Формы и методы гражданско-патриотического воспитания школьников в свете требований обновлённого ФГОС
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
х,Псекупс г.Адыгейска
Формы и методы
гражданско-патриотического воспитания школьников
в свете требований обновлённого ФГОС
Хеж Зулима Юнусовна,
учитель физической культуры
В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные изменения: ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего поколения на детей, ухудшается уровень жизни многих слоев населения, идет переориентация на иные, чем раньше ценности. И новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся.
Воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Как учитель физкультуры в школе мне необходимо осознавать, что передо мной стоит не только задача физического оздоровления детей, но и приходится учитывать все составляющие компоненты здоровья – физического, психического, социального и т.д.
Исходя из этого я стараюсь сочетать работу по выполнению учебного плана и идейно-патриотическому воспитанию учащихся. Такая работа представляется мне необходимой именно на современном этапе. Когда утеряны традиционные идейные ценности, то бездуховность и безнравственность становятся почти нормой жизни.
В процессе обретения новых навыков, силы и ловкости, стараюсь учить ребенка работать в команде, быть внимательным и гуманным к окружающим, воспитывает в себе волю к победе, доброту, терпимость, понимание того, что бывает необходимо прийти на помощь к тем, кому это необходимо, а когда тебе понадобится помощь – подрастающий человек будет уверен, что ему подставят плечо его товарищи. Проще говоря – воспитывать будущего гражданина нашей страны, чтобы и ему, и окружающим, в этой стране жилось хорошо.
В рамках уроков физкультуры я пытаюсь привить детям понятия о долге, патриотизме, Родине. Просто беседы и разговоры, не подкрепленные практическими действиями, не приносят желаемого результата. В то время как практическая работа в данном направлении на уроках помогает формировать полноценную личность, осознающую себя будущим полноправным членом общества, гражданином своей страны.
На уроках физической культуры можно с легкостью применить принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Смысл данного принципа состоит в ответственности, которую несет каждый ученик перед своим классом — коллективом — и коллектива за конкретного ученика. Также работает и другой принцип — воспитание, связанное с трудом и с жизнью. Подготовка учащихся к труду и к самой жизни является одной из важнейших целей уроков физической культуры. Хорошо воспитанный человек, любящий спорт, живет здоровой жизнью, приносит обществу пользу, умеет получать моральное удовлетворение от работы в коллективе и от простого общения с другими людьми.
Патриотические чувства и такие нравственные качества, как стремление делать добро, скромность, благородство, честность, внутреннее противостояние несправедливости, желание помогать обездоленным, слабым, уважение других людей, взаимоуважение — все это напрямую связано с физической культурой, и различные физические упражнения действительно могут выполнять конкретные воспитательные цели.
Говоря о патриотическом воспитании учащихся, следует заметить, что особый вклад в него вносит участие в городских спортивных мероприятиях, а также проведение внутришкольных соревнований в течение учебного года.
Особую роль в развитии патриотизма играют уроки физической культуры, проводимые в стиле «послеурочных» соревнований. На таких уроках учащиеся не боятся плохих отметок, раскрепощаются, проявляют различные качества собственной личности и легко поддаются обучению и воспитанию новых качеств. Именно спортивные соревнования, имеющие статус «внешкольных» помогают учащимся по-настоящему раскрыться. Помимо удовлетворения собственных интересов от игровой деятельности, ребенок раскрывает свои моральные и физические качества, учится сопереживать, дружить, проигрывать и побеждать.
Необходимо помнить о том, что спорт в целом и уроки физкультуры в частности имеют чрезвычайно широкие возможности в плане воспитания патриотизма, дружбы между народами, формирования культуры межнациональных взаимоотношений. Спортивная деятельность, позволяет не только развить физические и волевые качества и осуществить нравственное воспитание, но и способствует формированию патриотических чувств у учащихся. Принимая участие в соревнованиях дети стремятся к прославлению своего класса, школы, района, города, собственными высокими спортивными достижениями, что являет собой одну из важнейших форм проявления патриотических чувств.
Необходимо формировать чувство патриотизма, начиная с детского сада, продолжая в школьном возрасте, закрепляя в ВУЗе, и во взрослом возрасте. Ведь патриотизм, традиции, любовь к Родине – качества не врожденные, а привитые, и внедряются они в сознание человека через историю, культуру, а также спорт.
Физическая культура является превосходным и чрезвычайно эффективным средством в сфере гражданско - патриотического воспитания учащихся.
Наши дети – наше будущее. И мы должны стремиться воспитывать их такими, каким мы хотим видеть своё завтра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы гражданско – патриотического воспитания кадет в условиях образовательного учреждения пансионного типа.
Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень ...
Современные подходы, формы и методы гражданско-патриотического воспитания школьниковv
В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформир...
Формы и методы гражданско-патриотического воспитания при реализации программ художественной направленности в дополнительном образовании
Формы и методы гражданско-патриотического воспитания при реализации программ художественной направленности в дополнительном образовании...
Музейный уголок как форма работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на примере жизни святого благоверного князя Александра Невского
Аннотация. Статья представляет собой обобщение опыта работы с учащимися по формированию духовно-нравственного воспитания. В статье прослеживается роль музейного уголка в воспитании школьников на приме...
Доклад на семинаре "Эффективные методы преподавания иностранных языков в свете требований ФГОС."
ФГОС внёс изменения в систему образования: теперь школа – не источник знаний, школа учит учиться. Учитель не проводник знаний, учитель – личность, обучающая способом творческой...