Глобальная компетенция на уроках математики
методическая разработка
Доклад: «Из опыта работы учителя. Формирование глобальных компетенций на уроках математики и информатики»
Оглавление.
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ»
- Основные документы.
- Определение глобальной компетенции.
- Компоненты глобальных компетенций и особенности их формирования
- Содержательные аспекты глобальной компетентности
- Роль школы в формировании у обучающихся глобальной компетентности
- Организация деятельности образовательного учреждения по направлению «глобальные компетенции»
РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ «ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Из опыта работы с обучающимися в 5-9 классах на уроках математики
2.2. Из опыта работы с обучающимися в 5-9 классах на уроках информатики.
2.3. Из опыта работы с обучающимися в 5-9 классах на внеурочной деятельности
2.4. Вывод
ЛИТЕРАТУРА
Приложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 689.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный семинар по теме: «Формирование глобальных компетенций и читательской грамотности как компонентов функциональной грамотности в системе работы учителей Беловского района Курской области».
Доклад: «Из опыта работы учителя.
Формирование глобальных компетенций на уроках математики и информатики»
учитель
математики
Кривицко-Будской ООШ
Шатохина Елена Леонидовна
с. Кривицкие –Буды, 2022г
Оглавление.
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ»
- Основные документы.
- Определение глобальной компетенции.
- Компоненты глобальных компетенций и особенности их формирования
- Содержательные аспекты глобальной компетентности
- Роль школы в формировании у обучающихся глобальной компетентности
- Организация деятельности образовательного учреждения по направлению «глобальные компетенции»
РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ «ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Из опыта работы с обучающимися в 5-9 классах на уроках математики
2.2. Из опыта работы с обучающимися в 5-9 классах на уроках информатики.
2.3. Из опыта работы с обучающимися в 5-9 классах на внеурочной деятельности
2.4. Вывод
ЛИТЕРАТУРА
Приложения
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ»
1.1 Основные документы:
- В указе Президента России В.В. Путина от 7 мая 2018 года № 204 определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года.
При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить:
• глобальную конкурентоспособность российского образования;
• вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
- О новых ФГОС ООО
III. Требования к условиям реализации программы основного общего образования. (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 18.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)
35.2. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
- формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
- Министерство просвещения российской федерации институт стратегии развития образования российской академии образования разработали Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».
Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся основной школы, включающих в себя:
- открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов)
- методические рекомендации для учителей по использованию открытого банка в учебном процессе и в системе повышения квалификации педагогических кадров
- методическое сопровождение электронной платформы, на которой размещен национальный инструментарий для формирования функциональной грамотности.
Действительно, функциональная грамотность школьников- важный показатель качества образования. Он заложен как один из основных показателей национального проекта «Образование». Функциональная грамотность включает в себя шесть основных направлений:
- читательская грамотность;
- математическая грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- финансовая грамотность;
- глобальные компетенции;
- креативное мышление.
Часть компонентов мы можем отнести к предметным областям, например, математическая грамотность, а часть из них являются надпредметными, в том числе глобальные компетенции.
1.2. Определение глобальной компетентности.
Глобальная компетентность рассматривается на международном уровне как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни.
Глобально компетентная личность - человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. (PISA 2018 Assessment and Analytical Framework)
«Глобальные компетенции» – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).
Глобальные компетенции – особый вид грамотности, о котором пока редко говорят в школе. В международном образовании это самый юный «предмет». Он не включён в школьное расписание, и изучает его на самых разных уроках.
1.3. Компоненты глобальных компетенций и особенности их формирования
Глобальные компетенции – это интегративный компонент, имеющий ценностную основу, собственное предметное содержание и нацеленный на формирование универсальных навыков (soft skills). В структуру глобальных компетенций входят:
− знания. Понимание и оценка зрения и мировоззрения других.
Это в первую очередь знание глобальных проблем: предотвращение войны, борьба с международным терроризмом, сохранение природы, рациональное использование ее ресурсов, противостояние болезням. Самый полный и подробный список глобальных проблем приведен на сайте ООН
− умения. Изучение вопросов местного, глобального и межкультурного значения.
Это особые навыки, которые нам помогают в глобальном мире, так называемые «универсальные навыки (soft skills)»:
критическое мышление; креативность; коммуникативность; коллаборация.
− отношения. Участие в открытом, адекватном и эффективном межкультурном взаимодействии.
Это открытость представителям иных культур; уважение других культур и культурных отличий; широта взглядов; ответственность
− ценности. Содействие коллективному благополучию и устойчивому развитию
Человеческое достоинство; культурное разнообразие.
Общие правила развития soft skills:
− Берите пример с тех, у кого эти навыки вы видите; находите для себя таких людей целенаправленно.
− Будьте примером для детей, тренируйтесь вместе с ними: так, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения
- учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.
− Хобби и творческие занятия развивают все виды компетенций soft skills
− Спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе.
− Музыка и рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям.
− Логическое мышление развивается во время игры в шахматы.
− Проектная работа в команде (взрослых, детско-взрослой) позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции
1.4. Содержательные аспекты глобальной компетентности
Отбор содержания
Глобальные проблемы:
война и мир,
международный терроризм,
«Север – Юг»,
изменение климата,
мировой океан, вода (дефицит воды, доступ к чистой воде),
демографическая проблема (старение, дети),
продовольственная проблема,
миграция и беженцы,
энергетическая и сырьевая проблемы,
гендерное равенство,
здравоохранение, питание,
права человека,
инновации в сфере данных для целей развития
Знания в области межкультурного взаимодействия
семья,
природа,
образование,
здоровье (здравоохранение, питание),
традиции и обычаи,
человек и государство (права человека)
Содержательные аспекты глобальной компетентности.
аспекты | 5-6 классы | 7 класс | 8-9 классы | ||
Глобальные проблемы | 1. Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе). 2. Здоровье как ценность. 3. Права человека как ценность. | 1. Основные причины возникновения глобальных проблем. Проявление глобальных проблем на локальном уровне. 2. Человек и природа (аспект: экологический кризис и его причины). 3. Здоровье (аспект: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни). 4. Права человека (аспекты: равноправие, противостояние политическому, расовому, гендерному, религиозному и другим видам неравенства). 5. Образование как ценность и право. | 1. Причины возникновения и возможности разрешения глобальных проблем. 2. Взаимосвязь глобальных проблем. Проявление глобальных проблем в локальных ситуациях. 3. Глобальные проблемы в соответствии с перечнем «Глобальных вопросов повестки дня ООН» [13]: − Изменение климата. − Мировой океан, вода. − Демографическая проблема. − Продовольственная проблема. − Миграция и беженцы. − Энергетическая и сырьевая проблемы. − Гендерное равенство. − Здравоохранение, питание. − Права человека, образование. − Инновации в сфере данных для целей развития (информационные технологии). | ||
Межкультурное взаимодействие | 1. Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой). 2. Семья и школа (аспект: роль семьи и школы в воспитании и образовании ребенка). | 1. Традиции и обычаи (аспект: понимание необходимости межкультурного диалога). 2. Семья и школа (аспект: роль семьи и школы в жизни общества). | 1. Традиции и обычаи (аспекты: межкультурная коммуникация, концепции межкультурного взаимодействия, идентичность, стереотипы и их преодоление). 2. Передача социального опыта. 3. Воспитание и самовоспитание. 4. Агенты социализации. |
Дидактические единицы для оценивания ГК у обучающихся
- Человек и природа (аспекты: охрана природы,
ответственное отношение к живой природе)
- Здоровье как ценность
- Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой)
- Права человека как ценность
- Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребенка)
Выпускник школы умеет
1. Указывать причины существования проблемы (явления,
действия, взаимодействия и пр.) с опорой на представленную информацию и контекстные знания.
2. Приводить адекватные аргументы о возможных перспективах развития проблемы (явления, действия, взаимодействия и пр.) с опорой на представленную информацию и контекстные знания.
3. Оценивать информацию о проблеме (явлении, действии,
взаимодействии и пр.) с точки зрения выбора источников.
4. Оценивать информацию о проблеме (явлении, действии,
взаимодействии и пр.) с позиций внутренней целостности,
непротиворечивости объективным данным и личному опыту.
5. Объяснять сходства и различия в оценке проблемы, явления,
действия, взаимодействия, обусловленные культурными и иными особенностями и традициями.
1.5. Роль школы в формировании у обучающихся глобальной компетентности
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
- для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества
- для формирования аналитического и критического мышления школьников
- для того, чтобы школьники осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира
- для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия
Работа по формированию глобальных компетенций
Зачем учить? – философия образования
Чему учить? – содержание образования
Как учить? – педагогические технологии
Современные педагогические технологии
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
- Информационно-коммуникационная технология
- Технология развития критического мышления
- Технология мастерских
- Проектная технология
- Технология развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
- Игровые технологии
- Модульная технология
- Технология мастерских
- Кейс-технология
- Технология интегрированного обучения
- Педагогика сотрудничества.
- Технологии уровневой дифференциации
- Технология дистанционного обучения
- Портфолио.
- Проектно – дифференцированного обучение
- Личностно-ориентированное обучение
- Организация деятельности образовательного учреждения по направлению «глобальные компетенции»
Работа по формированию глобальных компетенций в различных видах учебной деятельности:
- в процессе овладения теорией предмета,
- при устном счете и решении задач,
- в ходе выполнения домашних заданий,
- при составлении задач самими учащимися,
- в ходе выполнения творческой и исследовательской деятельности,
- в ходе подготовки к олимпиадам (нестандартные задачи),
- участие в научно-практических конференциях (защита проектов),
- внеурочные занятия (сведения из истории развития математики и математического образования в России)
Отбор содержания материала, через структуру урока, через организацию общения.
Использование эпиграфов к уроку
Формирование положительной мотивации при изучении математики и информатики – это залог успеха в его познании. Одним из элементов мотивации я считаю использование эпиграфов и афоризмов на уроках. Это помогает активизировать продуктивную мыслительную деятельность.
Предлагаемые эпиграфы и афоризмы к урокам математики:
- Человек, знающий математику, преодолеет любые трудности!
- Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни. И.Л. Лобачевский..
- Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется.
И. Гете. - Математика – наука молодых. Иначе и не может быть. Занятия математикой – это такая гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и вся выносливость молодости. Н.Винер.
- Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. М.И. Калинин.
- Прежде чем решать задачу – прочитай условие. Жак Адамар
- Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать. Р.Декарт
- Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. А. Маркушевич.
- Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели… А. Маркушевич
- «Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Л. Толстой
Предлагаемые эпиграфы и афоризмы к урокам информатики
- "Кто владеет информацией, тот владеет миром" У. Черчилль
- "Хорошо информированный человек стоит двух". Французская пословица
- "Информация, в отличие от ресурсов, задумана, чтобы ею делились". Роберт Киосаки
- "Информация - движущая сила развития общества. Не владеть компьютером - быть безграмотным."
- "Наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией". Б. Дизраэли
- "Машины должны работать. Люди должны думать" Принцип IBM
Требования к задачам
- задачи должны быть разнообразными по способам решения;
- тематика задач должна относиться к разным областям человеческой деятельности;
- желательно, чтобы конкретные задачи были составлены на местном материале;
- исторические задачи должны быть связаны с изучаемой темой
Основные типы задач при формировании ГК
- задачи о труде людей;
- задачи, включающие исторические сведения;
- задачи на формирование научного мировоззрения;
- задачи на нравственное воспитание;
- разнообразные творческие задания
Деятельность учителя при формировании глобальной компетентности школьников
1.Проанализировать свои подходы к уроку и увидеть потенциал.
2.Включать задания в мотивационную часть урока, при изучении соответствующего по содержанию материала, при закреплении изученного, для организации дискуссии, при отработке соответствующих умений (навыков), в ряде случаев для проверки знаний.
3.Внеурочная деятельность: проведение внеклассных мероприятий (в том числе и онлайн формате), которые направлены на развитие и проявление качества глобально компетентной личности.
4.Поиск единомышленников, работа в команде.
5.Работа по формированию глобальных компетенций – один из ответов на вопрос: как и чему учить сегодня для успеха ученика в будущем.
РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ «ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Из опыта работы с обучающимися в 5-9 классах на уроках математики.
Тематика задач может быть самой разнообразной: биоэкологическая, геоэкологическая, в том числе решение задач по проблемам природопользования и т.д. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств.
Каждый курс математики может вносить вклад в формировании экологического сознания. Наиболее благоприятные темы в 5 классе: «Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Проценты», в 6 классе: «Пропорции», «Положительные и отрицательные числа» «Диаграммы».
Использование глобальных задач является показателем уровня глобального сознания, от которого зависит отношение людей друг к другу и к природному окружению, т.е. выживание человечества.
Задачи.
5 класс: Задача 1.
Из плохо закрытого по небрежности водопроводного крана каждую секунду вытекает одна капля воды.
Вопрос 1. Сколько граммов воды вытечет за сутки, если масса 100 капель равна 7 г? Округлите ответ до тысячи граммов и выразите в килограммах.
1 сутки = 24 часа = 24 • 60 • 60 = 86 400 сек — значит за сутки из одного крана вытечет 86 400 капель воды.
86 400 : 100 • 7 = 6 048 (г) ≈ 6 000 (г) = 6 кг — воды вытечет из одного крана за сутки.
Вопрос 2. Сколько тонн воды вытечет за сутки, если в городе 120 000 квартир, в каждой из которых плохо закрыт кран?
6 • 120 000 = 720 000 (кг) = 720 тонн — воды вытечет за сутки из 120 000 квартир.
Вопрос 3. Сколько дней можно было бы поливать вытекшей во всём городе водой огород площадью 10 а, на котором высажена капуста, если для полива 1 м² огорода требуется 15 л воды в сутки?
10 ар = 1 000 м²
15 • 1 000 = 15 000 (литров) — воды потребуется для полива 10 аров огорода в сутки.
720 000 : 15 000 = 48 (суток) — можно поливать огород вытекшей в городе водой.
Ответ: за сутки из одного крана вытекает примерно 6 кг воды; в городе из 120 000 квартир за сутки вытекает примерно 720 тонн воды; вытекшей в городе водой можно поливать огород в течении 48 суток.
9 класс: Задача 2. Начала теории вероятностей
В приюте для бездомных животных "4 с хвостиком" — 84 собаки, из них 63 привиты. Семья Ивановых решила завести друга из приюта. Найдите вероятность того, что случайно выбранный ими пёс окажется не привитый.
Решение : 84−6384=0,2584−6384=0,25 Ответ: 0,25
6 класс: Задача 3. тема «Действия с десятичными дробями».
Потребность человека в энергии, которая содержится в продуктах – важный фактор существования всего организма в целом. Жизнь людей невозможна без энергозатрат, а, чтобы восполнить силы необходим набор основных питательных веществ. Основные источники энергии, находящиеся в любой пище – белки, углеводы и жиры. Правильное сочетание этих питательных веществ поможет поддерживать высокий уровень работы организма. Каши, приготавливаемые из различных сортов круп, служат прекрасным источником сложных углеводов, затем растительного белка и жира.
Название крупы | Содержание в % на 100 грамм сухого продукта | Стоимость каши, руб. | |||
Белки | Жиры | Углеводы | Ккал | ||
Крупа гречневая ядрица | 12,6 | 3,3 | 62,1 | 335 | 58 |
Крупа манная | 10,3 | 1 | 67,7 | 328 | 27 |
Пшено | 11,5 | 3,3 | 66,5 | 348 | 32 |
Геркулес (овсяные хлопья) | 11,9 | 7,2 | 69,3 | 366 | 29 |
Вопросы и задания к задаче.
1.Определите наиболее калорийную крупу.
2.Рассчитайте стоимость каши на завтрак для группы из 7 человек.
3.Сравните процентное содержание жиров в крупах.
4.Употребляя в течение недели пшенную кашу, рассчитайте полученные килокалории.
5.Сравните манную и геркулесовую каши по суммарному количеству питательных веществ.
6 класс: Задача 4. тема «Графики и диаграммы».
На уроке биологии учитель рассказывал о том, что возраст каждого живого организма определяется его видом и условиями проживания. Одни деревья живут несколько десятков лет, а другие — столетиями и тысячелетиями. Однако лесные пожары и ухудшающаяся экология сокращают продолжительность жизни деревьев. В качестве домашнего задания учащиеся собрали информацию о средней продолжительности жизни деревьев на планете
Вопрос 1
Ученик хочет изобразить эти данные на диаграмме. Приведите одну причину, по которой диаграмма не подходит для отображения этих данных.
Решение. Посмотрите внимательно на таблицу.
Числа 20 и 5000 дают очень большой разброс на диаграмме. Тем не менее диаграмму построить можно. Например, круговую
Вопрос 2
Для того чтобы спасти от вырубки одно дерево, требуется собрать и сдать на переработку около 80 кг макулатуры. Эта информация, услышанная на уроке, очень заинтересовала друзей-семиклассников Романа и Михаила. Они придумали проект и организовали сбор макулатуры школьниками всей области, а школам-победителям областной филиал Российского центра защиты леса подарил саженцы для высадки на пришкольном участке. Учащиеся школы, в которой учатся Роман и Михаил, собрали 1,2 т макулатуры, причём учащиеся начальной школы собрали 20 % всего количества, основной — 60 % и старшей — 20 %. Сколько деревьев спасли учащиеся
а) начальной школы,
б) основной школы,
в) старшей школы?
Решение . занесем материал в таблицу
Начальная школа | 20% | ||
Основная школа | 60% | ||
Средняя школа | 20% | ||
Итого | 100% | 1,2 т = 1200 кг |
|
Ответ: начальной и старшей школы по 3 дерева, основной школы 9 деревьев
Вопрос 3
Известно, что в Южной Америке леса занимают 8,6 млн км2, а в Африке — 6,7 млн км2. Площадь лесов в этих регионах постоянно сокращается, по оценкам специалистов, примерно на 40 000 км2 в год. Запишите формулу изменения площади лесов на территории Южной Америки и Африки и с её помощью определите, через сколько лет площадь лесов в Южной Америке и Африке сократится на 20 %, если не будут предприняты усилия по их восстановлению.
Решение.
Пусть площадь лесов за S км2, количество лет, за которые сокращается площадь лесов n.
Формула изменения площади лесов на территории Южной Америки и Африки:
Выразим количество лет через площадь:
7 класс: Задача 5. тема «Среднее арифметическое, размах и мода».
В Курской области насчитывается 265 видов птиц. "Главным" из которых является знаменитый курский соловей, чьи уникальные трели считаются наивысшим достижением птичьего вокала. Встречаются также ласточки, воробьи, скворцы, жаворонки, сороки и др. Соловей живёт 10 лет, ласточка -16 лет, жаворонок – 9 лет, скворец – 18 лет, воробей – 13 лет, сорока -42 года.
Вопрос 1. Вычисли среднюю продолжительность жизни этих птиц
Вопрос 2. Вычисли размах жизни этих птиц.
Вопрос 3. Вычисли моду жизни этих птиц.
6 класс: Задача 6. тема «Пропорции».
На территории Курской области расположено крупнейшее в мире месторождение железной руды - Курская магнитная аномалия. Разведанные запасы всех железных руд на территории Курской области составили 9 190 999 998 тонн. При современном уровне добычи Михайловский горно-обогатительный комбинат обеспечен запасами богатых руд на 43 года.
Вопрос 1 Сколько тонн железной руды в среднем за год будет перерабатывать комбинат?
8 класс: Задача 7. тема «Решение квадратных уравнений».
Ликвидация мусора – одна из глобальных проблем современной цивилизации. Есть несколько способов, из которых самыми экономичными являются два:
- компостирование. Суть метода заключена в утилизации отходов биологического происхождения путём их разложения естественным способом;
- сжигание. Термообработка любых ТБО позволяет добиться полного их уничтожения. Однако не следует забывать о том, что многие ТБО сжигать просто невыгодно. Такие отходы, как бумага или древесина, являются продуктом многократной переработки, их уничтожение повлечёт за собой безвозвратную потерю лесного массива планеты.
Вопрос 1.
На диаграмме показано распределение твёрдых бытовых отходов. Определите по диаграмме, какие предметы составляют более 30%.
В ответе запишите номер выбранного варианта.
Вопрос 2.
Время разложения материалов в природной среде:
Бумага – 2-3 года.
Консервные банки – 10 лет.
Полиэтиленовые пакеты –более 200 лет.
Стекло – 1000 лет (или не разлагается)
За сколько лет разлагается пластиковая бутылка? Узнайте, решив квадратное уравнение:
6 класс: Задача 8. тема «Проценты».
Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года и поражают до 15% населения земного шара. Грипп и ОРВИ составляют 95% всех инфекционных заболеваний в мире.
Ежегодно в мире заболевают до 500 млн. человек, 2 миллиона из которых умирают. В России ежегодно регистрируют от 27 млн. до 41 млн. человек, заболевших гриппом и другими ОРВИ.По результатам еженедельного мониторинга за заболеваемостью острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом в период с 01.01.2022 года по 02.04.2022 года число обратившихся за медицинской помощью в Курской области составило 143273 больных, в том числе детей до 14 лет –90177 .
Используя эти данные решите следущую задачу.
Вопрос 1.
Найдите, сколько процентов заболевших гриппом и ОРВИ оставляют дети до 14 лет? Округлите результат до единиц.
Решение.
90177 : 143273 *100=62,94067…%
Ответ:63%
Вопрос 2
Из 25 учащихся 5 «В» класса прививка от гриппа была сделана 15 учащимся, из них во время вспышки эпидемии заболели 3человека. Из числа учащихся, не сделавших прививку, заболели 8 человек. Сколько процентов составили больные из группы, делавшей прививку, сколько процентов составили больные из группы, не делавшей прививку? Решение.
1) 25-15=10(чел.) -не делали прививку
2) 3:15*100=20% заболевших, из группы, делавшей прививку
3) 8:10*100=80% заболевших, из группы, не делавшей прививку
Ответ: 20%,80%, на 60%
Вопрос 3. В какой группе процент заболевших больше и на сколько?
1) 80%-20%=60% на столько процентов больше заболевших, из 2 группы
Ответ: на 60%
Вопрос 4.
Рассчитайте, сколько учащихся и учителей вашей школы должны привиться против гриппа, чтобы в школе не было эпидемии.
Вопрос 5.
Перечислите, в чём заключается ущерб, который вносит эпидемия гриппа экономике страны.
К сожалению, вакцинация не гарантирует 100-процентную защиту от болезни. Тем не менее врачи настоятельно рекомендуют всем делать
Задача 9. ПРОЦЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ ДВУХ ЧИСЕЛ
С 1600 г. человеком уничтожено на Земле 162 вида птиц (381 на грани исчезновения) и около 100 видов млекопитающих (255 видов на грани исчезновения). Гибель 75% видов млекопитающих и 86% видов птиц, из числа исчезнувших обусловлена влиянием антропогенных факторов.
Вычислите количество видов исчезнувших под этим влиянием. Округлите до целых.
Решение:
Всего исчезло Антропогенно
Птиц 162 вида ? видов - 75%
Млекопитающих 100 видов ? видов - 86%
1) x = 162*86% : 100 = 139,32 ≈ 139 (видов) птиц
2) x = 100*75% :100 = 75 (видов) млекопитающих
Ответ: 139 видов птиц, 75 видов млекопитающих.
Задача 10.
В России почти 17,5 миллиона школьников. Если допустить, что ежедневно каждый ученик непродуктивно использует один лист бумаги, то какой высоты получится стопка, если толщина 10 листов 2 мм?
Решение:
Если один ученик ежедневно непродуктивно использует один лист бумаги, то 17,5 млн школьников используют 17,5 млн. листов бумаги. Если толщина 10 листов бумаги 2 мм, то толщина 17,5 млн листов –
10 л. – 2 мм
x л. - ? мм, тогда х= (17500000*2):10 = 2500000 мм= 2500 м= 2км500 м.
значит, высота полученной стопки за один день 2 км 500 м.
ответ: 2,5 км.
Тестовая работа в 5 классе по теме «Повторение за курс 5 класса» (Приложение 1)
Задачи для 6 класса (Приложение 2)
2.2. Из опыта работы с обучающимися в 5-9 классах на уроках информатики.
Развитие компьютерной техники открыло широкие возможности для изучения многих процессов, в том числе происходящих в природе и обществе. Среди задач, успешно моделируемых на компьютерах, особое место занимают экологические. Круг их очень велик, и мы их можем решать при изучении практически всех тем на уроках информатики.
К примеру, при изучении текстового редактора ребята работают с текстами на экологическую тему, преобразовывают текст в таблицу, строят диаграммы, схемы.
В графическом редакторе рисуют природу, работают с фрагментами рисунка.
В теме «Создание презентаций» учащиеся раскрывают и обобщают большое количество тем экологии. Перед изучением темы они подбирают материал по одной из предложенных тем или выбирают тему самостоятельно.
При работе в среде Access можно создавать различные базы данных. Например, база данных по растениям (животным, птицам и т.д.) Курской бласти, занесенных в Красную Книгу.
В теме «Электронные таблицы» на уроках выполняются задания по оценке качества воздуха в городе, зная транспортную нагрузку на улицах и количество, выделяемого угарного газа. Можно рассчитать, какова будет численность популяции зайца через 1,3,5 и 10 лет при полном отсутствии волков или при каком-то их начальном количестве.
Когда изучаем Информационные ресурсы Интернета, можно также использовать разные задания: поиск, просмотр, загрузка файлов и Web- страниц на любую экологическую тему в сети Интернет или глобальную проблему на сайте ООН.
Внедрение элементов экологического образования позволяет более интересно и ярко проводить уроки информатики.
Урок в 8 класса по теме Работа с электронными таблицами (практическое задание) .Сегодня на уроке мы тоже будем решать экологическую задачу.
Ученые всего мира давно говорят о том, что технический прогресс отрицательно влияет на природу. Изменение климата, таяние льдов, снижение качества питьевой воды негативно отражаются на жизни людей. Экологи всего мира давно бьют тревогу по поводу загрязнения и уничтожения природы. Одной из важнейших экологических проблем является вырубка лесов. Вырубка леса является частью естественного процесса смены зелёных насаждений. В последние десятилетия она превратилась в одну из глобальных проблем. Несмотря на то, что у России больше всего лесных хвойных ресурсов, темпы их уничтожения в стране также высоки. Все это влечёт множество неприятных последствий для окружающей среды.
