Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука -р-"
план-конспект на тему

Фадеева Юлия Михайловна

В конспекте представлены задания по автоматизации звука -Р- в слогах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия.

 

Тема: Автоматизация звука «Р»

Цели:

-  Развитие фонематического слуха.

- Закрепление навыков фонематического анализа.

- Выработка резкого направленного выдоха.

-Автоматизация твердого звука «р» в открытых слогах.

- Закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза.

- Уточнение и расширение словаря.

- Развитие высших психических функций и навыков самоконтроля.

Оборудование:

Зеркало, доска, предметные картинки (корова, зебра,  волк, рысь), карточки- игры: «вертолет», «грузовик», схемы для звукового анализа – «домики», карточки –буквы,  мяч, фломастеры.

Ход урока

1. Организационный момент.

 Логопед предлагает ребенку отгадать загадки и выбрать картинку-отгадку из предложенных:  корова, волк, зебра, рысь

и расположить картинки на доске в соответствии с инструкцией:

  • в верхнем правом углу,
  • в нижнем левом углу,
  • в нижнем правом углу,
  • в верхнем левом углу.

Загадки:

«Лесники ее котят взять домой не захотят,

Ей не скажешь: «киска, брысь!» Потому, что это …»  

(Рысь)

«Среди двора стоит копна: спереди вилы, а сзади – метла».

(Корова)

«Зубовато, серовато. По полю рыщет, телят, овец ищет».

(Волк)

«Разрисована лошадка, словно школьная тетрадка».

(Зебра)

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы продолжим учиться произносить твердый звук «р» и слоги  с этим звуком.

3. Развитие фонематического восприятия.

Логопед дает задание ребенку:

  • Хлопнуть в ладоши 1раз, когда он услышит звук «р»:

 а,  у,  р,  ш,  р,  з,  р, л,   щ,  а, о,  р,  ж,  р.

  • Хлопнуть 2 раза, когда он услышит слог со звуком «р»:

ва,  ра, по, ку, ру, ма, лы, ры, фо, зы, ро, ры.

  • Хлопнуть 3 раза, если в слове есть звук «р»:

 лампа, рама, салют, замок, радуга, стол, коробка, шапка, комары.

Логопед предлагает ребенку послушать названия предметов и найти для слов свои «домики» (по месту расположения звука «р» в словах -  начало, середина, конец слова)

Картинки:  

Ручка, помидор, сыр, мухомор, барабан, зебра, карандаш, ромашка, рыба.

Ребенок располагает картинки под соответствующими схемами.

4. Артикуляционная гимнастика.

1) Логопед предлагает ребенку вспомнить, какие упражнения помогали ему учиться произносить звук «р» и выбрать среди карточек-символов подходящие (заборчик, чашечка, грибочек, качели, барабан).

2) Выполнение перед зеркалом упражнений артикуляционной гимнастики:

  • Статических - «заборчик», «чашечка», «иголочка».
  • Динамических – «лошадка», «качели», «грибочек», «маляр», «болтушка», «почистим зубки».
  • Упражнения по формированию резкого направленного выдоха – «фокус».

5. Автоматизация звука «Р».

1) Логопед вместе с ребенком уточняет характеристику звука и его артикуляцию:

  • губы в улыбке,
  • язык поднят за верхние зубы,
  • воздушная струя – сильная, направленная на кончик языка,
  • звук твердый.

2) Автоматизация навыка произношения звука «р» изолированно (с опорой на кинестетический анализатор).

 Логопед предлагает ребенку произносить звук «р» используя картинки-игры:

«ВЕРТОЛЕТ»

Логопед:

 «Отправляется в полет винтокрылый вертолет! Ни разгона, ни разбега ,  раскрутили винт – и в небо!»

- Давай поможем пилоту завести вертолет.

(Ребенок поизносит длительно звук «р» и обводит пальчиком круги и спирали, рисует спирали фломастером самостоятельно).

«ГРУЗОВИК»

Логопед: « Грузовик огромный, труженик большой, грузы многотонные возит день-деньской».

- Покажи, по каким дорожкам проехал грузовик.

 (Ребенок произносит длительно звук «р», проводя пальчиком  по шероховатым поверхностям дорожек).

3) Автоматизация навыка произношения звука «р» в прямых открытых слогах.

  В кузове грузовика находятся карточки с буквами – А, О, У, Ы.

Логопед предлагает ребенку поставить их на «дорожках» по которым проедет грузовик. Ребенок, двигаясь по «дорожке» к букве произносит слоги:

РА, РО, РУ, РЫ.

  • Логопед просит ребенка проговаривать слоги:
  • перед зеркалом,
  • с закрытыми глазами:

  • ра, ра, ра          ры,ры,ры            ра,ру,ры,ро
  • ро, ро, ро         ру,ру,ру              ро,ры,ру,ра

4) Проговаривание слоговых рядов с выделением ударного слога

 игра   «волшебный молоточек».

  • ра –ра –ра          ро – ро – ро        ры – ры – ры       ру – ру - ру
  • ра – ра –ра         ро – ро – ро        ры – ры – ры       ру – ру - ру
  • ра – ра- ра         ро – ро – ро         ры – ры – ры       ру - ру - ру

6. Динамическая пауза.

Логопед предлагает ребенку  выложить на полу из веревочек разной длины «лесенку», располагая веревочки от самой длинной к самой короткой.

Логопед просит ребенка запомнить слоговой ряд и «прошагать» по лесенке вверх и вниз проговаривая слоги:

Ра – ры -  ры –ра,

Ро –ро –ру – ра

Ры – ро –ру- ры

Ра – ро – ро –ра

Ры – ры –ру – ра

7. Игра с мячом  «доскажи словечко».

Логопед бросает ребенку мяч и называет начало слова, возвращая мяч, ребенок заканчивает слово, добавляя  нужный слог (ра, ро, ры, ру):

«Вот слова со слогом «ра»:  ко – ра,   жа – ра,   но – ра,   иг – ра.

«Вот слова со слогом «ры»:  ку – ры,  го – ры,  топо -  ры,  кома – ры.

«Вот слова со слогом «ро» :  вед – ро, мет - ро, пе - ро,  доб – ро.

«Вот слова со слогом «ру» :  кенгу – ру.

«Мы закончили игру!»

8. Итог занятия. Рефлексия. Задание на дом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"

В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему"Автоматизация звука ч"

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков в игровой форме...

Конспект индивидуального занятия. Коррекция произношения звука Р* при дизартрии.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звука Р* при дизартрии....

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: «Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях, тексте». «Это варится варенье!»

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: «Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях, тексте». «Это варится варенье!» Помимо заданий на автоматизацию з...

Конспект индивидуального занятия «Звуки К и Кь, буква К, Дательный падеж множественного числа существительных».

Конспект индивидуального занятия «Звуки К и Кь, буква К, Дательный падеж множественного числа существительных»....

Конспект индивидуального занятия «Звуки Н и Нь, буква Н, Дательный падеж множественного числа существительных».

Конспект индивидуального занятия «Звуки Н и Нь, буква Н, Дательный падеж множественного числа существительных»....