Программа по работе с детьми – инвалидами «Один мир на всех»
рабочая программа

Попова Ольга Викторовна

инвалидам в освоении образовательной программы и их социальную адаптацию.

      Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей-инвалидов посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

      Программа «Один мир на всех» предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей-инвалидов. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

       Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей-инвалидов и помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования, их адаптации и социализации в образовательном учреждении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_detey-invalidov.docx205.98 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ лицея №81

___________Е.В.Лобовская

«1» сентября 2019 г.

Программа

по работе с детьми – инвалидами

«Один мир на всех»

Авторская дополнительная общеобразовательная программа

для детей-инвалидов

Автор:

Попова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы 

МАОУ лицей №81

Ежова С.Ю.,

педагог-психолог МАОУ лицей №81

2019 г.

Пояснительная записка

      Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям-инвалидам в освоении образовательной программы и их социальную адаптацию.

      Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей-инвалидов посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

      Программа «Один мир на всех» предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей-инвалидов. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

       Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей-инвалидов и помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования, их адаптации и социализации в образовательном учреждении.

       Задачи программы:

— выявлять особые образовательные потребности детей-инвалидов, обусловленные особенностями их физического и психического развития;

— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь;

— обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами образовательной программы начального, основного и среднего общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;

— обеспечить возможность для их успешной социализации;

— оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.

        Объекты программы: обучающиеся 1-11 классов (дети-инвалиды) МАОУ лицей №81; учителя-предметники; классные руководители; родители.

       Сроки реализации программы – 3 года.

Программа обеспечивает:

  • определение особых образовательных потребностей детей-инвалидов;
  • определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью ее выраженности;
  • создание условий, способствующих освоению детьми-инвалидами образовательной программы;
  • реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей-инвалидов;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей-инвалидов по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Нормативно-правовой и документальной основой программы являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);
  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);
  • Положение о службе практического психолога в системе образования от 22.10.1999 г.;
  • ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

Направления работы

Программа включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает подготовку рекомендаций по оказанию детям-инвалидам психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей-инвалидов и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно.

1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.

2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованная образовательная деятельность, имеющая коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей-инвалидов в условиях обучения, воспитания, развития, социализации.

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

4. Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательной деятельности: процесс сопровождения детей-инвалидов, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей-инвалидов в образовательной деятельности.

C:\Users\Teacher\Desktop\slide-14.jpg

Такое взаимодействие включает:

  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития ребёнка.

Этапы создания и реализации программы

Реализация программы осуществляется в четыре этапа: концептуальный, проектный, технологический, заключительный.

Первый этап – концептуальный– направлен на раскрытие смысла и содержания предстоящей работы.

Второй этап – проектный– знакомство с комплектом документов, входящих в структуру программы (карта медико-психолого-педагогического сопровождения детей, диагностическая карта школьных трудностей, индивидуальный образовательный маршрут, дневник наблюдений).

Проектный этап реализуется по нескольким направлениям: диагностическое, проектное, аналитическое.

Направления

Задачи исследовательской работы

Содержание

и формы работы

Ожидаемые

результаты

Диагностическое

Повышение компетентности педагогов; диагностика школьных трудностей обучающихся; дифференциация детей по уровню и типу их психического развития

Реализация спецкурса для педагогов; анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение

Характеристика образовательной ситуации в школе; диагностические портреты детей (карты медико-психолого-педагогической диагностики, диагностические карты школьных трудностей); характеристика дифференцированных групп учащихся

Проектное

Проектирование образовательных маршрутов на основе данных диагностического исследования

Консультирование учителей при разработке индивидуальных образовательных маршрутов

Индивидуальные программы

Аналитическое

Обсуждение возможных вариантов решения проблемы; построение прогнозов эффективности программ

На третьем этапе – технологическом осуществляется практическая реализация программы.

Четвертый этап – заключительный (аналитико-обобщающий) включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ результатов, рефлексию.

Результатом коррекционной работы является достижение ребенком с инвалидностью планируемых результатов успешного вхождения в социум.

Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

  • обеспечение психолого-педагогических условий;
  • обеспечение специализированных условий, направленных на особые образовательные потребности детей-инвалидов;
  • обеспечение здоровьесберегающих условий;
  • обеспечение участия всех детей независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

В рамках реализации программы видим необходимым создание творческой группы, цель которой - обеспечение максимально полного охвата детей-инвалидов дополнительным образованием и формирование благоприятных условий для их социализации.

Направления работы творческой группы

            hello_html_1ac61cde.pngСозн

     Охват детей-инвалидов дополнительным образованием включает занятия в кружках, спортивных секциях, занятия по программам физкультурно-оздоровительной и социально-педагогической направленности (учитель физической культуры (программа физкультурно-оздоровительной направленности «Путь к победе»), психолог (общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Радуга»), логопед (общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебное слово»).

