Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника
материал на тему

Полетаева Ольга Альбертовна

Метод проекта позволяет успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи.Проектирование позволяет ученику проявить себя в системе общественных отношений и способствует формированию новой социальной позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНФИЯ

 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

Полетаева Ольга Альбертовна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ Школы №281

Москва

29 марта 2016


Продолжая разговор о проектной деятельности в практике педагога,   многие из нас  понимают, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как (слайд№2)

  • умение ориентироваться в окружающей ситуации,
  • самостоятельно выбирать вид и направление деятельности,
  • определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей.

Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество учащихся, которые испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоении школьных программ. Наблюдения за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы.

В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию ребенка, его социализации. На это нас и нацеливают новые Федеральные государственные образовательные стандарты, основное отличие которых заключается в (слайд 3) 

  • в изменении результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
  • в инструментах достижения данных результатов (ими являются универсальные учебные действия - программы формирования УУД);
  • в основном подходе формирования УУД (согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход);
  • а одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Поэтому в 5-6 классах, которые перешли на ФГОС, успешно решаются, по моему мнению, благодаря проектной деятельности,  как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия   методом проектирования не только дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, но и способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности. Перед ними ставятся такие задачи, как (слайд 4):

  • Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД).
  • Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД).
  •  Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).
  • Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта  (личностные УУД)

А что такое проект? Проект – это пять «П» (слайд 5)

  • проблема
  • проектирование (планирование)
  • поиск информации
  • продукт
  • презентация

Поэтому на занятиях мы сначала знакомимся с понятием, затем учимся планировать, работать с источниками информации, систематизировать и в итоге представлять полученный продукт в виде презентационных материалов.

Классифицируя проекты по продолжительности на (слайд 6)

  • Мини-проекты, 
  • Краткосрочные проекты,
  • Среднесрочные (недельные) проект,
  • Долгосрочные (годичные) проекты, 

я пришла к выводу, что наибольшей популярностью у ребят в урочной деятельности пользуются индивидуальные мини-проекты (могут укладываться в одно занятие) и краткосрочные проекты (требуют выделения 4-6 занятий), так как они дают быстрый результат в виде оценки. Это такие проекты как «Словарь диалектных слов и выражений в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», «Иллюстрации художников к сказке А. Погорельского «Черная курица или подземные жители» (слайд 7,8), «Литературные сказки о падчерице», «Литературные сказки о Спящей красавице», «Народная и литературная сказка о рыбаке и рыбке» и многие другие. Например, индивидуальный проект «Моя любимая книга» Сапроновой Екатерины, учащейся 6 «Г» класса был представлен на городском конкурсе «Самый талантливый читатель», где занял первое место в окружном туре. (слайд 9)

А вот среднесрочные и долгосрочные проекты наиболее популярны во внеурочной работе, и здесь особое место занимают коллективные проекты. Продуктами коллективных проектов могут быть (слайд 10)

  • Видеофильм, видеоклип, мультимедийный продукт.
  • Выставка, экскурсия.
  • Газета, журнал, альманах, письмо в..., публикация, сказка, справочник, статья
  • Игра.
  • Праздник, сценарий.
  • Учебное пособие.
  • Выставка творческих работ, театрализованная игра-викторина («Литературный поезд»)
  • Викторина (Тайны «Малахитовой шкатулки»)
  • Спектакль
  • Поэтический вечер («Край родной»)
  • Исследовательские работы

Подробнее мне хотелось бы остановиться на исследовательских проектах.

В прошлом году мы представили на научно-практическую конференцию учащихся Школы №281 коллективный проект “Прозвище: это хорошо или плохо?”(слайд11, 12) . Работа учащихся 5 «Г»класса, которые впервые выступали перед такой широкой аудиторией, заняла 3 место. Участники группы с увлечением работали над проектом, самостоятельно проведя опрос среди одноклассников, проанализировав ответы, составив диаграммы.

В этом году мы представляем новую работу: «Читательские предпочтения наших одноклассников (слайд 13). Работа находится на финальном этапе, проведены все необходимые исследования, подсчеты. На конференции мы узнаем, к какому выводу пришли ребята.

Но, пожалуй, самым значимым проектом я назвала бы Метапредметную олимпиаду «Не прервется связь поколений», в которой самое активное участие в этом году приняли учащиеся 6 «Г» класса. Исследуя историю своей семьи, друзей, соседей, ребята собрали уникальный материал и в качестве продукта представили свои сочинения, в которых рассказывается о нелегкой судьбе и солдат-защитников Отечества, и тружеников тыла, и детей войны. Девять работ прошли во второй этап Олимпиады (слайд14) и, надеюсь, достойно представят наше учреждение в этом году.

