Конспект индивидуального занятия. Постановка звука Ш.
план-конспект

Голуб Наталья Леонидовна

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука

«Ш» с тренингом психомоторики и эмоционально-волевой сферы у

ребенка с задержкой психического развития.

 

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука «Ш» с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.

 

Задачи:

 

Коррекционно-образовательные:

  1. Выработка четких устойчивых кинестезий образа звука «Ш» (ощущение положения органов артикуляции).

 

2. Тренировка новых произносительных умений и навыков пользования исправленной чистой речью.

 

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие общей координации, точности, силы движения, способности к переключению.
  2. Развитие и совершенствование общей, тонкой и артикуляционной моторики.

3. Развитие речевого дыхания и голоса.

4. Развитие умения образовывать относительные прилагательные.

5. Развитие фонематического восприятия.

6. Формирование пространственных ориентировок, абстрактного мышления.

 

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к занятиям, способности строго следовать полученной инструкции.

2. Воспитание самостоятельности и ответственности в работе.

3. Воспитание волевых качеств личности.

 

Оборудование: предметные картинки, шарик-бусинка диаметром 2-3 см на

веревке длиной около 60 см, зондозаменитель (индивидуальная зубная щётка), игрушка-змейка.

 

  1. Оргмомент (ребенок стоит в дверях)

Логопед: Выполни секретное задание, и ты узнаешь, кто пожаловал к нам в гости.

Задание.

Сделай два шага вперед и повернись направо;

Один шаг влево и два прыжка назад;

Прыгни вверх два раза и скажи: «Мяу-мяу»;

Два прыжка вперед, три шага вправо, присядь и возьми под столом

коробку (ребенок открывает коробку и видит в ней игрушку-змейку).

 

  1. Ход занятия.

Упражнения №1 с шариком на веревке.

Логопед: Отлично. Сегодня к нам на занятие приползла Змейка (выставляем игрушку-змейку перед ребенком).

Логопед: давай покажем, какой у нас есть «шарик-колобок» и как мы умеем с ним играть.

1) Двигать шарик языком по горизонтально натянутой веревке вправо-влево (10 раз).

2) Двигать шарик языком по вертикально натянутой веревке вверх, а вниз шарик упадет произвольно (10 раз).

3) Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его (10 раз).

4) Поймать шарик губами, сомкнуть губы и покатать шарик от щеки к щеке (10 раз).

5) Язык «Чашечка»; цель – поймать шарик в «чашечку» (10 раз).

6) Лежа на спине, ребенок старается языком дотянутся до шарика, который

над его ртом держит логопед, и толкнуть шарик, приподняв кончик языка (10 раз).

 

Логопед: Змейки очень любят воду. Давай вместе с ней поиграем. Посмотрим,

сколько воды сможет удержать наш язычок.

 

Упражнение №2 для языка с водой «Не расплескай воду»

  1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды  сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживаем 10-15 секунд.
  2. Язык-«ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость (10 раз).
  3. Язык-«ковш» с жидкостью плавно движется вперед-назад, удерживая жидкость (10 раз).

 

Упражнения на развитие координации, артикуляции, дыхания, голоса телесной и пространственной ориентации.

 

Упражнение № 3 «Насос»

Логопед: Наша змейка большая спортсменка. Каждое утро она делает зарядку. Давай вместе со змейкой сделаем зарядку на ковре.

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз вдоль туловища.

Медленный вдох через нос, руки при этом скользят вдоль туловища вверх к плечам, сгибаясь в локтях. Задержка дыхания. Руки согнуты в локтях, кисти рук под мышками. Медленный выдох через рот с протяжным звуком [у]. Руки скользят вдоль туловища вниз (3 раза).

 

Упражнение № 4 «Болтушка правая»

И.п. – стоя, рот широко открыт, правая рука в сторону, левая вперед. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад двигаются вперед-назад мягкие расслабленные кисти рук (локти не сгибать).

 

Упражнение № 5 «Улыбка-трубочка»

И.п. – стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы в сторону, одновременно развести руки в стороны, произнести длительно, протяжно звук «И», соединить большой и

указательный палец в колечко; вытянуть губы вперед «трубочкой», произнести протяжно звук «И», соединить руки перед грудью, локти в сторону. Выполнять 4 раза каждый раз, меняя пальцы в колечках.

 

Упражнение № 6 «Накажем непослушный язычок»

И.п. – стоя, прямые руки подняты над головой, губы растянуты в улыбке. Пошлепываем губами кончик широкого языка, при этом пальцы с силой сжимаются в кулаки и разжимаются (10 сек.)

 

Упражнение № 7 «Болтушка левая». То же, что и болтушка правая, только левая рука в сторону.

 

Упражнение № 8 «Качели маленькие - качели большие»

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью. Движение языка вверх-вниз внутри полости рта (язычок упирается в верхние, затем в нижние зубы), руки согнуты в локтях перед грудью, кисти движутся вверх-вниз (5 раз);

Затем прямые руки вытянуть вперед. Выполняя движения высунутым языком вверх-вниз по губам, двигаем синхронно кисти рук вверх-вниз (5 раз)

 

Упражнение № 9 «Экскаватор»

И.п.- стоя, прямые руки вытянуты вперед. Попеременно язык – «чашка» у верхней губы, прямые руки вытянуты ладонями вперед, язык – «чашка» у верхних зубов снаружи, руки слегка согнуты в локтях ладонями вперед (10 раз).

 

Упражнение № 10 Постановка звука «Ш» от звука «С» с механической помощью.

Логопед: Наша змейка любит шипеть. Давай покажем, как она это делает.

Чтобы змейка зашипела ей, нужно посвистеть: С-С-С (в этот момент просим

ребенка поднять язычок вверх или с механической помощью приподнимаем язычок вверх) .

 

Физкультминутка в сочетании с концентрацией внимания и

саморегуляцией «Четыре стихии» (1 минута)

 

Взрослый договаривается с ребенком, что на слово земля он должен присесть, произнести слово, относящееся к земле, например, трава и изобразить змею; на вода, ребенок вытягивает руки вперед, изображает волны, водоросли и говорит слово водопад; на слово воздух ребенок поднимает руки вверх, встает на носочки, изображает полет птицы и говорит слово солнце (можно усложнить и или упростить в зависимости от развития ребенка.

 

Упражнение № 11 Игра «Помощница»

Логопед: наша змейка любит помогать по хозяйству. Давай посмотрим, что у нас плохо лежит. Нашла платок из шелка (выкладываем картинку или предмет). Какой платок она нашла? (Шелковый).

Коврик из соломы – соломенный;

конфета из шоколада - шоколадная,

носки из шерсти – шерстяные,

браслет из кожи - кожаный,

кубик из стекла - стеклянный,

чашку из глины - глиняная.

 

Упражнение № 12 «Прятки» (постановка звука «Ш» любым способом и развитие фонематического восприятия)

Логопед: Наша змейка пошипела (постановка звука «Ш»). А потом уползла в зоопарк и там спряталась. Давай её поищем. Я буду произносить названия животных. Как только услышишь, что змейка шипит ш-ш-ш, кричи громко:

«Нашла, нашла!»

Собака, жираф, кошка, петух, щенок, черепаха, ёжик, лошадка, волк, мишутка.

 

  1. Итог занятия.

Логопед: Сегодня на занятии мы учились правильно и красиво шипеть. Мне со змейкой очень понравилось, как ты работал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_zanyatiya._postanovka_zvuka_sh.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука

«Ш» с тренингом психомоторики и эмоционально-волевой сферы у

ребенка с задержкой психического развития.

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука «Ш» с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Выработка четких устойчивых кинестезий образа звука «Ш» (ощущение положения органов артикуляции).

