Статья: "Формирование духовно-нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, посредствам художественной литературы".
статья на тему
В статье дано описание работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию духовно-нравственного сознания, посредством художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Игнатенко Юлия Борисовна
МАДОУ ДС№34 «Дюймовочка»
города Нижневартовска.
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием это и Я. А. Коменский, и Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, а так же ряд российских ученых: Б. Т. Лихачев, Л. А. Попов, И. П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность нравственного воспитания.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание.
По мнению Лихачева Б. Т. результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях , деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиции нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива.
Главная ценность – это жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. С молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и свою жизнь недопустимо. Сегодня большую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств среди школьников. Некоторые из них идут на это, потеряв смысл жизни, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Христианская мораль на протяжении веков учила – когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к людям, искать у них помощи и защиты.
Не утратили своего значения, а наоборот стали еще важнее такие нравственные качества, как патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, бескорыстие и другие.
Русский философ считал чтение книг средством воспитания подрастающего поколения. Интеллектуальные возможности людей воспринимать прекрасное и испытывать эстетическое удовольствие от восприятия различной информации из литературных источников зависит от экономических и социальных условий, в которых они живут.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений – миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
Духовные, нравственные (этические) представления дети дошкольного возраста должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений.
Вот, что писал о силе слова К. Д. Ушинский : «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель , оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлением, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза, слагаемое духовной культуры народа, это пословицы, поговорки, сказки.
Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и лжи, жалости и состраданию. В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадет. Пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной прозы в глубокой древности, это энциклопедия народных знаний, а так же «моральный кодекс» народа. Они являются слагаемым духовной культуры народа.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанными и проверенными народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга. Сказка с помощью своих волшебных образов, которые наиболее интересны ребенку дошкольного возраста, помогает сформировать определенную картину мира, подготовить к будущей самостоятельной жизни.
Из всех литературных жанров сказка в наилучшей форме соответствует интересам и способностям ребенка. Она всегда побуждает к определенным рассуждениям. Наилучшей формой работы со сказкой является ее чтение и последующий анализ ее содержания и скрытых смыслов. Таким образом, в современном мире знание сказок восстанавливает исконные этические, духовные, эстетические нормы, способы художественного и морального воспитания человека.
Список литературы
- Волков Г. Н Этнопедагогика – М., 1999.
- Григорович Л. А. Педагогика и психология. – М., 2001.
- Плеханов Г. В. История в слове. – М.: Современник, 1988.
- Подласый И. П. Педагогика М., 1999.
- Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности //Классный руководитель. 2003. - №4- с.24-29.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"
Актуальность проблемы. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных ...

Развитие экологических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...

Презентация на тему "Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов"
Если мой скромный опыт по формированию звукового анализа у дошкольников ДОУ Вам пригодиться, я буду рада. Предлагаю несколько игр, которые использовала на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В нач...
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Творческая презентация...

Опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы «Правознайка» по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста.
Для повышения уровня правовых знаний детей дошкольного возраста мною была разработана и реализована дополнительная общеразвивающая программа «Правознайка».Цель программы: форми...

ПАСПОРТ проекта: "Формирование художественно – образного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования "батик"
Проектная деятельность...

"Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством детской мультипликации"
В нашу повседневную жизнь быстрым темпом входят различные компьютерные технологии. Поэтому одной из основных задач педагога является подбор современных форм и методов работы с детьми, которые будут эф...