Конспект индивидуального занятия. Постановка звука Ш.
план-конспект
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука
«Ш» с тренингом психомоторики и эмоционально-волевой сферы у
ребенка с задержкой психического развития.
Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука «Ш» с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Выработка четких устойчивых кинестезий образа звука «Ш» (ощущение положения органов артикуляции).
2. Тренировка новых произносительных умений и навыков пользования исправленной чистой речью.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие общей координации, точности, силы движения, способности к переключению.
- Развитие и совершенствование общей, тонкой и артикуляционной моторики.
3. Развитие речевого дыхания и голоса.
4. Развитие умения образовывать относительные прилагательные.
5. Развитие фонематического восприятия.
6. Формирование пространственных ориентировок, абстрактного мышления.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к занятиям, способности строго следовать полученной инструкции.
2. Воспитание самостоятельности и ответственности в работе.
3. Воспитание волевых качеств личности.
Оборудование: предметные картинки, шарик-бусинка диаметром 2-3 см на
веревке длиной около 60 см, зондозаменитель (индивидуальная зубная щётка), игрушка-змейка.
- Оргмомент (ребенок стоит в дверях)
Логопед: Выполни секретное задание, и ты узнаешь, кто пожаловал к нам в гости.
Задание.
Сделай два шага вперед и повернись направо;
Один шаг влево и два прыжка назад;
Прыгни вверх два раза и скажи: «Мяу-мяу»;
Два прыжка вперед, три шага вправо, присядь и возьми под столом
коробку (ребенок открывает коробку и видит в ней игрушку-змейку).
- Ход занятия.
Упражнения №1 с шариком на веревке.
Логопед: Отлично. Сегодня к нам на занятие приползла Змейка (выставляем игрушку-змейку перед ребенком).
Логопед: давай покажем, какой у нас есть «шарик-колобок» и как мы умеем с ним играть.
1) Двигать шарик языком по горизонтально натянутой веревке вправо-влево (10 раз).
2) Двигать шарик языком по вертикально натянутой веревке вверх, а вниз шарик упадет произвольно (10 раз).
3) Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его (10 раз).
4) Поймать шарик губами, сомкнуть губы и покатать шарик от щеки к щеке (10 раз).
5) Язык «Чашечка»; цель – поймать шарик в «чашечку» (10 раз).
6) Лежа на спине, ребенок старается языком дотянутся до шарика, который
над его ртом держит логопед, и толкнуть шарик, приподняв кончик языка (10 раз).
Логопед: Змейки очень любят воду. Давай вместе с ней поиграем. Посмотрим,
сколько воды сможет удержать наш язычок.
Упражнение №2 для языка с водой «Не расплескай воду»
- Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживаем 10-15 секунд.
- Язык-«ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость (10 раз).
- Язык-«ковш» с жидкостью плавно движется вперед-назад, удерживая жидкость (10 раз).
Упражнения на развитие координации, артикуляции, дыхания, голоса телесной и пространственной ориентации.
Упражнение № 3 «Насос»
Логопед: Наша змейка большая спортсменка. Каждое утро она делает зарядку. Давай вместе со змейкой сделаем зарядку на ковре.
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз вдоль туловища.
Медленный вдох через нос, руки при этом скользят вдоль туловища вверх к плечам, сгибаясь в локтях. Задержка дыхания. Руки согнуты в локтях, кисти рук под мышками. Медленный выдох через рот с протяжным звуком [у]. Руки скользят вдоль туловища вниз (3 раза).
Упражнение № 4 «Болтушка правая»
И.п. – стоя, рот широко открыт, правая рука в сторону, левая вперед. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад двигаются вперед-назад мягкие расслабленные кисти рук (локти не сгибать).
Упражнение № 5 «Улыбка-трубочка»
И.п. – стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы в сторону, одновременно развести руки в стороны, произнести длительно, протяжно звук «И», соединить большой и
указательный палец в колечко; вытянуть губы вперед «трубочкой», произнести протяжно звук «И», соединить руки перед грудью, локти в сторону. Выполнять 4 раза каждый раз, меняя пальцы в колечках.
Упражнение № 6 «Накажем непослушный язычок»
И.п. – стоя, прямые руки подняты над головой, губы растянуты в улыбке. Пошлепываем губами кончик широкого языка, при этом пальцы с силой сжимаются в кулаки и разжимаются (10 сек.)
Упражнение № 7 «Болтушка левая». То же, что и болтушка правая, только левая рука в сторону.
Упражнение № 8 «Качели маленькие - качели большие»
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью. Движение языка вверх-вниз внутри полости рта (язычок упирается в верхние, затем в нижние зубы), руки согнуты в локтях перед грудью, кисти движутся вверх-вниз (5 раз);
Затем прямые руки вытянуть вперед. Выполняя движения высунутым языком вверх-вниз по губам, двигаем синхронно кисти рук вверх-вниз (5 раз)
Упражнение № 9 «Экскаватор»
И.п.- стоя, прямые руки вытянуты вперед. Попеременно язык – «чашка» у верхней губы, прямые руки вытянуты ладонями вперед, язык – «чашка» у верхних зубов снаружи, руки слегка согнуты в локтях ладонями вперед (10 раз).
