Инновационный компонент в организации муниципальной методической службы как необходимое условие повышения профессиональной компетенции педагогов
статья по теме
Данный материал предназначен для работников управления образования, а также для педагогов, желающих повысить свою профессиональную компетенцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikaciya_polubehinoy.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный компонент в организации муниципальной методической службы как необходимое условие повышения профессиональной компетенции педагогов
Полубехина Н.А., старший инспектор Управления образования Озерского городского округа
Процессы модернизации направлены на решение стратегических задач в сфере образования. В условиях быстрого обновления содержания образования, требований к подготовке выпускников школы необходимо конструирование новой профессиональной позиции педагога, что тесно связано с переподготовкой и повышением квалификации педагогических кадров, совершенствованием системы методической работы на муниципальном уровне, основная миссия которой заключается в создании условий для непрерывного образования педагогов.
В управлении и организации этого процесса большая роль отводится городским предметным методическим объединениям (далее – ГМО). Ведущие принципы их деятельности - аналитическая основа планирования, диагностика профессиональных затруднений и потребностей, осуществление единых приоритетных направлений работы, основными из которых являются оказание педагогам постоянной методической помощи, трансляция актуального педагогического опыта, его обобщение и диссеминация.
В практике работы муниципальной методической службы Озерского городского округа информационно-аналитические формы в настоящее время уходят на второй план. Считаем, что наибольшей результативности в повышении профессионального уровня учителя способствуют рефлексивно-проектные формы, вызывающие наибольший интерес у педагогов, способствующие устранению их методической пассивности. При проведении методических мероприятий мы чаще стали практиковать мастер-классы, тренинги, анализ видеоматериалов, экспертизу методических материалов, презентации, семинары, педагогические мастерские, творческие лаборатории, открытые занятия и творческие отчеты.
В контексте инновационного развития образования используем наиболее плодотворные, на наш взгляд, образцы педагогической практики – педагогический форум и методический марафон.
Основной недостаток нашего профессионального образования – его узкая предметность. Замкнутость в рамках предмета, конкретных учебных программ порождает разобщенность педагогов даже смежных образовательных областей и дисциплин. Именно поэтому 2010 год, Год учителя, Озерское учительство завершило педагогическим форумом городских методических объединений, вылившийся в своеобразный смотр достижений и калейдоскоп творческих находок учителей предметных объединений. Согласно разработанному положению форум проводился в два этапа:
I - декада педагогического творчества «Поиск эффективных путей перехода к компетентностному обучению»: открытые уроки, мастер-классы, творческие мастерские, педагогические студии;
II – представление визитной карточки и творческие отчеты городских предметных методических объединений, подведение итогов проведения открытых мероприятий.
В период методической декады форума 32 педагога городского округа представили наиболее эффективный опыт работы по различным направлениям обучения и воспитания: реализация метода проектов, формирование исследовательских компетенций, моделирование как универсальное учебное действие, обучение в сотрудничестве, личностно-ориентированный и деятельностный подход в обучении и воспитании; внедрение образовательных технологий проблемного, модульного и вариативного обучения, критического мышления. Впервые был представлен индивидуальный маршрут педагога по теме самообразования. Состоялась презентация работы лингвистической лаборатории и школьного музея. На открытых заседаниях школьных методических объединений учителей начальных классов и математики была представлена рефлексивно-проектная деятельность педагогов, интерактивные методы и практико-ориентированные формы организации методической работы.
На втором этапе форума 16 городских методических объединений представили визитные карточки и презентовали педагогической общественности свой опыт в различных жанрах. Активные участники форума и руководители ГМО награждены Благодарственными письмами Управления образования, денежными премиями.
Анализ оценочных листов показал: открытые мероприятия посетили 345 педагогов, что составляет 51% от общего числа педагогических работников общеобразовательных учреждений округа; 86% посещенных мероприятий оценены на «отлично»; 77% учителей признали представленный опыт актуальным, 76% - доступным, 66% - эффективным. На вопрос: «Способствуют ли данные формы диссеминации педагогического опыта повышению профессиональной компетенции учителя?» 100% педагогов дали утвердительный ответ.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что форум является одной из эффективных форм повышения квалификации педагогических работников, так как он способствовал обеспечению интенсивного образовательного роста его участников, помог учителям оценить собственные профессиональные умения в сравнении с опытом коллег, вызвал положительную мотивацию к профессионально-личностному развитию и саморазвитию педагогов.