2. Тренировка новых произносительных умений и навыков пользования исправленной чистой речью.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие общей координации, точности, силы движения, способности к переключению.
  2. Развитие и совершенствование общей, тонкой и артикуляционной моторики.

3. Развитие речевого дыхания и голоса.

4. Развитие умения образовывать относительные прилагательные.

5. Развитие фонематического восприятия.

6. Формирование пространственных ориентировок, абстрактного мышления.

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к занятиям, способности строго следовать полученной инструкции.

2. Воспитание самостоятельности и ответственности в работе.

3. Воспитание волевых качеств личности.

Оборудование: предметные картинки, шарик-бусинка диаметром 2-3 см на

веревке длиной около 60 см, зондозаменитель (индивидуальная зубная щётка), игрушка-змейка.

  1. Оргмомент (ребенок стоит в дверях)

Логопед: Выполни секретное задание, и ты узнаешь, кто пожаловал к нам в гости.

Задание.

Сделай два шага вперед и повернись направо;

Один шаг влево и два прыжка назад;

Прыгни вверх два раза и скажи: «Мяу-мяу»;

Два прыжка вперед, три шага вправо, присядь и возьми под столом

коробку (ребенок открывает коробку и видит в ней игрушку-змейку).

  1. Ход занятия.

Упражнения №1 с шариком на веревке.

Логопед: Отлично. Сегодня к нам на занятие приползла Змейка (выставляем игрушку-змейку перед ребенком).

Логопед: давай покажем, какой у нас есть «шарик-колобок» и как мы умеем с ним играть.

1) Двигать шарик языком по горизонтально натянутой веревке вправо-влево (10 раз).

2) Двигать шарик языком по вертикально натянутой веревке вверх, а вниз шарик упадет произвольно (10 раз).

3) Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его (10 раз).

4) Поймать шарик губами, сомкнуть губы и покатать шарик от щеки к щеке (10 раз).

5) Язык «Чашечка»; цель – поймать шарик в «чашечку» (10 раз).

6) Лежа на спине, ребенок старается языком дотянутся до шарика, который

над его ртом держит логопед, и толкнуть шарик, приподняв кончик языка (10 раз).

Логопед: Змейки очень любят воду. Давай вместе с ней поиграем. Посмотрим,

сколько воды сможет удержать наш язычок.

Упражнение №2 для языка с водой «Не расплескай воду»

  1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды  сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживаем 10-15 секунд.
  2. Язык-«ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость (10 раз).
  3. Язык-«ковш» с жидкостью плавно движется вперед-назад, удерживая жидкость (10 раз).

Упражнения на развитие координации, артикуляции, дыхания, голоса телесной и пространственной ориентации.

Упражнение № 3 «Насос»

Логопед: Наша змейка большая спортсменка. Каждое утро она делает зарядку. Давай вместе со змейкой сделаем зарядку на ковре.

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз вдоль туловища.

Медленный вдох через нос, руки при этом скользят вдоль туловища вверх к плечам, сгибаясь в локтях. Задержка дыхания. Руки согнуты в локтях, кисти рук под мышками. Медленный выдох через рот с протяжным звуком [у]. Руки скользят вдоль туловища вниз (3 раза).

Упражнение № 4 «Болтушка правая»

И.п. – стоя, рот широко открыт, правая рука в сторону, левая вперед. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад двигаются вперед-назад мягкие расслабленные кисти рук (локти не сгибать).

Упражнение № 5 «Улыбка-трубочка»

И.п. – стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы в сторону, одновременно развести руки в стороны, произнести длительно, протяжно звук «И», соединить большой и

указательный палец в колечко; вытянуть губы вперед «трубочкой», произнести протяжно звук «И», соединить руки перед грудью, локти в сторону. Выполнять 4 раза каждый раз, меняя пальцы в колечках.

Упражнение № 6 «Накажем непослушный язычок»

И.п. – стоя, прямые руки подняты над головой, губы растянуты в улыбке. Пошлепываем губами кончик широкого языка, при этом пальцы с силой сжимаются в кулаки и разжимаются (10 сек.)

