Выступление по теме «Системно-деятельностный подход в обучении химии в свете требований ФГОС»
статья по химии

Саврацкая Антонина Васильевна

 

Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой "деятельность- личность" т.е. "какова деятельность, такова и личность" или "вне деятельности нет личности". Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формируя его творческие способности и личностные качества. Таким образом, мы можем просмотреть в этих формулировках требования к универсальным учебным действиям, сформулированным во ФГОС и ведущим к личностным, предметным и метапредметным результатам. В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности. Иначе говоря, в системно-деятельностном подходе категория "деятельность" занимает ключевое место, а деятельность рассматривается как своего рода система. Для того чтобы знания детей были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление по теме "«Системно-деятельностный подход в обучении химии в свете требований ФГОС»

Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность» или «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формируя его творческие способности и личностные качества. Таким образом, мы можем просмотреть в этих формулировках требования к универсальным учебным действиям, сформулированным во ФГОС и ведущим к личностным, предметным и метапредметным результатам. В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности. Иначе говоря, в системно-деятельностном подходе категория «деятельность» занимает ключевое место, а деятельность рассматривается как своего рода система. Для того чтобы знания детей были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Выступление на педагогическом совете

«Применение системно-деятельностного подхода на уроках» 16.11.2016 года

учителя химии

                                     Саврацкой Антонины Васильевны.

«Системно-деятельностный подход в обучении химии в свете требований ФГОС»

                               

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний. Результаты проводимых международных исследований показывают, что российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями, но они плохо умеют выполнять задания с использованием методов наблюдения, классификации, сравнения, планирования эксперимента и проведения исследования. Из года в год снижается способность учащихся к логическому построению материала, к умению делать выводы и обобщения, знания становятся всѐ более фрагментарными, несистематизированными. В настоящее время в педагогике постоянно встает вопрос о применении новых технологий обучения. Говоря о новых технологиях обучения, имеются в виду не только современные технические средства обучения, но и новые формы и методы обучения, новые подходы в организации процесса обучения.

В Основной образовательной программе основного общего образования указывается на особенности содержания и достижения планируемых результатов по предметам география и биология.

Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность» или «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формируя его творческие способности и личностные качества. Таким образом, мы можем просмотреть в этих формулировках требования к универсальным учебным действиям, сформулированным во ФГОС и ведущим к личностным, предметным и метапредметным результатам. В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности. Иначе говоря, в системно-деятельностном подходе категория «деятельность» занимает ключевое место, а деятельность рассматривается как своего рода система. Для того чтобы знания детей были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Деятельностная сущность обучения химии осуществляется через «деятельностные задания», которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в учебно- познавательную деятельность.

Задача школы сегодня – не дать объем знаний, а научить учиться. И это укладывается в систему универсальных учебных действий (УУД). Что мы имеем в виду под учебной деятельностью? Это не есть чистое познание. Это организация развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание же встраивается в этот процесс. Чему должен научиться ребенок? Вспомним притчу о голодном путнике: «Я могу вам дать рыбу, чтобы утолить голод», сказал мудрец. «Но лучше я научу вас ее ловить, и вы всегда будете сыты». А ведь это опять универсальные учебные действия. Именно в деятельности порождается знание. Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для ученика. Когда эта цель «присвоена», он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник познавательный интерес, надо его столкнуть с преодолимой трудностью, т.е. создать проблемную ситуацию, чтобы решить еѐ,выполнить учебные действия, получить результат.

Технология деятельностного подхода включает в себя последовательность определенных шагов:

1 шаг. Мотивация (самоопределение к деятельности) – оргмомент урока:

 - создаются условия для внутренней потребности включения в деятельность (хочу) и выделяется содержательная область (могу).

2 шаг. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности –повторение на уроке: актуализация знаний, достаточных для построения нового способа деятельности и тренировка соответствующих мыслительных операций. В конце этапа создается затруднение – тупик.

3 шаг. Постановка учебной задачи – исследовательский этап: ученики - выделяют в учебном диалоге причину затруднения, организуется деятельность по исследованию этого затруднения в форме беседы (предполагаю). В конце этапа выделяется тема и цель урока.

4 шаг. Построение проекта выхода из затруднения – выбор метода разрешения проблемной ситуации и выдвижение гипотезы через коммуникативную деятельность (диалог с учениками).

5 шаг. Проверка гипотез, реализация проекта новым способом действия(новый материал на уроке).

6 шаг. Первичное закрепление во внешней речи – решение типовых заданий новым способом с новым алгоритмом.

7 шаг. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – индивидуальная работа по применению нового способа действий, сравнению с образцом и самооценкой.

8 шаг. Включение в систему знаний и повторение – новое знание в контексте с уже изученным – известным знанием.

9 шаг. Рефлексия деятельности (итог урока) – самооценка учеником деятельности на уроке, степени достижения поставленной цели и результатов этой деятельности.

Этапы 1, 2, 6-8 – это традиционный подход к обучению; этапы 3-7 (по классификации П.Я. Гальперина), завершение этапа 2 (по классификации Л.В. Занкова), этапы 3, 4, 6, 8 (по классификации В.В. Давыдова) – это идеи развивающего обучения. Сочетание 3 и 4 этапов дали рождение технологии проблемно-диалогического обучения. Ставка на этап 3 – технология исследовательской деятельности. Акцентирование 4 этапа дает технологию проектной деятельности.

Таким образом, технология деятельностного подхода предоставляет учителю метод подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:

1. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое задание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие «нового» знания.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

4. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе – обществе – самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

5. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального из них.

6. Принцип творчества максимально ориентирует на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

7. Принцип минимакса заключается в том, что каждому школьнику предлагается содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивается его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).

Концепцию «учения через деятельность» предложил американский ученый Д. Дьюи. Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действия; познание и знание – следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. 

Меняются дети, меняется школа. Учителя находятся в постоянном поиске: как научить учеников мыслить и действовать самостоятельно? Ведь именно это сейчас ценится гораздо выше, чем просто эрудиция. И ФГОС нового поколения повторяет нам: вместо простой передачи знаний ЗУНов от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способностей учащихся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умения учиться. И поэтому сегодня вновь актуальны слова доктора педагогических наук, профессора Уильяма Уорда: «Посредственный учитель предлагает, Хороший учитель объясняет Выдающийся учитель показывает, Великий учитель вдохновляет»


На уроках химии используются следующие интерактивные технологии обучения:

• Работа в парах и группах
•Различные игры
•«Мозговой штурм»
• Дискуссия
• Проектная работа
• Ролевая (деловая) игра
           Все эти технологии помогают реализовывать все основные дидактические принципы обучения при системно-деятельностном подходе.

Работа в парах и группах

(реализация принципа деятельности, принципа непрерывности и принципа минимакса)

Алгоритм работы (индивидуальной и парной)

• Учащиеся получают индивидуальные карточки с заданиями по определенной теме, в процессе выполнения заданий они определяют свои затруднения;
• Учащиеся получают карточку с правилом, в ходе знакомства с которым у них есть возможность исправить свои ошибки в своей карточке, происходит самопроверка;
• Происходит обмен карточками в паре и раздаются карточки с ответами, происходит взаимопроверка;
• Учащиеся получают обратно свою карточку и имеют возможность провести рефлексию;
• Карточки сдаются для проверки учителю, карточка с правилом прорабатывается и основные положения, которые учащийся считает для себя важными, конспектируются в тетрадь.

Проектная работа на уроках химии

(реализация принципов деятельности, непрерывности, целостного представления о жизни, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества)
На начальном этапе изучения предмета химии  целесообразно использовать индивидуальные минипроекты и групповые проекты. Индивидуальные минипроекты являются основой проектной деятельности по различным темам.

Виды интерактивных уроков по химии

• Урок - ролевая игра
• Урок творчества
• Урок-конкурс (викторина)
• Урок – праздник 

Урок – конкурс (викторина) и урок-праздник

(реализация принципов деятельности, непрерывности, целостного представления о жизни, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества)
Пользуются особой популярностью среди детей. Конкурсы – одна из форм развития творческой активности. Они, как правило, являются логическим завершением работы над темой или приурочены к какому-либо празднику. 

Существующие проблемы при реализации дидактических принципов системно-деятельностного подхода

• Учащиеся не всегда хорошо организуются в пары и группы, действует принцип «нравится – не нравится». Практически в каждом классе есть ученик,с которым никто не хочет работать.
• На начальном этапе изучения химии  существуют проблемы с внимательным слушанием во время защиты проектных работ.
• Отсутствие мотивации к обучению у некоторых учеников.

Планы на будущее в рамках реализации системно-деятельностного подхода на уроках

Попробовать использовать в обучении следующие интерактивные технологии:
• 
«Карусель» (Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника).
• 
«Броуновское движение» (Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме).
• 
«Дерево решений» (Класс делится на несколько групп с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи).
• 
«Займи позицию» (Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию).
Попробовать проведение следующих интерактивных уроков:
• Урок – интервью 
• Урок – виртуальная экскурсия
Необходимо обращать больше внимания на развитие коммуникативных УУД на всех уровнях обучения.
Продумать меры повышения мотивации к обучению

Выводы:

• Уроки химии проводятся в соответствии с основными дидактическими принципами системно-деятельностного подхода как методологической основыФГОС;

• Применение различных видов интерактивных технологий на уроках помогают реализовывать в большей степени отдельные дидактические принципы, в то время как полностью интерактивные уроки, такие как урок творчества, урок-ролевая игра и т.д. работают сразу на реализацию всех дидактических принципов.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении на тему: «Проблемный подход к обучению школьников в свете внедрения ФГОС»

Статья отражает принципы технологии проблемного обучения. Даёт рекомендации ( из опыта работы) по подготовке , проведению  проблемно- диалогических уроков и их анализу....

Технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" в свете требований ФГОС

Предлагаемая технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" может быть использована учителем , в связи с новыми требованиями и введением ФГОС .Новые тр...

Системно - деятельностный подход в обучении географии с учётом требований ФГОС ООО.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть уча...

Выступление по теме "Системно-деятельностный подход в изучении математики"

Предлагаю в использовании в работе свое выступление на семинаре учителей математики города...

Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения

Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения...

Выступление по теме "«Системно-деятельностный подход в обучении географии и биологии в свете требований ФГОС»

Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «дея...

Выступление на методическом объединении Естественно-математического цикла Тема : «Работа над исследовательским проектом в школе в свете требований ФГОС»

Выступление на методическом объединении Естественно-математического цикла Тема : «Работа над исследовательским проектом в школе в свете требований ФГОС»  ...