Практическое пособие "Звуковые коврики" для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методическое пособие на тему
Учить и учиться можно увлекательно, поэтому в своей работе я использую привлекательную, а самое главное основную для детей деятельность - игру. Игра учит детей быстро запоминать, размышлять над звуковым и грамматическим содержанием слова, выделять фонемы на слух,выделять их из слова, сравнивать между собой. Разнообразие пособий по формированию фонематического восприятия, которыми располагает рынок, не всегда помогают. Я поставила цель: разработать систему игр упражнений, которые способствуют формированию фонематического восприятия с учетом требований "Программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР" старшего дошкольного возраста и в соответствии с календарно-тематическим планированием коррекционной работы и требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.odt | 237.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Дети знают много, а восприятие и воображение у них менее продуктивны. Для работы с детьми необходима система коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия.
Формирование фонематического восприятия - довольно сложный предмет для дошкольников. Шестилетнему ребенку довольно сложно усвоить абстрактные понятия.
Учить и учиться можно увлекательно, поэтому в своей работе я использую привлекательную, а самое главное основную для детей деятельность — игру. Игра учит детей быстро запоминать, размышлять над звуковым и грамматическим содержанием слова, выделять фонемы на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. Разнообразие пособий по формированию фонематического восприятия, которыми располагает рынок, не всегда помогают. Я поставила цель: разработать систему игр и упражнений, которые способствуют формированию фонематического восприятия с учетом требований “Программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР” старшего дошкольного возраста и в соответствие с календарно-тематическим планированием коррекционной работы и требованиями ФГОС.
Разработка практического пособия «Звуковые коврики» была вызвана необходимостью. Дети, имеющие проблемы в речевом развитии, испытывают особые трудности при звуковом анализе и синтезе. Степень их выраженности может быть разной: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить их количество.
«Звуковые коврики», которые я использую на занятиях, вносят в работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажеру радостный эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается игра, в результате которой у них формируются новые понятия, перестраивается представление о слове, задаётся воображаемая игровая ситуация.
«Звуковые коврики» представляют квадрат, разделенный на 9, 16, 20 маленьких квадратиков. (Приложение 1)
Данная методика предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения подобраны с учётом общедидактических и специальных требований, предъявляемых при формировании фонематического восприятия:
- перехода от простого к сложному,
- системности и концентричности при изучении материала,
- учета возрастных особенностей детей,
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Кроме этого, у логопеда есть время на осуществление творческого подхода при подготовке к игре, так как основа материала уже предусмотрена.
Предлагаемые игры помогут детям:
- сформировать понятия: речь, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий)
- развить артикуляционную моторику и различать на слух изученные гласные и согласные звуки;
- выделять гласный звук из начала и конца слова в ударной и безударной позиции;
- выделять согласный звук из состава слова;
- анализировать и синтезировать обратные и прямые слоги;
- проводить звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов;
-делить слова на слоги и проводить слоговый анализ односложных, двусложных и трехсложных слов;
- познакомиться с буквами;
Ко всем предлагаемым играм необходим богатый наглядный и словесный материал . Наглядный материал может быть в цветном или черно-белом изображении. Для более успешной работы я беру специальную зрительную символику, предложенную Ткаченко Т.А., позволяющую материализовать звук и тем самым резко повысить эффективность обучения.
[Ткаченко Т.А. О 48 Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно».- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. - 48 с. — (Практическая логопедия.).] Символы гласных звуков раскрашиваем в красный цвет. Символы согласных звуков раскрашиваем в синий (твердый согласный звук) и зеленый (мягкий согласный звук) цвета. Зрительная и слуховая наглядность выступают в единстве. (Приложение 2)
Игры:
- Игры на наличие звука в слове (Приложение 3)
- Игры на выделение первого звука в слове. (Приложение 4)
- Игры, закрепляющие умения детей находить заданный звук в слове и определять его местонахождение.
- Игры, обучающие детей звуковому анализу слова.
- Игры на различение твердых и мягких звуков. (Приложение 5)
В результате работы по данному пособию дети учатся:
- различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук»;
- называть в последовательности звуки в слове;
- находить слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- участвовать в играх с элементами соревнования;
- сопровождать игровую деятельность речью;
- активно и доброжелательно действовать с педагогами и сверстниками при выполнении упражнений, умение работать коллективно;
- сохранять устойчивый интерес во время выполнения заданий;
- проявлять любознательность, рассуждать, высказывать свою точку зрения.