Исчезновение лесов пока не волнует обычного человека. Однако многие проблемы связаны именно с этим. Когда все люди поймут, что именно леса обеспечивают им нормальное существование, может быть, они более бережно будут относиться к деревьям.
Задача, которую мы сегодня решим, поможет проанализировать вырубку леса.
Леспромхоз ведет заготовку деловой древесины. Известен ее первоначальный объем, ежегодный естественный прирост, а также годовой план заготовки. Какой объем деловой древесины на данной территории будет через год, через 2 года и т.д. — до тех пор, пока этот объем не станет меньше минимально допустимого значения.
Количество деловой древесины в каждый следующий год вычисляется по количеству древесины предыдущего года до тех пор пока этот объем не станет меньше минимально допустимого значения (23000 м3).
Допустим, исходные данные принимают следующие значения:
первоначальный объем V (м3) - 120000;
ежегодный прирост p (%) - 5,5;
годовой план заготовки R (м3) - 9500;
миним. допустимое значение (м3) - 23000.
Результатом является объем древесины через 1, 2, 3, ... года.
Объем древесины в каждом следующем году вычисляется по формуле:
Vi+1 = Vi + Vi*p/100-R
Так выглядит электронная таблица в режиме отображения формул:
А | В | |
Задача о заготовке древесины | ||
Исходные данные: | ||
Первоначальный объем (м3) | 120000 | |
Ежегодный прирост (%) | 5,5 | |
Годовой план заготовки (м3) | 9500 | |
Миним. допустимое значение (м3) | 23000 | |
Объем древесины (м3) | ||
Через 1 год | =B3+B3*B4/100-B5 | |
2 | =B8+B8*$B$4/100-$B$5 | |
3 | =B9+B9*$B$4/100-$B$5 |
Формулу копируем.
....
27. | 20 | =B26+B26*$B$4/100-$B$5 |
Вычислительный эксперимент
- Введите значения исходных данных и проследите динамику ежегодного изменения количества древесины, построив график.
- Разработайте план использования древесины, так, чтобы данный процесс продолжался в течение 25 лет. (Изменяя значения R.)
А | В | |
Задача о заготовке древесины | ||
Исходные данные: | ||
Первоначальный объем (м3) | 120000 | |
Ежегодный прирост (%) | 5,5 | |
Годовой план заготовки (м3) | 9500 | |
Миним. допустимое значение (м3) | 23000 | |
Объем древесины (м3) | ||
Через 1 год | 117100 | |
2 | 114041 | |
3 | 110813 | |
4 | 107407 | |
5 | 103815 | |
6 | 100025 | |
7 | 96026 | |
8 | 91807 | |
9 | 87357 | |
10 | 82661 | |
11 | 77708 | |
12 | 72482 | |
13 | 66968 | |
14 | 61152 | |
15 | 55015 | |
16 | 48541 | |
17 | 41710 | |
18 | 34505 | |
19 | 26902 | |
20 | 18882 |
Анализ результатов
В результате эксперимента, видим, что процесс ежегодного изменения количества деловой древесины будет происходить в течение 19 лет (до тех пор, пока ее объем не будет меньше минимально допустимого значения V<23000 м3).
2.3. Из опыта работы с обучающимися в 5-9 классах на внеурочной деятельности
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ http://skiv.instrao.ru/content/board1/rabochie-materialy/Программа_курса_ФГ.pdf
7 класс
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся преодолевать проблемы в общении и вместе решать глобальные проблемы» (5 ч)
Тема | Основное содержание | Основные виды деятельности | Формы проведения занятий | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
С чем могут быть связаны проблемы в общении | Межкультурное взаимодействие: необходимость межкультурного диалога. Культура и диалог культур. Роль семьи и школы в жизни общества, в формировании культуры общения между представителями разных народов | Анализировать ситуации межкультурного диалога. Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения в межкультурном диалоге. Аргументировать свое мнение по вопросам межкультурного взаимодействия. Объяснять причины непонимания в межкультурном диалоге. Оценивать последствия эффективного и неэффективного межкультурного диалога | Беседа / обсуждение / игровая деятельность / решение познавательных задач и разбор ситуаций | Ситуации «Семейные ценности», «Школьная жизнь» Демонстрационный вариант 2019 (http:// skiv.instrao.ru) |
Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы друга | Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное взаимодействие между людьми, действия в интересах коллектива. | Определять стратегии поведения в результате анализа ситуаций, связанных с противоречиями во взаимодействии между людьми. Оценивать действия людей в конфликтных ситуациях, предлагать пути разрешения конфликтов | Беседа / обсуждение / игровая деятельность / решение познавательных задач и разбор ситуаций | Ситуации «Кто пойдет в поход», «Дай списать» (http://skiv. instrao.ru) |
Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем | Глобальные проблемы как следствие глобализации. Изменение климата, экологические и демографические проблемы | Объяснять ситуации, связанные с глобальным изменением климата, экологическими и демографическими проблемами. Приводить примеры и давать оценку действиям, которые усиливают проявление или предотвращают глобальные проблемы | Дискуссия / решение познавательных задач и разбор ситуаций | Ситуации «Нам не страшен гололед», «Деревья в городе», «Изменение климата» Демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao. ru) Открытый банк заданий 2020 Ситуация «Изменения в Зедландии» Ситуация «Выбрасываем продукты или голодаем» |
Действуем для будущего: участвуем в изменении экологической ситуации. Выбираем профессию | Глобальные проблемы: возможности и роль каждого человека в преодолении воздействия глобальных проблем или в их решении. Проблемы прав человека в современном мире. | Анализировать возможности и пределы возможностей воздействия одного человека на решение глобальных проблем. Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о преодолении последствий глобализации, о возможности участия каждого в решении глобальных проблем. | Беседа / обсуждение / решение познавательных задач и разбор ситуаций | Ситуации «Выбираем профессию», «Экологичная обувь», «Дети должны мечтать, а не работать в поле» (http://skiv.instrao. ru) «Образование в мире: право и бизнес»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Ситуация «Образование в мире: право и бизнес»: Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 |
2.4. Вывод:
- Глобальные компетенции – это сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, которые требуются каждому человеку при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, или при его участии в решении глобальных проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений. Овладение глобальными компетенциями происходит на протяжении всей жизни человека
-формирование глобальной компетентности – это составная часть целостного учебно-воспитательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени, и субъективный запрос мотивированных субьектов образовательного процесса – учащихся, учителей и родителей
Список литературы
- ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Отчет по результатам международного исследования PISA-2018 ГК URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%9C%D0%A1%D0%98/%D0%93%D0%9A%20PISA-2018_.pdf
- ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ PISA-2018. ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ URL: http://skiv.instrao.ru
- PISA 2018 Draft Analytical Framework // Официальный сайт ОЭСР. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf.
- Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» http://skiv.instrao.ru/content/board1/
- Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся: приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325095
- Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // «Вестник образования России», 2019, №16 Август. С. 32-36
- Демонстрационный вариант 2019, 2020, 2021, 2022 (URL: http://skiv.instrao.ru)
- Открытый банк заданий 2020, 2021, 2022 (URL: http://skiv.instrao.ru)
- Ковалева Г.С., Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. 5, 7 классы / Под ред. Г.С. Ковалевой, Т.В. Коваль. М., СПб.: Просвещение, 2020.
- Ковалева Г.С., Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. 8-9 классы / Под ред. Г.С. Ковалевой, Т.В. Коваль. М., СПб.: Просвещение, 2020 ??.
- https://refdb.ru/look/2856676-p3.html
- http://festival.1september.ru/articles/567624/
Приложение 1
Тест для 5 класса по теме «Повторение за курс 5 класса»
Вариант № 1
- Каждая автомашина выбрасывает в атмосферу в 3 раза больше загрязняющих веществ по сравнению со своей собственной массой. Масса грузовика 2,9 т. Какое количество загрязняющих веществ выбрасывает в атмосферу такая машина?
- 5,4т., 2) 8,7т., 3) 6,7т., 4) нет такого варианта.
- Квадратная клумба имеет площадь 4,2х4,2 (в дециметрах). Площадь клумбы хотят увеличить 2 раза. Чему будет равна площадь новой клумбы? (Ответ выразите в сантиметрах).
1)325,8см2, 2) 32,58 см2, 3) нет такого варианта, 4) 3258см2.
- В палаточном лагере на площади в 1 га за 3 месяца отдыхают 10 тыс. туристов. За сутки один невоспитанный турист может: 1) сжечь 1 м древесины; 2) оставить на дереве автограф площадью 1дм; 3) сломать до 10 молодых деревьев. Доказать, что очень большой вред нанесут лесу 10 тыс. невоспитанных туристов за сутки. Ответ: ___________
- На окраине города растут березы из одного корня. Одну березу посадил мэр города, 3берёзы посадили его заместители, остальные берёзы посадили школьники. Сколько берез растет из одного корня.
- 1, 2) нет такого варианта, 3) 4, 4) много.
- В крупных промышленных центрах в воздухе находится 126- 504 мг/м3 CО2 при норме 3 мг/м3. Во сколько раз в среднем превышена норма?
1) 40 – 150 раз, 2) 50 раз, 3) 42 – 168 раз, 4) 52 – 158 раз.
- Одним из способов защиты окружающей среды является рассеивание вредных веществ с помощью строительства высоких труб. Известно, что дымовая труба высотой 100 м даёт возможность рассеивать вредные вещества в радиусе до 20 м. Определить радиус рассеивания веществ, если высота трубы 50 м.
1) до 30м., 2) до 25 м., 3) 10м., 4) 15м.
- Подсчитайте, какую площадь земельных угодий требуется отвести под строительство дороги с твердым покрытием 1 км, если известно, что ширина полосы отчуждения составляет 50,5 м?
1) 50, 5км2, 2) 50 500м2, 3) 50500 м., 4) 50500 км.
- В среднем каждый человек употребляет 1,7 л воды в сутки при физиологической потребности 2-3 л. Подсчитайте, сколько воды употребляют в среднем 25 человек в год? (Если год високосный)
1) 15 555л., 2) 15 512,5л., 3) 15 55,5л , 4) 152350л.
- Ель живет в лесу до 400 лет, а в городских условиях в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить ель в городе?
1) 170 лет, 2) 150 лет, 3) 155лет, 4) 160лет.
- В Африке раньше леса занимали 60% территории, в настоящее время - только 17%. На сколько млн. км сократились площадь лесов Африки, если ее территория 30,3 млн. км?
1) 13, 54млн. км, 2) на 13,649млн. км, 3) на15,5млн. км, 4) на 16млн. км.
Вариант № 2
1.На Маскаренских островах из 28 местных видов птиц вымерло 24. Определите этот, самый высокий в мире, процент исчезнувших видов птиц? (Ответ округлить до десятых).
1) 85,8%, 2) нет такого варианта, 3) 85,7%, 4) 85,71% .
2.Одним из способов защиты окружающей среды является рассеивание вредных веществ с помощью строительства высоких труб. Известно, что дымовая труба высотой 100 м даёт возможность рассеивать вредные вещества в радиусе до 20 м. Определить радиус рассеивания веществ, если высота трубы 80 м.
1) до 25м., 2) до 16 м., 3) 10м., 4) 15 м.
3. Известно, что 1 т пролитой нефти образует на поверхности воды пятно с площадью около 6 км2. Какую площадь акватории покроет нефтяная плёнка в случае аварии танкера водоизмещением 5000 т?
1) 30 тыс. км2, 2) 50 тыс. км2 , 3) 60 тыс. км2 , 4) 20 тыс. км2 .
4. С самой маленькой струйкой из неисправного крана в сутки вытекает 150 л воды. Сколько литров воды может быть потеряно 20 семьями за 10 суток, если в квартире каждой семьи неисправен, хотя бы один кран?
1) 20 тыс. л, 2) 40тыс л., 3) 15тыс. л., 4) 30тыс. л.
5. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, то сколько птиц останется?
1) 240птиц, 2) нет такого варианта, 3) 3060птиц, 4) 340 птиц.
6. В Сибири ежегодно вырубают 600 тыс. га леса, столько же гибнет от пожаров. Искусственно восстанавливают 200 тыс. га в год. (Чтобы компенсировать вырубку, необходимо ежегодно сажать 1,5 млн. га леса). Какой процент лесов восстанавливают от того, что необходимо? (Ответ округлить до целых)
1) 13%, 2) 12%, 3) 8%, 4) 14% .
7. Весной очистка свалки была закончена за три дня. В первый день очистили 35% всей площади, во второй 33%, а в третьей день остальную. Найдите площадь участка свалки, если в третий день очистили на 0,6 га меньше, чем в первый?
1) 15га., 2) 40га., 3) 20га., 4) 30га.
8. На берегу реки Томи отдыхает компания туристов. Первый турист оставил после себя 2,54кг мусора, второй турист – на 0,6кг меньше, а третий турист насорил столько, сколько 1-ый и 2-ой вместе. Сколько кг мусора оставила после себя компания туристов?
1) 7,6 кг, 2) 8,96 кг, 3) 9 кг, 4) 9,76 кг.
