Статья: "Формирование духовно-нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, посредствам художественной литературы".
статья на тему

В статье дано описание работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию духовно-нравственного сознания, посредством художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Игнатенко Юлия Борисовна

                                                              МАДОУ ДС№34 «Дюймовочка»

                                                              города Нижневартовска.

      ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ

                       ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

   На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием это и Я. А. Коменский, и Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, а так же ряд российских ученых: Б. Т. Лихачев, Л. А. Попов, И. П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность нравственного воспитания.

  Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

  Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание.

  По мнению Лихачева Б. Т. результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность.  Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях , деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиции нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

  Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива.  

  Главная ценность – это жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. С молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и свою жизнь недопустимо. Сегодня большую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств среди школьников. Некоторые из них идут на это, потеряв смысл жизни, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Христианская мораль на протяжении веков учила – когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к людям, искать у них помощи и защиты.

   Не утратили своего значения, а наоборот стали еще важнее такие нравственные качества, как патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, бескорыстие и другие.

  Русский философ считал чтение книг средством воспитания подрастающего поколения. Интеллектуальные возможности людей воспринимать прекрасное и испытывать эстетическое удовольствие от восприятия различной информации из литературных источников зависит от экономических и социальных условий, в которых они живут.

  Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

  Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений – миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

  Духовные, нравственные (этические) представления дети дошкольного возраста  должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений.

  Вот, что писал о силе слова К. Д. Ушинский : «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель , оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлением, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

  В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза, слагаемое духовной культуры народа, это пословицы, поговорки, сказки.

  Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и лжи, жалости и состраданию. В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадет. Пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной прозы в глубокой древности, это энциклопедия народных знаний, а так же «моральный кодекс» народа. Они являются слагаемым духовной культуры народа.

  Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанными и проверенными народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга. Сказка с помощью своих волшебных образов, которые наиболее интересны ребенку дошкольного возраста, помогает сформировать определенную картину мира, подготовить к будущей самостоятельной жизни.

  Из всех литературных жанров сказка в наилучшей форме соответствует интересам и способностям ребенка. Она всегда побуждает к определенным рассуждениям. Наилучшей формой работы со сказкой является ее чтение и последующий анализ ее содержания и скрытых смыслов. Таким образом, в современном мире знание сказок восстанавливает исконные этические, духовные, эстетические нормы, способы художественного и морального воспитания человека.

    Список литературы

- Волков Г. Н Этнопедагогика – М., 1999.

- Григорович Л. А. Педагогика и психология. – М., 2001.

- Плеханов Г. В. История в слове. – М.: Современник, 1988.

- Подласый И. П. Педагогика М., 1999.

- Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности //Классный руководитель. 2003. - №4- с.24-29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"

Актуальность проблемы. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных ...

Развитие экологических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...

Презентация на тему "Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов"

Если мой скромный опыт по формированию звукового анализа у дошкольников ДОУ Вам пригодиться, я буду рада. Предлагаю несколько игр, которые использовала на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В нач...

Опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы «Правознайка» по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста.

Для повышения уровня правовых знаний детей дошкольного возраста мною  была разработана и реализована дополнительная общеразвивающая программа  «Правознайка».Цель программы: форми...

"Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством детской мультипликации"

В нашу повседневную жизнь быстрым темпом входят различные компьютерные технологии. Поэтому одной из основных задач педагога является подбор современных форм и методов работы с детьми, которые будут эф...