Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука -р-"
план-конспект на тему
В конспекте представлены задания по автоматизации звука -Р- в слогах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука -р-" | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема: Автоматизация звука «Р»
Цели:
- Развитие фонематического слуха.
- Закрепление навыков фонематического анализа.
- Выработка резкого направленного выдоха.
-Автоматизация твердого звука «р» в открытых слогах.
- Закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза.
- Уточнение и расширение словаря.
- Развитие высших психических функций и навыков самоконтроля.
Оборудование:
Зеркало, доска, предметные картинки (корова, зебра, волк, рысь), карточки- игры: «вертолет», «грузовик», схемы для звукового анализа – «домики», карточки –буквы, мяч, фломастеры.
Ход урока
1. Организационный момент.
Логопед предлагает ребенку отгадать загадки и выбрать картинку-отгадку из предложенных: корова, волк, зебра, рысь
и расположить картинки на доске в соответствии с инструкцией:
- в верхнем правом углу,
- в нижнем левом углу,
- в нижнем правом углу,
- в верхнем левом углу.
Загадки:
«Лесники ее котят взять домой не захотят,
Ей не скажешь: «киска, брысь!» Потому, что это …»
(Рысь)
«Среди двора стоит копна: спереди вилы, а сзади – метла».
(Корова)
«Зубовато, серовато. По полю рыщет, телят, овец ищет».
(Волк)
«Разрисована лошадка, словно школьная тетрадка».
(Зебра)
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы продолжим учиться произносить твердый звук «р» и слоги с этим звуком.
3. Развитие фонематического восприятия.
Логопед дает задание ребенку:
- Хлопнуть в ладоши 1раз, когда он услышит звук «р»:
а, у, р, ш, р, з, р, л, щ, а, о, р, ж, р.
- Хлопнуть 2 раза, когда он услышит слог со звуком «р»:
ва, ра, по, ку, ру, ма, лы, ры, фо, зы, ро, ры.
- Хлопнуть 3 раза, если в слове есть звук «р»:
лампа, рама, салют, замок, радуга, стол, коробка, шапка, комары.
Логопед предлагает ребенку послушать названия предметов и найти для слов свои «домики» (по месту расположения звука «р» в словах - начало, середина, конец слова)
Картинки:
Ручка, помидор, сыр, мухомор, барабан, зебра, карандаш, ромашка, рыба.
Ребенок располагает картинки под соответствующими схемами.
4. Артикуляционная гимнастика.
1) Логопед предлагает ребенку вспомнить, какие упражнения помогали ему учиться произносить звук «р» и выбрать среди карточек-символов подходящие (заборчик, чашечка, грибочек, качели, барабан).
2) Выполнение перед зеркалом упражнений артикуляционной гимнастики:
- Статических - «заборчик», «чашечка», «иголочка».
- Динамических – «лошадка», «качели», «грибочек», «маляр», «болтушка», «почистим зубки».
- Упражнения по формированию резкого направленного выдоха – «фокус».
5. Автоматизация звука «Р».
1) Логопед вместе с ребенком уточняет характеристику звука и его артикуляцию:
- губы в улыбке,
- язык поднят за верхние зубы,
- воздушная струя – сильная, направленная на кончик языка,
- звук твердый.
2) Автоматизация навыка произношения звука «р» изолированно (с опорой на кинестетический анализатор).
Логопед предлагает ребенку произносить звук «р» используя картинки-игры:
«ВЕРТОЛЕТ»
Логопед:
«Отправляется в полет винтокрылый вертолет! Ни разгона, ни разбега , раскрутили винт – и в небо!»
- Давай поможем пилоту завести вертолет.
(Ребенок поизносит длительно звук «р» и обводит пальчиком круги и спирали, рисует спирали фломастером самостоятельно).
«ГРУЗОВИК»
Логопед: « Грузовик огромный, труженик большой, грузы многотонные возит день-деньской».
- Покажи, по каким дорожкам проехал грузовик.
(Ребенок произносит длительно звук «р», проводя пальчиком по шероховатым поверхностям дорожек).
3) Автоматизация навыка произношения звука «р» в прямых открытых слогах.
В кузове грузовика находятся карточки с буквами – А, О, У, Ы.
Логопед предлагает ребенку поставить их на «дорожках» по которым проедет грузовик. Ребенок, двигаясь по «дорожке» к букве произносит слоги:
РА, РО, РУ, РЫ.
- Логопед просит ребенка проговаривать слоги:
- перед зеркалом,
- с закрытыми глазами:
- ра, ра, ра ры,ры,ры ра,ру,ры,ро
- ро, ро, ро ру,ру,ру ро,ры,ру,ра
4) Проговаривание слоговых рядов с выделением ударного слога
игра «волшебный молоточек».
- ра –ра –ра ро – ро – ро ры – ры – ры ру – ру - ру
- ра – ра –ра ро – ро – ро ры – ры – ры ру – ру - ру
- ра – ра- ра ро – ро – ро ры – ры – ры ру - ру - ру
6. Динамическая пауза.
Логопед предлагает ребенку выложить на полу из веревочек разной длины «лесенку», располагая веревочки от самой длинной к самой короткой.
Логопед просит ребенка запомнить слоговой ряд и «прошагать» по лесенке вверх и вниз проговаривая слоги:
Ра – ры - ры –ра,
Ро –ро –ру – ра
Ры – ро –ру- ры
Ра – ро – ро –ра
Ры – ры –ру – ра
7. Игра с мячом «доскажи словечко».
Логопед бросает ребенку мяч и называет начало слова, возвращая мяч, ребенок заканчивает слово, добавляя нужный слог (ра, ро, ры, ру):
«Вот слова со слогом «ра»: ко – ра, жа – ра, но – ра, иг – ра.
«Вот слова со слогом «ры»: ку – ры, го – ры, топо - ры, кома – ры.
«Вот слова со слогом «ро» : вед – ро, мет - ро, пе - ро, доб – ро.
«Вот слова со слогом «ру» : кенгу – ру.
«Мы закончили игру!»
8. Итог занятия. Рефлексия. Задание на дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"
В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"
Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему"Автоматизация звука ч"
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков в игровой форме...
Конспект индивидуального занятия. Коррекция произношения звука Р* при дизартрии.
Конспект индивидуального занятия по коррекции звука Р* при дизартрии....
Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: «Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях, тексте». «Это варится варенье!»
Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: «Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях, тексте». «Это варится варенье!» Помимо заданий на автоматизацию з...
Конспект индивидуального занятия «Звуки К и Кь, буква К, Дательный падеж множественного числа существительных».
Конспект индивидуального занятия «Звуки К и Кь, буква К, Дательный падеж множественного числа существительных»....
Конспект индивидуального занятия «Звуки Н и Нь, буква Н, Дательный падеж множественного числа существительных».
Конспект индивидуального занятия «Звуки Н и Нь, буква Н, Дательный падеж множественного числа существительных»....