Программа по работе с детьми – инвалидами «Окно в мир»
рабочая программа по немецкому языку (8 класс)

Козырева Алла Викторовна

      Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям-инвалидам в освоении образовательной программы и их социальную адаптацию.

      Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей-инвалидов посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

      Программа «Окно в мир» предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей-инвалидов. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_invalidami.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено и утверждено

на заседании ШМО ИЯ

31.08.2023

Руководитель МО                                                    УТВЕРЖДАЮ

Чистякова Н.А.                                                                                                

Директор МБОУ гимназии №2

г.Георгиевска

___________Е.Н.Басанова

«1» сентября 2023 г.

                               Программа

по работе с детьми – инвалидами

«Окно в мир»

Дополнительная общеобразовательная программа

для детей-инвалидов

                                                          Автор:

Козырева Алла Викторовна,

учитель английского и немецкого языков

МБОУ гимназия №2

г. Георгиевска

2023 г.

                         Пояснительная записка

      Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям-инвалидам в освоении образовательной программы и их социальную адаптацию.

      Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей-инвалидов посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

      Программа «Окно в мир» предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей-инвалидов. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

       Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей-инвалидов и помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования, их адаптации и социализации в образовательном учреждении.

       Задачи программы:

— выявлять особые образовательные потребности детей-инвалидов, обусловленные особенностями их физического и психического развития;

— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь;

— обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами образовательной программы начального, основного и среднего общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;

— обеспечить возможность для их успешной социализации;

— оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.

        Объекты программы: обучающиеся 8-10 классов (дети-инвалиды) МБОУ гимназии №2; учителя-предметники; классные руководители; родители.

       Сроки реализации программы – 3 года.

Программа обеспечивает:

  • определение особых образовательных потребностей детей-инвалидов;
  • определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью ее выраженности;
  • создание условий, способствующих освоению детьми-инвалидами образовательной программы;
  • реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей-инвалидов;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей-инвалидов по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Нормативно-правовой и документальной основой программы являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);
  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);
  • Положение о службе практического психолога в системе образования от 22.10.1999 г.;
  • ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

Направления работы

Программа включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает подготовку рекомендаций по оказанию детям-инвалидам психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей-инвалидов и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно.

1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.

2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованная образовательная деятельность, имеющая коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей-инвалидов в условиях обучения, воспитания, развития, социализации.

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

4. Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательной деятельности: процесс сопровождения детей-инвалидов, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и учителей-предметников, обеспечивающее системное сопровождение детей-инвалидов в образовательной деятельности.

Такое взаимодействие включает:

  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития ребёнка.

Этапы создания и реализации программы

Реализация программы осуществляется в четыре этапа: концептуальный, проектный, технологический, заключительный.

Первый этап – концептуальный– направлен на раскрытие смысла и содержания предстоящей работы.

Второй этап – проектный– знакомство с комплектом документов, входящих в структуру программы (карта медико-психолого-педагогического сопровождения детей, диагностическая карта школьных трудностей, индивидуальный образовательный маршрут, дневник наблюдений).

Проектный этап реализуется по нескольким направлениям: диагностическое, проектное, аналитическое.

  • Направления
  • Задачи исследовательской работы
  • Содержание и формы работы
  • Ожидаемые результаты

Диагностическое

Повышение компетентности педагогов; диагностика школьных трудностей обучающихся; дифференциация детей по уровню и типу их психического развития

Реализация спецкурса для педагогов; анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение

Характеристика образовательной ситуации в школе; диагностические портреты детей (карты медико-психолого-педагогической диагностики, диагностические карты школьных трудностей); характеристика дифференцированных групп учащихся

Проектное

Проектирование образовательных маршрутов на основе данных диагностического исследования

Консультирование учителей при разработке индивидуальных образовательных маршрутов

Индивидуальные программы

Аналитическое

Обсуждение возможных вариантов решения проблемы; построение прогнозов эффективности программ

На третьем этапе – технологическом осуществляется практическая реализация программы.

Четвертый этап – заключительный (аналитико-обобщающий) включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ результатов, рефлексию.

Результатом коррекционной работы является достижение ребенком с инвалидностью планируемых результатов успешного вхождения в социум.

Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

  • обеспечение психолого-педагогических условий;
  • обеспечение специализированных условий, направленных на особые образовательные потребности детей-инвалидов;
  • обеспечение здоровьесберегающих условий;
  • обеспечение участия всех детей независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

В рамках реализации программы видим необходимым создание творческой группы, цель которой - обеспечение максимально полного охвата детей-инвалидов дополнительным образованием и формирование благоприятных условий для их социализации.

План мероприятий в рамках реализации программы «Окно в мир»

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Выявление и диагностика пробелов в знаниях учащихся-инвалидов в группах

сентябрь

Классные руководители 8В и 10А классов, учитель английского и немецкого языков Козырева А.В.

Составление плана ликвидации пробелов и повышения качества знаний детей с ОВЗ

октябрь

Учитель английского и немецкого языков Козырева А.В.

