Из опыта работы по технологии уровневой дифференциации.
методическая разработка по физике по теме

Ефремова Людмила Вениаминовна

 

Из опыта работы по технологии уровневой дифференциации.

Такой подход к обучению предложила детям в 7-ом «Б» классе. С 7-ого клас­са (второе полугодие) они начали сдавать зачеты по теории и отдельно по ре­шению задач. Каждый год провожу рефлексию и получаю положительный результат.

1. Такая форма работы позволила достичь им более высоких результатов по

предмету.

  1. Они выработали свою организацию учебного труда.
  2. Учащиеся выбрали свои формы и методы самостоятельной работы.
    1. Большинство учеников с удовольствием выполняют творческие задания, что приводит к еще большему их развитию.

В начале учебного года даю учащимся темы зачетных работ, обязательный ми­нимум знаний, умений по данным темам.

Например, при проведении зачета по теме: «Агрегатные состояния вещества». Из 27 человек - сдали зачет 27 человек (теоретическую часть), из них на «4» - 14 человека, на «5» - 9 человек, на «3»- 3 человека.

По данной технологии учащимся предоставляется возможность пересдачи заче­та. Учащиеся 8 «Б» класса дисциплинированы, поэтому, назначая дату пересдачи зачета уверена, что ученики подготовятся и пересдадут зачет на более высокую оценку. Считаю, предложенный подход к оценке знаний учащихся позволяет сделать учебный процесс гуманным, позволяет улучшить отношения между учи­телем, учащимися и родителями.

При подготовке зачета (практической, части) очень важно для учащихся знать - какие задачи соответствуют стандартному уровню, а какие повы­шенному.

Решение заданий при подготовке к зачету проводится в форме практикума, каж­дая из задач оценивается определенным количеством баллов и задается критерий оценки. Например, учащиеся могут работать в группах по желанию, что позволяет им свободно общаться. Учитель оказывает индивидуальную помощь неуверен­ным в себе детям, предупреждая затруднения в самостоятельной работе.

Например, в 10-ом классе при повторении темы «Электростатика» были сфор­мированы 6 групп учащихся. Например, задание 1 группе:

1. Исследуйте: можно ли на концах эбонитовой палочки получить 2 од­новременно существующих разноименных заряда. Как? А если эбо­нитовую палочку заменить стеклянной. 3. К магнитной стрелке поднесена наэлектризованная палочка. Исследуйте, какое действие окажет электрическое поле палочки на магнитную стрелку? Будет ли это действие зависеть от знака заряда наэлектризованной палочки? Для проведения практической части зачета готовятся уровневые задания. За полное решение набора задач первого уровня сложностей ставится оценка «4», второго уровня - «5».

Основными критериями в сложности физических задач являются:

  1. Степень абстрагирования условия задач;
  2. Число рассматриваемых физических явлений;
  3. Количество формул;

Степень узнаваемости учащимися физической ситуации1 уровень: Данный уровень сложности предполагает прямое использование формуле знакомой си­туации.

  • уровень: Задача аналогично решенным ранее, но не является вполне узна­ваемой. При решении требуется привлечь несколько формул или вспом­нить разные физические явления.
  • уровень: Рассматривается незнакомая ситуация. Задачи этого уровня требу­ют глубокого анализа в рассмотрении нескольких физических явлений. При проведении зачета время ограничено. Задачи третьего уровня предлагают­ся более подготовленным учащимся, остальным даются задачи 1-го, 2-го уров­ней..

Например. Тема «Тепловые явления» 8 класс.

1 уровень:

  1. Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы расплавить лед мас­сой 2 кг., взятый при температуре -10С, полученную воду нагреть до кипения и 0,5 кг. Ее испарить? Построить график зависимости 1(0).
  2. Чему равен кпд правильной печи, в которой на плавление 1 кг меди, взя­той при 1=85С, расходуется 40 г каменного угля?

3. Одинаковы ли средние кинетические энергии молекул водяного пара и во­ды, если температура пара и воды одна и та же? Одинаковы ли удельные внут­ренние энергии воды и пара при этих условиях?

2уровенъ:

  1. На нагревание и плавление меди израсходовано 1233,2 кДж теплоты. Опреде­лить массу меди, если ее начальная температура 15С. Построить график зави­симости температуры меди от подведенного количества теплоты. Все необхо­димые данные взятьиз таблиц.
  2. Какую массу антрацита надо сжечь в котельной установке с кпд, равным 60%, чтобы 5 т воды, поступающей в нее при 10С, нагреть до 100С, а 500 кг воды превратить в пар при 100С?
  3. Одинаковы ли средние кинетические энергии молекул воды и льда, если лед и вода имеют одну и ту же температуру? Одинаковы ли их удельные внутренние энергии?

Работа учителя по подготовке к зачетам:

Подготовить учащихся к зачету сложно. Во 1-х, нет определенных измерите­лей знаний по каждой теме. Учитель подбирать вопросы и задачи по теме зачета. Обычно эти вопросы даю учащимся под запись. Перед зачетом отвожу 2 урока для разбора вопросов и задач, уделив время 20 минут. Тематические зачеты по­казали, что если ученик систематически занимается изучением материала, то ему легко сдать зачет.

Данный вид контроля за знаниями показывает систему в работе ученика и учи­теля. Для учителя тематические зачеты показывают недоработки, проблемы в знаниях учащихся, позволяют работать с каждым индивидуально.

Хорошо и интересно проходили зачеты в 8-х классах. Сдавали теоретическую часть зачета в 8-х классах - учителям физики (три учителя принимали зачет).