9. В мире ежегодно добывается 1600 млн. м. древесины, около 20% всей древесины идет на топливо. Сколько кубических метров древесины ежегодно сжигается? Ответ:____________
10 . Площадь Пермского края - 160600 кв. м. Около 70% его территории занято лесами. Сколько кв. метров занимают леса? Ответ:____________
Ответы к тестам с экологическим содержанием
Вариант №1
| Вариант № 2
|
Приложение 2
Задачи для 6 класса
Задача №1
У каждого из 30 учащихся 6Б класса есть по 1 двенадцатилистовой тетрадке для каждого предмета. Вес одной такой тетради 30 грамм. Всего 12 изучаемых предметов. Одной такой тетрадки, в среднем, хватает на 2 недели. Исписанные тетрадки обычно выбрасываются. Если они попадут на свалку, то будут разлагаться на открытом воздухе от 2-х до 10 лет, при этом в результате всевозможных химических реакций в воздух будут выделяться: метан, углекислородный газ, сероводород, азот и другие соединения. Если их самостоятельно сжечь, то выделяемый дым малотоксичен и быстро очищается кислородом. Но это действие крайне нежелательно, так как любая неосторожность может привести к пожару. Если сдавать бумагу в макулатуру или складывать в специальный мусорный контейнер, то после переработки из бумажных отходов изготовят коробки для тары, упаковки, новые тетради и даже мебельные панели.
Сколько килограмм бумажных отходов могут отправить в переработку все 30 учеников к концу учебного года.
Решение:
30 грамм = 0.03 кг
1)1 ×12 = 12 (тетрадей) - исписывается за 2 недели одним учеником
2) 12 ×2 = 24 (тетради) - исписывается за месяц одним учеником
3) 24 ×9 = 216 (тетрадей) - исписывается за учебный год одним учеником
4) 216 ×30 = 6480 (тетрадей) – исписывают 30 учеников за один учебный год
5) 0,03 г × 6480 = 194,4 кг бумаги можно сдать в переработку.
Ответ: 194,4 кг бумаги можно сдать в переработку всем классом
Задача №2
Пенсионерка Клавдия Васильевна регулярно покупает лекарственные средства. В большинстве случаев это одни и те же препараты в виде таблеток. Обычно они продаются в блистере по 10 штук, которые, в свою очередь упакованы в большую разноцветную коробку с Инструкцией. Один раз в 10 дней Клавдия Васильевна, с досадой, выбрасывает яркие коробки с давно ненужной Инструкцией, понимая, что на изготовление каждой, в производстве затрачено около 10 литров воды, а также всевозможные химические вещества (отбеливатель, краски и т.д.). Сколько литров воды утечет без особой надобности на производство упаковки таких таблеток за год, если Клавдия Васильевна выбрасывает по 2 коробки каждые 10 дней.
Решение:
2 кор. ×36.5 десятков дней = 73 коробки в год.
10 л ×73 коробки = 730 литров воды
Ответ: 730 литров
Задача № 3
Игорь Николаевич каждый день по дороге на работу покупает «Кофе с собой» в бумажном стаканчике. В 2019 году было 247 рабочих дней, значит было израсходовано столько же одноразовых стаканчиков, а это - примерно 14 кг древесины и примерно 2,5 кг отходов. В офисе, где работает Игорь Николаевич, еще 32 сотрудника и только четверо из них кофе не пьют. Остальные – такие же любители и не носят с собой термокружку.
Вопросы:
Сколько стаканчиков было израсходовано за 2019 год?
Сколько килограмм древесины расходовалось в 2019 году на изготовление стаканчиков для всех любителей кофе из офиса Игоря Николаевича?
Сколько килограмм мусора в виде стаканчиков было выброшено за это время?
Сколько килограмм древесины было потрачено неразумно?
Решение:
33 сотрудника (вместе с И.П.) – 4 = 29 любителей кофе в фирме
247 × 29 = 7163 стаканчика за год
14 кг × 29 = 406 кг древесины
2,5 кг × 29 = 72,5 кг отходов за год
Ответ: 72,5 кг
Задача №4
С 2009 года в судах введена система «Электронное правосудие», заходя в которую, участники судебного процесса могут знакомится с вынесенными судебными актами в режиме онлайн.
Однако, каждый месяц в суде на одно судебное отделение выдается 7 пачек бумаги А4 по 500 листов, для направления копий судебных актов сторонам, поскольку не все имеют возможность, в силу нехватки знаний или отсутствия ПК, воспользоваться системой «Электронного правосудия».
Из 1 килограмма древесины производится 50 листов формата А4.
В суде некоторого города 190 судебных отделений.
В году 12 месяцев.
Вопрос: Сколько килограмм древесины мы сохранили бы, если бы участники судебного процесса умели в полной мере пользоваться системой «Электронное правосудие»?
Решение:
1) 1 пачка (500 листов) из 10 кг древесины
2) 500 (листов) × 7 (пачек бумаги) = 3 500 (листов в месяц на одно судебное отделение)
3) 3 500 (листов) × 190 (судебных отделений) = 665 000 (листов в месяц)
4) 665 000 (листов) : 50 (листов) = 13 300 (кг древесины в месяц)
5) 13 300 (килограмм) × 12 (месяцев) = 159 600 (кг древесины в год)
6) 159 600 (килограмм) × 11 (лет) = 1 755 600 (кг древесины за 11 лет)
Ответ: 1 755 600 кг(задачу можно решить и другими способами)
Если бы участники судебного процесса умели бы в полной мере пользоваться системой «Электронное правосудие», к концу 2020 года мы сэкономили бы 1 755 600 килограмм древесины.
Задача №5
В среднестатистической европейской семье за один месяц расходуется 4 пачки бумажных салфеток, 2 упаковки бумажных полотенец и 4 рулона туалетной бумаги. По массе это составляет примерно 1,5 кг. На вторичную переработку почти ничего из этой массы не попадает.
В одной из новостроек г. Реутова, неподалеку от Гимназии, проживает 480 семей. Сколько деревьев придется пустить в переработку ради годового обеспечения жильцов этого дома бумажными салфетками, полотенцами и туалетной бумагой, если известно, что из одного взрослого дерева возрастом 50 лет можно получить лишь 60 кг бумаги.
Решение:
1,5 кг × 12 месяцев × 480 семей = 8640 кг древесины
8640 : 60 = 144 дерева нужно срубить.
Ответ: 144 дерева
Задача №6
Дядя Вася ежегодно выбрасывает на свалку старые автопокрышки от своего автомобиля, где они самостоятельно будут разлагаться больше 100 лет. Известен тот факт, что автомобильные шины удерживают влагу, сохраняют тепло и становятся приютом для многочисленных комаров, являющихся разносчиками всевозможных болезней. А вот его сосед Кирилл Петрович всегда сдает пришедшие в негодность автопокрышки на переработку. Из них делают резиновую крошку для детских площадок.
Шина от автомобиля Кирилла Петровича весит 6 кг. Каждый год он меняет все 4 покрышки. Чтобы сделать на площадке покрытие из резиновой крошки размером 1 м2 и толщиной 10 мм, потребуется 6,4 кг этой крошки. Сколько квадратных метров покрытия можно сделать из переработанных шин, сданных на переработку Кириллом Петровичем за 5 лет.
