«Профессионально - трудовое обучение в школе для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями»»
учебно-методическое пособие по технологии (9 класс)
Это сообщение знакомит с работой учителей профессионально-трудового обучения, с тем как ведется работа по профориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skokova_g.l._vystuplenie_na_gmo_25.02.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сообщение по теме:
« Особенности преподавания
профессионально - трудового обучения»
(в рамках заседания ГМО учителей –
дефектологов, работающих с детьми с ОВЗ)
Учитель профессионально-трудового обучения
Скокова Галина Львовна
с. Коробчеево
2021год.
Среди различных видов деятельности ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных , физических способностей человека. Трудовое обучение в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями является основным предметом, на который отводится самое большое количество часов.
Целью профессионально-трудового обучения является подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду
Для её достижения решаются следующие задачи:
-дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями;
- развить у обучающихся трудовые умения, навыки;
- воспитать устойчивое положительное отношения к труду, чувства коллективизма, добросовестности, честности.
В нашей школе профессионально-трудовое обучение проходит по трем профилям : слесарное , столярное и швейное дело. Работу по ознакомлению обучающихся с профилями трудового обучения уже начинают со второго полугодия четвёртого класса, Педагог-психолог совместно с классным руководителем проводит предварительную диагностику с целью определения наклонностей, возможностей, способностей обучающихся и целесообразного распределения по тем видам труда, которые предлагает образовательное учреждение. Таким образом, в выборе профиля обучения для каждого ученика, мы исходим из их возможностей, медицинских показаний и выводам педагога-психолога . Исходя из этого положения , и мальчики так же обучаются на уроках швейного дела.
В 5 классе непосредственно начинается обучение по определённому трудовому профилю. Для удобства преподавания и овладения знаниями, умениями и навыками каждый класс делится на подгруппы . В пятом классе трудовое обучение решает те же задачи, что и в начальной школе, но их решение происходит на другом уровне.
Овладевая трудовыми навыками, ребята испытывают затруднения, поэтому задачу формирования трудовых умений мы решаем систематически, постепенно повышая самостоятельность обучающихся.
Обучение труду у нас в мастерской складывается из последовательных этапов. Уже с 5 класса ,при изготовлении изделия, ученики занимаются не только практическим исполнением задания, но и предварительно обговаривают план пошива, последовательность выполнения операций, анализируют образец. Дети учатся логически мыслить, отвечать на поставленные вопросы, тем самым развивается речь каждого ученика.
На каждом уроке применяется наглядный материал. Трудности, которые испытывают ученики при усвоении теоретических знаний, хорошо известны. Поэтому, именно применение наглядных средств является отличным способом развития умений детей, активизирует внимание, улучшает восприятие учебного процесса. К наглядным средствам относятся реальные предметы, изображения, трудовые действия. Используются: готовые изделия, образцы выполнения отдельных операций, соединений деталей или отдельных деталей целого изделия, практический показ приема работы и предметно-технологические карты.
Технологическую карту составляем в виде таблицы, где ученики выделяют основные операции, прикрепляют образцы, дают графическое изображение узла. Графическое изображение облегчает усвоение и направлено на развитие мыслительной деятельности, зрительного восприятия, а также аналитической деятельности. Предметно-технологическую карту использую как для объяснения, так и для проверки знания учащихся. На основе технологической карты ставлю перед учащимися вопросы, направленные на активизацию их мыслительной деятельности. Например: В каком месте технологической карты необходимо расположить недостающие образцы? Какая операция пропущена? Какую операцию можно опустить, сократить время на обработку.
На уроке стараюсь создавать благоприятные условия для обучения и развития учеников, определяемыми их индивидуальными возможностями.
В каждом уроке определяю пути достижения целей применительно к каждому ученику. Сочетание индивидуально-групповой и коллективной работы - задача нелегкая, ведь для этого необходимо обеспечить работой каждого ученика в доступном ему темпе. В основе работы с сильными учащимися постоянно увеличиваю нагрузку по содержанию урока . Индивидуальная работа со слабыми учениками основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают. Для сочетания коллективных форм работы с индивидуальным подходом использую дифференцированные задания разной степени трудности (посильность заданий для разных групп учащихся). Применяется дифференцированный подход - уже с пятого класса успевающие ученики осваивают приемы выполнения операций на машинах с электроприводом. Этим детям дается два задания вместо одного. В старших классах эти ребята так же работают с опережением. Их работа усложняется, они привлекаются к оказанию помощи слабым учащимся.
На уроках трудового обучения, также выделяются образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Однако уроки трудового обучения имеют ряд особенностей. Одна из них заключается в том, что основное время отводится практической работе и ее надо правильно организовать. Вторая — в том, что ученика необходимо подготовить к этой работе, вернее, обучить приемам работы. После выполнения практической работы проводится опрос: что делали, в какой последовательности? Какие трудности возникали во время работы? Ребята проверяют работы друг у друга, оценивают их, указывают на ошибки.(Как правило, чужие ошибки ребята замечают сразу.)
