«Формирование цветового восприятия у детей среднего дошкольного возраста посредством аппликации»
материал
На сегодняшний день актуально стоит проблема цветовосприятия у детей дошкольного возраста. Цвет – это одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети. Понятие "цветовосприятие" трактуется как восприятие цвета, то есть, сложный процесс, обусловленный физическими и психическими стимулами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mmo.docx | 35.01 КБ |
mo.pptx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО
Тема: «Формирование цветового восприятия у детей среднего дошкольного возраста посредством аппликации»
На сегодняшний день актуально стоит проблема цветовосприятия у детей дошкольного возраста. Цвет – это одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети. Понятие "цветовосприятие" трактуется как восприятие цвета, то есть, сложный процесс, обусловленный физическими и психическими стимулами.
При организации работы по формированию способностей цветовосприятия важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Одним из эффективных средств является аппликация. Аппликация как вид изобразительной деятельности очень интересна и увлекательна для дошкольников, т.к. дети имеют возможность передать свои впечатления с помощью кусочков бумаги.
Результатами работы в данном направлении должны стать:
- активность и самостоятельность детей в аппликации;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности (форма и цвет).
Кроме того, параллельно с задачей на формирование чувства цвета флажокрешается задача по формированию технических умений у детей при работе с цветной бумагой – на развитие мелкой моторики.
Процесс обучения должен осуществляться с обязательным соблюдением принципа - от простого к сложному:
На основании изучения психолого-педагогической литературы по проблеме формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста, предпринято экспериментальное изучение формирования чувства цвета с помощью аппликации у детей среднего дошкольного возраста.
При решении данной проблемы необходимо соблюдение следующих педагогических условий:
- учёт возрастных требований к знаниям детей о цвете, цветовой гармонии и свойствах цвета;
- освоение средств выразительности аппликации;
- наличие большого количества цветов и оттенков.
Для проверки результативности работы разработан эксперимент, включающий три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Количество детей в группе 26 человек.
Для выявления уровня развития цветового восприятия мы использовали диагностические задания предложенное методикой Лях Н. О Констатирующий и контрольный этапы будут обработаны и обобщены.
1.Констатирующий этап
Цель: изучение уровня цветового восприятия на начальном этапе, то есть насколько хорошо у детей среднего дошкольного возраста развито цветоразличие.
Методы: беседы, наблюдения, упражнения по методике Лях Н. О.
Диагностические упражнения для выявления цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста:
- назвать по памяти знакомые цвета, которые они знают;
- найти флажок того же цвета, что и предъявленный образец (полоска бумаги);
- назвать цвет предъявленного предмета ( флажок или игрушка);
- выбрать предмет по названиюцвета.
Нами была составлена следующая градация уровня знаний:
- низкий уровень – от 1до 20 баллов
- средний уровень – от 21 до 35 баллов
- высокий уровень от 36 до 40 баллов.
За каждый правильный ответ ребенок получал по 1 баллу. Всего 40 баллов.
Группа показала наибольший средний результат ( 60 %), также был выявлен низкий результат ( 30 %), а высокий составил 10 %. Для того чтобы улучшить уровень цветого восприятия, а именно исключить низкий результат, был составлен коплекс занятий, способствующий повышению уровня цветогово восприятия детей среднего дошкольного возраста.
2. Формирующий этап.
Цель занятий научить детей использовать цвет для передачи своего отношения к изображаемому.
Задачи:
- совершенствовать знания детей об основных цветах;
- познакомить детей с основными цветами спектра и их оттенками;
- учить называнию основных цветов спектра по порядку, различению тёплых и холодных тонов;
- совершенствовать технические навыки детей в аппликации;
- формировать интерес к аппликации как виду изобразительной деятельности.
Методы и приемы:
- игровой (позволяет сделать процесс обучения увлекательным, а также активизировать познавательные способности детей);
- наглядный (показ способа действия для эффективности и результативности работы);
- словесный (художественное слово, этические беседы, вопросы, рассказы);
- практический (применяются различные виды упражнений, которые позволяют в процессе многократного системного выполнения сформировать навык). Подражательно-исполнительный (выполнение задания в соответствии с образцом). Творческие упражнения (закрепление и совершенствование усвоенных навыков).
