Практико–значимый проект «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в условиях малокомплектной школы».
материал (алгебра) по теме
Практико-значимый проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko_-_znachimyy_proekt_barabanova_o.a..doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АЛФЕРЬЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Практико–значимый проект
«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в условиях малокомплектной школы».
Выполнила: учитель математики
Барабанова Ольга Алексеевна
Зарайск 2012
Тема проекта: «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в условиях малокомплектной школы».
Цель проекта: показать необходимость и возможность реализации уровневой дифференциации при обучении математике в условиях малокомплектной школы, как одного из путей учета индивидуальных особенностей учащихся.
Задачи проекта:
- Обосновать необходимость уровневой дифференциации при обучении математике.
- Изучить возможности реализации этого метода.
- Проверить эффективность технологии уровневой дифференциации в своей практической деятельности.
Одна из важнейших задач образования – это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.
Одним из средств индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения, т.е. учёт индивидуальных особенностей учащихся.
Если в процессе обучения учитель, зная индивидуальные особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы, ученик сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие, которое не противоречило бы его возможностям, склонностям, интересам.
Уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. В классе собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Это приводит к неуспеваемости.
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
«Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа,) по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы) по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды), по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические…), по уровню умственного развития (уровню достижений), по уровню здоровья»
(Н.П. Гузик).
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:
- Создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
- Комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
В России, попытка дифференциации была предпринята в 1864 году. В то время это явление обозначалось термином фуркация и означало разделение учебных планов в старших классах по циклам знаний. В Педагогической энциклопедии (1964 г.) приведено следующее объяснение: «Дифференцированное обучение применительно к образовательной школе представляет собой разделение учебных классов и профилей средней школы» (Т.1, 1964.- С. 760). Цели дифференциации были направлены на:
- выбор учащимися профессии в соответствии с их склонностями и интересами;
- удовлетворение интереса учащихся к определенному циклу предметов;
- повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в школе;
- подготовку к продолжению образования в высшей школе.
В 1963 г. при университетах открываются специальные школы – интернаты физико-математического профиля, а в 1966 году в средних школах вводятся факультативные занятия с целью углубления знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, развития разносторонних интересов и способностей учащихся. В последнее время появились школы разного типа: лицеи, колледжи, гимназии, частные школы. Значительно шире стал спектр профилей школ: физико-математический, гуманитарный, технический, педагогический, технологический и т.д. Многообразие профилей и типов школ естественно ведет к изменению целей дифференциации. Концепция развития школьного математического образования формулирует их так: «Дифференциация способствует более полному учету индивидуальных запросов учащихся, развитию их интересов и способностей, достижению целей образования. В условиях дифференцированного обучения ученик реализует правило выбора предмета или уровня обучения в соответствии со своими склонностями: известная однородность интересов и уровня подготовленности учащихся облегчает и делает более эффективной работу учителя».
Итак, в теории и методике обучения математике основную цель дифференциации видят в развитии личности ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
В обучении математике дифференциация имеет особое значение. Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся.
Различают два вида дифференциации.
Уровневая дифференциация в основе которого лежит планирование результатов обучения; выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом.
Профильная дифференциация предполагает обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объемом сведений.
К дифференцированному обучению можно подойти постепенно, начиная с 5 класса, в 5-6-х классах наблюдать, изучать психологии детей, эти два года посвятить диагностике результатов обучения, накопить материал для непосредственного включения учащихся в дифференцированную работу. С 7 по 9 класс можно работать с двумя-тремя группами учащихся дифференцированно. В 10-11 классах можно вести индивидуальную работу с учащимися, поступающими в вузы, и работу с малочисленными группами.
Наиболее широко в практике распространена внутриклассная дифференциация обучения, при которой внутри разнородного класса создаются группы учащихся по каким-либо признакам, чаще — по обучаемости, т.е. по лёгкости и быстроте усвоения учебного материала. Внутриклассная дифференциация выражается в заданиях различного уровня сложности, дозировании помощи учителя ученикам. Это мягкая, гибкая форма дифференцированного обучения, комфортная для учащихся, дающая им возможность переходить из группы в группу. Группы выделяются неявно, внимание учащихся на них не акцентируется. Однако в условиях внутриклассной дифференциации различное построение учебного процесса возможно в основном на этапе закрепления и обобщения знаний. Объяснение же нового учебного материала происходит одинаково для всех, учитель при этом ориентируется на «среднего» ученика, что тормозит развитие «сильных» и создаёт дополнительные трудности для «слабых».
Еще одна форма дифференциации – специальные дифференцированные задания. К таким заданиям можно отнести многовариантные самостоятельные работы, а также задания с использованием специальных карточек.
Необходимо признать, что в условиях традиционной классно-урочной системы наиболее комфортно чувствуют себя «средние» ученики, а в условиях дифференцированного обучения — «сильные» и «слабые», а также ученики, имеющие ярко выраженные интересы. Дифференциация обучения ведёт к тому, что «средних» учеников, ничем не проявляющих себя в школе, остаётся всё меньше. В условиях дифференциации школа к каждому ученику относится как к уникальной, неповторимой личности. Оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, мы сможем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.
Я - учитель математики. Учитель математики - это человек, который имеет дело с ребенком пять раз в неделю, преподает очень важный предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений.
Каждый ребенок - уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему - полгода, четвертый - не воспринимает его совсем.
Как научить всех? Это вечный вопрос. Ответа на него за всю свою практическую деятельность я так и не получила.
Идея дифференцированного обучения нова и не нова одновременно: думающий, творчески работающий учитель всегда к разным детям подходит по-разному, умеет и любит работать с группами учащихся.
21 год я проработала в одной и той же сельской школе. Сначала это была средняя школа, с наполняемостью классов – 10 – 15 человек. В то время я использовала в работе внутриклассную дифференциацию обучения , когда класс делила на группы по успеваемости и усвоению материала.
2 года назад наша школа стала основной, мы не имеем официального статуса малокомплектной, но сами себя такой школой считаем. Наполняемость классов – 2 – 9 человек. В связи с этим встал вопрос и о применении уровневой дифференциации в виде специальных дифференцированных заданий. Так как в одном классе из 2 учеников, один может быть «сильным», а другой «слабым».
Главная моя задача при проведении урока это: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Для решения этой задачи на своих уроках я и применяю технологию уровневой дифференциации обучения.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется мною на разных этапах урока: учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; уроки закрепления. Для этого я использую сборники дидактических материалов по предмету (с заданиями разной сложности), тестовые задания, готовлю карточки-задания.
Результатом применения технологии уровневой дифференциации на уроках считаю следующее: учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания более высокого уровня, но это достигается не сразу, так как некоторые учащиеся (особенно пятиклассники) ещё не совсем правильно могут оценить свои способности. Но обычно уже ближе к концу 5 класса у детей складывается правильное суждение о своих знаниях, и они выбирают вариант по своим силам, ну и, конечно же, стремятся к высшему уровню. Учащиеся стали ощущать себя более успешными и уверенными.
Применение уровневой дифференциации при обучении математике, как одного из путей учета индивидуальных особенностей учащихся, необходимо и возможно. Возможность применения уровневой дифференциации, а также ее эффективность подтверждается опытом многих учителей: публикациями в журнале «Математика в школе», «Директор школы», «Педагогика» и т.п.
