Технология уровневой дифференциации
статья
Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
уровневая дифференциация | 34.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление по теме
« Современные педагогические технологии на уроках математики. Технология уровневой дифференциации»
Как только возникает чувство недовольства своей работой, вдруг отчётливо осознаёшь, что вокруг тебя всё стремительно меняется, а ты как будто стоишь на одном месте. Кажется, что мог бы достигнуть лучших результатов, скорее бы дошёл до поставленной цели, вызвал бы в учениках более живую реакцию, если бы урок был построен иначе. Недовольство собой, своей работой или её результатами неизменно приводит к поиску новых форм урока, методик, систем обучения.
Я – учитель математики. Учитель математики – это человек, который имеет дело с ребёнком пять раз в неделю, преподаёт очень важный предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений.
Каждый ребёнок – уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему – полгода, четвёртый – не воспринимает совсем.
Как научить всех ? Математика является одной из самых сложных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. Как показывают многочисленные психолого – педагогические исследования, если уровнять многие факторы, которые влияют на уровень усвоения новых знаний, новые знания всё равно будут усвоены по-разному.
Современный урок математики должен стать результатом творчества не только учителя, но и учащихся. Достигнуть этой цели можно посредством внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий. Поэтому в основе технологий, применяемых на уроках математики, должен быть заложен принцип высокой мотивации. Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
- Информационно – коммуникационная технология
- Технология развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
- Модульная технология
- Технология мастерских
- Кейс – технология
- Технология интегрированного обучения
- Педагогика сотрудничества.
- Технологии уровневой дифференциации
- Групповые технологии.
- Традиционные технологии (классно-урочная система)
Хочу поделиться с вами опытом своей работы по теме: «Технологии уровневой дифференциации ».
Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различном уровне.
Главной педагогической установкой данной технологии является формирование положительной мотивации учения у школьников. Ключевым моментом в организации учебного процесса является создание таких условий, при которых каждый из обучаемых испытал бы учебный успех, смог бы увидеть свои достижения и захотел ликвидировать пробелы в своих знаниях и умениях.
Работу в данном направлении начала вести с того, что стараюсь добиться на уроках духа доброжелательности. Ведь известно, что тот предмет, который преподается в атмосфере дружелюбия и увлеченности, ребята любят больше всего. Знакомлюсь с детьми, посещая уроки выпускного класса начальной школы. Взяв пятиклассников, наблюдаю за ними в течение учебного года, анализируя способности детей.
При работе с пятиклассниками и шестиклассниками стараюсь помнить наставления Я. А. Каменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Но, с другой стороны, учение без препятствий, без трудностей вызвало бы мало интереса, не вело бы к развитию учащихся. Трудности надо учить преодолевать.
Уровневая дифференциация - это организация учебной деятельности учащихся по условным микрогруппам, члены которых близки (сходны) по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении учебного материала, а иногда по психическому состоянию.
Различают два уровня дифференциации: уровневая и профильная. Оба вида сосуществуют и взаимно дополняют друг друга на всех ступенях школьного математического образования.
В основной школе преобладает уровневая дифференциация. На старшей ступени приоритет отдаётся профильному обучению. Вместе с тем дифференциация по содержанию может проявляться уже в основной школе, где она осуществляется через кружковые занятия и факультативы.
Существуют методики диагностики возможностей и уровня развития обучающихся, но в условиях дефицита учебного времени на уроках мы не всегда можем провести комплексную научную диагностику, поэтому используем результаты диагностических работ в начале учебного года и результаты годовых контрольных работ.
Доказано, что большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают. Поэтому в процессе обучения обычно выделяют три уровня учащихся, для которых дифференцируются как цели, так и формы обучения (Таблица 1).
Таблица 1. Уровневая дифференциация
| Группы учащихся | Цели обучения | Вид заданий |
1 | Низкий уровень (20%) | Пробудить интерес; Ликвидировать пробелы; Сформировать умение работать по образцу. | Репродуктивные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания) |
2 | Средний уровень (65%) | Развить устойчивый интерес к предмету; Закрепить и повторить имеющиеся знания; Сформировать умение работать самостоятельно. | Продуктивные (применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.) |
3 | Высокий уровень (15%) | Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания; Развить умение самостоятельной организации обучения. | Творческие |
Уровневая дифференциация обучения предусматривает наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся.
Использование технологии уровневой дифференциации на уроке предполагает:
- работу с несколькими группами учащихся на разных уровнях усвоения материала;
- наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.
Некоторые способы уровневой дифференциации на уроках.
1. Дифференциация по объему учебного материала.
Это, пожалуй, самый простой способ дифференциации. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.).
2. Дифференциация по уровню трудности.
Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности. Приведем пример дифференцированного задания по работе с текстом:
составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень);
подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень);
составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень).
3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются:
- образец оформления ответа; памятки, планы;
- карточки-помощницы с наводящими вопросами;
- справочные материалы;
- наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);
- начало или частичное выполнение задания.
5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.
Методика дифференцированной работы на уроке
Изучение нового материала.
При изучении новой темы выделяется четыре этапа: изучение, усвоение, закрепление и углубление. В течение них должна быть усвоена тема. Объяснение нового материала обращено одинаково ко всем учащимся, хотя и не исключены сообщения внепрограммного материала для второй и третьей групп. Первая группа в это время отрабатывает материал, записанный в тетрадь.
Учащиеся 3группы переходят от обязательных заданий к творческим. Учащиеся 2 группы сосредоточиваются на упражнениях, которые требуют хорошего понимания основных положений темы и умений сделать 1-2 логических шага в направлении развития этих положений. Учащиеся 1. группы снова и снова возвращаются к основным моментам объясненной темы.
Проверка усвоения изученного материала.
При проверке усвоения материала проводится дифференцированно с использованием заданий различного уровня сложности. Для учащихся из 1. группы допускается использование составленного плана ответа, алгоритма к заданию. В работе на уроках используются разноуровневые карточки. В этих карточках на первом этапе – решение обязательных заданий, на втором этапе – более сложные задания, на третьем этапе – задания, требующие творческого подхода. При получении такого задания каждый ученик определяет для себя этапы работы.
Организация текущего повторения.
При организации повторения ликвидируются выявленные пробелы в знаниях теоретического материала, разъясняются недочеты, делается анализ ошибок, допущенных учениками в самостоятельных и контрольных работах. При разборе таких упражнений предлагаются каждой группе разные задания:
- "выберите из данных ответов верный"; "исправьте ошибку" ( 1группе );
- "назовите правило, которое применили"; "закончите решение" (2. группе
- "поясните причину допущенной ошибки"; "сформулируйте определение использующихся понятий"; "придумайте подобное упражнение" (3 группе ).
Дифференцированная домашняя работа.
Каждой группе учащихся дается дифференцированная домашняя работа (особенно практическая часть). 1 Группе предлагаются задания, соответствующие обязательным результатам обучения. Группа 2 выполняет такие же задания, к которому добавляется более сложная задача из учебника. Для группы 3 задания из учебника дополняются задачами из различных пособий (в старших классах – из пособий для подготовки к ЕГЭ).
Контроль знаний (проведение самостоятельных и контрольных работ).
Самостоятельные и контрольные работы содержат задания обязательного уровня и повышенного уровня сложности. Обучающие самостоятельные работы обычно состоят из трех видов заданий: решение по образцу (для группы 1); выделение главного в решении или нужного ответа из нескольких (для группы 2); работа с дополнительным материалом (для группы 3). ( Приложение 1)
Тематические, итоговые контрольные работы составляются также разного уровня. Использование при проведении контрольных работ несколько вариантов позволяет говорить об индивидуальном подходе к каждому ученику.
В старших классах я практикую зачетную систему после каждой пройденной главы. В 11 классе стараюсь зачеты, а иногда и контрольные работы, проводить в тестовой форме, т.к. второй год многие из выпускников выбирают государственную аттестацию в форме ЕГЭ.
Дифференцированное обучение учащихся продолжаю на внеклассных занятиях по предмету. Само участие в факультативе, в кружковой работе, в математических состязаниях и олимпиадах. Внеклассная работа по предмету органически входит в учебно-воспитательный процесс, развивает у учащихся разносторонний интерес к математике
Заключение:
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать ,что данная система обучения является идеальной.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.
Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание
"Все новое -это хорошо забытое старое."
Приложение 1
Тема: "Квадратные уравнения. Теорема Виета"
1.
I уровень | II уровень |
1. Решить уравнения | |
3х2-13х+4=0 2. Записать сумму и произведение корней уравнения: х2+4х-5=0 | 4х2=х-1 2. Составить квадратное уравнение, зная его корни: Х1= 4 |
III уровень
- При каких значениях в трехчлен 2в2+3в-1 и двучлен в2+3 принимают равные значения? Какие именно?
- Один из корней квадратного уравнения 2х2+16х+р=0 равен -5. Найти второй корень и р.
Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
У-1 ( на оценку «3») 9,4 + 1,6 2,75 + 14,09 7,66 – 1,54 15,3 – 3,2 | У-2 ( на оценку «4») 2,9 + 4,271 11,309 + 0,18 6,45 – 0,5976 53,001 – 9,2972 | У - 3 ( на оценку «5») (91,1 – 33) – (0,43 + 7,7) 56 – (23,7 – 18,85) + 11,08 Решите уравнение х + 7,564 = 8,245 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология уровневой дифференциации
В статье описывается опыт применения технологии уровневой дифференциации как средства обучения детей в одном классе с разными способносями ....
Из опыта работы по технологии уровневой дифференциации.
Из опыта работы по технологии уровневой дифференциации.Такой подход к обучению предложила детям в 7-ом «Б» классе. С 7-ого класса (второе полугодие) они начали сдавать зачеты по теории и отдель...
Практико–значимый проект «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в условиях малокомплектной школы».
Практико-значимый проект....
Технология уровневая дифференциация. Карточки- помощники для самостоятельной работы с учебником с учётом способностей учащихся. Тема: " Строение и значение систем внутренних органов рыб"
Данные карточки применяются как раздаточный материал при работе с учебником, при индивидуальном изучении данной темы и при изучении данной темы, используя групповые технологии. По образцу можно сделат...
Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках русского языка
Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и пс...
Технология уровневой дифференциации
Материал содержит рекомендации по использованию разноуровневой дифференциации. Данная технология обучения основана на педагогической системе, которая отличается четким выделением микроцелей и результа...
Технология уровневой дифференциации
В методической разработке приводится теоретический материал и разработки уроков...