Представление опыта работы. Страноведческий аспект в преподавании французского языка ( урочная и внеурочная деятельность).
статья
Представление опыта работы . Страноведческий аспект в преподавании французского языка (урочная и внеурочная деятельность).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stranovedcheskiy_aspekt_v_prepodavanii_frantsuzskogo_yazyka.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРАНОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ОБУЧЕНИИ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ
Сохранение интереса обучающихся к французскому языку стоит на первом плане у учителей французского языка уже многие годы. Большую роль в поддержании мотивов к изучению ИЯ играет введение на уроках элементов страноведения.
Тексты страноведческого характера занимают сегодня все большее место в процессе обучения ИЯ, начиная с начальной школы ( введение элементов, таких как названия достопримечательностей, имена сказочных героев, отрывки из сказок) и до старших классов. Благодаря таким текстам, обучающиеся знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительные знания в области географии, образования, культуры и т.д. содержание страноведческих текстов должно быть значимым для обучающихся, иметь определенную новизну, будь то общие сведения об образовательных учреждениях, о государственном устройстве, о детских и юношеских организациях страны изучаемого языка или особенностях речевого поведения и этикета.
Занятия по темам страноведения должны вызывать у обучающихся потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческим материалом. И именно страноведение должно служить опорой для поддержания мотивации, включающие в себя сведения о стране.
Основные аспекты страноведения при изучении французского языка
1.Страноведение. Страницы этого раздела знакомят учащихся с разнообразным культуроведческим материалом о Франции, жизни французской семьи, о архитектуре, о чисто французских профессиях, о песнях, о кино, что позволяет сопоставить эти сведения с аналогичными явлениями российской действительности. Учебные материалы курса реализуют базовый уровень содержания образования
2.Повседневная жизнь. Материалы этой рубрики дают возможность обучающимся познакомиться с повседневной жизнью французского общества. Как пользоваться транспортом: поездом, метро, автобусом? Как позвонить? Какие жесты используют французы? Как молодёжь относится к моде? Какие сорта сыра существуют во Франции и как выбрать сыр? Как французы относятся к праздникам и любят ли их отмечать? Эта рубрика не только позволяет расширить знания о стране изучаемого языка, знакомит с реалиями повседневной жизни и поведением в определённых ситуациях общения, но и даёт возможность узнать о стиле жизни французского общества, окунуться в атмосферу реального общения с носителями языка.
Цель и призвание любого УМК , для языка основного или французского как второго - формирование дальнейшей коммуникативной компетенции обучающихся, что подчёркивает важность развития их способности и желания точно и к месту использовать французский язык для эффективного общения. В своей работе я использую два УМК. Для работы с французским как основным это «твой друг . французский язык» автор
Современный преподаватель при обучении французскому языку старается ввести обучающихся в мир культуры страны изучаемого языка, причем важно отметить, что культура появляется не просто в виде книг,
исторических памятников, но и как живая деятельность людей в системе объединяющих их социальных связей.
Страноведение, другими словами иноязычная культура, помогает лучше понять особенности жизни в определенной стране, поведения людей, их нравы, характер, язык мимики и жестов. Каждая страна индивидуальна в экономике, в спорте, в вопросах семьи воспитания детей. Культура межличностного общения сугубо индивидуальна для каждой нации. Страноведение помогает глубже понять и проникнуть в изучаемый язык посредством вышеизложенных аспектов.
Обращение к проблеме изучения языка и культуры одновременно не случайно, так как это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средства коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых с новой для них действительностью.
Такой подход к обучению иностранному языку во многом обеспечивает не только более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации учения.
В настоящий политический и экономический кризисный момент необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление страноведческого аспекта, толерантного отношения к проявлению иной культуры.
Это помогает обучающимся лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.
Мне хотелось бы остановиться на филологическом походе в данном аспекте, поскольку в наших школах сложилась практика не равного ,по уровню знаний , деления групп. А закрепление французского языка как второго иностранного делает , на мой взгляд, этот подход основным.