Уровневая дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Мои наблюдения в ходе педагогической деятельности показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения, но возникает проблема деления класса на группы. От того, как учитель сможет решить эту проблему, будет зависеть весь дальнейший ход обучения.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Устная работа | Провожу с классом устную работу, а некоторым ученикам даю дифференцированные задания на карточках. | Учащиеся работают устно, а те ученики, которые получили задания на карточках, выполняют их письменно. |
Текущая проверка усвоения пройденного материала | Даю для решения задания различной степени сложности. | Учащиеся могут решать задания по мере возрастания сложности, а могут выбирать сразу и более сложный уровень. |
Дифференцированная самостоятельная работа | Раздаю учащимся карточки с двумя (тремя) вариантами (разного уровня сложности) самостоятельной работы и делаю необходимые пояснения. | Учащиеся сами делают выбор сложности заданий и выполняют работу. |
Дифференцированные тестовые задания | Готовлю и раздаю тестовые задания разной уровневой дифференциации | Учащиеся выполняют полученные задания |
Домашнее задание | Для контроля выполнения домашнего задания я иногда его делю по сложности заданий и в зависимости от сложности выставляю соответствующую оценку | Учащиеся сами выбирают задания по своим способностям и выполняют их |
Приведу пример применения мною технологии уровневой дифференциации на уроке алгебры в 7 классе по теме «Формулы сокращённого умножения» с использованием информационно-коммуникационных технологий. Урок обобщения знаний и умений по данной теме проходил в классе где 3 ученика. Один из них «сильный» и два – «средние». Урок строился следующим образом:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Учитель сообщил учащимся тему урока, цель урока, план урока | |
2. Устная работа | 1. Учитель зачитывал вопросы кроссворда 2. Учитель называл выражения, которые надо было преобразовать с помощью формул сокращённого умножения | 1. Учащиеся разгадывали кроссворд 2. Учащиеся называли получившееся выражение и проговаривали формулу сокращённого умножения, используемую в данном случае |
3. Обобщение пройденного материала | Учитель с использованием исторического материала давал практические задания учащимся на повторение темы урока | Учащиеся выполняли данные задания на доске и в тетрадях |
4. Дифференцированная самостоятельная работа | Учитель раздал учащимся карточки с двумя вариантами (разного уровня сложности) самостоятельной работы и сделал необходимые пояснения | Учащиеся сами сделали выбор сложности заданий и выполняли работу |
5. Подведение итогов урока (рефлексия) | Учитель подвёл итоги урока, выставил оценки | Учащиеся ответили на вопросы: понравился урок или нет, что нового узнали, в чём увидели затруднения? |
6. Домашнее задание | Учитель задал домашнее задание, сделал необходимые пояснения | Учащиеся записали задание в дневник |
Хочется отметить, что на этом уроке, один из «средних» учеников делал работу высокого уровня и вполне с ней справился. Ученик был доволен, а я как учитель получила полное удовлетворение от полученного результата на этом уроке.
Список литературы.
- Алгебра: Учебник для 7 классов средней школы / Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б.; Под редакцией Теляковского С.А. – М.: Мнемозина, 2011.
- Гильбух Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике // Педагогика. 1994. №5.
- Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Фирсов В.В. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе. 1990. №4. – С.15.
- Н.П. Гузик .Учись учиться. – М.: Педагогика, 1980.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология уровневой дифференциации на уроках математики.
Не берусь утверждать, что технология УД панацея от всех проблем в обучении, это всего лишь одна из многочисленных технологий современного образования. Прежде всего в УД привлекает демократизация образ...
Доклад "Использование технологии уровневой дифференциации на уроках химии как средства реализации ФГОС второго поколения"
В данной работе рассмотрено использование технологии дифференцированного подхода при изучении химии....
Опыт работы «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средства сохранения психофизического здоровья учащихся».
В качетсва материала представлен опыт работы по темем«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средства сохранения психофизического здоровь...
Использование технологии уровневой дифференциации на уроках химии
Формирование у учащихся сравнительно-элементарных, научно-правильных представлений и понятий о предметах и явлениях, происходящих вокруг нас, обеспечивает накопление систематизированного запаса основн...
Технология уровневой дифференциации на уроках математики
В статье рассмотрены основные аспекты уровневой дифференциации на уроках математики и актуальность применения данной технологии. Приведены фрагменты урока математики с применением уровневой ...
Педагогическая технология " Уровневая дифференциация" на уроках математики
Организация учебного процесса таким образом, при котором создаются разнообразные условия обучения для различных групп учащихся с учетом их возрастных особенностей...
Использование технологии уровневой дифференциации на уроках химии
Цель технологии. Создать условия для развития у учащихся умений успешно...