Упражнение № 10 Постановка звука «Ш» от звука «С» с механической помощью.
Логопед: Наша змейка любит шипеть. Давай покажем, как она это делает.
Чтобы змейка зашипела ей, нужно посвистеть: С-С-С (в этот момент просим
ребенка поднять язычок вверх или с механической помощью приподнимаем язычок вверх) .
Физкультминутка в сочетании с концентрацией внимания и
саморегуляцией «Четыре стихии» (1 минута)
Взрослый договаривается с ребенком, что на слово земля он должен присесть, произнести слово, относящееся к земле, например, трава и изобразить змею; на вода, ребенок вытягивает руки вперед, изображает волны, водоросли и говорит слово водопад; на слово воздух ребенок поднимает руки вверх, встает на носочки, изображает полет птицы и говорит слово солнце (можно усложнить и или упростить в зависимости от развития ребенка.
Упражнение № 11 Игра «Помощница»
Логопед: наша змейка любит помогать по хозяйству. Давай посмотрим, что у нас плохо лежит. Нашла платок из шелка (выкладываем картинку или предмет). Какой платок она нашла? (Шелковый).
Коврик из соломы – соломенный;
конфета из шоколада - шоколадная,
носки из шерсти – шерстяные,
браслет из кожи - кожаный,
кубик из стекла - стеклянный,
чашку из глины - глиняная.
Упражнение № 12 «Прятки» (постановка звука «Ш» любым способом и развитие фонематического восприятия)
Логопед: Наша змейка пошипела (постановка звука «Ш»). А потом уползла в зоопарк и там спряталась. Давай её поищем. Я буду произносить названия животных. Как только услышишь, что змейка шипит ш-ш-ш, кричи громко:
«Нашла, нашла!»
Собака, жираф, кошка, петух, щенок, черепаха, ёжик, лошадка, волк, мишутка.
- Итог занятия.
Логопед: Сегодня на занятии мы учились правильно и красиво шипеть. Мне со змейкой очень понравилось, как ты работал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individualnogo_zanyatiya._postanovka_zvuka_sh.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука
«Ш» с тренингом психомоторики и эмоционально-волевой сферы у
ребенка с задержкой психического развития.
Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука «Ш» с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Выработка четких устойчивых кинестезий образа звука «Ш» (ощущение положения органов артикуляции).
2. Тренировка новых произносительных умений и навыков пользования исправленной чистой речью.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие общей координации, точности, силы движения, способности к переключению.
- Развитие и совершенствование общей, тонкой и артикуляционной моторики.
3. Развитие речевого дыхания и голоса.
4. Развитие умения образовывать относительные прилагательные.
5. Развитие фонематического восприятия.
6. Формирование пространственных ориентировок, абстрактного мышления.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к занятиям, способности строго следовать полученной инструкции.
2. Воспитание самостоятельности и ответственности в работе.
3. Воспитание волевых качеств личности.
Оборудование: предметные картинки, шарик-бусинка диаметром 2-3 см на
веревке длиной около 60 см, зондозаменитель (индивидуальная зубная щётка), игрушка-змейка.
- Оргмомент (ребенок стоит в дверях)
Логопед: Выполни секретное задание, и ты узнаешь, кто пожаловал к нам в гости.
Задание.
Сделай два шага вперед и повернись направо;
Один шаг влево и два прыжка назад;
Прыгни вверх два раза и скажи: «Мяу-мяу»;
Два прыжка вперед, три шага вправо, присядь и возьми под столом
коробку (ребенок открывает коробку и видит в ней игрушку-змейку).
- Ход занятия.
Упражнения №1 с шариком на веревке.
Логопед: Отлично. Сегодня к нам на занятие приползла Змейка (выставляем игрушку-змейку перед ребенком).
Логопед: давай покажем, какой у нас есть «шарик-колобок» и как мы умеем с ним играть.
1) Двигать шарик языком по горизонтально натянутой веревке вправо-влево (10 раз).
2) Двигать шарик языком по вертикально натянутой веревке вверх, а вниз шарик упадет произвольно (10 раз).
3) Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его (10 раз).
4) Поймать шарик губами, сомкнуть губы и покатать шарик от щеки к щеке (10 раз).
5) Язык «Чашечка»; цель – поймать шарик в «чашечку» (10 раз).
6) Лежа на спине, ребенок старается языком дотянутся до шарика, который
над его ртом держит логопед, и толкнуть шарик, приподняв кончик языка (10 раз).
Логопед: Змейки очень любят воду. Давай вместе с ней поиграем. Посмотрим,
сколько воды сможет удержать наш язычок.
Упражнение №2 для языка с водой «Не расплескай воду»
- Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживаем 10-15 секунд.
- Язык-«ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость (10 раз).
- Язык-«ковш» с жидкостью плавно движется вперед-назад, удерживая жидкость (10 раз).
Упражнения на развитие координации, артикуляции, дыхания, голоса телесной и пространственной ориентации.
Упражнение № 3 «Насос»
Логопед: Наша змейка большая спортсменка. Каждое утро она делает зарядку. Давай вместе со змейкой сделаем зарядку на ковре.
