Выступление социального педагога "Социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ и их семьями"
материал
Предварительный просмотр:
Из опыта работы ОУ по организации обучения детей инвалидов и детей с ОВЗ
Социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ
и их семьями
Социальный педагог Арсенина М.Н.
МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Организация обучения в школе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья вызывало и вызывает множество вопросов у педагогов и родителей.
К сожалению, ежегодно списки детей – инвалидов, детей с ОВЗ пополняются.
Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития (ЗПР), комплексными нарушениями развития.
На данный момент в нашей школе обучаются 10 детей-инвалидов, из них три ребенка имеют статус «дети с ограниченными возможностями здоровья»
В школе накоплен определенный опыт работы с данными детьми. Это диагностическая, коррекционная, профилактическая, консультативная работа, индивидуальное сопровождение ребенка.
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является, индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
На каждого обучающегося с ОВЗ, согласно заключению ПМПК, составляется адаптированная основная общеобразовательная программа
Дети – инвалиды обучаются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В данном учебном году обучаются по основной образовательной программе , так как это дети с сохранным интеллектом, но имеющие соматические патологии.
На основании плана работы с детьми-инвалидами, в соответствии с рекомендациями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) и ИПР (индивидальной программы ребилитации) разрабатывается план индивидуальной работы с обучающимся.
Индивидуальное сопровождение ребенка провожу по плану, который включает в себя:
диагностическую работу,
оказание индивидуальной помощи ребенку,
работа с классным коллективом,
работа с семьей ребенка,
1) Диагностическая работа
Совместно с классным руководителем изучаю сопровождающие документы ребенка (направления, выписки, характеристики), наблюдаю, провожу беседы с детьми и их родителями, провожу анкетирование родителей. Проверяем жилищно-бытовые условия жизни ребенка.
Таким образом, выявляю детей, находящихся в социально-опасных условиях, а так же
нуждающихся в специализированной помощи.
Составляю банк данных детей-инвалидов и детей с ОВЗ
2) Оказание индивидуальной помощи ребенку-инвалиду.
Она включает в себя помощь в адаптации к среде здоровых сверстников, проведение совместно с психологом диагностики, позволяющей выявить уровень умственных способностей ребенка-инвалида, его эмоциональное напряжение, уровень тревожности, зону ближайшего развития.
Проведение такой диагностики дает возможность устранить негативные влияния в классе, а также оказывает помощь в индивидуальном подходе к ребенку.
Осуществляя деятельность в данном направлении, совместно с классным руководителем привлекаю ребенка к участию в школьных мероприятиях, соревнованиях. Это позволяет детям самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, а в здоровых детях такие совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.
3) Работа с классным коллективом.
Невозможно научить ребенка общаться со сверстниками, изолировав от них. В данном направлении совместно с психологом и классным руководителем, через тренинговые занятия, уроки здоровья, и ряд других мероприятий даем понять здоровым детям, что ученик с ограниченными возможностями здоровья является равным участником образовательного процесса, тем самым формируя у детей позицию признания равных прав у каждого ребенка. Дети учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.
4) Работа с семьей ребенка с ОВЗ
Включает оказание психолого-педагогической помощи и поддержки, консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения, социальной адаптации, внеурочной занятости; оказание помощи родителям во взаимодействии с различными центрами и учреждениями.
Привлекаем родителей ребенка к воспитанию и обучению своих детей активными и гармоничными личностями.
Хочу еще раз напомнить высказывание: «Каждый ребенок- особенный, все дети – равные». Ключевым в работе с детьми – с ОВЗ является то, что эти дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно принимать и учитывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Социальная работа с детьми инвалидами"
защищалась работа на российской конференции г.Ярославль 2012 г I место...
План работы с детьми-инвалидами
План работы...
Проект «Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми-инвалидами дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики у детей-инвалидов дошкольного возраста...
7 критерий - Создание учителем условий для адресной работы с детьми- инвалидами и сиротами в классе
...
План работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
В данном материале помещена информация о планируемых мероприятиях с детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ в течение учебного года....
4.3. Работа с детьми -инвалидами и (или) детьми с ограниченными возможностями здоровья
Справка, копии дипломов...
План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья...