?
Я знаю многих людей, которые писали в юности, потом забросили…вдохновение ушло – говорят они.
А откуда вдохновение берется? С чего начинается поэтическое слово?
Слайд 10
А я вам хочу сказать.
Все начинается с любви!
Твердят: «Сначала было слово».
Но я вам повторяю снова:
Все начинается с любви!
Мы сегодня поговорим с вами о любви многогранной и всеобъемлющей, о любви явной и тайной… о любви к ПОЭЗИИ
- Фи! – скажут одни, нашла, чем удивить! И может быть, будут по – своему правы.
- Прекрасно! – скажут другие, и тоже будут правы.
А третьи пожмут плечами и уйдут с головой в мир технического прогресса и цифр.
Итак, уже сейчас мы видим, что однозначного отношения к поэзии нет и не может быть. Все мы разные!
А значит, условно мы с вами можем поделиться на 3 группы:
1. – те, кто поэзию любит («лирики»)
2. – те, кто предпочитает ей более конкретные точные науки. Например, математику, физику и т.д. («физики»)
3.- те, кто поэзию не любит. Для того рифма лишь запутывает суть, не запоминается, не нравится, наконец («нигилисты»).
Сегодня мне помогут три фокус – группы.
Уважаемые коллеги,
- А теперь ответьте на вопрос, что такое любовь?
Можно ли дать четкое определение? Почему?
Слайд 11
Прием «Зеркало времени»
-Как вы отвечали на этот вопрос 10 лет назад?
Как бы вы ответили на этот вопрос через 10 лет?
На этом примере этого понятия мы видим, как меняется наше восприятие жизни, наши взгляды. Жизнь не стоит на месте и мы подстраиваемся под ее течение. Умение проанализировать проблему и спрогнозировать ее решение одно из приоритетных направлений функциональной грамотности.
Слайд 12
Уважаемые коллеги,
- А что такое поэзия?
Я предлагаю сейчас каждому записать одно слово, которое ассоциируется у вас с этим понятием.
Прием «Ассоциативный куст»
Выдвигаем гипотезу:
Я предполагаю, что все три группы людей (лирики, физики, нигилисты) на протяжении всей жизни сталкиваются с поэзией, живут с нею бок о бок, любят ее… и не подозревают этого.
Проверим, оправдаются ли мои предположения.
Слайд 13
– Итак, я обращаюсь к знатокам стихов, «лирикам» Приведите, пожалуйста, примеры названий поэтических произведений, в которых встречается слово любовь и все его производные.
«люблю я пышное природы увяданье»;
«люблю грозу в начале мая»;
«я вас люблю, хоть я бешусь»;
«я вас любил любовь еще, быть может» и. т. д.
- Какие знатоки поэзии!
Слайд 14
2. Но я знаю также, что среди нас есть и те, кого гораздо больше интересуют точные науки, допустим, математика.
Принято считать, что математики это не лирики, и им поэзия не столь важна, они с ней не соприкасаются. Позвольте с этим не согласится.
- Предлагаю лишь продолжить фразу:
- Пифагоровы штаны…(во все стороны равны)
- Разве, это не рифма? Не стишок?
- А уж знаменитую таблицу умножения знает каждый.
Ее можно даже спеть –
Я запеваю, а вы продолжайте:
« Дважды два – четыре,
Дважды два – четыре,
А не шесть, и не семь это ясно всем!
Прекрасно!
- Помните ли вы, сколько будет 6*7?
- А теперь попытайтесь зарифмовать этот пример:
(Да запомнит навеки моя голова: 6*7 – 42. 42. 42!)
- А теперь подберите рифму, к примеру, 2*9=18.
(Очень умная горилла
Ежедневно говорила:
«Можете не сомневаться:
Дважды девять – восемнадцать!»)
Господа «физики», разве вы не занимались сейчас математическими вычислениями? Но!
Вы увлеклись поэзией!
Слайд 15
- Друзья- нигилисты, помогите мне вспомнить строки из стихотворений. Я начинаю, а вы продолжайте.
1) Когда уйдём со школьного…
2) Жди меня…
3) Мороз и солнце…
4) Мне кажется…
- Постойте, но несколько минут тому назад вы утверждали, что рифма запутывает суть и не нравится. В целом, можно сказать, что все мы, коллеги, поэты!
Слайд 16
И порой мы даже не задумываемся насколько поэзия причастна к нашей жизни. Мы употребляем в речи крылатые выражения, даже не зная ингда откуда они взялись.
Сейчас я вам предлагаю небольшую лингвистическую игру.
Бескрылки.
Перед Вами будут четверостишья, последняя строчка которого представляет собой крылатую фразу, известное выражение. Попробуйте догадаться.
Слайд 17
Раз Вещий Олег окружен был врагами:
«Нас сто, ты один! Поднимай белый флаг!»
Но реет по-прежнему Рюрика знамя:
……
Слайд 18
Врагу не сдаётся наш гордый варяг
Слайд 19
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
…..
…..
Слайд 20
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Слайд 21
Еще одна лингвистическая игра.
Перевертыши
Я зашифровала строчки из известных стихотворений. Вам необходимо каждое слово заменить на антоним, на слово с противоположным значением, для того чтобы узнать строчки.
