Методические компетенции педагога
методическая разработка

Тихомирова Мария Сергеевна

Данная презенация содержит материалы для семинара по теме "Методические компетенции педагога" в рамках реализации ФГОС третьего поколения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические компетенции педагога

Слайд 2

Компетенции учителя по реализации ФГОС Профессионально значимые личностные качества Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности Компетентность в области мотивации учебной деятельности Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности Компетентность в области разработки программы, методических и дидактических материалов и принятии педагогических решений Компетентность в организации учебной деятельности Информационно-коммуникационная компетентность Аналитико-прогностическая компетентность Коммуникативная компетентность Поликультурная компетентность Правовая компетентность Компетентность в сфере инновационной деятельности

Слайд 3

1. Профессионально значимые личностные качества Вера в силы и возможности обучающихся Эмпатийность Социорефлексия Общая культура Эмоциональная устойчивость Позитивная направленность на педагогическую деятельность и уверенность в себе Самоорганизованность

Слайд 4

1. Профессионально значимые личностные качества 1.1. Вера в силы и возможности обучающихся умение находить положительные стороны у каждого обучающегося и строить образовательный процесс с опорой на эти стороны; создание ситуаций успеха для обучающихся; умение осуществлять педагогическое оценивание, мобилизующее учебно-познавательную активность

Слайд 5

1. Профессионально значимые личностные качества 1.2. Эмпатийность умение давать характеристику обучающегося, адекватно отражающую разные аспекты его внутреннего мира ; умение выяснять индивидуальные предпочтения, возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается ; умение показать личностный смысл обучения с учётом индивидуальных характеристик внутреннего мира ученика; умение оказывать эмоционально-психологическую поддержку обучающимся и коллегам по работе; все обучающиеся безбоязненно обращаются к педагогу за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи .

Слайд 6

1. Профессионально значимые личностные качества 1.3. Социорефлексия интерес к мнениям и позициям других; умение смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания на этой основе; убеждённость , что истина может быть не одна; учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся

Слайд 7

1. Профессионально значимые личностные качества 1.4. Общая культура ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни; осведомленность об актуальных изменениях в социальной жизни; знание материальных и духовных интересов молодёжи; демонстрация собственных интересов , кругозора в ситуациях общения с обучающимися, в том числе – в рамках руководства дополнительным образованием, внеурочной деятельностью учащихся; соответствие поведения, речи, внешнего вида педагога этическим и культурным нормам.

Слайд 8

1. Профессионально значимые личностные качества 1.5. Эмоциональная устойчивость сохранение спокойствия в трудных, эмоционально напряженных ситуациях; сохранение способности к объективной оценке в ситуации эмоционального конфликта; способность находить продуктивные пути разрешения конфликтов

Слайд 9

1. Профессионально значимые личностные качества 1.6. Позитивная направленность на педагогическую деятельность и уверенность в себе осознание целей и ценностей педагогической деятельности ; позитивное настроение, желание работать; высокая профессиональная самооценка, вера в собственную эффективность

Слайд 10

1. Профессионально значимые личностные качества 1.7. Самоорганизованность умение рационально планировать собственную деятельность по решению профессиональных задач; деятельная ориентация на достижение поставленных целей ; способность оперативно корректировать способы достижения целей и текущие задачи в соответствии с меняющимися условиями; своевременное и ответственное выполнение принятых на себя обязательств; обеспечение рациональной организации собственного рабочего пространства; поддержание порядка в необходимой документации

Слайд 11

2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности Умение ставить педагогические цели с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся Умение перевести тему урока в педагогическую задачу Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач

Слайд 12

2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности 2.1. Умение ставить педагогические цели с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся наличие соответствующих концепции ФГОС представлений о планируемых результатах освоения основных образовательных программ; умение определять систему промежуточных целей на основе планируемых результатов освоения образовательных программ; умение обоснованно ставить цели обучения по предмету , цели личностного развития, воспитания и социализации обучающихся с учетом возраста обучающихся , особенностей класса; умение корректировать цели и задачи деятельности в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала ; умение выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся на основе планируемых результатов освоения образовательных программ

Слайд 13

2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности 2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу умение формулировать цели урока с учетом планируемых результатов освоения реализуемых образовательных программ; умение конкретизировать тему урока до комплекса взаимосвязанных задач; умение определять критерии достижения целей урока ; умение сформулировать цели урока в понятной для обучающихся форме; умение соотнести результаты обучения с поставленными целями и задачами.

Слайд 14

2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности 2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач умение организовать вовлечение обучающихся в процесс постановки целей и задач урока, результатов предстоящей деятельности, способов их достижения; систематическое использование соответствующих приемов в ходе учебных занятий; обеспечение педагогом проверки понимания обучающимися целей и задач урока.

Слайд 15

3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся

Слайд 16

3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности 3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности знание возможностей конкретных учеников; умение дифференцировать задания с тем, чтобы учащиеся могли почувствовать успех; демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам подчеркивание даже незначительных успехов обучающихся

Слайд 17

3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности 3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся умение выстраивать деятельность на уроке с учетом имеющегося уровня учебной мотивации; использование разнообразного спектра материалов и заданий , способных вызвать интерес к разным темам преподаваемого предмета; использование знаний об интересах и потребностях обучающихся в своей педагогической деятельности; умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов; способность поддерживать доброжелательную атмосферу на уроке;

Слайд 18

3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности 3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся 6. умение активизировать творческие возможности обучающихся ; 7. демонстрация практического применения изучаемого материала; 8. поощрение любознательности учащихся, выхода за рамки школьной программы при выполнении заданий; 9. обеспечение возможности самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности ; 10. создание условий для вовлечения учащихся в дополнительные формы познавательной деятельности по предмету (олимпиады, конкурсы и т.д .)

Слайд 19

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности Компетентность в предмете преподавания Компетентность в методах преподавания Компетентность в субъективных условиях деятельности ( знание учеников и учебных коллективов )

Слайд 20

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности 4.1. Компетентность в предмете преподавания знание содержания отраслей научного знания, лежащих в основе преподаваемых предметов, области их применения в различных сферах человеческой деятельности ; активное использование дополнительных материалов при подготовке к уроку (книги, интернет-ресурсы ); организация работы с учащимися с опорой на знания , полученные ими ранее при изучении других предметов ; демонстрация возможности применения получаемых предметных знаний для объяснения социальных и природных явлений; владение методами решения различных задач, характерных для данного предмета; умение свободно решать задачи ЕГЭ, ГИА, предметных олимпиад.

Слайд 21

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности 4.2. Компетентность в методах преподавания знание современных педагогических технологий (развивающее , проблемное, дифференцированное обучение , метод проектов, модульная педагогическая технология , здоровьесберегающие технологии, технология портфолио и др.); знание частных методик, позволяющих реализовать содержание преподаваемого предмета; применение в образовательном процессе личностнодеятельностных методов обучения и воспитания;

Слайд 22

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности 4.2. Компетентность в методах преподавания 4. умение выбирать и эффективно применять образовательные технологии, методы обучения, позволяющие достигать планируемых результатов освоения образовательных программ; 5. применение методов и приемов, обеспечивающих организацию самостоятельной (в том числе – исследовательской и проектной) работы обучающихся в информационно-образовательной среде; 6. своевременное внесение корректив в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации; 7. владение на уровне продвинутого пользователя современными информационно-коммуникационными технологиями и их обоснованное использование в образовательном процессе

Слайд 23

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности 4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности ( знание учеников и учебных коллективов) наличие современных психологических знаний об ученике как субъекте образовательной деятельности и умение использовать их при проектировании образовательного процесса; наличие необходимых знаний в области физиологии, школьной гигиены, здоровьесберегающих технологий ; умение проектировать на основе концептуальных положений ФГОС социальный портрет ученика и осуществлять диагностику сформированности социально востребованных качеств личности. владение методами психололго -педагогической диагностики (во взаимодействии школьным психологом ), социометрии ;

Слайд 24

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности 4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности ( знание учеников и учебных коллективов) 5. ориентация в социальной ситуации класса, в особенностях взаимоотношений между обучающимися; 6. использование данных психологической, социальной , медицинской диагностики в практике педагогической деятельности, в том числе – при разработке и реализации индивидуальных траекторий развития обучающихся; 7. умение составлять характеристику обучающегося, отличающуюся обоснованностью и хорошим знанием индивидуальных особенностей; 8. рефлексия педагогом собственных индивидуальных особенностей и учет их в своей профессиональной деятельности , общении с детьми

Слайд 25

5. Компетентность в области разработки программы, методических и дидактических материалов и принятии педагогических решений Умение разработать учебную программу, выбрать учебники и учебные комплекты Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях

Слайд 26

5. Компетентность в области разработки программы, методических и дидактических материалов и принятии педагогических решений 5.1. Умение разработать учебную программу, выбрать учебники и учебные комплекты знание ФГОС, иных нормативных документы, отражающих требования к содержанию и результатам учебной деятельности, примерных программ; знание состава и особенностей учебно-методических комплектов , рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе; владение навыками анализа программ, учебной литературы , цифровых образовательных ресурсов, умение осуществлять их обоснованный выбор;

Слайд 27

5. Компетентность в области разработки программы, методических и дидактических материалов и принятии педагогических решений 5.1. Умение разработать учебную программу, выбрать учебники и учебные комплекты 4. умение разрабатывать рабочие программы по предмету и программы внеурочной деятельности, соответствующие требованиям ФГОС и иных нормативных документов, возрастным особенностям учащимся , специфике условий образовательного процесса , требованиям преемственности обучения; 5. умение разрабатывать (корректировать имеющиеся) дидактические и методические материалы, обеспечивающие достижение планируемых образовательных результатов; 6. осуществление систематического анализа эффективности реализуемых образовательных программ, используемых учебных материалов

Слайд 28

5. Компетентность в области разработки программы, методических и дидактических материалов и принятии педагогических решений 5.2. Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения; владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций; владение приемами анализа альтернативных решений; умение эффективным образом формулировать цели и критерии их достижения в различных ситуациях; знание типичных конфликтных ситуаций и их разрешения ; развитость педагогического мышления

Слайд 29

6. Компетентность в организации учебной деятельности Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи, учебного материала и способов деятельности Компетентность в формировании способов умственной деятельности Компетентность в педагогическом оценивании Компетентность в использовании современных средств обучения

Слайд 30

6. Компетентность в организации учебной деятельности 6.1. Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи, учебного материала и способов деятельности знание того, что знают и понимают ученики; знание типичных трудностей при изучении конкретных тем; свободное владение изучаемым материалом; продуманное включение нового учебного материала в систему освоенных обучающимися знаний; демонстрация практического применения изучаемого материала; умение обеспечивать опору на чувственное восприятие материала; способность адаптировать особенности передачи информации к возрасту и уровню подготовки учащихся; умение организовать поиск дополнительной информации , необходимой для решения учебной задачи

Слайд 31

6. Компетентность в организации учебной деятельности 6.2. Компетентность в формировании способов умственной деятельности знание системы интеллектуальных операций, лежащих в основе учебно-познавательной деятельности; уверенное владение этими интеллектуальными операциями ; умение целенаправленно формировать универсальные учебные действия у обучающихся; умение организовать использование учебных действий , адекватных решаемой задаче

Слайд 32

6. Компетентность в организации учебной деятельности 6.3. Компетентность в педагогическом оценивании знание функций и видов педагогической оценки; знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности; владение методами педагогического оценивания; умение обоснованно использовать для различных целей разные методы и процедуры оценивания; умение осуществлять грамотный подбор/разработку контрольно-измерительных материалов, адекватных задачам оценивания; использование современных способов оценивания, базирующихся на применении информационно-коммуникационных технологий ( электронное тестирование , ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся );

Слайд 33

6. Компетентность в организации учебной деятельности 6.3. Компетентность в педагогическом оценивании 7. аргументация выставляемых оценок, выделение достижений и недостатков в работах учащихся; 8. включение обучающихся в процесс оценивания, систематическое формирование у них навыков самооценки учебной деятельности; 9. умение анализировать результаты педагогического оценивания ; 10. умение корректировать образовательный процесс в соответствии с полученными результатами оценивания; 11. умение осуществлять профессиональную рефлексию и самооценку профессиональной деятельности;

Слайд 34

6. Компетентность в организации учебной деятельности 6.4. Компетентность в использовании современных средств обучения знание современных средств обучения и их дидактических возможностей; знание современных требований к оснащению учебных кабинетов и к организации информационно-образовательной среды образовательного учреждения; умение применять современные технические средства обучения ; умение использовать средства обучения адекватно поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся , их индивидуальным характеристикам

Слайд 35

7. Информационно-коммуникационная компетентность умение осуществлять поиск информации для решения профессионально значимых задач, в том числе – с использованием средств ИКТ и ресурсов сети Интернет ; способность понимать информацию, представленную в разных формах (текст, визуальный ряд , графики, диаграммы, таблицы); умение интерпретировать и критически оценивать информацию ; умение структурировать информацию; умение представлять имеющуюся информацию в различных формах и на различных носителях; умение адаптировать информацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; эффективно использовать для систематизации, представления и обработки информации средства ИКТ - текстовые и графические редакторы, электронные таблицы , программы создания презентаций, электронную почту ; умение использовать в целях профессионального развития ресурсы профессионально-ориентированных сетевых сообществ, дистанционного образования

