Час общения «Культура общения с людьми с инвалидностью»
план-конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_obshcheniya_s_lyudmi_s_invalidnostyu.docx | 39.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема воспитательного занятия: «Культура общения с людьми с инвалидностью»
Введение
Цель, ради которой этот день был провозглашен, – полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества. К сожалению, жизнь инвалидов продолжает оставаться очень трудной. Пока в России есть еще множество проблем, которые лишают инвалидов возможности вести полноценный образ жизни и изолируют их от общества, оставляя один на один со своим несчастьем.
Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. В статье 3 Конвенции закреплен ряд принципов, на которых базируются все ее остальные положения. К этим принципам, в частности, относятся: полное и эффективное вовлечение и включение в общество; равенство возможностей; недискриминация; доступность.
Люди с ограниченными возможностями нуждаются в помощи и поддержке здоровых людей. Ведь многие становятся инвалидами по трагической случайности. Каждому из нас хочется жить полной жизнью, общаться друг с другом и узнавать новое, и у каждого из нас есть свои особенности. Люди с ограниченными возможностями - такие же люди, как и любой из нас. Они почти ничем не отличаются, только носят очки с толстыми линзами, слуховой аппарат, используют вспомогательную технику для передвижения, специальные книги для чтения, принимают определённые медицинские препараты или ограничены в приёме некоторой пищи и т.д. И для общения или совместной деятельности с этими людьми требуется соблюдение некоторых правил.
Корректные выражения помогают налаживать контакт. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. К сожалению, многие привычные нам слова, понятия и фразы, в том числе употребляемые по отношению к людям с инвалидностью, по сути своей «ярлыки» и оскорбительные стереотипы. Может быть, из-за этого, сталкиваясь с такими людьми, мы порой не знаем, как себя вести, и даже пугаемся – как сделать так, чтобы его не обидеть? Не замечать его ограниченных возможностей или, наоборот, жалеть? Как не обидеть человека с инвалидностью неосторожным высказыванием?
Основная цель - формировать у воспитанников толерантное отношение к людям с инвалидностью, научить их коммуникативным навыкам и умениям в ходе общения с людьми с инвалидностью.
К проведению привлечены педагоги образовательного учреждения, люди с инвалидностью, а также волонтеры, работающие с людьми-инвалидами.
Категория участников: воспитанники 8-18 лет
При подготовке занятия использованы материалы:
- видеоролики о правилах общения с людьми с инвалидностью с сайта МИЛОСЕРДИЕ.RU:
Техническое обеспечение: мультимедийный проектор, ноутбук. Продолжительность занятия: 35-40 минут.
Ход занятия:
Содержание/деятельность | Экран |
Воспитатель представляет тему занятия, гостей мероприятия. | Слайд 1 (заставка) |
Воспитатель: Ежегодно 3 декабря во всем мире отмечают День инвалидов. Цель нашего урока – научиться общаться и жить рядом людьми с инвалидностью. И поэтому сегодня на занятии мы будем говорить о правилах общения с людьми с инвалидностью. | Слайд 2 |
Каждый десятый житель планеты — человек с ограниченными возможностями здоровья. Численность населения Югры составляет 1 646 078 человек, количество людей с инвалидностью, проживающих в автономном округе – 58 771 человек. У многих людей часто возникают сложности в общении с людьми с инвалидностью. Бывает, что мы неловко себя чувствуем, не знаем, как и о чем заговорить. Не понимаем, как правильно предложить помощь, как не обидеть словами. Поэтому сегодня я расскажу вам об основных правилах общения с людьми с инвалидностью, это в дальнейшем вас спасет во многих ситуациях, вызывающих дискомфорт или недопонимание. | Слайд 3 |
Предлагаю посмотреть видеоролик о том, как нужно вести себя с людьми, имеющими трудности в передвижении. | Слайд 4 Видеоролик о том, как нужно вести себя с людьми, имеющими трудности в передвижении |
Давайте еще раз проговорим правила общения с людьми, имеющими трудности в передвижении, часто прикованными к коляске или использующими костыли, ходунки. Обычно, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, – это страх и растерянность. Особенно, к примеру, если перед нами человек, страдающий ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица – поздороваться или кивнуть головой. В такие моменты мы чаще всего стыдливо опускаем глаза. А делать этого не нужно! Самое худшее, что мы можем сделать для инвалида, – это лишний раз напомнить ему, что он какой-то «не такой». Лучше всего сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт. | Слайд 5 |
Если вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, постарайся сделать так, чтобы ваши глаза находились с его глазами на одном уровне. Например, постарайся сразу в начале разговора сесть, если есть возможность, причем прямо перед ним. Помните, что инвалидная коляска, трость, при помощи которой передвигается слепой и плоховидящий человек – неприкосновенное личное пространство человека. Не облокачивайтесь на них, не берите без разрешения, не толкайте. Начать катить коляску без согласия инвалида – то же самое, что схватить и понести вещи человека без его разрешения. | Слайд 6 |
Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом. Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям. | Слайд 7 |
Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием. Будьте всегда вежливы и тактичны! | Слайд 8 |