При филологическом подходе возможна постановка двух разных задач:
Извлечение культуроведческой информации из языковой единицы. В этом случае на первый план в качестве основной задачи обучения выдвигается культура, в том числе и культура общения.
На любом уроке французского языка, в любой параллели я стараюсь ввести страноведческий и лингвострановедческий компоненты, провести ассоциацию с родным, русским языком.
Обучающиеся получают знания по национальной культуре Франции, по истории, географии, политико-общественным отношениям, образованию, спорту, экологии, а также знания по невербальным средствам общения. Например, знаки и жесты при остановке транспорта, или при выражении «сыт по горло» и т.д.
Страноведческая компетенция - это навыки и умения аналитического подхода к изучению зарубежной культуры в сопоставлении с культурой своей страны. Ведь восприятие зарубежной культуры происходит через призму собственной. Большое внимание в обучении уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Творчество, как до этого было отмечено, предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений, полет фантазии и простор для деятельности. Для развития творческих способностей обучающихся рационально применение следующих форм работы:
- Предметные недели французского языка;
- Использование игровых приемов на различных этапах обучения и во внеклассной работе;
- Тематические и творческие конкурсы
И что отрадно, даже самые слабоуспевающие обучающиеся с удовольствием выполняют такие работы, так как им предоставляется возможность проявить свои индивидуальные способности.
Таким образом, страноведческий аспект в обучении иностранному языку учитывает взаимосвязь культуры и языка, представляет этот процесс в виде целостной структуры единиц языкового и внеязыкового содержания.
С практической точки зрения страноведение:
- обогащает знания о стране изучаемого языка конкретными и убедительными сведениями из различных областей жизни общества;
- служит источником информации для речемыслительной деятельности;
- показывает реальное функционирование языковых средств в аутентичных документах и страноведческих текстах;
- дает возможность не только иллюстрировать и систематизировать, но и активизировать коммуникативный ценный лексический и грамматический материал в высказываниях, имеющих страноведческое содержание,
- содействует вовлечению обучающихся в процесс познания,
- развивает творческие и познавательные умения обучающихся.
Все перечисленные методические приемы, формы работы с обучающимися позволяют педагогу демонстрировать красоту, своеобразие, индивидуальность французского языка, повышать и поддерживать их интерес к обучению в целом.
В заключении , мне хотелось бы представить вашему вниманию ролик, снятый школьной видеостудией. Это работа моих учениц Зайцевой Дарьи и Есак Ализабет 8 класс , выдвинутая на творческий музыкальный конкурс « Французская весна», проводимый ежегодно Коломенским педагогическим университетом .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социокультурный аспект в преподавании французского языка как второго иностранного
В современном мире возникает необходимость поиска наиболее эффективных форм, средств и методов реализации социокультурного аспекта в преподавании второго языка (ИЯ-2) в данном случае французског...
Методическая разработка на тему: «Использование инсценировок на уроках французского языка и во внеурочной деятельности».
Из опыта работы учителя. Содержит тексты инсценировок по мотвам народных сказок в стихах(автор Голиченко Е.В.)...
Использование инсценировок на уроках французского языка и во внеурочной деятельности
Методическая разработка на тему: «Использование инсценировок на уроках французского языка и во внеурочной деятельности».(Из опыта работы учителя французского языка Корниловой Л.С.) Выст...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Работа с художественным текстом в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности».2014-2015 учебный год.
Повышение уровня учебной интеграции — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности школьников формируется через проведение уроков...
"Доброта для души то же, что здоровье для тела..." (из опыта работы: дидактические материалы, творческие работы, игры, квесты на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся)
Данные материалы были представлены в качестве доклада на Межрайонной научно-практической конференции с международным участием "Актуальные вопросы формирования ценностей здорового образа жизни дет...
Работа по профориентации на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
Иностранный язык, как и любой другой общеобразовательный предмет, служит средством профориентационной работы с учащимися. внося большой вклад в решение задач профессионального воспитания и образ...