Самообразование
проект
«Игровые технологии как средство развития речи детей с ОНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_badarchy_a.a.docx | 767.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровые технологии как средство развития речи детей с ОНР»
Тема «Игровые технологии как средство развития речи детей с ОНР» стала актуальна в наши дни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.
Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.
Цель: повысить свой профессиональный уровень
Задачи:
- Изучение современных подходов по использованию игровых технологий как средство развития речи детей с ОНР.
- Планирование работы по использованию игровых технологий.
- Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий.
- Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.
Содержание:
- Профессионально-педагогическая деятельность.
- Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
- Изучение специальной литературы.
- Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.
1. Профессионально-педагогическая деятельность:
1 | Разработать и утвердить годовой план работы учителя—логопеда на 2019-2020 учебный год. | Октябрь. |
2 | Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу | В течение учебного года |
3 | Разработать творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» | Сентябрь |
4 | Работа по плану проекта — Творческий конкурс «Первый звук и буква моего имени » | Октябрь — Май |
5 | Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально — подгрупповых занятиях.
Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи. | В течение учебного года. |
2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
1 | Участие в конкурсе методических разработок «Организация проектной деятельности в образовательном процессе детей дошкольного возраста» | Октябрь |
2 | Участие в конкурсе для педагогических работников. Методическая разработка логопедического развлечения. | Ноябрь |
3 | Изготовление папки передвижки для родителей детей | Декабрь |
4 | НОД на логопедическом занятии в рамках методической недели: «Звук «Ш» повторяем, задания выполняем» | Декабрь |
5 | Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию игровых технологии | В течение года. |
6 | Презентация: «Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе ДОУ» | Январь |
7 | Подготовить теоретический материал по теме самообразования. | Февраль |
8 | Участие в работе учителей-логопедов
| Февраль |
9 | Создание презентации по теме самообразования. | Март |
10 | Подготовка материалов на сайт по теме: «Использование игровых технологий в коррекционно — развивающей, логопедической работе » | В течение года |
11 | Создание картотеки игр для индивидуальных подгрупповых занятий. | В течение года |
3. Изучение специальной литературы.
1 | Изучение материалов на сайтах:
Логопед.ру http://www.logoped.ru/index.htm/ | В течение года |
2 |
Ткаченко Т.А. Логопедическое лото с картинками. — М,: ООО "Издательство "Эксмо«,2014г | Октябрь |
4.Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.
1 | Изучение опыта работы учителя-логопеда | Сентябрь |
2 | Изучение опыта работы учителя-логопеда | Декабрь |
3 | Изучение опыта работы учителя-логопеда | Март |
4 | Обобщение практического опыта работы по теме: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий». Пед. совет МБДОУ д/с № 28 | Апрель |
5 | Распространение положительного опыта работы по теме самообразования. МО учителей — логопедов |
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и
фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка. Правильная речь является одним из показателей
готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание. Работу по формированию правильной речи необходимо начинать уже в среднем дошкольном возрасте (4 - 5 лет). В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.
Психологопедагогические исследования доказали положительную роль
игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников
использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а, следовательно, и более эффективным.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.
Назовём одни из самых эффективных:
- логопедические игры;
- интерактивные игры;
- дидактические игры;
- игры на развитие мелкой моторики рук.
Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Срок реализации на 3 года.
Форма работы | Сроки | Форма отчета |
Профессионально-педагогическая деятельность | ||
Изучение и сбор методической литературы по данной теме, просмотр вебинаров, семинаров и мастер-классов по развитию речи дошкольников, по применению различных игровых технологий | В течение года | Наличие сертификатов о просмотренных вебинарах |
Создание и ведение персонального сайта педагога | В течение года | Пополнение персонального сайта актуальной информацией |
Подготовка и проведение родительского собрания | Апрель | Конспект собрания |
Представление интерактивных игр на педсовете | Май | Выступление на педсовете |
Игровые технологии для развития речи детей | ||
Логопедические игры:
| В течение года | Наличие материалов в речевом центре |
Интерактивные игры:
| В течение года | Наличие материала на персональном сайте педагога |
Дидактические игры:
| В течение года | |
Игры на развитие мелкой моторики рук и общей моторики:
| В течение года | Наличие картотек и атрибутов в речевом центре |
Работа с родителями | ||
Консультации для родителей:
| Октябрь - май | Консультации в родительский чат в Вотсаппе |
Мастер-классы для родителей по пальчиковой гимнастике «Волшебные пальчики» | В течение года | Видеоролики в родительском чате в мессенджерах |
Изготовление атрибутов для ППРС:
| Ноябрь - май | Наличие атрибутов в речевом центре |
Ожидаемый результат:
«Игровые технологии, как средство коррекции и развития речи», очень важна и нужна:
- ребенок учиться правильно произносить все звуки;
- развивается фонематический слух,- это станет залогом успешного обучения в школе и грамотного письма;
- дети смогут преодолеть многие трудности и проблемы в общении, и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.