Упражнение № 7 «Болтушка левая». То же, что и болтушка правая, только левая рука в сторону.

Упражнение № 8 «Качели маленькие - качели большие»

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью. Движение языка вверх-вниз внутри полости рта (язычок упирается в верхние, затем в нижние зубы), руки согнуты в локтях перед грудью, кисти движутся вверх-вниз (5 раз);

Затем прямые руки вытянуть вперед. Выполняя движения высунутым языком вверх-вниз по губам, двигаем синхронно кисти рук вверх-вниз (5 раз)

Упражнение № 9 «Экскаватор»

И.п.- стоя, прямые руки вытянуты вперед. Попеременно язык – «чашка» у верхней губы, прямые руки вытянуты ладонями вперед, язык – «чашка» у верхних зубов снаружи, руки слегка согнуты в локтях ладонями вперед (10 раз).

Упражнение № 10 Постановка звука «Ш» от звука «С» с механической помощью.

Логопед: Наша змейка любит шипеть. Давай покажем, как она это делает.

Чтобы змейка зашипела ей, нужно посвистеть: С-С-С (в этот момент просим

ребенка поднять язычок вверх или с механической помощью приподнимаем язычок вверх) .

Физкультминутка в сочетании с концентрацией внимания и

саморегуляцией «Четыре стихии» (1 минута)

Взрослый договаривается с ребенком, что на слово земля он должен присесть, произнести слово, относящееся к земле, например, трава и изобразить змею; на вода, ребенок вытягивает руки вперед, изображает волны, водоросли и говорит слово водопад; на слово воздух ребенок поднимает руки вверх, встает на носочки, изображает полет птицы и говорит слово солнце (можно усложнить и или упростить в зависимости от развития ребенка.

Упражнение № 11 Игра «Помощница»

Логопед: наша змейка любит помогать по хозяйству. Давай посмотрим, что у нас плохо лежит. Нашла платок из шелка (выкладываем картинку или предмет). Какой платок она нашла? (Шелковый).

Коврик из соломы – соломенный;

конфета из шоколада - шоколадная,

носки из шерсти – шерстяные,

браслет из кожи - кожаный,

кубик из стекла - стеклянный,

чашку из глины - глиняная.

Упражнение № 12 «Прятки» (постановка звука «Ш» любым способом и развитие фонематического восприятия)

Логопед: Наша змейка пошипела (постановка звука «Ш»). А потом уползла в зоопарк и там спряталась. Давай её поищем. Я буду произносить названия животных. Как только услышишь, что змейка шипит ш-ш-ш, кричи громко:

«Нашла, нашла!»

Собака, жираф, кошка, петух, щенок, черепаха, ёжик, лошадка, волк, мишутка.

  1. Итог занятия.

Логопед: Сегодня на занятии мы учились правильно и красиво шипеть. Мне со змейкой очень понравилось, как ты работал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука «Л».

Представляю конспект индивидуального занятия  "Автоматизация звука «Л»....

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Р"

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия в 1 классе по теме:"Автоматизация звука р в связной речи". Также подойдет для детей подготовительной группы детского сада. С инструкциями, по...

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Р в предложениях"

Конспект индивидуального занятия  предназначен для автоматизации звука Р в предложениях. Конспект составлен с учетом современных требований логопедии к проведению занятий с дошкольниками. В занят...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Ж"

Цель занятия: постановка звука ЖЗадачи: 1) Закрепление артикуляционных упражнений на звук Ж;                2) учить изолированному произношению звука;  ...

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Постановка звука Р»

Цель: постановка звука РЗадачи:- закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений для постановки звука Р; - продолжать формирование длительно направленной воздушной струи; - учить правильно...

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука -р-"

В конспекте представлены задания по автоматизации звука -Р- в слогах....

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Р на материале лексической темы "Ранняя весна"

План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р у ребенка 6 - 7 лет с ОНР (III уровень речевого развития)....