В 8-ом классе начала готовить для приема зачетов учащихся 11 класса, но преж­де проверив их знания. Такой подход к контролю знаний был важен и интересен для обеих сторон.

Вопросы, задания для сдачи теоретической части зачета составляет учитель - задания обязательного минимума и вопросы для учащихся, которые желают по­лучить более высокую оценку.

Зачеты проводятся в учебное время, при этом:

предусматривается резерв времени до доработки;

оценка ставится методом сложения (общий зачет = сумме частных зачетов); «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача); кумулятивность итого­вой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных); повышенные оценки за достижения сверх базового уровня; возможна помощь учителя во время зачета.

При применении технологии уровневой дифференциации первоначальное вни­мание уделялось отработке обязательного минимума контроля знаний. Но при объяснении нового материала, и при сдаче теоретической части зачета, весь ма­териал представляю на 1, 2 , 3 уровнях освоения. Например: тема«Основы молекулярно- кинетической, теории» (1 положение MKT).

1 уровень.

Представляет материал, где подчеркивается разграничение между понятиями макро- и микрочастицами. Здесь достаточно показать изображение атомов и мо­лекул, рассказать о современном способе доказательства существования атомов молекул с помощью ионного микроскопа, дать представление о размерах атома, массе молекулы.

2уровень:

Рассматривает состояние макроскопической системы с методами изучения. Существует 2 метода изучения свойств макроскопических систем: статистический и термодинамический.

З уровень:

Здесь рассматриваются способы оценки размеров, массы, числа молекул. Оце­нить размеры молекул можно с помощью опыта, который был поставлен англий­ским физиком Робертом Рэллеем (определение диаметра одной молекулы а= У/5; 4= 1,6* 10а-9М

Далее можно подсчитать число молекул в капле воды массой 1 г., объемом -1 см 3. Диаметр молекулы = 3*10л-8 см. Определяется число молекул в капле. Учащимся предлагается закон Авогадро. Данная методика изучения нового ма­териала необходима при обучении в классах детей с различными способностями.

Используя технологию уровневой дифференциации, стараюсь совершенство­вать методику проведения урока. Чаще использую парную, групповую, индиви­дуальную формы работ.

Чтобы добиться знания обязательного уровня обучения слабоуспевающими учащимися, применяю методические приемы: решение задач по эталону, реше­ние задач с применением памяток на каждого ученика. Накоплен материал для проведения самостоятельной работы учащихся «Учись учиться».

Для организации самостоятельной работы использую прием: создание разно­уровневых групп, т.е. групп, в которые входят ученики с различным уровнем подготовки по физике. Каждой группе дается одно -два задания продвинутого уровня и общее для всех - вопросы обязательного результата обучения (ОРО).

Перед каждой группой ставится цель: научить каждого члена группы решать задачи, соответствующие знаниям ОРО. Учащиеся отчитываются за работу.

В данной организации работы прослеживается очень много положительных мо­ментов: повышается ответственность каждого ученика, виден результат работы и участие в работе каждого школьника.

При подготовке к уроку особое внимание уделяю упражнениям, задачам, при решении которых ученики от уровня понимания могли бы перейти на уровень применения знаний в новых ситуациях.

Например: при изучении темы:«ЭлектромагнитнаяИндукция» предлагаю за­дание: как, имея 2 гальванометра и соединительные провода получить и зарегист­рировать электрический ток (нестандартная ситуация, развивающая творческое мышление)

Для учащихся, изучающих физику, чтобы научиться решать задачи 1 уровня (особенно слабоуспевающих) с 7 кл. обращала внимание на правильную запись условия задачи, при этом ученики тренируют свою па­мять, воспитывают внимание, наблюдательность. Например, в качестве раз­минки в 7-ом классе предлагала задание:

Вторую половину пути велосипедист проехал вдвое большей скоростью. Учащиеся должны записать «Дано» : 31 =32 112=2111

При знакомстве с биографиями ученых - физиков учащихся нацеливаю на чер­ты характера ученого: трудолюбие, скромность, любовь к близким - все это формирует культуру учеников и приобщает их к общечеловеческим ценностям. Для эффективной организации самостоятельной работы учащихся накоплен боль­шой дидактический, раздаточный материал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология уровневая дифференциация. Карточки- помощники для самостоятельной работы с учебником с учётом способностей учащихся. Тема: " Строение и значение систем внутренних органов рыб"

Данные карточки применяются как раздаточный материал при работе с учебником, при индивидуальном изучении данной темы и при изучении данной темы, используя групповые технологии. По образцу можно сделат...

Семинар "Технологии уровневой дифференциации. Система работы с учащимися, имеющими пониженный уровень мотивации к учебе."

Текст выступления на семинаре на тему "Технологии уровневой дифференциации. Работа с учащимися, имеющими низкий уровень знаний в школе." и презентация к выступлению....

Применение технологии уровневой дифференциации "Тематические контрольные работы 9 класс"

Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по химии.Однако при всем разнообразии видов дифф...

Опыт работы «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средства сохранения психофизического здоровья учащихся».

В качетсва материала представлен опыт работы по темем«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средства сохранения психофизического здоровь...

Методическая разработка на тему «Использование технологии уровневой дифференциации обучения при формировании у школьников способов самостоятельной работы при решении физических задач»

Материалы на областной конкурс «Мастерская управленческого и педагогического опыта: дифференциация обучения в основной школе»...

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода. ...

Обобщение опыта по теме "Использование технологии уровневой дифференциации учебного материала "

Обобщение опыта по теме "Использование технологии уровневой дифференциации учебного материала на уроках русского языка как средство повышения качества образования учащихся с разной мотивацией к о...