Методические разработки: «Оздоровительная и адаптивная физическая культура»
методическая разработка

Гильмутдинова Венера Мансуровна

       Современное состояние нашего общества требует гуманизации всех сторон его жизни. В связи с этим особое место должно быть уделено детям с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность  организма, физическое воспитание способствует сглаживанию и преодолению множества отклонений, поскольку именно движение осуществляет непосредственно ту связь ребенка с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов и организма в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

« ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

«Методические разработки»

«Оздоровительная и адаптивная физическая культура»

Пособие

для преподавателей физического воспитания

общеобразовательных школ и педагогам дополнительного образования.

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Автор:                                                                      Гильмутдинова В.М.

                                                                 педагог дополнительного образования

                                                                   МОУ ДО «Центр детского творчества»

г. Надым

«Оздоровительная и адаптивная физическая культура»

Современное состояние нашего общества требует гуманизации всех сторон его жизни. В связи с этим особое место должно быть уделено детям с ограниченными возможностями здоровья.

        Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность  организма, физическое воспитание способствует сглаживанию и преодолению множества отклонений, поскольку именно движение осуществляет непосредственно ту связь ребенка с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов и организма в целом. [1]

        Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики инвалида. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют производить отбор целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая. Это и обусловливает преимущество средств физического воспитания перед восстановительной трудотерапией.

        Все это требует значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных форм основных разделов (или видов) базовой дисциплины применительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда название - «адаптивная физическая культура».

         Максимальное развитие с помощью средств, методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека. Поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающие их. Достаточно вспомнить такие имена как Тамерлан, Алексей Маресьев, Святослав Федоров, Ольга Скороходова и многие другие, чтобы убедиться в том, что инвалидность, те или иные дефекты в здоровье не могут остановить людей поистине волевых, целеустремленных и одухотворенных. И первой ступенью на этом пути (новом для тех, кто приобрел инвалидность в процессе жизни) может и должна стать адаптивная физическая культура, позволяющая приобрести умения и навыки, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении субъектов между собой.  

        Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни.

        Адаптивная двигательная реабилитация заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации и на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих дальнейшее восстановление организма;  в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры, и другие средства (су джок, акупунктура и т.п.).

        I. Структура и содержание физической культуры и спорта для инвалидов.

        Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая приобретает ряд специфических черт в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом. Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность организма, физические упражнения способствуют сглаживанию и преодолению множества отклонений. [2]

        Основными причинами недостаточного развития физической культуры и спорта инвалидов являются: незрелость общественного мнения о необходимости создания для инвалидов условий «равной личности»; практическое отсутствие специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря; нерешенность проблем инвалидов в архитектурно-строительном комплексе, в том числе перемещений на дорогах и транспорте; отсутствие профессиональных организаторов и тренеров со специальной подготовкой; низкая мотивация самих инвалидов к самосовершенствованию, к воспитанию характера и самодисциплины.

       Большое положительное влияние занятия физической культурой и спортом оказывают на  родителей, имеющих детей-инвалидов. Родители, у которых дети-инвалиды занимаются физической культурой и спортом, получают возможность гордиться ими и активнее участвовать в процессе социальной адаптации своих детей.

   Вся система физической культуры и спорта  разбивается на 4 подсистемы:

-  лечебно-физкультурной реабилитации;

-  физкультурно-оздоровительной работы;

-  массового спорта;

-  спорта высших достижений.

        Цели и задачи физической культуры и спора для детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-компенсаторная направленность пронизывает весь педагогический процесс, определяет задачи и методики физического воспитания и спорта. Оздоровительные задачи предполагают организацию работы таким образом, чтобы оказывать влияние не только на общее состояние, но и восстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Эти задачи включают в себя физическое оздоровление, создание условий для правильного физического развития, закаливания, коррекцию, особенности соматического состояния (коррекция акта дыхания, походки, осанки и т.д.).

       Воспитательные задачи предполагают выработку определенных  характерологических  черт (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованность, активность, смелость и т.д.). Развивается внимание, память, находчивость, улучшается ориентация, осуществляется развитие интеллекта.

       Решение образовательных задач по формированию двигательных умений и навыков в работе предполагает, прежде всего, помощь естественного процесса формирования возрастных моторных функций. Необходимо формировать те двигательные умения и навыки, которые инвалид не может освоить самостоятельно из-за патологических изменений двигательной сферы, часто встречающихся у всех категорий инвалидов.

        С учетом особенностей  инвалидов становится ясным, какое большое значение имеют педагогический и медицинский контроль в процессе их занятий физическими упражнениями и спортом. Методы медико-педагогического контроля остаются теми же, что и при занятиях здоровых лиц, но частота и систематичность их применения должна быть выражена значительно больше, чем при работе со здоровыми.

II. Средства, методы и формы физического воспитания инвалидов.

        В физическом  воспитании  должны широко использоваться все средства этой системы, хотя в то же время они должны быть разработаны, и применяться  в строгом соответствии с коррекционно-компенсаторными задачами для той или иной группы инвалидов.

       По преимущественному проявлению двигательных качеств:

а) упражнения силового характера; б) упражнения скоростного характера;

в) упражнения скоростно-силового характера; г) упражнения для развития общей и специальной выносливости;  д) упражнения для развития гибкости;

е) упражнения для развития ловкости.