Пропаганде новаторских идей, актуального педагогического опыта способствует и методический марафон, который проводится ежегодно в течение пяти лет. Суть его заключается в комплексном, поэтапном проведении различных мероприятий по изучению, обобщению и распространению опыта работы учителей разных предметов. Состоявшиеся марафоны ГМО учителей технологии, русского языка и литературы, математики, географии, биологии показали, что данная форма методической работы создает прочную основу для профессионального роста учителей.
Методический марафон, согласно положению, проводится, как правило, в 3 этапа, каждый из которых направлен на непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителей, их эрудиции и профессиональной компетенции, без чего невозможен процесс формирования ключевых компетенций учащихся при переходе к компетентному образованию.
На первом этапе с целью обновления теоретических знаний, освоения новых способов и подходов в решении профессиональных задач проводится научно-практический семинар приглашенными специалистами Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ГБОУ ДПО ЧИППКРО), Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ), Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ). Второй этап представляет собой панораму открытых мероприятий: уроки учительского мастерства, парад мастер-классов, педагогические мастерские, творческие лаборатории, внеклассные мероприятия по предмету. Третий этап – смотр-конкурс предметных кабинетов. Последовательность этапов меняется, но каждый из них является обязательным в программе марафона. В качестве примера – программа методического марафона городского объединения учителей географии «Совершенствование профессионально-педагогических компетенций учителя как способ повышения качества обучения в условиях модернизации образовательной системы».
Мероприятия | Методическая тема |
Внеклассные мероприятия | Система компетентностных форм и методов работы по предмету во внеурочной деятельности |
Смотр – конкурс кабинетов | Учебный кабинет как средство развития образовательной среды |
Творческий отчет ГМО | Творческие поиски и находки как результат личностного и профессионального совершенствования учителя |
Проведение внеклассных мероприятий
К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций относится игровая деятельность, которая стала ведущей в проведении внеклассных мероприятий. В рамках марафона проведено 4 мероприятия:
- Устный краеведческий журнал «Край родной – земля Уральская»;
- Интеллектуальные игры «Умники и умницы», «Я – озерчанин»;
- «Турнир путешественников».
Проведенные мероприятия показали, что для реализации компетентностного подхода внеклассная деятельность учащихся несет большую образовательную нагрузку.
При проведении устного краеведческого журнала учащимися представлены варианты познания различного профиля:
- результаты туристических походов;
- разработки экскурсионных маршрутов;
- практические работы, имеющие жизненный контекст;
- конкурсные рефераты;
- самостоятельные и коллективные исследовательские работы;
- созданные слайд-фильмы.
В содержании заданий интеллектуальных игр «Умники и умницы», «Я – озерчанин», «Турнир путешественников» использован богатый потенциал исторического, географического и культурологического плана.
Знания, проявленные учащимися, выходят за границы чисто учебных задач, способствуют формированию позитивно-целостного отношения к родному краю.
При оценивании результатов мероприятий ученики были включены в процесс саморефлексии. В ходе подготовки и проведения внеклассных мероприятий реализованы заложенные в концепции краеведческого образования аспекты: культурологический, личностно-ориентированный, компетентностный, аксиологический и воспитательный, которые способствуют осуществлению деятельностного подхода в качестве ведущего начала современной дидактики и методики.
Открытые внеклассные мероприятия посетили 80 педагогов из 14 образовательных учреждений города.
Опыт внеклассной работы, представленный учителями, 96% посетивших педагогов оценили на «отлично» и «хорошо».
Таким образом, подготовка, организация и проведение внеклассных мероприятий, их самоанализ способствовали повышению профессионального уровня.
Смотр-конкурс кабинетов географии
Основная задача участников смотра – эргономичное оборудование и оснащение кабинета географии, которое создает условия для формирования базовых предметных компетенций учащихся; обеспечивает комфортные условия для обучения и получения знаний; делает образовательный процесс более интересным; повышает мотивацию учения.
Конкурс проводится согласно разработанному положению, в соответствии с критериями, отраженными в нем.
Основные выводы по итогам смотра таковы:
Кабинеты географии во всех образовательных учреждениях эстетичны, озеленены, оснащены необходимым оборудованием и мультимедийной аппаратурой.
Овладение педагогами информационно-коммуникационными технологиями и внедрение их в учебный процесс делает обучение географии более ярким, зрелищным, позволяет в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в образовании, увеличивает возможности организации дистанционного обучения.