Принципы:
- принцип последовательности: предполагает постепенное усложнение предлагаемого материала;
- принцип синзетивности: средний дошкольный возраст является синзетивным в усвоении цвета;
- принцип доступности и активности;
- принцип практичности: предполагает обучение детей на практике использованию полученных знаний и умений;
- принцип системности;
- принцип индивидуальности: предполагает учёт индивидуальных особенностей личности ребёнка;
3.Контрольный этап проводился с целью выявления эффективности разработанной серии экспериментальных заданий. По содержанию контрольный эксперимент дублировал методику констатирующего этапа.
Таким образом, можно сказать насколько повысился уровень цветового восприятия у детей среднего дошкольного возраста. Высокий уровень повысился на 11 %, а низкий уровень пропал. В целом в группе видна положительная динамика после проведения формирующего этапа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цвет — это особенность восприятия глазом разных волн света. Цветовое восприятие — способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета.
Результат: активность и самостоятельность детей в аппликации; умение находить новые способы для художественного изображения; умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности (форма и цвет).
Условия: учёт возрастных требований к знаниям детей о цвете, цветовой гармонии и свойствах цвета; освоение средств выразительности аппликации; наличие большого количества цветов и оттенков.
Констатирующий этап Цель: изучение уровня цветового восприятия на начальном этапе, то есть насколько хорошо у детей среднего дошкольного возраста развито цветоразличие. Методы: беседы, наблюдения, упражнения по методике Захаровой.
назвать по памяти знакомые цвета, которые они знают; найти флажок того же цвета, что и предъявленный образец (полоска бумаги); назвать цвет предъявленного предмета ( флажок или игрушка); выбрать предмет по названию цвета. Диагностические упражнения для выявления цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста:
Формирующий этап Цель занятий научить детей использовать цвет для передачи своего отношения к изображаемому. Задачи : совершенствовать знания детей об основных цветах; познакомить детей с основными цветами спектра и их оттенками; учить называнию основных цветов спектра по порядку, различению тёплых и холодных тонов; совершенствовать технические навыки детей в аппликации; формировать интерес к аппликации как виду изобразительной деятельности.
Принципы принцип последовательности : предполагает постепенное усложнение предлагаемого материала; принцип синзетивности : средний дошкольный возраст является синзетивным в усвоении цвета; принцип доступности и активности ; принцип практичности : предполагает обучение детей на практике использованию полученных знаний и умений; принцип системности ; принцип индивидуальности : предполагает учёт индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Методы и приемы: игровой ; наглядный ; словесный ; практический (подражательно-исполнительный (выполнение задания в соответствии с образцом). творческие упражнения (закрепление и совершенствование усвоенных навыков).
Формирующий этап
Формирующий этап
Формирующий этап
Формирующий этап
Формирующий этап
Формирующий этап
Формирующий этап
Контрольный этап
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие зрительного восприятия и формирование предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста
Из опыта работы учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими диагноз амблиопия, косоглазие, в условиях группы компенсирующей направленно...
Статья: "Формирование духовно-нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, посредствам художественной литературы".
В статье дано описание работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию духовно-нравственного сознания, посредством художественной литературы....
Презентация на тему "Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов"
Если мой скромный опыт по формированию звукового анализа у дошкольников ДОУ Вам пригодиться, я буду рада. Предлагаю несколько игр, которые использовала на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В нач...
Практическое пособие "Звуковые коврики" для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Учить и учиться можно увлекательно, поэтому в своей работе я использую привлекательную, а самое главное основную для детей деятельность - игру. Игра учит детей быстро запоминать, размышлять над звуков...
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни детей среднего дошкольного возраста Тема: «Здоровье в порядке? »
Цель: сформировать у детей представлений о ценности здорового образа жизни.Задачи: - продолжать формировать представления о личной гигиене;- развивать умение заботиться о чистоте своего тела (умы...
ПАСПОРТ проекта: "Формирование художественно – образного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования "батик"
Проектная деятельность...
Консультация. "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
quot;Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"...