Культура общения в современной семье
методическая разработка (7, 8, 9 класс) по теме
Продолжить знакомство детей с традиционной системой ценностей, основанной на традициях русской культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель ОУ №93 Московского района г.Н.Новгорода Козлова Елена Павловна
Конспект внеклассного мероприятия, проведенного в 6 классе. Урок был проведен в рамках районного семинара для классных руководителей. Тема: «Искусство быть обаятельным. Культура общения в современной семье». Цели:
- Продолжить знакомить детей с традиционной системой воспитания, основанной на традициях русской культуры.
- Познакомить с правилами вежливости и правильных манер.
- Учить приемам контроля и самоконтроля.
- Воспитать у учащихся стремление быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.
- Как вы понимаете слово обаятельный? (работа со словарями).
( В « Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Ю.Ю.Шведовой слово «обаятельный» объясняется как « очаровательный, полный обаяния». Слово «очарование» толкуется как «чарующая сила», «прелесть кого –чего –нибудь», т.е внешняя красота. - А какая бывает красота? ( Красота бывает внешняя и внутренняя, т.е. душевная.) Всегда особенно ценна Бывает внешность той, Чья красота озарена Душевной красотой. ( Джами.)
Но, увы, далеко не всегда совпадают эти два вида красоты. Вот красивая девочка. Само очарование. Но послушаем ее разговор с мамой. ( Сценку разыгрывают дети) Мама: - Купи дедушке рубашку и тапочки, а в другой раз- тебе туфельки… Дочь: -Ну вот еще! Старый пень (это она так дедушку называет) дома сидит! Зачем ему новая рубашка? И в старой проходит, а тапки можно починить. А у меня туфли уже немодные…купи мне туфельки с красивыми пряжками как у Оксанки! - И как – то не кажется эта девочка красивой. - Почему? (Она капризна, груба, эгоистична. Ее красота « не озарена душевной красотой»). - А какой эта девочка будет, когда она выйдет замуж? Как вы думаете? ( Она возможно, станет капризной и сварливой женой: будет требовать от мужа новых нарядов, замучает его попреками («… дурачина ты, простофиля, не можешь жену содержать…»). Как та старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке». Старик ей: - Чай, теперь твоя душенька довольна? - А она « пуще прежнего бранится…». Не жизнь, а одни скандалы.
- А какие черты женского характера необходимы в семейной жизни? ( Девочка должна быть доброй, сострадательной, ласковой, терпеливой). - Злость, зависть, хамство не украшают девочку и тем более не делают ее обаятельной, как бы ни была она модно одета. - Давайте вспомним амазонок из греческой истории. Они были воинственны и отважны, дерзки на язык. Ими восторгались, но…их не любили. Как вы думаете, почему? Предки наши имели твердое мнение « О добродетелях благонравной и благочестивой девицы». Она должна» …ко всякому быть услужливой, ближнего сожалеть, терпеть, говорить учтиво, отвечать ласково… и всякое доброжелательство показывать». К числу добродетелей девицы русские относили соблюдение Божьих заповедей и церковных обрядов, стремление к знаниям. Девица должна быть трудолюбива, стыдлива и молчалива («… больше надлежит слушать, нежели говорить»). Почитание же родителей – святой долг детей. ( Юности честное зерцало…) Эти душевные качества и сегодня являются условием душевной красоты девочки, основой ее обаяния и очарования. Обаятельный человек всегда найдет доброе слово для другого, а в душе – сострадание - чужому горю. Культуре общения в русской семье издавна придавали большое значение. Вы знакомы с поучениями из «Домостроя». (Рассказать о книге). В начале XVII в. в России была издана книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Книга была напечатана « повелением Царского Величества в Санкт-Петербурге 1717 года февраля четвертого дня». Это своеобразный домашний этикет, закрепляющий вековые традиции русской семьи .Вот выдержки из этой книги ((на плакате). «Во-первых, прежде всего, должны дети отца и матерь в великой почести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, …когда родители или кто другой их просят ( позовут), то должны они к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите государь-батюшка?», или» Что изволите, государыня-матушка» и т.д. - Ребята, всегда ли вы внимательны к близким? Интересуемся их настроением, заботами, делами, здоровьем? Слышат ли взрослые от нас слова: - Я могу чем – то помочь? Даже если не можете, близким будет приятна ваша готовность помочь, не оставить в беде. А то ведь бывают семьи, где равнодушны к проблемам ближнего, где все одиноки и все общение сводится к еде, материальным проблемам. Нет душевности, нет сердечности, нет взаимопонимания. А теперь спросите себя, кому вы сегодня из своих близких или вчера сказали доброе слово? Кого утешали, поддержали? Кому помогли? Всегда ли вы благодарите маму за обед? Оказывается, что и дома надо быть обаятельным. А как это трудно. Мальчик - будущий глава семьи, защитник Отечества, своего дома. Его обаяние прежде всего не только в целеустремленности, в умении брать трудное дело на себя, но и в доброжелательном отношении к своим самым близким. Быть стойким в горе, напористо преодолевать трудности и быть рыцарем по отношению к женщине – в этом обаяние мужчины. Какой мужчина захочет быть похожим на человека беспечного, безответственного, необязательного? Такого и мужчиной – то не назовешь. А сколько таких. ( Стихотворение Р.Гамзатова « Разве тот мужчина?»)
