Практическая направленность уроков математики, как один из факторов успешной социализации обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
методическая разработка по математике

Данный материал посвящен вопросам социализации обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) через решения практических задач на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_naprovlennost_na_urokah_matematiki.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая направленность уроков математики, как один из факторов успешной социализации обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Математика в школе для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных учебных предметов. Обучающиеся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) испытывают значительные трудности в овладении математическими знаниями, умениями и навыками.

Главная общеобразовательная задача обучения математике заключается в том, чтобы добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, которые необходимы в повседневной жизни, в будущей профессии.

        Для эффективного обучения детей с ОВЗ важно формировать у них познавательный интерес, повышать эффективность восприятия информации, самостоятельности. Для учителя важным должно быть не количество примеров, заданий, задач, а качество работы каждого ученика; была ли в учебном процессе задействована система анализаторов; как менялся вид деятельности ученика; была ли на уроке создана ситуация, при которой он самостоятельно обрабатывал информацию и включала ли эта ситуация элементы проблемного, познавательного аспекта, стимулирующих учащихся к активной мыслительной деятельности.

На уроках математики сегодня не достаточно, чтобы ученик овладел полученной информацией. Важна практическая направленность выполняемых заданий, для дальнейшей социальной адаптации обучающихся с ОВЗ. Перед школой обучение требует не только направленной учебной деятельности, но не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, выработка адекватных представлений повседневной действительности, формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельно решения в личной жизни.

Обучение математики в школе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

В связи с этим  был разработан комплекс математических занятий, способствующий развитию способностей к интеллектуальному поиску, для того, чтобы появилась возможность успешней сформировать математические понятия обучающихся с ОВЗ и в определённой мере подготовить их к самостоятельной жизни.

Наиболее продуктивным и интересным в старших классах являются методы создания проблемной ситуации, исследования, поиска правильного ответа.

На уроке применяются  следующие этапы:  

I этап -  пробуждение интереса к полученной информации. Работая в группе, обучающиеся решают: кто из ребят покупал самостоятельно товар в магазине, в каких случаях ребятам приходилось покупать товары, с помощью чего  можно приобрести товар, какие трудности возникают при покупке товара.

II этап – учащиеся соотносят старые знания с новыми. Детям предлагается мысленно отправиться в магазин и решить практическую задачу, где они будут приобретать нужные товары, находить стоимость и сдачу. Основополагающий принцип – зрительный контроль при выполнении задания. Для этого используется интерактивная доска. На интерактивной доске представлены определенные товары с ценами. Стоимость товаров должна соответствовать реальным ценам в магазине. Обучающиеся ставятся перед проблемной ситуацией: исходя из определенного бюджета, который оговаривается учителем. Обучающимся предлагается выбрать 3 товара из предоставленных. Можем ли мы купить товар за 12 000 рублей, если определенный нами ранее бюджет составляет      10 000 руб. Обучающиеся должны четко определять зависимость возможности приобретения товара и бюджетных денег. После того, как дети выбрали товар, мы составляем краткую запись. Разбираем и решаем задачу. Затем обучающиеся  должны рассказать больше или меньше у них стало денег, что можно еще купить на сдачу, разумно ли дети потратили деньги.

III этап – самостоятельное решение задачи. Каждый ребенок пробует составить и решить задачу самостоятельно в зависимости от своего собственного бюджета и потребностей. Такие практикоориентированные приемы составления и решения задач повышают интерес детей и способствуют формированию социальной компетентности обучающихся в дальнейшем.                                                                                        

Систематическая работа с использованием на уроках математики практических задач может дать стабильные положительные результаты в обучении математике, повысить интерес к урокам и тем самым позволить лучше усвоить материал и социально адаптировать. В каждом классе математический материал усваивается на различном уровне, учитывается дифференцированный подход к обучающимся.

Упражнения экономического содержания, используемые

на уроках математики

1. Посчитай чему равен доход семьи:

Папа получает зарплату –

Мама получает зарплату –

Бабушка получает пенсию -

2. Папа получает зарплату 36 700 рублей, а мать – 21 800 рублей.  зарплаты уходит на бытовые расходы. Сколько денег уходит на бытовые расходы?

3. Расход электроэнергии за месяц 97 кВтхч. Сколько нужно заплатить за декабрь, если 1 кВтхч стоит 6,1 рублей.

4. Мама получает зарплату – 32 160 рублей, папа – 35 815 рублей, пенсия бабушки – 14 700 рублей. В семье проживает 5 человек. Сколько в среднем приходится в месяц на каждого члена семьи?

5. Отец получает 40 300 рублей в месяц, а мама – 32 700 рублей. Сколько денег они заработают за 6 месяцев? Смогут ли они на деньги заработанные за полгода купить телевизор стоимостью 30 000 рублей, если  зарплату уходит на бытовые расходы? Сколько денег осталось?

6. Куртка стоит 3 260 рублей. В кассу отдали 7 купюр по 500 рублей. Сколько получили сдачи?

7. В магазине «Эльдорадо» распродажа, скидки 50%. Сколько будет стоить телевизор, если его цена 15 700 рублей? Сколько будет стоить пылесос, если его цена 7 200 рублей?

8. Зимняя куртка стоит 3 500 руб. На весенней распродаже ее можно купить со скидкой 20%. Сколько будет стоить куртка на распродаже?

9. Бюджет – 1 000 руб. Купили: молоко - … руб., хлеб - … руб., мясо - … руб., яйца - … руб. Найдите сдачу?

10. Какая сумма будет выдана работнику с 45 500 рублей после отчисления 13% подоходного налога?

Список литературы:

1. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной коррекционной школе 8 вида / М. Владос, 2001 г.

2. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. – М. 2001 г.

3. Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида. Учебно-методическое пособие. М.- Издательство НЦ ЭНАС, 2004 г.

4. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. 5 – 9 классы: тесты, практические задания, внеклассные мероприятия, игры, викторины. М.: ВАКО, 2007 г.

5. Колосова Е.Е. Математика с элементами экономики для учащихся 10 – 12 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида. Методическое пособие. – М.: Национальный книжный центр, 2017.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе – важное средство социализации детей с ЗПР.

 Основная задача коррекционной школы - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников  с ограниченными возможностями здоровья...

Статья "«Познавательно-практическая направленность уроков математики в формировании социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю ...

Предметно-практическая направленность уроков математики как средство личностного развития детей с ОВЗ в целях успешной социализации в обществе.

Предметно-практическая направленность уроков математики способствует развитию у детей с интеллектуальной недостаточностью такие качества  личности, как трудолюбие, коллективизм, бережливость, пре...

Устный счет на уроках математики в специальной школе VIII вида как один из факторов успешной социализации обучающихся.

УСТНЫЙ СЧЁТна уроках математикив специальной (коррекционной) школе VIII видакак  один  из  факторов успешной социализации  обучающихся.(из  опыта  работы)...

Решение задач с практическим содержанием как фактор успешной социализации обучающихся

Обучающиеся, вступая в самостоятельную жизнь, должны быть социально адаптированными людьми. Каждый урок является стартовой площадкой для создания условий адекватного восприятия современного общества. ...

Формирование устной речи, как фактор успешной социализации обучающихся с ОВЗ.

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе....

Районный семинар « Проектная деятельность как фактор успешной социализации обучающихся»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого–педагогического сопровожденияАдмиралтейского района Санкт–Петербурга (ГБУ ДО ЦППС Адмиралтейского...