   

План мероприятий в рамках реализации программы «Один мир на всех»

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Акция «С частичкой радости в душе»

(поздравление первоклассников с началом учебного года)

сентябрь

Классные руководители, социальный педагог, педагог-организатор

Флешмоб «Дорогою добра»

октябрь

Классные руководители, социальный педагог, педагог-организатор

Конкурс сочинений, посвященный Дню матери

ноябрь

Кошина В.А., учитель русского языка и литературы

Урок доброты «Отзывчивости тоже надо учиться»

декабрь

Кошина В.А., учитель русского языка и литературы

Конкурс выразительного чтения «Мой край- моя Отчизна»

январь

Кошина В.А., учитель русского языка и литературы

Творческий конкурс- выставка «Умелые руки не знают скуки»

февраль

Учителя технологии, классные руководители

Выставка открыток «Встречаем весну»

март

Учителя изобразительного искусства, классные руководители

Праздник детства «Мы вместе»

апрель

Классные руководители, социальный педагог, психолог, педагог-организатор

Акция «Письмо ветерану»

май

Кошина В.А., учитель русского языка и литературы

Документация

  • график работы;
  • журналы учёта (первичного приёма, посещаемости, групповых занятий с детьми, работы с родителями и педагогами);
  • анкеты по изучению развития ребёнка;

Описание перечня методического обеспечения: анкеты для выявления проблемных и трудных детей; анкеты для выявления индивидуальных особенностей психического развития детей; социометрия и оценка группы; диагностические диктанты (слуховые, зрительные); карта психологического обследования ребёнка, опросник ACВ (анализ семейного воспитания); анкета определения школьной мотивации; методика определения умственной работоспособности; ориентировочный тест по определению школьной зрелости; методика определения ведущего типа мотивации.

Ожидаемые результаты:

  • гармоничное развитие обучающихся и максимальная эффективность обучения;
  • повышение уровня учебных мотивов, самостоятельности, самоорганизации;
  • формирование у обучающихся навыков и умений в общении, стрессоустойчивости, разрешения межличностных конфликтов, конфликтных ситуаций в социуме, преодоления неуверенности в себе;
  • осуществление самоопределения обучающихся и их профессиональной ориентации;
  • проведение анализа работы за отчетный период и написание отчетов.

Ожидаемые результаты

Диагностическое

1. Определение трудностей школьников в формировании УУД.

2.Определение путей и форм оказания помощи детям-инвалидам, испытывающим трудности в формировании УУД.

3.Диагностика, анкетирование, тестирование; беседы с родителями, классными руководителями.

4.Характеристика образовательной ситуации.

5.Составление рекомендаций для учителей и родителей.

Коррекционно-развивающее

1.Развитие УУД (познавательных, личностных, коммуникативных)

2.Разработка индивидуальных программ по выявленным трудностям.

Коррекционные-развивающие занятия - групповые; индивидуальные

Повышение уровня социально-психологической адаптации.

Оказание психологической помощи обучающимся, имеющим трудности в освоении УУД.

Психологическая поддержка детей-инвалидов

Профилактическое

1.Повышение психологической компетенции (родителей, педагогов, обучающихся).

2.Снятие психологических перегрузок.

3.Выступления на методических объединениях, классных часах, родительских собраниях.

4.Разработка рекомендаций по построению учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями Создание положительного эмоционального фона для обучающихся детей-инвалидов

Консультативное

1.Консультирование индивидуальное и групповое.

2.Консультации педагогов по проблемам обучения, поведения и межличностного взаимодействия обучающихся школы (1-11 классы), а также по итогам проведенных диагностик.

3.Консультации родителей по вопросам семейного воспитания, взаимоотношений родителей и детей (1-11 классы).

4.Помощь в преодолении трудностей в обучении, семейном воспитании, социальной адаптации, профессиональном самоопределении.

Экспертная и организационно-методическая работа

1.Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся детей-инвалидов

2.Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария.

3.Разработки программ.

4.Построение психолого-педагогических прогнозов о возможных трудностях и обсуждение программ коррекции.

Оценка эффективности программы

     Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно обеспечить создание комплексной системы оказания различной помощи в школе детям – инвалидам и их родителям.

     Эффективность реализации программы оценивается по тому, насколько в школе созданы условия для самостоятельного творческого освоения детьми -инвалидами системы отношений с окружающими и самим с собой, а также для совершения каждым ребёнком личностно – значимых жизненных выборов.

 

Список литературы

  1. Л.Л. Коноплина Сборник. Жить инвалидом, но не быть им. Екатеринбург 2000 г.
  2. Накрайников М. В. Государственная социальная политика по отношению к вопросам инвалидности в Российской Федерации: текущие проблемы и рекомендации. – Режим доступа: http://rabota.perspektiva-inva.ru/index.php?id
  3. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. №122 –ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)
  4. Федеральный Закон от 24.11.1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

В данном материале помещена информация о планируемых мероприятиях с детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ в течение учебного года....

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья...

Инновационные практики работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

Эта статья о том, какие методы помогают учителю  успешнее  работать на уроках русского языка и литературы  с теми детьми, которые имеют проблемы со здоровьем....

Программа по работе с детьми – инвалидами «Окно в мир»

    Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям-инвалидам в освоении образовательной программы и их социальную адаптацию.      Программа...