Программа по работе с детьми – инвалидами «Один мир на всех»
рабочая программа
инвалидам в освоении образовательной программы и их социальную адаптацию.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей-инвалидов посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа «Один мир на всех» предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей-инвалидов. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей-инвалидов и помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования, их адаптации и социализации в образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_detey-invalidov.docx | 205.98 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ лицея №81
___________Е.В.Лобовская
«1» сентября 2019 г.
Программа
по работе с детьми – инвалидами
«Один мир на всех»
Авторская дополнительная общеобразовательная программа
для детей-инвалидов
Автор:
Попова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ лицей №81
Ежова С.Ю.,
педагог-психолог МАОУ лицей №81
2019 г.
Пояснительная записка
Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям-инвалидам в освоении образовательной программы и их социальную адаптацию.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей-инвалидов посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа «Один мир на всех» предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей-инвалидов. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей-инвалидов и помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования, их адаптации и социализации в образовательном учреждении.
Задачи программы:
— выявлять особые образовательные потребности детей-инвалидов, обусловленные особенностями их физического и психического развития;
— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь;
— обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами образовательной программы начального, основного и среднего общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
— обеспечить возможность для их успешной социализации;
— оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.
Объекты программы: обучающиеся 1-11 классов (дети-инвалиды) МАОУ лицей №81; учителя-предметники; классные руководители; родители.
Сроки реализации программы – 3 года.
Программа обеспечивает:
- определение особых образовательных потребностей детей-инвалидов;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью ее выраженности;
- создание условий, способствующих освоению детьми-инвалидами образовательной программы;
- реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей-инвалидов;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей-инвалидов по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Нормативно-правовой и документальной основой программы являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);
- Положение о службе практического психолога в системе образования от 22.10.1999 г.;
- ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
Направления работы
Программа включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает подготовку рекомендаций по оказанию детям-инвалидам психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей-инвалидов и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.
2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованная образовательная деятельность, имеющая коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей-инвалидов в условиях обучения, воспитания, развития, социализации.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
4. Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательной деятельности: процесс сопровождения детей-инвалидов, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей-инвалидов в образовательной деятельности.
Такое взаимодействие включает:
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития ребёнка.
Этапы создания и реализации программы
Реализация программы осуществляется в четыре этапа: концептуальный, проектный, технологический, заключительный.
Первый этап – концептуальный– направлен на раскрытие смысла и содержания предстоящей работы.
Второй этап – проектный– знакомство с комплектом документов, входящих в структуру программы (карта медико-психолого-педагогического сопровождения детей, диагностическая карта школьных трудностей, индивидуальный образовательный маршрут, дневник наблюдений).
Проектный этап реализуется по нескольким направлениям: диагностическое, проектное, аналитическое.
Направления
Задачи исследовательской работы
Содержание
и формы работы
Ожидаемые
результаты
Диагностическое
Повышение компетентности педагогов; диагностика школьных трудностей обучающихся; дифференциация детей по уровню и типу их психического развития
Реализация спецкурса для педагогов; анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение
Характеристика образовательной ситуации в школе; диагностические портреты детей (карты медико-психолого-педагогической диагностики, диагностические карты школьных трудностей); характеристика дифференцированных групп учащихся
Проектное
Проектирование образовательных маршрутов на основе данных диагностического исследования
Консультирование учителей при разработке индивидуальных образовательных маршрутов
Индивидуальные программы
Аналитическое
Обсуждение возможных вариантов решения проблемы; построение прогнозов эффективности программ
На третьем этапе – технологическом осуществляется практическая реализация программы.
Четвертый этап – заключительный (аналитико-обобщающий) включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ результатов, рефлексию.
Результатом коррекционной работы является достижение ребенком с инвалидностью планируемых результатов успешного вхождения в социум.
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
- обеспечение психолого-педагогических условий;
- обеспечение специализированных условий, направленных на особые образовательные потребности детей-инвалидов;
- обеспечение здоровьесберегающих условий;
- обеспечение участия всех детей независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
В рамках реализации программы видим необходимым создание творческой группы, цель которой - обеспечение максимально полного охвата детей-инвалидов дополнительным образованием и формирование благоприятных условий для их социализации.
Направления работы творческой группы
Созн
Охват детей-инвалидов дополнительным образованием включает занятия в кружках, спортивных секциях, занятия по программам физкультурно-оздоровительной и социально-педагогической направленности (учитель физической культуры (программа физкультурно-оздоровительной направленности «Путь к победе»), психолог (общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Радуга»), логопед (общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебное слово»).
