Практическое пособие "Звуковые коврики" для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методическое пособие на тему

Мерзлякова Вера Мхайловна

Учить и учиться можно увлекательно, поэтому в своей работе я использую привлекательную, а самое главное основную для детей деятельность - игру. Игра учит детей быстро запоминать, размышлять над звуковым и грамматическим содержанием слова, выделять фонемы на слух,выделять их из слова, сравнивать между собой. Разнообразие пособий по формированию фонематического восприятия, которыми располагает рынок, не всегда помогают. Я поставила цель: разработать систему игр  упражнений, которые способствуют формированию фонематического восприятия с учетом требований "Программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР" старшего дошкольного возраста и в соответствии с календарно-тематическим планированием коррекционной работы и требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.odt237.99 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

        Сегодня  наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Дети знают много, а восприятие и воображение у них менее продуктивны. Для работы с детьми необходима система коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия.

        Формирование фонематического восприятия -  довольно сложный предмет для дошкольников. Шестилетнему ребенку довольно сложно усвоить абстрактные понятия.

Учить и учиться можно увлекательно, поэтому в своей работе я использую привлекательную, а самое главное основную для детей деятельность — игру. Игра учит детей  быстро запоминать, размышлять над звуковым и грамматическим содержанием слова,  выделять фонемы на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. Разнообразие пособий по формированию фонематического восприятия, которыми располагает рынок, не всегда помогают.  Я поставила цель: разработать систему игр и упражнений, которые способствуют формированию фонематического восприятия с учетом требований “Программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР” старшего дошкольного возраста и в соответствие с календарно-тематическим планированием коррекционной работы и требованиями ФГОС.  

Разработка практического пособия «Звуковые коврики» была вызвана  необходимостью. Дети, имеющие проблемы в речевом развитии, испытывают особые трудности при звуковом анализе и синтезе. Степень их выраженности может быть разной: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить их количество.

«Звуковые коврики», которые я использую на занятиях, вносят в работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажеру радостный эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается игра, в результате которой у них формируются новые понятия, перестраивается представление о слове, задаётся воображаемая игровая ситуация.

«Звуковые коврики» представляют квадрат, разделенный на 9, 16, 20 маленьких квадратиков. (Приложение 1)

 Данная методика предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Игры  и упражнения  подобраны с учётом общедидактических и специальных требований, предъявляемых при формировании фонематического восприятия:

- перехода от простого к сложному,

- системности и концентричности при изучении материала,

- учета возрастных особенностей детей,

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Кроме этого, у логопеда есть время на осуществление творческого подхода при подготовке к игре, так как основа материала  уже предусмотрена.

Предлагаемые  игры помогут детям:

 - сформировать понятия: речь,  слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий)

 - развить артикуляционную моторику и различать на слух изученные гласные и согласные звуки;

 - выделять гласный звук из начала и конца слова в ударной и безударной позиции;
- выделять согласный звук из состава слова;

 - анализировать и синтезировать обратные и прямые слоги;

- проводить звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов;

 -делить слова на слоги и проводить слоговый анализ односложных, двусложных и трехсложных слов;

 - познакомиться с буквами;

        Ко всем предлагаемым играм  необходим богатый наглядный  и словесный материал . Наглядный материал может быть в цветном или черно-белом изображении. Для более успешной работы я беру специальную зрительную символику, предложенную Ткаченко Т.А., позволяющую материализовать звук и тем самым резко повысить эффективность обучения.

[Ткаченко Т.А. О 48    Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно».- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. - 48 с. — (Практическая логопедия.).] Символы гласных звуков   раскрашиваем в красный цвет. Символы согласных звуков раскрашиваем  в синий (твердый согласный звук) и зеленый  (мягкий согласный звук) цвета. Зрительная и слуховая наглядность выступают в единстве. (Приложение 2)

Игры:

  • Игры на наличие звука в слове (Приложение 3)
  • Игры на  выделение первого звука в слове.  (Приложение 4)
  • Игры, закрепляющие умения детей находить заданный звук в слове и определять его местонахождение.
  • Игры, обучающие детей звуковому анализу слова.
  • Игры на различение твердых и мягких звуков. (Приложение 5)

        В результате работы по данному пособию дети учатся:

 - различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук»;

 - называть в последовательности звуки в слове;

 - находить слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

 - участвовать в играх с элементами соревнования;

 - сопровождать игровую деятельность речью;

 - активно и доброжелательно действовать с педагогами и сверстниками при выполнении упражнений, умение работать коллективно;

 - сохранять устойчивый интерес во время выполнения заданий;

 - проявлять любознательность, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

         Использование данного пособия на протяжении последних пяти лет позволяет говорить о ее высокой результативности при формировании фонематического восприятия.

        Хочется отметить, что данная разработка востребована не только мной, но и моими коллегами, которые активно её используют в своей практике и считают такую разработку очень ценным пособием в работе по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста.

        Игры предназначены для использования как на фронтальных, подгрупповых так и на индивидуальных занятиях.

        Альбом может использоваться логопедами, воспитателями логопедических групп и родителями детей-логопатов.


Литература.

  1.  Галкина Г.Г. Звуки, буквы я учу. - М.: «Издательство Гном И Д» , 2003.        
  2.  Костылева  Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет. -   М. «Школа -Пресс» ,   2004.
  3. Соколова Н.В. Рабочая тетрадь по обучению чтению дошкольников.  - М.: «Школа -Пресс».   2000.
  4. Соловьева Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. -  М.:  «Творческий центр», 2009.

5. Ткаченко Т.А. О 48    Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно».- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. - 48 с. — (Практическая логопедия.).


Приложение1.

Приложение 2

Звук А

Звук У

Звук О

Звук И

Звук Ы

Твердый согласный звук

Мягкий согласный звук


Приложение 3

Игра на наличие гласного звука в слове.

Цель: формировать навык определения наличия звука в слове. (например А)

Для работы нужен звуковой коврик, зрительная символика гласного звука  А.

Логопед произносит слова (выделяя голосом звук А), если в слове есть звук А, ребенок

квадратик закрывает символом, если в слове нет звука А, то квадратик остается не

закрытым.  Апельсин, дым, зимА

                   стол, лАпы, стул

                   Автобус, мышь, тАпки

В результате должен получиться такой коврик. Сверяем его с образцом логопеда.


Приложение 4

 Игры на  выделение первого звука в слове. На примере гласных звуков.

Цель: формировать навык выделения первого гласного звука в слове.

Для работы нужен звуковой коврик, зрительная символика гласных  звуков  А и У

Логопед произносит слова, начинающиеся на звуки А или У, дети определяют скакого звука начинается слово и кладут в квадратик соответствующий символ.

Утка, арбуз, утюг,

альбом, улитка, арфа,

улей, автобус, улица

После выполнения сверяют с образцом.

 

        Можно предложить игру на выделение трех- четырех гласных звуков, это более сложный вариант, требующий более высокого уровня фонематического восприятия.

        Для закрепления умения выделять первый гласный звук предлагается работа с картинным материалом. Ребенок самостоятельно выделяет первый гласный звук и кладет на него соответствующий символ.

Приложение 5

Игры на различение твердых и мягких звуков.

Цель: формировать навык различения твердых и мягких звуков в слове.

Для работы нужны звуковые коврики и символы твердых и мягких звуков.

Логопед называет слово, дети определяют твердый или мягкий звук в начале слова и кладут соответствующий символ в квадратик.,  На усложнение можно брать звук в середине слова. ( на примере звуков Б -  Бь).

Бегемот, банка, бинт, буква,

баранка, белка, барабан, билет,

бинокль, балет,   беседка, бутерброд,

бочка, бисер, банан, береза

        Для закрепления умения выделять твердый или мягкий звук в начале слова  предлагается работа с картинным материалом. Ребенок самостоятельно выделяет твердый или мягкий звук в начале слова  и кладет на него соответствующий символ. В дальнейшем можно переходить на коврики из пяти квадратов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Педагогическая игра как средство коррекции фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР"

Презентация подготовлена по материалам моей конкурсной работы, представленной в 2009 году на Конкурс инновационных проектов и методических разработок педагогов ДОУ...

педагогический опыт "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Раскрыта значимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с ОНР. Представлен план работы по развитию фонематического восприятия у детей данной категории;подобран  практически...

Развитие зрительного восприятия и формирование предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста

Из опыта работы учителя-  логопеда с детьми старшего   дошкольного возраста, имеющими диагноз   амблиопия, косоглазие, в условиях группы  компенсирующей направленно...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

·        Создать систему логопедических  игр для развития фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.·...

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР

Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...

НОД по развитию речевого (фонематического восприятия) и речи (старший дошкольный возраст) Тема: Звуки М, Мь. Буквы М м.

Формирование речевого восприятия – одна из основных задач по подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития (ЗПР) в старшем дошкольном возрасте. Особенности звукопроизношения, о...

ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Статья посвящена проблеме фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Эта тема особенно актуальна среди детей старшего дошкольного возраста. Авторами проанализирован...