Решение
4 × 5 = 20 покрышек за 5 лет израсходует Кирилл Петрович
6 × 20 = 120 кг вес использованных покрышек
120 ÷ 6,4 = 18, 75 м2 площадь покрытия.
Ответ: 18,75 м2
Задача № 7
Семья из большого города N ежемесячно заказывает 8 бутылок воды объемом 19 литров в одноразовой пластиковой таре, которая в последствии выносится к мусорному контейнеру. Если эти бутылки отвезут на общую свалку, то они будут там разлагаться больше 100 лет выделяя в окружающую среду вредные вещества.
Вес одной пластиковой бутылки составляет 710 грамм.
Вопрос: Сколько килограммов пластика выбрасывается на свалку в год?
Решение:
1) 8 (бутылок) × 12 (месяцев) = 96 бутылок в год
2) 96 (бутылок) ×х 710 (грамм) = 68 160 (грамм)
3) 68 160 (грамм) : 1000 (грамм) = 68,16 (килограмм)
Ответ: 68,16 кг выбрасывается пластика на свалку в год.
Задача № 8
В 6Б классе 25 учащихся. Все дружат и приходят друг у другу на дни рождения в полном составе. Обычно, на таких празднованиях, на каждого гостя приходится по две алюминиевые баночки с газированными напитками. Масса одной пустой баночки примерно 15 грамм. Если использованные баночки выбросить в специальный контейнер, то, после переработки, алюминиевое вторсырье будут использовать в самолетостроении, автомобильном производстве, изготовлении стройматериалов и т.д. Если их выбросить в общий бак, то они будут лежать на свалке до 500 лет, что составляет примерно 1% от всего мусора на общих свалках.
Вопрос: Сколько килограмм алюминия вывозится на свалку после празднования именин всех учащихся 6Б за год?
Решение:15 г = 0,015 кг
50 баночек × 25 дней рождений = 1250 баночек за год
20,015×1250 = 18,75 кг
Ответ:18,75 кг
Задача №9
В среднем, один взрослый человек за один день выбрасывает 200 г пластика в изделиях. 60% пластикового мусора поступает на переработку, утилизируется на полигонах и в мусор сжигающих заводах, а 40% попадает в природную среду. Всего население Земли составляет 7,7 млрд. человек. 4,7 млрд. человек пользуется пластиковыми изделиями и выбрасывает их в местах сбора и в природную среду.
Вопрос: Сколько тонн пластика за один високосный год попадает в окружающую среду и загрязняет почвы и воду?
Решение:
1) 4 700 000 000 чел. × 0,2 кг = 940000000(кг пластика используется в день)
2) 940 000 000 × 0,4 = 376 000 000 (кг пластика выбрасывается на свалку ежедневно)
3) 376 000 000 кг × 366 дней = 376 000 т × 366 дней = 136 716 000 т
Ответ:136716000 т пластика оказывается на свалке конце високосного года.
Задача № 10
Завод выбрасывает в реку 1 тонну загрязненной воды за один час. Сброс загрязненной воды в сутки осуществляется 2 часа утром и один час вечером. В год завод работает 350 дней, в оставшиеся дни на заводе проводятся регламентные работы. Вопрос: сколько тонн загрязненной воды завод сбрасывает в реку за 1 год?
Ответ:1050 тонн.
Задача №11
При добыче россыпного золота было перенесено русло реки. Для создания нового русла был вырублен лес, который по законодательству положено восстанавливать посадкой деревьев.
В первом сезоне было отработано 250 000 м
4 м
25 м
3грунта и добыто 500 кг золота. В среднем из 1 м3 добывали 2 г этого драгоценного металла. Отработка грунта велась от горизонта на глубину 4 метра. Средняя ширина отработки грунта составила 25 метров. Во втором сезоне было добыто 750 кг золота. Показания содержания металла и отработки грунта были неизменны. Вопрос: Какую площадь поверхности земли золотодобывающее предприятие должно засадить деревья отработав два года?
Решение:
1) 750 кг = 750000г
2) 750000: 2 = 375 000 м3 грунта переработали во втором сезоне
3) 250000 + 375000 = 625000 м3грунта было переработано за оба сезона
4) V(всего участка) = 25м × 4м ×Х(длина участка) = 625000 м3
5)Х(длина участка) = 625000 :100 = 6250 м
6) S = 25м × 6250м= 156250 м2(площадь, которую необходимо засадить деревьями)
Ответ: S = 156250 м2или 15,625 га
Задача №12
Во многих странах во дворах жилых комплексов устанавливаются специальные контейнеры, в которые жители выбрасывают использованные детские памперсы и другие средства гигиены. На специальных заводах по переработке из них можно получить биодизельное горючее, пластиковую черепицу кое-какие строительные материалы. Так немцы уже используют одноразовые подгузники в качестве источника электроэнергии. Кроме того, содержимое подгузников при перемешивании с почвой, является неплохим грунтом для выращивания грибов. Конечно же, все эти способы утилизации не очень выгодны, но количество мусора на свалках — это может уменьшить.
Сроки разложения одноразовых детских подгузников варьируются от 250 до 500 лет. Упаковка памперсов из 20 штук размером 24×20×10 см расходуется в течение 5 дней. После использования объем выбрасываемых памперсов увеличивается втрое. Найдите объем кучи из выброшенных памперсов через год, если предположить, что их будут аккуратно укладывать. Ответ округлите до десятых.
Решение:
1) 0,24 × 0,2 × 0,1 = 0,0048 м3 объем одной упаковки новых памперсов
2) 0,0048 м2 ×3= 0,0144 м2 объем одной использованной упаковки
3) З65 : 5 = 73 упаковки расходуется в год
4) 0,0144 м2 × 73 = 1,0512 ≈ 1,1м3
Ответ: ≈ 1,1 м3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование глобальной компетенции на уроках истории
Данная методическая разработка - использование глобальной компетенции на уроках истории.Возможные формы и варианты ее использования во внеурочной деятельности....
Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка
Презентация к педагогическому совету по теме "Формирование функциональной грамотности"...
Формирование глобальных компетенцийна уроках английского языка
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного...
Разработка мастер класса "Использование инновационных приемов в формировании глобальных компетенций на уроках обществознания.
Данная разработка мастер - класса связана с темой, которая изучается в курсе 7 класса по обществознанию "Экологические проблемы человечества"....
Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка
Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка...
Технология кейсов как инструмент формирования глобальных компетенций на уроках английского языка.
Статья рассказывает об алгоритме использования кейсов на уроках английского языка и возможностях, которые предоставляет использование этой технологии в формировании функциональной грамотности обучающи...
Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка.
Презентация и текстовый документ выступления....