Использование данного пособия на протяжении последних пяти лет позволяет говорить о ее высокой результативности при формировании фонематического восприятия.
Хочется отметить, что данная разработка востребована не только мной, но и моими коллегами, которые активно её используют в своей практике и считают такую разработку очень ценным пособием в работе по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста.
Игры предназначены для использования как на фронтальных, подгрупповых так и на индивидуальных занятиях.
Альбом может использоваться логопедами, воспитателями логопедических групп и родителями детей-логопатов.
Литература.
- Галкина Г.Г. Звуки, буквы я учу. - М.: «Издательство Гном И Д» , 2003.
- Костылева Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет. - М. «Школа -Пресс» , 2004.
- Соколова Н.В. Рабочая тетрадь по обучению чтению дошкольников. - М.: «Школа -Пресс». 2000.
- Соловьева Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. - М.: «Творческий центр», 2009.
5. Ткаченко Т.А. О 48 Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно».- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. - 48 с. — (Практическая логопедия.).
Приложение1.
Приложение 2
Звук А Звук У Звук О Звук И Звук Ы Твердый согласный звук Мягкий согласный звук |
Приложение 3
Игра на наличие гласного звука в слове.
Цель: формировать навык определения наличия звука в слове. (например А)
Для работы нужен звуковой коврик, зрительная символика гласного звука А.
Логопед произносит слова (выделяя голосом звук А), если в слове есть звук А, ребенок
квадратик закрывает символом, если в слове нет звука А, то квадратик остается не
закрытым. Апельсин, дым, зимА
стол, лАпы, стул
Автобус, мышь, тАпки
В результате должен получиться такой коврик. Сверяем его с образцом логопеда.
Приложение 4
Игры на выделение первого звука в слове. На примере гласных звуков.
Цель: формировать навык выделения первого гласного звука в слове.
Для работы нужен звуковой коврик, зрительная символика гласных звуков А и У
Логопед произносит слова, начинающиеся на звуки А или У, дети определяют скакого звука начинается слово и кладут в квадратик соответствующий символ.
Утка, арбуз, утюг,
альбом, улитка, арфа,
улей, автобус, улица
После выполнения сверяют с образцом.
Можно предложить игру на выделение трех- четырех гласных звуков, это более сложный вариант, требующий более высокого уровня фонематического восприятия.
Для закрепления умения выделять первый гласный звук предлагается работа с картинным материалом. Ребенок самостоятельно выделяет первый гласный звук и кладет на него соответствующий символ.
Приложение 5
Игры на различение твердых и мягких звуков.
Цель: формировать навык различения твердых и мягких звуков в слове.
Для работы нужны звуковые коврики и символы твердых и мягких звуков.
Логопед называет слово, дети определяют твердый или мягкий звук в начале слова и кладут соответствующий символ в квадратик., На усложнение можно брать звук в середине слова. ( на примере звуков Б - Бь).
Бегемот, банка, бинт, буква,
баранка, белка, барабан, билет,
бинокль, балет, беседка, бутерброд,
бочка, бисер, банан, береза
Для закрепления умения выделять твердый или мягкий звук в начале слова предлагается работа с картинным материалом. Ребенок самостоятельно выделяет твердый или мягкий звук в начале слова и кладет на него соответствующий символ. В дальнейшем можно переходить на коврики из пяти квадратов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Педагогическая игра как средство коррекции фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР"
Презентация подготовлена по материалам моей конкурсной работы, представленной в 2009 году на Конкурс инновационных проектов и методических разработок педагогов ДОУ...
педагогический опыт "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Раскрыта значимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с ОНР. Представлен план работы по развитию фонематического восприятия у детей данной категории;подобран практически...
Развитие зрительного восприятия и формирование предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста
Из опыта работы учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими диагноз амблиопия, косоглазие, в условиях группы компенсирующей направленно...
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
· Создать систему логопедических игр для развития фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.·...
Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР
Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...
НОД по развитию речевого (фонематического восприятия) и речи (старший дошкольный возраст) Тема: Звуки М, Мь. Буквы М м.
Формирование речевого восприятия – одна из основных задач по подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития (ЗПР) в старшем дошкольном возрасте. Особенности звукопроизношения, о...
ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Статья посвящена проблеме фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Эта тема особенно актуальна среди детей старшего дошкольного возраста. Авторами проанализирован...