Модель позиционного обучения школьников в свете требований ФГОС
статья
Предварительный просмотр:
Модель позиционного обучения школьников в свете требований ФГОС
«Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше стать тем, кто тряхнет яблоню»
Тряхнуть яблоню – значит помочь ученику поддержать в нем состояние любопытства, которое столь свойственно ему; значит содействовать его поискам ответов на вопросы, которые он ставит перед собой.
Слайд
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) поставили перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею.
Решение этих задач вызвало необходимость применения интерактивных методов обучения.
Слайд
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности школьников в процессе обучения.
Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Одним, из интерактивных методов является позиционное обучение. Предлагаю познакомиться с данной технологией.
В практике работы каждого учителя важное место занимают тексты: художественные, научные, публицистические, учебные. Не секрет, что традиционные приемы работы с текстом, особенно научным, репродуктивны: передача содержания, ответ на вопросы. При использовании продуктивных форм - аналитическое чтение, постановка вопросов, реферирование – трудность представляет придание этой работе субъективного, личностно-ориентированного характера. Одним из путей решения заявленной проблемы является технология позиционного обучения, так называемое «позиционное чтение».
Идея позиционного подхода основана на принципе субъектности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса.
Слайд
Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса с коллегами в 1990-х годах начинает использовать позиционную модель обучения для работы с текстами в вузах. Эта технология была создана для работы со студентами, следовательно, для применения ее учителем школы необходима некоторая корректировка.
Данная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов, оценки – основных регулятивных универсальных учебных действий. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения.
Как известно, существуют разные способы мышления. Познавательная деятельность расположена как бы в трёх слоях. Первый - нормативный, связанный с усвоением норм и правил соответствующей деятельности, с получением информации. Второй - диалектический, связанный с ответом на вопрос, как преобразовать информацию. Третий – символический, связанный со способностями к выражению своего отношения к миру.
Слайд
В технологии позиционного обучения можно выделить следующие группы задач:
- познавательные - осознание содержания текста;
-коммуникативные - формирование умений работы в данной группе, выстраивать взаимодействие за ее пределами с другими позициями;
-социальные – формирование гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.
Слайд
Дидактические особенности технологии:
- обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
- появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;
- создаются условия для вариативности и дифференциации;
- используется положительное стимулирование обучающихся;
- формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.
Слайд
Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его.
Слайд
В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
- решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
- оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Слайд
Педагогическая идея метода — обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного текстаю
Слайд
Педагогическая технология позиционного обучения состоит из следующих этапов:
- Подготовительный, который включает:
- подготовка преподавателем достаточного количества копий учебного текста,
- глубокое изучение текста,
- подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста;
2. Организационный:
- деление учащихся на группы,
- распределение позиционных ролей между группами: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ» и другие, в зависимости от изучаемого материала. Для творческой интерпретации обсуждаемого текста, можно добавить позиции «поэзия», «театр»;
3. Позиционное чтение:
- группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли,
- вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации;
4. Презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции:
- каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию,
- группа отвечает на вопросы учащихся и преподавателя.
На каждом из этапов работа ведется с точки зрения одной из позиций. Следует отметить, что в высшей школе таких позиций достаточно много, список их варьируется в зависимости от материала, степени подготовленности аудитории, задач, стоящих перед педагогом и т.д. Позиции могут быть такими: «понятие», «схема», «тезис», «критик», «апологет», «символ», «театр», «рефлексия», «поэты», «эксперт», «вопрос», «практика», «ассоциация», «позитив», «негатив», «экспериментатор», «семья», «оппозиция», «реалист», «пессимист», «оптимист», «защитник» и т.п. Опыт нашей работы показывает, что в школе оптимальным является список из 4-6 позиций, в зависимости от целей и содержания урока. Рассмотрим подробнее наиболее актуальные для построения урока в соответствии с моделью позиционного обучения.
Слайд
- «Понятие» - указать, выписать базовые понятия, входящие в тему, и дать им определения.
- «Схема» - представить схему, показывающую смысловые связи между единицами изучаемого материала, и сделать к ним пояснения.
- «Тезис» - изложить содержание изучаемой темы в виде тезисов.
- «Вопрос» - сформулировать вопросы по содержанию учебного материала.
- «Рефлексия» - определить трудности, которые могут возникнуть у ученика при использовании материала.
- «Практик» - использовать краеведческий материал в изучении данной темы.
