Культура общения в семье
учебно-методический материал
Выступления на семинарах, методических объединениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Дмитровская общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Дмитровского городского округа Московской области»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ
ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СОВРЕМЕННИК»
НА ТЕМУ:
«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ»
Подготовила и провела
воспитатель
Хазова Оксана Михайловна
23.03.2021г.
Слово «семья» произошло давно, когда настоящей семьёй считалась семья, которая состояла не менее чем из семи человек. В некоторых семьях было по 9, 10, 12 детей.
Семейное воспитание – одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д.
Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакая школа, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия.
В школе, дома, на улице при разрешении любой конфликтной ситуации необходимо быть сдержанными, корректными, не применять физическую силу и нецензурные слова. Нужно учиться вступать в диалог, слышать и слушать собеседника, уметь задавать вопросы и отвечать на них. Человек живет среди людей и потому не имеет права забывать о соблюдении норм поведения в обществе. Этому необходимо учиться всю жизнь.
Обучаясь в школе-интернате, дети должны знать: основные родственные связи в семье, основные обязанности членов семьи. Воспитанники должны уметь: определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям.
Культура взаимоотношения дома очень сложна. То, как вы относитесь друг к другу важно. Самое главное — это понимание. Мы должны уважать интересы не только свои, но и других членов семьи, находящихся в нашем доме. Если думать только о себе, то и от других не дождешься понимания. Уметь слушать человека, если он делится с тобой чем-то, – очень важное качество.
Главное в слове «взаимоотношение» - частичка «взаимно». Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Уважение к старшим — еще один пункт в культуре взаимоотношения в доме. В семьях живут мама, папа, бабушка или дедушка. Они намного опытнее нас и поэтому надо их уважать, слушать, когда они что-то объясняют или показывают. Они хотят только научить нас, а никак не навредить. В чем-то им иногда надо уступать и не перечить. Но самое главное, это взаимная поддержка в трудную минуту и умение радоваться за члена семьи. Не грубить и просить прощение, когда чувствуешь себя виноватым или просто не хочешь ссориться. Уметь быть отзывчивым на просьбы помочь. Я уверенна, что, когда в доме взаимопонимание и уважение, там тепло и уютно, туда хочется возвращаться. Культура взаимоотношения в доме играет очень большую роль в жизни каждого из нас.
Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры входят: религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Вместе с тем, культуру невозможно вообразить без умения общаться, придерживаться норм этикета. Каждый человек находится в неизменном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице. Дома мы общаемся с родными: матерью, отцом, братьями и сестрами, с соседями. В школе — с учителями, школьными, товарищами. На улице — с прохожими; пожилыми и юными людьми, взрослыми и сверстниками. Огромное количество людей увидишь за один день. С одними лишь поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Часто плохое настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении. Знания правил и наличия навыков доброжелательного общения среди людей повышает культуру взаимоотношений.
Культура — это степень воспитанности определенного человека. Находясь в обществе, человек демонстрирует не только свой ум, сообразительность, решительность, умение отстаивать свою точку зрения, но и свою воспитанность. Приходя в школу, ученик обязан вести себя в соответствии с правилами, установленными администрацией школы. Выполняя их, человек показывает свое уважение к учреждению, людям, которые его окружают. Вот некоторые из них:
1. Учащийся приходит в школу за 15-20 минут до начала занятий в чистой и опрятной в форме, одевает сменную обувь.
2. Готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
3. В случае пропуска занятий учащийся должен предъявить классному руководителю справку от врача или записку от родителей (лиц, их заменяющих) о причине отсутствия на занятиях. Пропускать занятия без уважительных причин не разрешается.
4. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и чужому имуществу.
5. При входе педагога в класс, учащиеся встают в знак приветствия и садятся после того, как педагог ответит на приветствие и разрешит сесть.
6. Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими не относящимися к уроку делами.
7. Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.
8. Достойно, культурно ведут себя в школе и за её пределами.