Накопленный за это время опыт позволяет сделать вывод о том, что использование игровых технологий способствует формированию у детей с ОНР положительной речевой мотивации, активизации самостоятельной связной речи, обогащению ее лексического содержания и совершенствованию грамматического оформления, а также развитию коммуникативных способностей. Подтверждением тому является положительная динамика уровня развития самостоятельной связной речи детей с ОНР.
Кроме того, создание благоприятных условий, учитывающих особенности психоречевого развития детей с ОНР, стало основным показателем качества коррекционно-развивающей среды ДОО, которая обеспечивает достижение каждым ребенком оптимального уровня развития речи, психических процессов, мышления и коммуникативных навыков.
Список использованной литературы:
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. - 1983. - №1.
- Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школа-Пресс, 1999. - 82 с.
- Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
- Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».
- Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
- Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
- Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
- Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
- Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
- Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
- Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
- Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. - М., 1997.
- Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. - М.: КНОРУС, 2016. - 112 c
Приложение
Примеры игр, разработанных и используемых педагогами ДОО
в работе с детьми с ОНР
Игра «Защити зиму»
Словесная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста. Может использоваться в ходе непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, экологии.
• Дидактические задачи: закрепление знаний детей по теме «Зима»;
• обогащение эмоционально-экспрессивной лексики;
• упражнение в составлении высказываний с элементами доказательства;
• формирование аргументированной речи.
Игровое правило: высказывать свое мнение о зиме, используя ласковые, красивые слова и образные выражения, а также фразы «потому что», «так как», «я считаю», «по моему мнению».
Игровые действия: дети высказываются в защиту зимы, опираясь на иллюстрации.
Ход игры:
(Педагог надевает головной убор судьи и объясняет,
что он — обвинитель, а дети — защитники в суде.)
Педагог: Я обвиняю зиму в том, что она принесла холод, голод, загубила все живое. Ее называют злой старухой. Кто готов защитить зиму и подобрать для нее ласковые слова?
Дети: Мы! Про зиму говорят: зимушка-зима, матушка-зима, гостья-зима, зима-волшебница.
Педагог: Почему зиму так называют? Какая она?
Дети: Красивая, волшебная, сказочная, веселая, чудесная.
Педагог: Хорошо. Но суду нужны факты. Докажите с помощью иллюстраций, что зимой красиво.
Дети (показывая на зимние картинки):
Зимой красиво, потому что блестит и переливается на солнце снег, кружатся в воздухе снежинки, на окнах появляются снежные узоры.
Педагог: Докажите, что зима — волшебница.
Дети: Мы считаем, что зима — волшебница, так как она научила снежинки танцевать, построила ледяные мосты на реках.
Педагог: Докажите, что зима — веселое время года.
Дети: Зимой весело, потому что мы встречаем Новый год, катаемся на санках, лыжах, коньках, играем в снежки.
Педагог: Молодцы! Вы защитили зиму, создали хорошее мнение о ней, и она порадует вас своими чудесами.
Игра «Давай познакомимся»
Сюжетно-ролевая игра с правилами для детей старшего дошкольного возраста. Может использоваться в ходе непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, в инсценировках, свободной деятельности воспитанников.
Дидактические задачи:
• обогащение представлений детей о белом и буром медведях;
• упражнение в ведении диалога и составлении рассказа с опорой на иллюстрации;
• формирование мотивации речевого общения.
Игровое правило: задавать вопросы и отвечать на них так, чтобы больше узнать друг о друге.
Игровое действие: дети изображают медведей, задают друг другу вопросы, развернуто отвечают на них.
Ход игры:
(Педагог надевает на двоих детей маски белого и бурого медведей.
Дети, опираясь на иллюстрации, изображают их повадки, ведут диалог,
рассказывая о животных, их внешнем виде, месте обитания, питании, привычках.)
Бурый медведь: Ты кто?
Белый медведь: Я — белый медведь. А ты кто?
Бурый медведь: Я — бурый медведь. Я живу в лесу. А ты где живешь?
Белый медведь: Я живу на Севере, у холодного океана, плаваю на льдинах и гуляю по снегу.
Бурый медведь: Я не люблю холод, поэтому зимой в морозы сплю в берлоге. А люблю я есть мед и малину. А ты чем питаешься?
Белый медведь: Я ловлю рыбу в океане.
И далее дети аналогично продолжают вести диалог.