Не бойтесь говорить так, как вы привыкли общаться с обычными людьми, человек с инвалидностью – обычный человек, он все прекрасно понимает. | Слайд 9 |
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире 45 млн человек лишены зрения и еще 135 миллионов страдают различными дефектами зрения. По имеющимся прогнозам, число незрячих людей на нашей планете к 2020 году увеличится до 75 млн человек, а слабовидящих - до 200 млн человек. Каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, каждую минуту - ребенок. | Слайд 10 |
Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик о правилах общения с инвалидами по зрению | Слайд 11 Видеоролик о правилах общения с инвалидами по зрению |
Также дополню видеосюжет другими важными правилами взаимодействия с такими людьми:
| Слайд 12 |
| Слайд 13 |
| Слайд 14 |
| |
| Слайд 15 |
| Слайд 16 |
Предлагаю вашему вниманию видеоролик о правилах общения с глухими и слабослышащими людьми | Слайд 17 Видеоролик о правилах общения с глухими и слабослышащими людьми |
Существует несколько типов и степеней глухоты, поэтому существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. • Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать. Назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за плечо или же помахать рукой. • Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица. • Подойдите, если можно, к неслышащему человеку поближе, говорите медленно и отчетливо, но не слишком громко. • Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. • Говорите ясно и ровно. Не нужно кричать, особенно в ухо. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов. Используйте жесты. • Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. • Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник. • Иногда контакт достигается, если неслышащему говорить шепотом. В этом случае улучшается артикуляция рта, что облегчает чтение с губ. | Слайд 18 |
Глухие и слабослышащие люди общаются при помощи алфавита ручной азбуки и при помощи жестов. Ведущий обращает внимание ребят на слайд, показывает несколько букв и просит повторить. | Слайд 19 |
Кроме азбуки в общении с глухими и слабослышащими людьми используются жесты. Показывает несколько жестов, ребята повторяют все вместе. Воспитатель показывает несколько жестов, ребята повторяют все вместе. | Слайд 20 Слайд 21 |
В разговорной речи с людьми с инвалидностью очень важно установить доверительный контакт, поэтому нужно знать, какие слова можно употреблять, а какие нельзя. Давайте попробуем проследить эту тонкую границу в нашей речи. Дети зачитывают несколько примеров по таблице. | Слайд 22 |
зачитывают несколько примеров по таблице. | Слайд 21 |
У нас в округе есть учреждение - Центр адаптивного спорта Югры, оно расположено в Ханты-Мансийске, а в городах Нефтеюганске, Сургуте, Югорске, Нягани, Советском районе работают отделы Центра. Учреждение занимается реабилитацией людей с инвалидностью с различными видами заболеваний и их спортивной подготовкой. Давайте посмотрим короткий видеоролик о Центре адаптивного спорта Югры | Видеоролик о Центре адаптивного спорта Югры Слайд 21 |
Воспитатель: Центр адаптивного спорта Югры воспитал замечательную плеяду сильнейших спортсменов, известных в Югре, в России, в мире. Это паралимпийские, сурдлимпийские чемпионы, победители и призеры состязаний регионального и всероссийского уровней. Это спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата, глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие. В заключение урока хочется сказать, что общение с людьми с инвалидностью взаимно обогащает нас, мы учимся у них твердости характера, силе духа, умению преодолевать трудности. Чтобы это общение было приятным и плодотворным нам не обойтись без знания правил общения с такими людьми. | Слайд 22 |
Ведущий: Спасибо за внимание! Происходит общение с гостями. Обмен мнениями. | Слайд 26 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Коммуникативные качества личности, которые проявляются в процессе общения и взаимодействия с людьми»
Цель: определить понятие общения, функции, виды общения, условия эффективного общения, узнать о своих индивидуальных особенностях, выполняя специальные упражнения, тесты....
Занятие на тему: "Дискуссия как один из важнейших этапов формирования речевой компетенции и гражданской позиции. Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка".
В ходе дискуссии (просмотра видеоролика "Учитель года", изучения мнения в чатах, произведениях литературы, СМИ), высказывания популярных авторитетных личностей) её участники пытаются выявить истину по...
Занятие с элементами тренинга "Общение между людьми"
Цель данного занятия познакомить с основными особенностями позитивного общения между людьми. Предлагаются активные и продуктивные формы работы, тестирование и рефлексия....
Памятка для общения с людьми с ограниченными возможностями.
Данный материал может пригодиться для проведения уроков из цикла "Уроки добра". В нём есть памятки для общения с людьми, имеющими особенности. Памятка дополнена презентацией по теме "Ка...
Особенности общения с людьми, имеющими Синдром Дауна
В рамках возрастной и педагогической психологии для родителей читается курс лекций с презентациями...
"Особенности общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья"
Материал предназначен для проведения бесед и классных часов....
ПАМЯТКА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ рекомендации психолога Этические нормы, правила общения и взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Этические нормы, правила общения и взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью...