Обучение практическим действиям с использованием пошагового визуального подкрепления обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
статья

Соловьева Лариса Михайловна

Обучение практическим действиям с использованием пошагового визуального подкрепления обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»

Кроме пошагового визуального подкрепления предложен ряд эффективных приемов-подсказок эффективных в процессе обучения практическим действиям.

В связи с ограничениями на объем материала, выложена только часть видеоряда действий.

При необходимости, можно написать на e-mail и получить полный видеоряд для каждого действия.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение практическим действиям с использованием пошагового визуального подкрепления обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) учитель-дефектолог СПб ГБОУ № 439 Соловьева Л.М.

Слайд 2

Предлагаемые схемы действий могут использоваться учителями и воспитателями на уроках СБО, коррекционных курсах по ППД, во внеурочной деятельности, в школе и в условиях стационарного учреждения

Слайд 3

оглавление Вытираем стол Моем посуду Сервируем стол Складываем салфетку Шнуруем ботинки Подметаем пол

Слайд 4

Вытираем стол Оборудование : жидкое моющее средство в упаковке с разбрызгивателем (спрей) или с дозатором, губка или тряпка Отдельные действия необходимо освоить на этапе обучения. Желательно использовать одну методику в школе и дома. При выполнении упражнений обязательно фиксировать внимание ученика на поэтапную инструкцию в картинках с надписями-указаниями (для умеющих читать). После освоения отдельных этапов картинки- инструкции с надписями будут визуальной опорой при выполнении определенного вида деятельности.

Слайд 5

Отдельные действия необходимо освоить на этапе обучения. Желательно использовать одну методику в школе и дома. При выполнении упражнений обязательно фиксировать внимание ученика на поэтапную инструкцию в картинках с надписями-указаниями (для умеющих читать). После освоения отдельных этапов картинки- инструкции с надписями будут визуальной опорой при выполнении определенного вида деятельности.

Слайд 6

приемы-подсказки Чтобы показать ученику, как должно быть использовано чистящее средство и научить брызгать в конкретное место, используем визуальный ориентир (маркер) Можно использовать кусочек темной ленты или какой-то символ

Слайд 7

Обучаем капать или брызгать чистящее средство именно на кусочки ленты, помещенные на поверхность стола. Этот несложный прием действительно помогает, но основное – практика ! Сначала на этапе обучения используем кусочки липкой цветной ленты, затем, когда освоено действие «тереть по поверхности тряпкой», заменяем на кусочки бумаги)

Слайд 8

Вытираем стол влажной тряпкой или губкой На этапе обучения удаляем со стола тряпкой кусочки ленты Если стол вытираем после еды или выполнения каких-то работ, то крошки пищи или рабочие отходы ученик сдвигает в специально предназначенную для этого посуду с надписью

Слайд 9

приемы-подсказки Вытираем стол Кусочки ленты также можно использовать для определения границ поверхности, которую необходимо вытереть Чтобы ребенок не пропускал какие-то участки, используем обычную схему движения руки: слева направо и сверху вниз (от дальнего края к ближнему, от вершины к основанию) После освоения процесса вытирания стола добавляем начальный этап: смочить и отжать губку или тряпку. Удачи!

Слайд 10

Необходимое оборудование: средство для мытья посуды, губка для мытья посуды. Моем посуду - шаг за шагом

Слайд 11

Сначала возьми пробку для раковины и помести её в сливное отверстие. Открой кран, налей немного воды в раковину и налей в воду немного средства для мытья посуды.

Слайд 12

Опусти грязные тарелки в пенистую воду. Возьми губку или мочалку и вымой всю тарелку снизу и сверху полностью.

Слайд 13

Затем ополосни тарелку от мыльной пены под теплой проточной водой с обеих сторон .

Слайд 14

Поставь чистые, ополоснутые тарелки на сушилку для посуды. Удобно, когда раковина для мытья и ополаскивания и сушилка расположены рядом.

Слайд 15

Или… Возьми сухое полотенце и вытри посуду (тарелку) со всех сторон: спереди, сзади, внутри, и по бокам . Сухую посуду поставь на полку в шкаф для посуды

Слайд 16

Образец сервировки стола ( для неумеющих читать) Сервируем стол Образец сервировки стола (для умеющих читать)

Слайд 17

Складываем салфетку (руководство) Возьмите чистую, отглаженную салфетку и положите её на стол. Приклейте точки-маркеры из липкой бумаги на каждый угол вверху. ( Очень полезный прием)

Слайд 18

Складываем салфетку Возьми два верхних угла с точками и сложи точки вместе. Сложенную салфетку положи на стол. Ты сложил салфетку пополам.

Слайд 19

Складываем салфетку Приклейте точки на каждый угол (всего 4). Снова возьми два угла и сложи точки вместе. Работайте двумя руками и соединяйте точку с точкой . Положи на стол и проведи рукой по сгибу, который получился, разгладь салфетку.

Слайд 20

Складываем салфетку Можно приклеить еще две точки и ещё раз сложить их вместе. Ты снова сложил салфетку пополам (точка-к-точке)! Проведи рукой по краям (сгибу) льняной салфетки и разгладь её. Салфетка готова, накрываем на стол!

Слайд 21

В связи с ограничениями на объем материала, выложена только часть видеоряда действий. При необходимости, можно написать на e-mail и получить полный видеоряд для каждого действия.

Слайд 22

Название ЭОР: Обучение практическим действиям с использованием пошагового визуального подкрепления обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) Тип ЭОР электронное методическое пособие Адрес сайта, где расположен ЭОР: https://nsportal.ru/user/475101 Название программы, в которой сделан ЭОР: power point Раздел программы, при изучении которого вы используете данный ЭОР: коррекционный курс «Предметно-практические действия» (7 класс), раздел «Действия с предметами» Цель использования: изучение, демонстрация, сопровождение Класс (возрастная категория) обучающихся, в работе с которыми используется ЭОР: 5-7 класс Ссылка (интернет-адрес) на данный ЭОР: https://nsportal.ru/node/5889095


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Статья "Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)"...

Статья Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

В новом «Законе об образовании РФ» подчеркнуто, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования является успешность профессиональной ориентации....

Рабочая адаптированная программа по русскому языку для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цель обучения: обеспечить целостный процесс обучения русскому языку ребёнка с нарушением интеллекта, нуждающегося в комплексной реабилитации.         Задачи:...

«Профессионально - трудовое обучение в школе для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями»»

Это сообщение знакомит с работой учителей профессионально-трудового обучения, с тем как ведется работа по профориентации....

Рабочая программа по учебному предмету профессионально - трудовое обучение (швейное дело) для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (профиль швейное дело) для 6а класса разработана на основеФедеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г....

Конспект урока для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) по теме "Все действия с числами в пределах 1000" (5 класс)

Конспект урока для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 5 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы по теме "Все действия с ...

Практическая направленность уроков математики, как один из факторов успешной социализации обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Данный материал посвящен вопросам социализации обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) через решения практических задач на уроках математики....