- «Эксперт» - сформулировать позитивные и негативные моменты в деятельности каждой группы.
- «Ассоциация» - назвать ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы и т.д.).
- «Символ» - выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста.
- «Поэзия» - донести содержание текста в стихотворной форме
- «Театр» - донести содержание средствами театра(миниатюра, сценка).
Две последние позиции позволяют творчески интерпретировать текст или свою работу над ним.
К ожидаемым результатами позиционного обучения относится: овладение учениками навыками эффективной работы с текстом, формирование навыков рефлексии, развитие творческих способностей, совершенствование навыков коммуникации, что позволяет сделать процесс обучения принципиально иным.
Уроки с использованием технологии позиционного обучения становятся запоминающимися, интересными и для учеников, и для учителя, поскольку ученики создают актуальную творческую разработку, а учитель организует эффективное усвоение учебного материала.
Позиционное обучение является становящимся методом обучения, который только начинает осваиваться в школе.
Какие преимущества использования данной технологии?
Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Повышение познавательной мотивации.
Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка.
Воспитание лидерских качеств.
Умение работать с командой и в команде.
Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Ученики обучаются эффективной работе с текстом, навыкам рефлексии, развивают творческие способности, навыки коммуникации, что позволяет сделать процесс обучения принципиально иным. Данный метод может применяться на уроках разных типов.
Слайд
В чём привлекательность данного метода?
Во-первых, изменяется роль ученика от созерцателя к активному участнику процесса обучения.
Во- вторых, формируется более высокий уровень мышления от иллюстративно-созерцательного к исследовательскому уровню мышления.
В-третьих, можно строить индивидуальный образовательный маршрут каждого учащегося.
Уроки с использованием технологии позиционного обучения становятся запоминающимися, интересными и для учеников, и для учителя, поскольку ученики создают актуальную творческую разработку, а учитель организует эффективное усвоение учебного материала.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше стать тем, кто тряхнет яблоню»
ФГОС поставили перед школой новые задачи : создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею.
Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Николай Евгеньевич Веракса
Задачи технологии позиционного обучения конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы; социально-ориентационная, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Дидактические особенности технологии обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости; появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин; создаются условия для вариативности и дифференциации; используется положительное стимулирование обучающихся; формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении
Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности
Две основные функции, необходимые для успешной деятельности: решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих); оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы
Педагогическая идея метода обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного текста
Этапы технологии подготовительный (подготовка преподавателем достаточного количества копий учебного текста, глубокое изучение текста, подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста); организационный (деление учащихся на группы, распределение позиционных ролей между группами); позиционное чтение (группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли и вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации); презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции (ответы на вопросы учащихся и преподавателя).
Задачи групп «тезис» — выделить и обосновать основные тезисы текста; «понятие» — определить основные понятия данного текста; «схема» — представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи; «вопрос» - сформулировать вопросы по содержанию учебного материала. «кроссворд» — составить кроссворд по содержанию текста; «ассоциация» — предъявить те ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы, детские воспоминания и т.д.); «символ» — выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста; «поэзия» — донести содержание текста в стихотворной форме; «театр» — донести содержание средствами театра (миниатюра, инсценировка)
Во-первых, изменяется роль ученика от созерцателя к активному участнику процесса обучения. Во- вторых, формируется более высокий уровень мышления от иллюстративно-созерцательного к исследовательскому уровню мышления. В-третьих, можно строить индивидуальный образовательный маршрут каждого учащегося. Привлекательность позиционного обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении на тему: «Проблемный подход к обучению школьников в свете внедрения ФГОС»
Статья отражает принципы технологии проблемного обучения. Даёт рекомендации ( из опыта работы) по подготовке , проведению проблемно- диалогических уроков и их анализу....
Современные образовательные технологии и процессе обучения математике в свете требований ФГОС
Данная статья предназначена,для составления технологических карт,учитывая современные образовательные технологии и процессе обучения математике в свете требований ФГОС....
Патриотическое воспитание школьников в свете требований ФГОС
Патриотическое воспитание школьников в свете требований ФГОС...
Системно-деятельностный подходв обучении младших школьников английскому языку в свете требований ФГОС
Презентация. Тема: "Системо-деятельностный подход в обучении младших школьников английскому языку по ФГОС. Представление опыта учителя....
Выступление по теме «Системно-деятельностный подход в обучении химии в свете требований ФГОС»
Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой &quo...