Слайд 36

8. Аналитико-прогностическая компетентность умение осуществлять логические операции анализа , синтеза, обобщения; умение проводить сравнение и классификацию на основе самостоятельно выработанных критериев; умение устанавливать причинно-следственные связи ; умение устанавливать аналогии; умение определять проблему на основе анализа фактов , относящихся к сфере профессиональной деятельности ; умение грамотно формулировать задачи, направленные на решение выявленных проблем; умение выстраивать иерархию проблем и задач; умение осуществлять обоснованный выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение определять ресурсы, необходимые для решения поставленных задач; умение прогнозировать возможные последствия и результаты деятельности

Слайд 37

9. Коммуникативная компетентность умение устанавливать отношения сотрудничества и вести диалог с учащимися, другими участниками образовательного процесса; грамотное владение устной и письменной речью, умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владение методами убеждения и аргументации своей позиции ; способность насыщать общение положительными эмоциями и чувствами; умение создавать рабочую атмосферу и поддерживать дисциплину на уроке; умение диагностировать причины конфликтных ситуаций ; владение способами продуктивного разрешения конфликтов ; умение привлекать других людей к решению поставленных задач; умение продуктивно взаимодействовать с членами группы при решении профессионально значимых задач; умение публично представлять результаты своей работы , выбирать адекватные формы и методы презентации ; владение способами эффективного разрешения конфликтов ; умение осуществлять эффективную коммуникацию с использованием современных средств ИКТ ( электронная почта , чат, форум, видеоконференцсвязь)

Слайд 38

10. Поликультурная компетентность толерантность, принятие этнокультурных различий; осведомленность об особенностях традиций, ментальных установок этнокультурных групп, с представителями которых приходится взаимодействовать педагогу в процессе своей профессиональной деятельности ; интерес к особенностям традиций, обычаев, ценностных ориентаций, моделей поведения, истории различных групп поликультурного общества; умение учитывать этнокультурные и конфессиональные особенности при взаимодействии с участниками образовательного процесса, окружающими; знание и понимание целей, принципов, основных идей поликультурного образования;

Слайд 39

11. Правовая компетентность знание Конституции Российской Федерации, официальных документов, определяющих приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность и правовой статус участников образовательного процесса, локальных актов образовательного учреждения; умение осуществлять поиск необходимой правовой информации с использованием справочных информационно-юридических систем; умение грамотно применять знание правовых норм в конкретных ситуациях, возникающих в процессе образовательной деятельности.

Слайд 40

12. Компетентность в сфере инновационной деятельности интерес к передовому педагогическому опыту, новшествам в сфере образования; позитивное отношение к новшествам; способность критически анализировать содержание инноваций с учетом конкретных условий деятельности; способность соотносить изменения в собственной профессиональной деятельности с актуальными и перспективными тенденциями и потребностями развития образования и общества в целом; умение осуществлять поиск и систематизацию информации , связанной с направлением планируемой инновационной деятельности; способность генерировать новые продуктивные идеи в сфере профессиональной деятельности; владение навыками педагогического проектирования; умение привлекать коллег, администрацию к поддержке и участию в инновационных проектах; умение осуществлять мониторинг процесса и результата внедрения инноваций; инициативное участие педагога в разработке и реализации педагогических проектов, опытно-экспериментальной деятельности, различного рода профессиональных конкурсах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный компонент в организации муниципальной методической службы как необходимое условие повышения профессиональной компетенции педагогов

Данный материал предназначен для работников управления образования, а также для педагогов, желающих повысить свою профессиональную компетенцию....

РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ

В данной презентации представлены формы и приемы организации методической службы школы для повышения профессионального уровня учителя....

Исследование предметных и методических компетенций педагога

Демонстрационный вариант диагностической работы по предметный области "Русский язык и литература"...

Итоговый тест "Совершенствование предметных и методических компетенций педагога"

Естественнонаучное образование играет существенную роль в формировании научного мировозрения учащихся.Физика - учебный предмет, который должен дать обучающимся представление об увлекательности научног...

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочей программы по математике в 6 класс

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов.  Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района...

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочих программ по математике в 5 классах в соответствии с требованиями

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагоговПриволжского района города Казани по разработке рабочих пр...