План мероприятий в рамках реализации программы «Один мир на всех»
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Акция «С частичкой радости в душе» (поздравление первоклассников с началом учебного года) | сентябрь | Классные руководители, социальный педагог, педагог-организатор |
Флешмоб «Дорогою добра» | октябрь | Классные руководители, социальный педагог, педагог-организатор |
Конкурс сочинений, посвященный Дню матери | ноябрь | Кошина В.А., учитель русского языка и литературы |
Урок доброты «Отзывчивости тоже надо учиться» | декабрь | Кошина В.А., учитель русского языка и литературы |
Конкурс выразительного чтения «Мой край- моя Отчизна» | январь | Кошина В.А., учитель русского языка и литературы |
Творческий конкурс- выставка «Умелые руки не знают скуки» | февраль | Учителя технологии, классные руководители |
Выставка открыток «Встречаем весну» | март | Учителя изобразительного искусства, классные руководители |
Праздник детства «Мы вместе» | апрель | Классные руководители, социальный педагог, психолог, педагог-организатор |
Акция «Письмо ветерану» | май | Кошина В.А., учитель русского языка и литературы |
Документация
- график работы;
- журналы учёта (первичного приёма, посещаемости, групповых занятий с детьми, работы с родителями и педагогами);
- анкеты по изучению развития ребёнка;
Описание перечня методического обеспечения: анкеты для выявления проблемных и трудных детей; анкеты для выявления индивидуальных особенностей психического развития детей; социометрия и оценка группы; диагностические диктанты (слуховые, зрительные); карта психологического обследования ребёнка, опросник ACВ (анализ семейного воспитания); анкета определения школьной мотивации; методика определения умственной работоспособности; ориентировочный тест по определению школьной зрелости; методика определения ведущего типа мотивации.
Ожидаемые результаты:
- гармоничное развитие обучающихся и максимальная эффективность обучения;
- повышение уровня учебных мотивов, самостоятельности, самоорганизации;
- формирование у обучающихся навыков и умений в общении, стрессоустойчивости, разрешения межличностных конфликтов, конфликтных ситуаций в социуме, преодоления неуверенности в себе;
- осуществление самоопределения обучающихся и их профессиональной ориентации;
- проведение анализа работы за отчетный период и написание отчетов.
Ожидаемые результаты
Диагностическое
1. Определение трудностей школьников в формировании УУД.
2.Определение путей и форм оказания помощи детям-инвалидам, испытывающим трудности в формировании УУД.
3.Диагностика, анкетирование, тестирование; беседы с родителями, классными руководителями.
4.Характеристика образовательной ситуации.
5.Составление рекомендаций для учителей и родителей.
Коррекционно-развивающее
1.Развитие УУД (познавательных, личностных, коммуникативных)
2.Разработка индивидуальных программ по выявленным трудностям.
Коррекционные-развивающие занятия - групповые; индивидуальные
Повышение уровня социально-психологической адаптации.
Оказание психологической помощи обучающимся, имеющим трудности в освоении УУД.
Психологическая поддержка детей-инвалидов
Профилактическое
1.Повышение психологической компетенции (родителей, педагогов, обучающихся).
2.Снятие психологических перегрузок.
3.Выступления на методических объединениях, классных часах, родительских собраниях.
4.Разработка рекомендаций по построению учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями Создание положительного эмоционального фона для обучающихся детей-инвалидов
Консультативное
1.Консультирование индивидуальное и групповое.
2.Консультации педагогов по проблемам обучения, поведения и межличностного взаимодействия обучающихся школы (1-11 классы), а также по итогам проведенных диагностик.
3.Консультации родителей по вопросам семейного воспитания, взаимоотношений родителей и детей (1-11 классы).
4.Помощь в преодолении трудностей в обучении, семейном воспитании, социальной адаптации, профессиональном самоопределении.
Экспертная и организационно-методическая работа
1.Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся детей-инвалидов
2.Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария.
3.Разработки программ.
4.Построение психолого-педагогических прогнозов о возможных трудностях и обсуждение программ коррекции.
Оценка эффективности программы
Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно обеспечить создание комплексной системы оказания различной помощи в школе детям – инвалидам и их родителям.
Эффективность реализации программы оценивается по тому, насколько в школе созданы условия для самостоятельного творческого освоения детьми -инвалидами системы отношений с окружающими и самим с собой, а также для совершения каждым ребёнком личностно – значимых жизненных выборов.
Список литературы
- Л.Л. Коноплина Сборник. Жить инвалидом, но не быть им. Екатеринбург 2000 г.
- Накрайников М. В. Государственная социальная политика по отношению к вопросам инвалидности в Российской Федерации: текущие проблемы и рекомендации. – Режим доступа: http://rabota.perspektiva-inva.ru/index.php?id
- Федеральный закон от 2 августа 1995 г. №122 –ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)
- Федеральный Закон от 24.11.1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с детьми – инвалидами ГБОУ «Максатихинская школа-интернат» на 2014 – 2017 г.г.
рабочая програма по работе с детьми-инвалидами...
План работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
В данном материале помещена информация о планируемых мероприятиях с детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ в течение учебного года....
4.3. Работа с детьми -инвалидами и (или) детьми с ограниченными возможностями здоровья
Справка, копии дипломов...
План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья...
Выступление социального педагога "Социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ и их семьями"
Выступление...
Инновационные практики работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
Эта статья о том, какие методы помогают учителю успешнее работать на уроках русского языка и литературы с теми детьми, которые имеют проблемы со здоровьем....
Программа по работе с детьми – инвалидами «Окно в мир»
Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям-инвалидам в освоении образовательной программы и их социальную адаптацию. Программа...