Обаятельный человек всегда опрятно одет ( из уважения к другим и к себе). Послушаем советы академика Д.С.Лихачева: «Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет, и в зависимости от возраста…» Но запомним изречение восточного поэта Джами: Коль не украсило твоей души Учтивости понятье, Что толку в том, что всех людей Затмил ты красотою платья? (Ребята, напишите, как вы понимаете это высказывание.) - А каким был красавцем Мальчик – звезда из сказки Оскара Уайльда! Почему люди перестали замечать его красоту? Почему он стал безобразным? -Как он относился к нищей матери, к животным, к товарищам, приемным родителям? Можно ли его назвать обаятельным? Почему? -Ребята, а можно ли назвать Лукерью из рассказа И.С.Тургенева «Живые мощи» красивой? ( « Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбивается на лоб жидкие пряди желтых волос…») -Почему же она красивая, обаятельная? ( Еще одно условие обаяния - надо быть интересной личностью). Поэты учат нас понимать природу, замечать красоту незабудки и ручья, звездного неба и русской березки. Помните, у А.К.Толстого: Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно – голубые? И о чем звените вы В день веселый мая, Средь нескошенной травы Головой качая? Конь несет меня стрелой На поле открытом… А далее воспоминания о древней Киевской Руси, о славных русичах, о добром державном правителе в шапке Мономаха. Вот еще его стихи: Острою секирой ранена береза, По коре сребристой покатились слезы. Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй! Рана не смертельна, вылечится к лету, Будешь красоваться, листьями убрана… Лишь больное сердце не залечит раны! У поэтессы Марины Цветаевой рябина навевает воспоминание о торжественном перезвоне колоколов в день ее рождения: Красною кистью Рябина зажглась, Падали листья. Я родилась. Спорили сотни колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. Известный французский летчик и писатель Антуан де Сент – Экзюпери умел заметить важность и доброту обычного маленького ручейка. Он с нежностью его « поильцем и кормильцем трех десятков цветков», когда проходил мимо, направляясь к аэродрому, и упомянул о нем в своей книге « Планете людей». Как пчела собирает мед с каждого цветка, пока не наполнятся соты, так и душа человека наполняется красотой и добром, а ум знаниями, и он незаметно для себя становится обаятельным человеком, интересной личностью. Как же стать обаятельным человеком?
- Для этого надо прежде всего быть хорошим человеком.
- Надо быть вежливым, опрятным.
- Надо быть интересным человеком.
-Как стать интересным человеком?
Итак, ребята, обаятельный человек или нет можно судить прежде всего по культуре его общения дома, с близкими людьми. В начале урока мы говорили, какое огромное значение придавали культуре общения в русской семье. Конкурс рисунков. Подведение итогов. Прошло почти 300 лет. Многое из традиций общения в семье мы потеряли. Но взять хорошее из заветов предков было бы полезно. И прежде всего – почтительное отношение к родителям, сдержанность, трудолюбие, терпимость: меньше будет семейных скандалов, душевной черствости, душевного одиночества.
Тест
На каждый вопрос отвечайте «да», «нет»
или «не всегда».
1. Всегда ли вы благодарите маму за оказанную услугу?
2. Говорите ли «спасибо» младшим братьям, сестрам, дедушке, бабушке за маленькие услуги?
3. Спокоен ли тон вашего разговора?
4. Размахиваете ли вы руками, когда говорите?
5. Теряете ли самообладание в споре?
6. Хлопаете ли дверью, уходя из дома рассерженным?
7. Перебиваете ли собеседника в споре?
8. Долго ли помните обиды?
9. Интересуетесь ли вы делами, заботами, здоровьем близких?
10. Предлагаете ли им свою помощь?
11. Всегда ли исполняете свои обязанности по дому?
Подведем итоги — «Какой я дома?»
1. Если вы ответили «да» на вопросы 1—3,9—11 — вы хороший, добрый человек.
2. Если ответили «да» на 4—8 вопросы, у вас шалят нервы, вы не умеете контролировать себя, легко поддаетесь гневу по пустякам. Вам необходимо серьезно заняться самовоспитанием. 3. Если ответили «нет» или «не всегда» на 1—3, 9—11 вопросы, вы эгоистичны и жестокосердны. Вам следует быть самокритичным и избавиться от самой дурной привычки — неблагодарности.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока английского языка информатики и психологии Тема урока: "Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет"
Урок проводился в рамках недели английского языка....
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ И ЕГО ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ
Методические рекомендации тренерам...
Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...
Методическая разработка классного часа на тему: "Семейная культура общения – зеркало общения ребенка со сверстниками и взрослыми"
Роль семьи в современной жизни....
Час общения «Культура общения с людьми с инвалидностью»
Основная цель- формировать у воспитанников толерантное отношение к людям с инвалидностью,коммуникативным навыкам и умениям в ходе общения с людьми с инвалидностью....
Культура общения в семье
Выступления на семинарах, методических объединениях...
: «Речевой этикет как показатель культуры общения в произведениях А.П.Чехова и в современности»
: «Речевой этикет как показатель культуры общения в произведениях А.П.Чехова и в современности»:...