Комплектование библиотечного фонда кабинетов соответствует действующим федеральным перечням учебной литературы. Система размещения наглядно-иллюстративного материала обеспечивает его сохранность и доступность каждому ученику. Краеведческий материал, представленный в кабинетах, является основой для развития регионального компонента географического образования. Экспонируемые материалы функционально значимы и хорошо различимы с каждого рабочего места ученика.
Все элементы оформления и оборудования кабинетов эффективно используются в учебном процессе его участниками.
Таким образом, кабинет, созданный по законам эргономики, является микросредой, позволяющей педагогу строить собственную траекторию совершенствования профессионального мастерства, способствует росту профессиональной культуры.
Творческий отчет
Презентация слайд-фильма «Достопримечательности Озерска»
Визитная карточка ГМО учителей географии
Открытые мероприятия «Компетентный учитель – успешный учитель»
Мероприятие | Методическая тема |
мастер-класс | Технология решения творческих задач как средство формирования ключевых компетенций учащихся |
фрагмент урока | Предпрофильное экономическое образование как необходимое средство социализации личности учащихся в современных условиях |
педагогическая мастерская | Пропаганда здорового образа жизни как одно из приоритетных направлений внеурочной деятельности |
мастер-класс | Формирование ключевых компетенций учащихся посредством использования схемных и знаковых моделей учебного материала |
фрагмент урока | Формирование социокультурной компетенции на уроках краеведения |
творческая лаборатория | Формирование исследовательских компетенций во внеурочной деятельности |
педагогическая мастерская | Проектная технология как средство осуществления метапредметного подхода к обучению |
творческая лаборатория | Модульная технология обучения в реализации вариативного компонента |
фрагмент урока | Технология адаптивного обучения как средство формирования ключевых компетенций учащихся |
презентация электронного кабинета | Электронный кабинет учителя как инновационная форма методической поддержки и обмена опытом |
Подведение итогов.
С целью получения объективной оценки проведенных мероприятий были выданы опросные листы, проведено интервьюирование участников и гостей методического марафона, заслушаны мнения при обсуждении мероприятий. Творческий отчет приобрел статус зонального мероприятия, т.к. на нем присутствовали не только озерские педагоги, но и представители соседних городов: Челябинск, Касли, Кыштым, Снежинск, Катав-Ивановск. Педагогический опыт учителей географии, представленный в рамках методического марафона, получил высокую оценку преподавателей кафедры общественных и художественно-эстетических дисциплин ГБОУ ДПО ЧИППКРО, признан достойным поощрения и распространения среди педагогов области.
Результативность реализации описанного опыта выражается в повышении качества образования на основе профессионального роста учителя. Активное участие школьников в олимпиадах разного уровня и городских научно-практических конференциях по географии, наличие призовых мест на городском и областном уровнях подтверждают высокий познавательный интерес к предмету. На протяжении последних трех лет выпускники 9-ых классов показывают высокие результаты итоговой аттестации: 100% абсолютной и 65-70% качественной успеваемости, 58-66 баллов– средний показатель выпускников 11-ых классов по географии.
Представленный опыт работы по управлению профессионально-личностным ростом учителя в городском округе признан эффективным, так как он раскрывает состояние педагогической практики, расширяет сетевое взаимодействие и профессиональное партнерство, создает развивающую образовательную среду для педагогов, способствует реализации их творческого потенциала, распространению передового опыта, что является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ГИМНАЗИИ КАК УСЛОВИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Представление опыта работы методической службы гимназии по направлению: повышение профессиональной компетенции педагога гимназии....
статья "Внедрение инновационной формы повышения профессиональной компетенции педагогов"
Для улучшения психологического климата, для организации воспитательного процесса, который сможет дать ребенку-сироте теплоту, заботу , ощущение единства со взрослым, как близким человеком, мы ре...
Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетенции педагога дополнительного образования в МКОУ ДОД "СЮТ"
Статья о профессиональной компетенции педагога....
Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА"
Коренные преобразования в социально-экономической жизни общества определили новые требования к качеству образовательного результата в нашей стране, изменили взгляды на ценности и цели образовательной ...
Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога художественно-эстетического цикла
Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Соответственно общество нуждается в школе, которая может...
Презентация на тему "Самообразование, как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога"
Работа по самообразованию, способствует развитию профессионального мастерства, освоению новых профессиональных компетенций, обновлению практических и теоретических знаний....
Презентация на тему "Самообразование, как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога"
Работа по самообразованию, способствует развитию профессионального мастерства, освоению новых профессиональных компетенций, обновлению практических и теоретических знаний....