Итак,
Слайд 22
Стою у распахнутого настежь окна залитой светом сухой комнаты.
(Сижу за решеткой в темнице сырой..)
Слайд 23
Твоя тетя заурядных подлых беззаконий
(Мой дядя самых честных правил..)
Слайд 24
Ты нам читаешь, зачем так мало?
Такие формы работы развивают языковое чутьё, позволяют почувствовать все тонкие грани русского языка.
Слайд 25
Посмотрите на это маленькое стихотворение
« Всё моё!» - сказало злато,
« Всё моё!» - сказал булат,
« Всё куплю!» - сказало злато,
« Всё возьму!» - сказал булат.
Мы не будем вдаваться в нюансы анализа, но подумайте, о чём здесь речь?
Дети дают совершенно разные интерпретации, каждый раз новые (попробуйте дать свои толкования: между кем или чем идёт спор?): власть и деньги, духовное и материальное, мужское и женское начало, сила и красота.
В данном случае важно на основе языковых средств разобраться в содержании, осмыслить, интерпретировать, что и является частью функциональной грамотности.
Слайд 26
Поскольку выяснилось, что всем нам не чужда поэзия, предлагаю задание, развивающее наши креативные способности. Продолжите предложение «Школа – это…»
Сегодня и наши ученики, и мы с Вами – школьники. Школа – наш дом, дом, где живет поэзия. Поэзия души.
Ш – школа – это
Е – единение
Д – душ,
Е – если
В – восхищаешься
Р. – ребенком.
Вывод:
Ни одна педагогическая концепция не будет работать без любви к детям и мастерства учителя. Лишь их квинтэссенция рождает шедевры.
Мы все учились понемногу,
Чему - нибудь и как - нибудь...
Но с веком двадцать первым в ногу
Идём ли мы хотя б чуть-чуть?
Идём, порой не успеваем,
А мир бежит, неровен час
Мы в информации растаем.
Сегодня пригласила вас
В страну , где зажигают звёзды
На небосводе сонмом слов.
Учиться никогда не поздно,
Я верю - каждый здесь готов!
Жил в век минувший на планете
Великий ум - Экзюпери.
Он говорил, что мы в ответе
За приученных, посмотри
В свою огромнейшую душу,
Собрат учитель, осознай:
Ты - для ребенка самый лучший,
Ты - мудрый Лис! И неба край...
И чтоб потом нам не сказали,
Что "Как - нибудь" учили мы.
Мы с веком в ногу смело встали!
Ведь мы маяк для всей страны...
И в завершеньи монолога,
Скажу я вам еще чуть - чуть.
Мы все учились понемногу,
Коллеги, что же …в добрый путь!
Автор Хаджиева М.А.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения» К.Д.Ушинский
Грамотность чтения найти сформулировать представить
«Приемы работы с лирическим текстом как одна из форм развития читательской грамотности»
«Поэзия та же добыча радия. В грамм добыча, в годы труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды» В. Маяковский
Все начинается с любви!
«Зеркало времени»
«Ассоциативный куст»
ЛИРИКИ
ФИЗИКИ
НИГИЛИСТЫ
« Бескрылки »
Раз Вещий Олег окружен был врагами: «Нас сто, ты один! Поднимай белый флаг!» Но реет по-прежнему Рюрика знамя: ……
Врагу не сдаётся наш гордый варяг Раз Вещий Олег окружен был врагами: «Нас сто, ты один! Поднимай белый флаг!» Но реет по-прежнему Рюрика знамя: ……
Но дружбы нет и той меж нами. Все предрассудки истребя , ….. …..
Мы почитаем всех нулями, А единицами — себя.
«Перевертыши»
Стою у распахнутого настежь окна залитой светом сухой комнаты.
2. Твоя тётя заурядных подлых беззаконий
3. Ты нам читаешь, зачем так мало?
« Всё моё!» - сказало злато, « Всё моё!» - сказал булат, « Всё куплю!» - сказало злато, « Всё возьму!» - сказал булат.
«Школа – это…»
Ш – школа – это Е – единение Д – душ, Е – если В – восхищаешься Р – ребенком
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс учителя русского языка и литературы
Мастер-класс...
Статья учителя русского языка и литературы ГБОУ школы 593 Некрасовой О.Н. «ЕГЭ на 100 баллов – мечта или реальность?»
Анализ педагогической деятельности за 2013-2014 уч. год (результаты ЕГЭ 2014 года по русскому языку). Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ....
Материалы из опыта работы Богдановой Ирины Викторовны учителя русского языка и литературы ГБОУ 456 Колпинского района Спб
Материал содержит ключевые технологии .методы и приемы работы учителя...
Мастер- класс учителя русского языка и литературы
« Организация самостоятельной деятельности учащихся как средство повышения их познавательной активности».Я подробнее остановлюсь на видах самостоятельной работы творческого характера. Форм...
Урок литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна
Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...
Презентация к уроку литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна
Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Сочиню свою загадку» Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Задачи:Образовательные: научиться создавать загадкиФормировать УУД:Коммуникативные: представлять результаты своего труда, строить продуктивное общение в паре, излагать свою точку зрения.Познавате...