Игра «Птичья столовая»
Дидактическая игра для детей старшего возраста. Может использоваться в ходе непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, экологии и в свободной деятельности воспитанников.
Дидактические задачи:
• расширение знаний детей о зимующих птицах;
• закрепление употребления в речи предлогов;
• упражнение в согласовании имен существительных и прилагательных с числительными, употреблении имен существительных в творительном падеже, составлении связных высказываний с опорой на игровую ситуацию;
• воспитание чувства сострадания и ответственности за живую природу.
Игровое правило: составлять предложения, правильно используя предлоги; помещать в «кормушку» столько птиц, сколько написано на карточке; «угощать» птиц их любимым лакомством.
Игровое действие: дети помещают в «кормушку» фигурки птиц, рассказывают, как они называются, что делают, чем питаются, «угощают» их любимым кормом.
Ход игры:
1 вариант: педагог вешает на стену или ставит на стол коробку («кормушку») и расставляет фигурки разных птиц (в «кормушку», под нее, на крышу и т. д.). Дети по очереди рассказывают, используя предлоги, что делает та или иная птица. За правильный ответ ребенок получает «корм» — картинку, на которой изображены пшено, хлебные крошки, семечки, ягоды рябины или кусочек сала.
2 вариант: педагог помещает фигурки птиц в «кормушку» и просит детей ответить: «Сколько и каких птиц прилетело в кормушку?». За правильный ответ ребенок получает картинку с изображением корма для птиц.
3 вариант: педагог раздает детям картинки с изображением корма для птиц и просит развернуто ответить на вопросы: «Кого из птичек ты угостишь хлебными крошками (попотчуешь салом)?», «Кто из птичек любит рябину (семечки)?" и т. д.
4 вариант: ребенок, у которого есть картинка с изображением корма для птиц, получает карточку-схему, на которой указано, сколько к нему прилетело птиц и каких (например, 2 и 3 или 3 и 1). Ребенок помещает в «кормушку» соответствующее количество птиц и выбирает для них подходящий «корм», развернуто рассказывая о своих действиях. Например: «В мою кормушку прилетели 2 синички и 3 снегиря. Синички угостились салом, а снегири — рябиной. Я рад, что помог птичкам».
Игра «Как ты жил, поживал?»
Сюжетно-ролевая игра с правилами для детей старшего дошкольного возраста. Может использоваться в ходе непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, экологии, в театрализованной и свободной деятельности воспитанников.
Дидактические задачи:
• закрепление знаний детей о жизни и повадках диких животных зимой и весной, признаках весны;
• упражнение в составлении связных высказываний с опорой на предыдущий опыт и знания;
• стимулирование мыслительной и речевой активности детей;
• развитие сценических навыков.
Игровое правило: правильно отвечать на вопросы, задавать свои, заранее подготовленные; выбирать следующих участников игры.
Игровое действие: дети ведут диалог от лица диких животных, имитируя их поведение.
Ход игры:
1 вариант: педагог надевает на участников маски разных диких животных и предлагает им изобразить сцену встречи. При этом один из участников произносит заранее выученный стихотворный текст, а второй отвечает самостоятельно.
(Педагог надевает на двух первых игроков маски Лисы и Медведя.)
Педагог: Однажды весной Лиса встретила в лесу Медведя.
Лиса: Здравствуй, Мишенька!
Медведь: Здравствуй, Лисонька!
Лиса: Как ты жил, поживал?
Как зиму зимовал?
Медведь: Я всю зиму в берлоге спал, а теперь голодный.
Лиса: Почему ты рад весне?
Расскажи об этом мне.
Медведь: Я рад весне, потому что снег растаял, я проснулся. Стало тепло, земля согрелась, и я могу полакомиться зелеными корешками.
(Педагог снимает с ребенка маску Лисы и надевает следующему участнику маску
другого дикого животного. Сцена повторяется.)
2 вариант: проводится как подвижная игра. Дети становятся в круг. Педагог надевает им маски разных диких животных.
Педагог (начинает игру):
Вот и закончилась холодная зима. На смену ей пришла красавица весна! Бежит по лесу Зайчик и видит: весело скачет с ветки на ветку Белочка.
(Два воспитанника в масках Зайчика и Белочки ведут диалог.
Затем педагог продолжает сюжет рассказа.)
Педагог: Убежал Зайчик. Видит Белочка: навстречу ей бежит Лиса.
(Два воспитанника в масках Белочки и Лисы ведут диалог.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети в масках не примут в ней участие.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)
Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...
Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...
Программа самообразования / План самообразования
Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...
Программа самообразования / План самообразования
Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные технологии обучения в работе учите...
- Мне нравится (3)