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз вдоль туловища.
Медленный вдох через нос, руки при этом скользят вдоль туловища вверх к плечам, сгибаясь в локтях. Задержка дыхания. Руки согнуты в локтях, кисти рук под мышками. Медленный выдох через рот с протяжным звуком [у]. Руки скользят вдоль туловища вниз (3 раза).
Упражнение № 4 «Болтушка правая»
И.п. – стоя, рот широко открыт, правая рука в сторону, левая вперед. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад двигаются вперед-назад мягкие расслабленные кисти рук (локти не сгибать).
Упражнение № 5 «Улыбка-трубочка»
И.п. – стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы в сторону, одновременно развести руки в стороны, произнести длительно, протяжно звук «И», соединить большой и
указательный палец в колечко; вытянуть губы вперед «трубочкой», произнести протяжно звук «И», соединить руки перед грудью, локти в сторону. Выполнять 4 раза каждый раз, меняя пальцы в колечках.
Упражнение № 6 «Накажем непослушный язычок»
И.п. – стоя, прямые руки подняты над головой, губы растянуты в улыбке. Пошлепываем губами кончик широкого языка, при этом пальцы с силой сжимаются в кулаки и разжимаются (10 сек.)
Упражнение № 7 «Болтушка левая». То же, что и болтушка правая, только левая рука в сторону.
Упражнение № 8 «Качели маленькие - качели большие»
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью. Движение языка вверх-вниз внутри полости рта (язычок упирается в верхние, затем в нижние зубы), руки согнуты в локтях перед грудью, кисти движутся вверх-вниз (5 раз);
Затем прямые руки вытянуть вперед. Выполняя движения высунутым языком вверх-вниз по губам, двигаем синхронно кисти рук вверх-вниз (5 раз)
Упражнение № 9 «Экскаватор»
И.п.- стоя, прямые руки вытянуты вперед. Попеременно язык – «чашка» у верхней губы, прямые руки вытянуты ладонями вперед, язык – «чашка» у верхних зубов снаружи, руки слегка согнуты в локтях ладонями вперед (10 раз).
Упражнение № 10 Постановка звука «Ш» от звука «С» с механической помощью.
Логопед: Наша змейка любит шипеть. Давай покажем, как она это делает.
Чтобы змейка зашипела ей, нужно посвистеть: С-С-С (в этот момент просим
ребенка поднять язычок вверх или с механической помощью приподнимаем язычок вверх) .
Физкультминутка в сочетании с концентрацией внимания и
саморегуляцией «Четыре стихии» (1 минута)
Взрослый договаривается с ребенком, что на слово земля он должен присесть, произнести слово, относящееся к земле, например, трава и изобразить змею; на вода, ребенок вытягивает руки вперед, изображает волны, водоросли и говорит слово водопад; на слово воздух ребенок поднимает руки вверх, встает на носочки, изображает полет птицы и говорит слово солнце (можно усложнить и или упростить в зависимости от развития ребенка.
Упражнение № 11 Игра «Помощница»
Логопед: наша змейка любит помогать по хозяйству. Давай посмотрим, что у нас плохо лежит. Нашла платок из шелка (выкладываем картинку или предмет). Какой платок она нашла? (Шелковый).
Коврик из соломы – соломенный;
конфета из шоколада - шоколадная,
носки из шерсти – шерстяные,
браслет из кожи - кожаный,
кубик из стекла - стеклянный,
чашку из глины - глиняная.
Упражнение № 12 «Прятки» (постановка звука «Ш» любым способом и развитие фонематического восприятия)
Логопед: Наша змейка пошипела (постановка звука «Ш»). А потом уползла в зоопарк и там спряталась. Давай её поищем. Я буду произносить названия животных. Как только услышишь, что змейка шипит ш-ш-ш, кричи громко:
«Нашла, нашла!»
Собака, жираф, кошка, петух, щенок, черепаха, ёжик, лошадка, волк, мишутка.
- Итог занятия.
Логопед: Сегодня на занятии мы учились правильно и красиво шипеть. Мне со змейкой очень понравилось, как ты работал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука «Л».
Представляю конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука «Л»....
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Р"
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия в 1 классе по теме:"Автоматизация звука р в связной речи". Также подойдет для детей подготовительной группы детского сада. С инструкциями, по...
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Р в предложениях"
Конспект индивидуального занятия предназначен для автоматизации звука Р в предложениях. Конспект составлен с учетом современных требований логопедии к проведению занятий с дошкольниками. В занят...
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Ж"
Цель занятия: постановка звука ЖЗадачи: 1) Закрепление артикуляционных упражнений на звук Ж; 2) учить изолированному произношению звука; ...
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Постановка звука Р»
Цель: постановка звука РЗадачи:- закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений для постановки звука Р; - продолжать формирование длительно направленной воздушной струи; - учить правильно...
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука -р-"
В конспекте представлены задания по автоматизации звука -Р- в слогах....
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Р на материале лексической темы "Ранняя весна"
План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р у ребенка 6 - 7 лет с ОНР (III уровень речевого развития)....