Индивидуальные консультации с детьми с ОВЗ

ноябрь

Учитель английского и немецкого языков Козырева А.В.

Индивидуальные консультации с детьми с ОВЗ

декабрь

Учитель английского и немецкого языков Козырева А.В.

Выполнение индивидуальных творческих проектов с детьми с ОВЗ

январь

Учитель английского и немецкого языков Козырева А.В.

Индивидуальные консультации с детьми с ОВЗ

февраль

Учитель английского и немецкого языков Козырева А.В.

Индивидуальные консультации с детьми с ОВЗ

март

Учитель английского и немецкого языков Козырева А.В.

Выполнение индивидуальных творческих проектов с детьми с ОВЗ

апрель

Учитель английского и немецкого языков Козырева А.В.

Тестирование по предмету

май

Учитель английского и немецкого языков Козырева А.В.

Документация

  • график работы;
  • журналы учёта (первичного приёма, посещаемости, групповых занятий с детьми, работы с родителями и педагогами);
  • анкеты по изучению развития ребёнка;

Описание перечня методического обеспечения: анкеты для выявления проблемных и трудных детей; анкеты для выявления индивидуальных особенностей психического развития детей; социометрия и оценка группы; диагностические диктанты (слуховые, зрительные); карта психологического обследования ребёнка, опросник ACВ (анализ семейного воспитания); анкета определения школьной мотивации; методика определения умственной работоспособности; ориентировочный тест по определению школьной зрелости; методика определения ведущего типа мотивации.

Ожидаемые результаты:

  • гармоничное развитие обучающихся и максимальная эффективность обучения;
  • повышение уровня учебных мотивов, самостоятельности, самоорганизации;
  • формирование у обучающихся навыков и умений в общении, стрессоустойчивости, разрешения межличностных конфликтов, конфликтных ситуаций в социуме, преодоления неуверенности в себе;
  • осуществление самоопределения обучающихся и их профессиональной ориентации;
  • проведение анализа работы за отчетный период и написание отчетов.

Ожидаемые результаты

Диагностическое

1. Определение трудностей школьников в формировании УУД.

2.Определение путей и форм оказания помощи детям-инвалидам, испытывающим трудности в формировании УУД.

3.Диагностика, анкетирование, тестирование; беседы с родителями, классными руководителями.

4.Характеристика образовательной ситуации.

5.Составление рекомендаций для учителей и родителей.

Коррекционно-развивающее

1.Развитие УУД (познавательных, личностных, коммуникативных)

2.Разработка индивидуальных программ по выявленным трудностям.

Коррекционные-развивающие занятия - групповые; индивидуальные

Повышение уровня социально-психологической адаптации.

Оказание психологической помощи обучающимся, имеющим трудности в освоении УУД.

Психологическая поддержка детей-инвалидов

Профилактическое

1.Повышение психологической компетенции (родителей, педагогов, обучающихся).

2.Снятие психологических перегрузок.

3.Выступления на методических объединениях, классных часах, родительских собраниях.

4.Разработка рекомендаций по построению учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями Создание положительного эмоционального фона для обучающихся детей-инвалидов

Консультативное

1.Консультирование индивидуальное и групповое.

2.Консультации педагогов по проблемам обучения, поведения и межличностного взаимодействия обучающихся школы (8-10 классы), а также по итогам проведенных диагностик.

3.Консультации родителей по вопросам семейного воспитания, взаимоотношений родителей и детей (8-10 классы).

4.Помощь в преодолении трудностей в обучении, семейном воспитании, социальной адаптации, профессиональном самоопределении.

Экспертная и организационно-методическая работа

1.Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся детей-инвалидов

2.Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария.

3.Разработки программ.

4.Построение психолого-педагогических прогнозов о возможных трудностях и обсуждение программ коррекции.

Оценка эффективности программы

     Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно обеспечить создание комплексной системы оказания различной помощи в школе детям – инвалидам и их родителям.

     Эффективность реализации программы оценивается по тому, насколько в школе созданы условия для самостоятельного творческого освоения детьми -инвалидами системы отношений с окружающими и самим с собой, а также для совершения каждым ребёнком личностно – значимых жизненных выборов.

 

Список литературы

  1. Л.Л. Коноплина Сборник. Жить инвалидом, но не быть им. Екатеринбург 2000 г.
  2. Накрайников М. В. Государственная социальная политика по отношению к вопросам инвалидности в Российской Федерации: текущие проблемы и рекомендации. – Режим доступа: http://rabota.perspektiva-inva.ru/index.php?id
  3. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. №122 –ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)
  4. Федеральный Закон от 24.11.1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

В данном материале помещена информация о планируемых мероприятиях с детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ в течение учебного года....

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья...

Программа по работе с детьми – инвалидами «Один мир на всех»

инвалидам в освоении образовательной программы и их социальную адаптацию.      Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитыв...

Инновационные практики работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

Эта статья о том, какие методы помогают учителю  успешнее  работать на уроках русского языка и литературы  с теми детьми, которые имеют проблемы со здоровьем....