В старших классах сформированные трудовые умения позволяют применить, во время уроков практического повторения ,пооперационное разделение труда, когда каждый ученик несет ответственность за выполнение определенной операции по обработке изделия. Эта работа очень похожа на работу на производстве. На уроках практического повторения, чаще всего, выполняются заказы школы.
Чтобы изучение не было утомительным, стараюсь разнообразить моменты урока и кроме системы «Вопрос-ответ» ввожу в урок познавательные элементы, разгадывание кроссвордов, тестирование, игровые моменты. Игровые моменты особенно нужны, когда задание вызывает у ребят затруднение. Например, ученики пятых классов, а иногда и старших затрудняются в определении последовательности действий и операций. В этом случае используется игра «Ручеек». В ленту, вставляются карточки с последовательностью работы. В игре «Швейное поле чудес» обучающихся вращают барабан, по стрелке берут карточки с вопросом или заданием и дают на них ответ. В средних и старших классах дети уже отвечают на вопросы «Конверта дружеских вопросов». Выходит ученица и из конверта с подготовленными к данной теме урока вопросами, достает листок с вопросом. Обращается к любому обучающемуся, читает вопрос. Если он не отвечает, ему помогают остальные. Использую так же игровые моменты, такие как: «Путешествие по станциям», «Знатоки швейного дела», «Найди лишнее», «Собери изделие из кусков» и другие.
Большое внимание уделяем внеклассной работе. Уже стало традицией в нашей школе проведение предметных недель. В этом году необычно проходила «Неделя трудового обучения». Каждый день недели был посвящен той или иной профессии: день столярного дела, день слесарного дела, день швейного дела. Проводились конкурсы на лучшего слесаря, столяра, швею. Во время проведения недели трудового обучения ребята соревновались на качественное и количественное изготовление изделий, разгадывали кроссворды, отвечали на вопросы тестирования. А заключительный конкурс недели «Трудом и только трудом велик человек» был проведен в виде соревнования. А победители школьного уровня конкурса принимают участие в региональном конкурсе «Лучший по профессии». Где наш ученик Малиновский Дмитрий занял первое место в номинации «слесарное дело» и был заявлен на конкурс «Абелимпикс», где стал призером.
Внеклассная работа повышает мотивацию обучающихся к процессу обучения в школе, развивает познавательные способности
Профориентационная работа в нашей школе имеет свои особенности. Дети не могут свободно выбирать профессию, как в других школах. Поэтому одним из важнейших факторов в профориентации являются экскурсии на производство. Они проводятся для ознакомления с различными рабочими профессиями. Мои ученики, конечно, в первую очередь, знакомятся с профессией швеи. Экскурсии были организованы на швейную фабрику «Валерия» и ателье «Модистка»и . Перед экскурсией ребята получают задание. Например, записать названия рабочих профессий; выяснить, какое количество операций должна выполнять швея мотористка за смену; запомнить названия швейных машин и цехов; спросить о заработной плате. А также даются задания, касающиеся приемов работы. Если детям дать предварительное задание, направить их внимание на выполнение той или иной операции, они лучше поймут и запомнят все о данной профессии. На следующем занятии подводятся итоги экскурсии: что узнали, увидели, что особенно запомнилось или показалось интересным. Затем делаются краткие записи в тетрадях.
Приобщение к профессии дело не одного дня, а ежедневная работа всех учителей. Не все дети станут швеями, слесарями, столярами в силу разных причин, но можно утверждать с полной уверенностью - учащиеся научатся выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважительно относиться к людям. А эти качества им пригодятся и в жизни, и в любой профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по трудовому и профессионально-трудовому обучению 6 класс,VIII вид (для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития) обучение на дому 68 часов (2 часа в неделю)
Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой - 2 часа в неделю.Цель: формирование у учащейся знаний о сам...
Современный урок по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) обучающихся с умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС
Использование инновационных методов на уроках швейного дела....
Доклад "Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально-трудового обучения".
В докладе рассмотрены основные направления и приемы развития самостоятельности на уроках профессионально-трудового обучения....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Профессионально - трудовое обучение (швейное дело)" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс
Адаптированная рабочая программа предназначена для преподавания швейного дела обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предусматрив...
Рабочая программа по учебному предмету профессионально - трудовое обучение (швейное дело) для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (профиль швейное дело) для 6а класса разработана на основеФедеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Статья на тему "Развитие творческих способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально - трудового обучения"...
Внеурочное мероприятие по предмету "Профессионально-трудовое обучение (профиль "Слесарное дело")" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Внеурочное мероприятие по предмету "Профессионально-трудовое обучение (профиль "Слесарное дело")" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАСТЕР НА...