        

        По характеру двигательной деятельности:

а) упражнения циклического и ациклического характера; б) двигательные действия  смешанного характера, включающие физические упражнения циклического и ациклического характера.

        По видовому признаку:          

а) гимнастические упражнения; б) плавание; в) спортивные и подвижные игры;  г) туризм и экскурсии; д) элементы атлетической гимнастики; е) элементы легкой атлетики; ж)  элементы лыжного спорта; з) элементы гребного спорта;

и) элементы велоспорта и др.

         Основными формами физической культуры инвалидов являются:

  1. Самостоятельные занятия физическими  упражнениями (утренняя  гигиеническая гимнастика, прогулки, коррекционные занятия и др). Самостоятельные занятия физическими  упражнениями необходимо ежедневно включать в режим двигательной активности. Специальные коррекционные занятия включают в себе комплекс профилактических мероприятий (режим, гимнастика, массаж, коррекция поз, ортопедические приспособления, упражнения на тренажерах и др.). Различают коррекцию активную (общеукрепляющие упражнения)  и пассивную (пассивное движение, вытяжение, массаж и др.).
  2. Организационные групповые занятия физической культурой и спортом

(лечебная физкультура и коррекционные занятия). ЛФК – одна из основных форм организации занятий физическими упражнениями для инвалидов. Это определяется, с одной стороны, широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные функциональные системы организма (дыхательную, опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, нервную), а с другой  восстанавливающим и тренирующим эффектом.

  1. Спорт инвалидов (тренировка, организация и проведение соревнований по различным видам спорта).

       В физическом воспитании инвалидов необходимо выполнять два методических подхода при организации занятий. Первый подход определяет организационные моменты занятия или  спортивной тренировки и характеризует состав занимающегося контингента. При занятиях  могут быть использованы организационные  методы:

1) Индивидуальный – с одним занимающимся, является наиболее эффективным. 2) Групповой, когда тренер работает с группой  10-15 человек.

        Второй подход определяется группой  спортивно-педагогических методов:

  1. Метод строго регламентированного упражнения, определяющих применение конкретных, строго направленных упражнений в каждом занятии.
  2. Игровой метод, т.е. применение подвижных игр или элементов спортивных игр в занятии.
  3. Соревновательный метод может использоваться как вариант промежуточного контроля на занятиях, а также как вариант повышения эмоционального тонуса.

        Процесс воспитания двигательных способностей – обучение и воспитание  двигательных действий (навыков) базируются на системе методических принципов. Принцип доступности - от известного к неизвестному, от легкого к трудному. Принцип наглядности - создание у занимающихся точных и полных представлений, восприятий и ощущений об изучаемых движениях. Принцип систематичности - на занятиях достаточно эффективно осваивать навыки, а также от занятия к занятию увеличивается и физическая нагрузка. Поэтому специалист должен регулировать их величину, темп выполнения. Принцип прочности - весь процесс занятий следует строить так, чтобы  знания, двигательные умения и навыки  осваивались основательно и прочно.  

III. Организация проведения занятий оздоровительным спортом для   инвалидов.

        В 1997г. в Ленинграде впервые была создана Федерация по физической культуре спорту. Вслед за этим подобные федерации возникли в других городах. В 1993г. создается Федерация физической культуры спорта инвалидов в России, в 1995г. в Москве, в 2008г.- Федерация физической культуры спорта инвалидов по ЯНАО. Основной целью создания таких федераций является  организация и объединение учреждений.

        Главными задачами являются использования средств физической культуры и спорта в социальной, физической и психологической реабилитации; привлечение инвалидов к регулярным учебно-тренировочным занятиям по месту учебы и жительства.

       В настоящее время оздоровительная физкультурно-спортивная работа ведется среди 5 групп: с дефектами органов зрения, слуха, поражения опорно-двигательного аппарата и нарушениями интеллекта.  Создаются общественные клубы, для людей с ограниченными возможностями здоровья. Пример тому  клуб общения, для людей с ограниченными возможностями здоровья «Преодоление» по ЯНАО в  г. Надым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Адаптивная физическая культура"

Методические рекомендации призваны оказать помощь педагогам получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов по адаптивной физич...

Методическая разработка "Оздоровительная гимнастика как форма самостоятельных занятий физической культурой студентов с ослабленным здоровьем"

В данной методической разработке раскрывается одна из форм самостоятельных занятий студентов – оздоровительная гимнастика. Представлены специальные упражнения при различных заболеваниях, составляющие ...

Методические рекомендации по организации занятий адаптивной физической культурой для детей с нарушением слуха

Среди глухих и слабослышащих детей чаще встречаются нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоскостопие. Наиболее заметны  нарушения моторики и комплекс вестибулярных расстройств.Целью занятий...

Рецензия на методическую разработку по теме: "Рабочую программа по адаптивной физической культуре 7 класс" Панков Н.А.

Представленная работа имеет практическую значимость и рекомендуется для изучения педагогами,работающими в сфере физической подготовке детей с ОВЗ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: Развитие общей выносливости посредством подвижных игр у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития на уроках адаптивной физической культуры в школе

Известно, что выносливость как одно из основных двигательных качеств человека, проявляется в способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее результативности. Выносливость...

Адаптивная физическая культура и лечебная физическая культура

1.Аннотация     В настоящее время все человечество испытывает огромную гиподинамию. Стал  привычным сидячий образ жизни. Появились новые  болезни у молодых людей. Стала п...