Часто поведение дома отличается от поведения вне его. Человек, оказавшись на своей территории расслабляется, перестает контролировать себя и нередко расстраивает близких своим поведением. Поэтому в каждом доме должны быть негласные правила, которые должен стараться соблюдать каждый:
1. Когда тебя зовут, нужно идти к зовущему, а не кричать «Что?»
2. Говорить четко и громко.
3. Всегда говорить «спасибо» и «пожалуйста».
4. Не трогать чужих вещей без разрешений.
5. Когда человек говорит по телефону, нельзя его отвлекать.
6. Помогать старшим в домашних делах и т.д.
Правила этикета необходимо соблюдать не только дома, но и на улице. Уважение к окружающим людям – одно из важнейших качеств цивилизованного человека.
1. Покидая свое жилище, посмотритесь в зеркало. Недопустимо выходить на улицу грязным, в помятой одежде, с растрепанными волосами, даже если вы просто хотите выкинуть мусор.
2. Идя по улице, старайтесь держаться правой стороны. Встречных людей обходите также справа. Уступите дорогу человеку, который куда-то спешит. Ни в коем случае не толкайтесь, если кто-то мешает вам пройти, вежливо попросите его посторониться. Если дорога узкая, отойдите в сторону и подождите, когда пройдут встречные пешеходы. Обходя человека, поворачивайтесь к нему лицом. Компания из нескольких человек не должна занимать весь тротуар, выстраиваясь шеренгой.
3. Сумку или пакет носите в правой руке, так она меньше мешает другим прохожим. Закрытый зонт держите вертикально, раскрытый – только над головой, при этом следите за тем, чтобы вода с него не капала на людей.
4. Будьте предельно вежливы с пожилыми людьми, инвалидами, а также женщинами с детьми, при необходимости помогайте им переходить через дорогу, выходить из транспорта или нести тяжелые вещи. Предложите свою помощь на скользкой дороге.
5. Встретив знакомого, не вставайте посреди тротуара, вместо этого отойдите в сторону, чтобы пообщаться. Если вы идете с кем-то и остановились для того, чтобы поговорить с другим человеком, представьте незнакомых людей друг другу и извинитесь перед своим спутником.
6. На улице нельзя слишком громко разговаривать, смеяться или ссориться, привлекать к себе внимание прохожих странным поведением, свистеть.
7. Мусор бросайте только в урны, либо заверните в пакет и заберите домой. Верно говорят: то, что заложено в детстве, то на всю жизнь. Поэтому важно уже в самом раннем возрасте научиться правилам и нормам поведения в обществе. А умение вести себя в обществе — одно из условий успеха в будущем.
- Корни этикета мы можем найти в устном народном творчестве – это пословицы. Попробуем закончить пословицы.
- В гостях хорошо, (а дома лучше).
- Не нужен клад, (когда в семье лад).
- Чем богаты, (тем и рады).
- Когда семья вместе, (тогда и душа на месте).
- Мой дом – (моя крепость).
Основными компонентами культуры общения в семье являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению – умение признать ценность другого. Только таким образом можно достичь гармонии в семейной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока английского языка информатики и психологии Тема урока: "Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет"
Урок проводился в рамках недели английского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-565130-1421393869.jpg)
Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/01/picture-553761-1427901811.jpg)
Культура общения в современной семье
Продолжить знакомство детей с традиционной системой ценностей, основанной на традициях русской культуры...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/11/picture-176780-1357914404.jpg)
Методическая разработка классного часа на тему: "Семейная культура общения – зеркало общения ребенка со сверстниками и взрослыми"
Роль семьи в современной жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/17/picture-1225991-1584461507.jpg)
Час общения «Культура общения с людьми с инвалидностью»
Основная цель- формировать у воспитанников толерантное отношение к людям с инвалидностью,коммуникативным навыкам и умениям в ходе общения с людьми с инвалидностью....
Проект по культуре общения "Законы общения"
Проект направлен на развитие культуры общения учеников 5 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/05/picture-1087845-1543980641.jpg)
Доклад. Психолого-педагогические основы общения. Развитие у обучающихся культуры общения
Доклад на заседание ЦМК классных руководителей...