Технология кейсов как инструмент формирования глобальных компетенций на уроках английского языка.
статья по английскому языку

Коник Эльвира Владимировна

Статья рассказывает об алгоритме использования кейсов на уроках английского языка и возможностях, которые предоставляет использование этой технологии в формировании функциональной грамотности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коник Э.В.,

учитель английского языка высшей категории

Технология кейсов как инструмент формирования глобальных компетенций на уроках английского языка.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Все мы знаем список разделов, входящих в понятие функциональной грамотности. Глобальные компетенции – одна из таких составляющих.

В современном взаимосвязанном, разнообразном и быстро меняющемся мире взросление молодежи происходит под влиянием экономических, социальных, культурных, цифровых, демографических, экологических и даже эпидемиологических факторов. Эпоха вызовов и противоречий в глобальном масштабе создает для молодых людей новые возможности и, вместе с тем, порождает новые проблемы. Для разрешения глобальных проблем необходимо международное сотрудничество, в котором проявляется глобальная компетентность каждого из участников.

Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).

Метод кейсов - это интерактивный метод обучения, при котором учащимся предлагается описание действительных событий или процессов, т.е. сюжет, содержащий проблемную ситуацию. Однако сама проблема присутствует в неявном, относительно скрытом виде. Участникам необходимо вычленить ее из информации кейса. Это требует изучающего, аналитического чтения, оценки и классификации информации на необходимую и лишнюю, важную и второстепенную. Работа ведется в малых группах по 4-6 человек, что создает условия для кооперации и взаимообучения, обеспечивает эффективное взаимодействие участников.

Кейс–технология позволяет развивать творческие способности обучающихся; формирует навыки выполнения сложных заданий в составе групп; помогает успешно овладеть способностями анализа непредвиденных ситуаций, самостоятельно развивать алгоритмы принятия решения.

В результате обучающиеся получают коммуникативные навыки, развивают презентационные и интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения, приобретают экспертные умения и навыки, учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

Алгоритм работы с кейсом.

  1. Ознакомление с сюжетом, ситуацией.
  2. Проблематизация - обнаружение в ходе дискуссии в малых группах противоречия в сюжете.
  3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок.
  4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп).
  5. Проверка гипотез на основе информации из доступных источников (групповая работа).

Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники, распечатки с необходимой для решения кейса информацией, отсутствующей в доступных для учащихся учебниках и справочниках.

  1. Презентация.

Это очень важный аспект кейс-метода. Умение публично представить интеллектуальный продукт, показать его достоинства. Представляют решение кейса от каждой малой группы 1 — 2 участника.

Преимущества использования кейс технологии

  • Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.
  • Преодолевается сухость в изучении сложных вопросов.
  • Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории с реальной жизнью.
  • Развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

Кейс-технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие. Кейс-технологии хорошо использовать для получения знаний по тем темам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, ведь в жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Типы кейсов.

К кейс - технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:

  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • метод инцидента;
  • метод ситуационного анализа.

Метод разбора деловой корреспонденции.

Учащиеся получают от учителя описание ситуации, пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Для этого требуется время, поэтому возможна самостоятельная домашняя работа школьников.

На первом этапе учащиеся получают сообщение и вопросы к нему.

На втором этапе учащиеся индивидуально или в группах находят пути выхода из сложившейся ситуации.

Третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.

Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.

В качестве примера рассмотрим кейс «Что знает Иван, чего не знает Джонни?»

«What Ivan Knows That Johnny Doesn’t»

«В конце 50 – начале 60-х годов прошлого века американцы, находясь под впечатлением «русского прорыва» в космос, обратили самое пристальное внимание на систему советского образования. Тогда в свет вышел целый ряд публикаций и исследований на эту тему, и выводы американцев были единодушны: они проигрывают не только в космосе, но и за школьной партой.