В заключение хотелось бы сказать, что освоение метода проекта, участие в исследовательской работе в урочной и внеурочной деятельности позволяет достигнуть высокого процента качества и степени обученности учащихся (слайд 15):

 Вывод (слайд 16)

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать и воспитательные, и образовательные, и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Использование метода проектов  на уроках русского языка и литературы   способствует формированию речевой компетенции у школьников и развитию их коммуникативных способностей.

Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника. Полетаева Ольга Альбертовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Школы №281

Слайд 2

умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей

Слайд 3

1.Основное отличие ФГОС заключается в изменении результатов , которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты); 2.Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД); 3.Основным подходом формирования УУД, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход; 4.Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Слайд 4

Задачи проектной деятельности учащегося Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД). Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД). Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД). Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД)

Слайд 5

Проект – это пять «П» проблема проектирование (планирование) поиск информации продукт презентация .

Слайд 6

Классификация проектов по продолжительности Мини-проекты Краткосрочные проекты Среднесрочные (недельные) проекты. Долгосрочные (годичные) проекты .

Слайд 7

Темы индивидуальных проектных работ учащихся «Словарь диалектных слов и выражений в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой», «Иллюстрации художников к сказе А. Погорельского «Черная курица или подземные жители », « Литературные сказки о падчерице», « Литературные сказки о Спящей красавице», « Народная и литературная сказка о рыбаке и рыбке ».

Слайд 8

Иллюстрации художников к сказке А.Погорельского «Черная курица или подземные жители » Выполнила: Дроздова Екатерина 5 «Г» ГБОУ Школа №281

Слайд 10

Продукты коллективных проектов Видеофильм, видеоклип, мультимедийный продукт. Выставка, экскурсия. Газета, журнал, альманах, письмо в..., публикация, сказка, справочник, статья Игра. Праздник, сценарий. Учебное пособие. Выставка творческих работ, театрализованная игра-викторина («Литературный поезд») Викторина ( Тайны «Малахитовой шкатулки») Спектакль Поэтический вечер («Край родной») Исследовательские работы

Слайд 11

“ Прозвище: это хорошо или плохо? ” Что такое прозвище? Как прозвища появились в языке ? Работу выполнили: Кружалова Анастасия, Арзуманян Марина, Незнамова Дарья ( учащиеся 5 «Г» класса, ГБОУ «Школа №281, корп.2) Руководитель проекта: Полетаева Ольга Альбертовна, учитель русского языка и литературы

Слайд 12

Результат анкетирования :

Слайд 13

Исследовательская проектная работа учащихся 6 «Г» класса. Читательские предпочтения наших одноклассников. Работу выполнили: Незнамова Дарья, Кружалова Анастасия, Арзуманян Марина, Сапронова Екатерина Руководитель проекта: О.А.Полетаева

Слайд 14

Работы, допущенные ко второму этапу М етапредметной олимпиады «Не прервется связь поколений» Вальверде К. Мильгунова В. Сапронова Е. Тимофеев Д. Алиева Д. Превезенцев Е. Калистратова В. Герасимова А. Кружалова А.

Слайд 15

Результаты обученности учащихся в 3 четверти Класс / группа: Предмет: Кол.: Кач.: СОУ: 5Г Русский язык 100 65.52 58.07 5-Г Литература 100 72.41 66.21 6-Г Русский язык 100 78.26 61.04 6-Г Литература 100 91.3 81.91

Слайд 16

Преимущество метода проектов позволяет школьникам находить значимую для них проблему и решать её путём творческого поиска и применения интегрированного знания; даёт возможность связать теорию с практикой; развивает исследовательские, творческие способности обучающихся; создаёт условия для самостоятельной деятельности обучающихся в ситуации выбора; позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

ВысткплениеПамятка для учителяпо формированию и развитию универсальных учебных действий...

Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Презентация к высткплению по теме"Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС "...

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО»

Основная образовательная программа ООО реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований СанПиН. Урочная и внеурочн...

Выступление "Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство реализации ФГОС"

Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что они узнают, с чем–то знакомым и понятным...

Развитие творческих способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС ООО

laquo; Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний. к тренировке памяти … хочется . Чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» В.А. Сухомли...