Консультация. "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
консультация

Балковая Елена Сергеевна

"Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

"Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

В развитии ребенка дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют понимать состояние других людей в различных жизненных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Коммуникативные способности позволяют ребенку решать задачи, возникающие в общении:

Преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать своё поведение адекватно и творчески.

Дошкольное детство –период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.

Общение  это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Оно служит средством приобретения знаний и навыков; формирует и развивает способности, характер, самосознание, личностные качества человека. Человек становится личностью в процессе общения при вхождении в общество, с которым взаимодействует в каждый момент своего существования. Все, что в совокупности представляет собой человек и изменчивые особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привестик эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или,  наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всехслучаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника сосверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям,  обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

К старшему дошкольному возрасту дети должны уметь сотрудничать, слушать и слышать сверстников ивзрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

Коммуникативные способности включают в себя:

- желание вступать в контакт,

- умение организовать общение,

- знание норм и правил общения.

         Проблемы взаимоотношений между дошкольниками в группах обнаруживаются в конфликтных ситуациях. Между воспитанниками во время игровой, образовательной и совместной деятельности формируется широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывается благополучно. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаясь услышать друг друга, проявляют агрессивность. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно - образовательному процессу в целом.

         Коммуникативные навыки можно развивать в театрализованной деятельности. Театрализованные игры сопутствуют проявлению ребенком своей выдумки, инициативы, самостоятельности. В работах отечественных психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развитиякоммуникативных способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованных игр. Это обусловлено родством данных игр с театром, являющимся синтетическим видом искусства. Так, Л.С. Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества.

         Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.

         Принимая участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

         Содержание театрализованной деятельности включает в себя:

·        просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

·        игры драматизации;

·        разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

·        упражнения по формированию выразительности исполнения;

·        упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному развитию детей.

         Детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с младшими, отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступить, в той или ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. В результате у них появляется способность к сопереживанию и сочувствию не только к окружающим его взрослым и детям, но и героям художественных произведений (в литературе, музыке, изобразительном искусстве).

         Очевидно, что появление такого рода способностей открывает широкую перспективу для дальнейшего развития коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности.

         Действуя в роли, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей, а эстетические переживания помогают им почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции. Поэтому в группе мною создан театральный уголок, в котором каждый ребёнок может ярко и непринуждённо раскрыть свой речевой потенциал, умение вести диалог и монолог от имени персонажа, развивать интерес к сценическим действиям. В процесс создания атрибутов, костюмов, декораций были вовлечены и дети и родители. В результате был развит интерес и желание быть активным участником в театрализованных играх и спектаклях.

         Коллективный характер театрализованной деятельности позволил мне расширить и обогатить опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они научились выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многое другое. Действуя в роли, дети приобрели опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их развития коммуникативных способностей. Дети стали самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше играть. Снизилась агрессивность тех, кого называют проблемными, и, наоборот, повысилось участие «замкнутых», уменьшилось количество демонстративных реакций, т.е. повысились коммуникативные способности.

         В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя и даже создания целого спектакля.

         Очевидно, что именно в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Воспитываясь в старшей группе, ребенок приобретает умения наблюдать за игрой сверстников, просить их о чем-то, благодарить. Но формы вежливого обращения ему еще надо осваивать. Дети пользуются ими преимущественно в деятельности, организованной взрослым, или, когда исполняют ту или иную роль в игре.

Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь или молча слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт с кем хочется. Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в детсад из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают контактов с ними. Такого рода ситуации следует предотвращать, так как, не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера.

Следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.

Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать анализировать довольно сложные ситуации, делатьвыводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственныхвысказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новаяроль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активнопользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.      

Таким образом, на мой взгляд, одним из самых эффективных методов развития коммуникативных способностей считается «театрализованные игры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...

опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством специально организованной театрально-игровой деятельности»

Работая социальным педагогом с детьми младшего школьного возраста, автор опыта наблюдает, что дети испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицател...

Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

В этом материале содержится информация о том,как эффективнее развивать эмоциональнцю сферу детей младшего дошкольного возраста....

Консультация "Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Хоровое пение играет важную роль в развитии ребёнка.  Пение является самым доступным видом детского исполнительства:  каждый ребенок с рождения обладает готовым «музыкальным инструмент...

Опыт работы: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых упражнений"

Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги считают возможным развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, теа...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...

Проект «Мультстудия» как инновационный метод развития познавательного интереса и социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

 Современные дети живут в век информационных технологий и находятся в разнообразной медиасреде. Они хорошо ладят со всевозможными гаджетами, легко разбираются, как пользоваться компьютером...