Вот, например, что пишет журнал «Тайм» весной 1961 года в статье «Что читает Иван?»: «…Во втором классе советские школьники с помощью чтения удваивают свой словарный запас до 4000 слов. В третьем классе, благодаря замечательному 384-страничному учебнику – до 8 000 слов. Бумага дешевая, зато проза – богатая. Третьекласснику даются начальные знания обо всем: от рек и стали до лягушек и ветра. Им преподают основы анатомии и медицины и, как взрослым, объясняют, что такое кости, мускулы, легкие, сердце, ухо, инфекционные заболевания и шесть основных бактерий, причем весь материал подкрепляется иллюстрациями. В учебник для чтения включены рассказы лучших писателей: Чехова, Тургенева, Горького. Ученик советской школы заканчивает четвертый класс со словарным запасом в 10 000 слов, и он готов к систематическому изучению русской литературы, истории, географии и иностранных языков. Для сравнения, в США четвероклассник все еще занимается по ‘базовому’ учебнику со словарным запасом менее 1 800 слов…»

И вот, спустя всего несколько десятилетий, о том, что «с передовых позиций мы уже откатились», заявляет первое лицо государства – Президент РФ В.В. Путин. Что же случилось?»

Класс получает задание:

«On October 4, 1957 the Soviet Union had successfully launched the first man-made satellite into space. Sputnik prompted a national panic in the USA, not only because of the possibility of Soviet spying or bombing during the Cold War, but because of the failures of the US education system.

In 50s and early 60s of the last century, the Americans, being impressed by the "Russian breakthrough" into space, paid close attention to the system of Soviet education. Then a number of publications and studies on this topic were published, and the conclusion of the Americans was unanimous: they lose not only in space, but also at the school desk.

By the time American schoolchildren get Jack and Jill up that hill, Soviet children of the same age will probably be discussing the hill's altitude, mineral deposits and geo-political role in world affairs…

Now, just a few decades later, the President of the Russian Federation says, ‘We have already rolled back from the leading positions’.

What’s happened?»

Каждая группа получает заранее подготовленные материалы для изучения (тексты для чтения, описывающие модели образования в разных странах, статьи из газет и журналов, справочные материалы, ссылки на Интернет-ресурсы и т.п.)

  1. ‘System of Education in Russia’ (УМК «Forward» под редакцией М.В. Вербицкой).
  2. ‘Education in the United States’ (УМК «Forward» под редакцией М.В. Вербицкой).
  3. ‘Education: What Ivan Reads’
  4. ‘Problems in Today's Russian Education System’
  5. ‘Reforming Education Since the Year 2000: The Case of Russia’

К обсуждению предлагаются возможные проблемы:

  • Getting education abroad: for and against.
  • Soviet and American education: a huge gap?
  • What system do we choose: Russian or American?
  • Education nowadays: What’s happened?
  1. Где учиться лучше: у нас или за границей?
  2. Советское и американское образование: между ними – пропасть?
  3. Какую систему образования выбрать: советскую или американскую?
  4. Российское и советское образование. Откат с передовых позиций. Что случилось?

Изучив предложенные материалы, учащиеся должны ответить на поставленные вопросы и обосновать свою точку зрения.

Работая над кейсом, учащиеся осваивают такие умения и навыки, как

  • структурирование материала.
  • формулировка проблемы.
  • установление причинно-следственной связи.
  • аргументирование.

Таким образом, в процессе решения кейса происходит формирование глобальных компетенций:

  1. Исследование предложенной ситуации, сбор и анализ недостающей информации - Изучение вопросов местного, глобального и межкультурного значения.
  2. Обсуждение возможных вариантов решения проблемы - Участие в открытом, адекватном и эффективном межкультурном взаимодействии, понимание и признание точек зрения и мировоззрения других.
  3. Выработка наилучшего решения - Содействие коллективному благополучию и устойчивому развитию.

Система оценивания: два способа.

1 способ. Наблюдение за группами в ходе работы с кейсом.

Критерии

Показатели

Баллы

Презентация

работы

Полное раскрытие темы, решение

проблемы, наличие доказательной базы.

1 балл –

недостаточно

просматривается

2 балла –

просматривается

частично

3 балла –

реализуется

полностью

Грамотная речь

Качество ответов на

дополнительные вопросы

Оценка приложений

(презентации,

рисунки,

буклеты и пр.)

