Техника оригами в работе логопеда с детьми ОВЗ
методическая разработка

Колесникова Татьяна Андреевна

В современных условиях коррекционного воздействия возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств обучения детей с нарушениями речи. Известно, что использование в логопедической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает и познавательную активность, повышает эффективность коррекционной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Техника «ОРИГАМИ» на логопедических занятиях с младшими школьниками ОВЗ

“В оригами сходятся моторика и воображение – логическое и пространственное в равной мере, размышление и фантазия, быстрый результат и творчество”.

                                                                                                                    О.М. Жихарева

        

        Современные статистические данные свидетельствуют о том, что распространенность речевых нарушений среди учащихся начальных классов школ достаточно велика и продолжает увеличиваться. У детей может нарушаться как в целом речевая система, так и отдельные ее компоненты.

        Для детей с ОВЗ характерен комплекс сложностей, который касается не только проблем в речевом развитии, но и психофизических особенностей, которые необходимо учитывать при проведении коррекционно-развивающей образовательной работы. А именно:

-       быстрая утомляемость;

-       сниженная работоспособность;

-       сниженная познавательная активность;

-       незрелость мотивационной готовности к деятельности;

-       нарушения тонуса, особенно в области лица и кистей рук;

-       слабая координация движений;

-       сложности в понимании инструкций, установлении контакта, коммуникации.

        В работе с данной категорией детей использование традиционных методик коррекционной работы не всегда приводит к желаемым результатам. В связи с этим возникла необходимость поиска новых подходов, технологий и приёмов для эффективного устранения недостатков в речи.

         Среди современных инновационных средств в коррекционной логопедической работе я успешно реализую одно из направлений конструктивной деятельности школьника – технику «оригами».

        Оригами («ори» - складывать, «гами» - бумага) - японское искусство складывания из бумаги, пользуется популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами способствует концентрации внимания, имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения. Оригами стимулирует развитие речи, памяти и активизирует мыслительные процессы, развивает мелкую моторику рук школьника, что важно для постановки руки и формирования почерка. Кроме того, тренировка пальцев ускоряет процесс функционального созревания мозга. В процессе занятий дети учатся складывать лист бумаги по линиям, по-разному расположенных в пространстве; отрабатываются элементарные приемы, используемые в бумажной пластике, при этом развивается мелкая моторика рук, координация в пространстве, сила нажима, точность движений пальцев. «Оригами» учит следовать устным инструкциям и выполнять последовательность действий. Затем эти умения будут использованы детьми при складывании более сложных фигур.

В процессе складывания поделок из бумаги формируются кинетическая (удержание позы) и кинестетическая поза (переключение с одного движения на другое) пальцев рук.

        Используя такой доступный вид техники как «оригами», на одном занятии можно осуществлять смену нескольких видов деятельности и решать различные задачи: развивать мелкую моторику рук, психические процессы, сенсорные способности, пространственные представления, формировать обобщённые представления, усваивать правильные геометрические названия деталей, дети узнают об особенностях геометрических тел. В процессе работы школьники делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом, обогащается активный словарь. Работа с готовым образцом предполагает составление описательных и сравнительных рассказов, формирование навыков выделения части в целом. Дети с удовольствием рассказывают дома родителям о своих поделках.  

        Игры с игрушками, сделанными способом оригами решают ряд логопедических задач:

·        работа над силой выдоха;

·        автоматизация поставленных звуков (через сделанный из бумаги персонаж);

·        пополнение и активизация словарного запаса;

·        совершенствование навыков формоизменения и словообразования;

·        развитие связной речи;

·        совершенствование коммуникабельности и др.

        На своих занятиях с детьми мы решили совместить использование создание фигурок в техники оригами и проговаривание стихов, потешек, речевок пальчиковой гимнастики. В процессе складывания фигурки, ребенок проговаривает стишок в соответствии с темой фигурки (например, оригами-фигурка медвежонок делается под стих пальчиковой гимнастики «Шел медведь к своей берлоге»).

        Структура еженедельной работы не всегда повторяется одинаково: на некоторые фигуры у нас получается наложить пальчиковую гимнастику и несколько игр (например «один – много», «назови ласково», а на другие – накладываются целые рассказы.

        В течение таких занятий мы одновременно захватываем развитие и мелкой моторики пальцев и развитие речевой зоны, внимания, сосредоточенности и памяти, так как необходимо запомнить последовательность действий и слов. Дети учатся продумывать каждый свой шаг, анализировать, сравнивать результат с образцом, заниматься самостоятельно.

        Очень эффективно использование оригами для выработки правильного речевого выдоха. Под воздействием воздушной струи, сделанные на занятиях наши фигурки могут «оживать» и развивают воображение детей, например бабочка может «лететь», а цветочек «качаться» на ветру.

        Помимо стихов и речевок мы на занятиях используем сказки-оригами.

        При создании фигурки мы одновременно со складыванием придумываем сказку о фигурке, которую делали накануне.

        После того, как дети освоили процесс складывания фигурок, мы решили попробовать использовать созданные нами фигурки в театрализованной деятельности. Мы создали театр оригами. Целью создания такого театра стало развитие творческих способностей и художественного вкуса детей с помощью фигурок оригами в театрализованной деятельности, и конечно же развитие речи, речевой активности школьников. Самодельные фигурки-оригами помогают ребёнку рассказать историю, сообщить о значимых проблемах, переживаниях, то есть придумать собственную сказку, исходя из своего жизненного опыта. Дети очень любят играть с поделками, обыгрывая знакомые сказки, события, стихи. Ребенок вступает в диалог, описывает этапы работы, делится впечатлениями, инсценирует знакомые произведения и сочиняет новые.

        Благодаря всему этому речь детей становится более связанной, появляются сложные предложения. Дети свободно вступают в диалоги со взрослыми и сверстниками.

        Хочется выделить, что несомненными достоинствами оригами следует считать:

- доступность бумаги как материала, простота ее обработки;

- оригами не требует больших материальных затрат;

- абсолютная безопасность занятий оригами.

        Подводя итог проделанной нами работы, ещё раз хочется отметить, что занятия оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ способствуют не только развитию тонких движений пальцев рук, но и улучшают внимание, память, мышление, воображение, речь и творческие способности. Дети ведут настоящий творческий поиск, могут сами изобретать новые фигурки и создавать весёлые игровые ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические приёмы активизации компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной работе логопеда с детьми дошкольного возраста

Аннотация: в статье предлагается материал из опыта логопеда-практика по использованию компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной деятельности с детьми дошко...

Использование элементов песочной терапии в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В данной презентации представлен методический материал по использованию элементов песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представленный материал и...

Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития.

Предлагаемый материал может быть использован учителями-логопедами дошкольных, школьных и лечебных учреждений в работе с детьми с ЗПР....

Работа логопеда с детьми с ЗПР. Диагностика и коррекция дислексии и дисграфии.

Предлагаемый материал может быть использован в работе логопедами на школьных логопунтах и учреждениях для детей с задержкой психического развития по преодалению нарушений чтения и письма....

Работа логопеда с детьми раннего возраста

Работа с детьми раннего возраста...

"Использование интерактивных технологий в работе логопеда с детьми"

Коррекционные занятия, проводимые с использованием интерактивных технологий, позволяют легче завладеть вниманием ребёнка и вовлечь его в процесс общения. Очень важна возможность использования различны...

Использование альтернативных средств коммуникации в работе логопеда с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Основной проблемой детей с полной или частичной потерей речи является ограниченность средств общения, выражения мыслей и потребностей. Коммуникатор позволяет записывать речевые сообщения и проигрывать...