Качественность выполнения работы

(соответствие работы основным

особенностям изучаемой

 проблемы, соответствие с темой)

Оформление работы.

Работа в

группе

Индивидуальная работа в группе,

индивидуальные задания

Участие в обсуждении проблемы

2 способ. Осуществление контроля выработанных умений с 3-х позиций.

  1. 1 позиция: Взаимооценка работы в группе с кейсом (на уровне учебно-коммуникативных универсальных действий).

Каждым членом группы после выполнения работы заполняется анкета, в которой он оценивает работу каждого по 3-балльной системе:

3 - следует в значительной степени;

2 - следует в небольшой степени;

1 - не следует данному принципу.

Затем заполняется общая сводная ведомость, где подсчитаны средние баллы и виден результат.

Учебно-коммуникативные умения (самооценка и оценка других)

Принципы работы в группе

Я

Другие

При обсуждении активен, высказывает свое мнение

 

 

 

 

 

Внимательно слушает каждого говорящего

 

 

 

 

 

Поощряет участие других, демонстрирует понимание чужих мнений

 

 

 

 

 

Ориентирован на решение задачи, направляет группу к ее целям, выявляя отклонения от курса

 

 

 

 

 

Критикует точку зрения, а не человека

 

 

 

 

 

Выступает посредником при расхождении мнений

 

 

 

 

 

Говорит кратко, ценит время

 

 

 

 

 

Подталкивает, побуждает группу к принятию решения

 

 

 

 

 

Старается хорошо аргументировать свое мнение

 

 

 

 

 

Поступается в чем-то своим мнением, согласуя его с мнением других, для утверждения группового согласия

 

  1. 2 позиция. Оценка индивидуальных достижений (на уровне учебно-познавательных умений).

Умение работать с информацией

Презентация результата

Качество приложения

Определение проблемы

Умение находить пути решения (подбор информации для аргументации)

Грамотно выстроенная речь на защите.

Умение отвечать на вопросы.

Соответствие теме.

Оформление

  1. 3 позиция. Контроль качества усвоения внеучебного содержания в рамках темы (проверочная работа)

Проверочная работа проводится в форме анализа внеучебного текста. Вопросы и задания к тексту позволяют проверить следующие умения учащихся:

  • Структурирование материала.
  • Выделение признаков объекта.
  • Формулировка проблемы.
  • Прогнозирование.
  • Установление причинно-следственной связи.
  • Аргументирование.

Школа играет решающую роль в развитии глобальных компетенций подрастающего поколения, может предоставить учащимся возможность изучить современные тенденции, которые оказывают влияние как на мировое сообщество, так и на них самих. Педагоги могут научить детей как критически, эффективно и ответственно использовать цифровые источники информации и средства массовой информации.

Необходимо также отметить, что формирование глобальных компетенций во многом зависит от умения педагога представить программный материал в виде увлекательной, нестандартной задачи, организовать диспуты, споры в нетрадиционной форме, ведь, как известно, в спорах рождается истина и умение выслушать оппонента, с уважением относиться к иной точке зрения.

Формирование глобальных компетенций не завершается с получением аттестата, и наша главная задача – воспитать у учащихся стремление к обучению в течение всей жизни. Процесс формирования глобальных компетенций, как и социализация, никогда не заканчивается.

Список использованных Интернет-ресурсов.

  1. https://akvobr.ru/problemy_i_perspektivy_shkolnogo_obrazovania.html
  2. https://content.time.com/time/subscriber/article/0,33009,939327,00.html
  3. https://www.jstor.org/stable/42742654
  4. https://www.ide-journal.org/article/nikandrov-reforming-education-russia/
  5. https://урок.рф/library/metodicheskoe_posobie_reshaem_kejs_iz_opita_rabot_173940.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка....

"Использование интерактивных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка"

Выступление на V всероссийской научно-практической конференции "Интерактивные и мультимедийные средства в предметном обучении"...

Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка

Презентация к педагогическому совету по теме "Формирование функциональной грамотности"...

Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и  становится активным участником образовательного...

Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка

 Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка...

Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка.

Презентация и текстовый документ выступления....