Адаптивная физическая культура и лечебная физическая культура
статья по физкультуре

Каштанова Анна Платоновна

1.Аннотация

     В настоящее время все человечество испытывает огромную гиподинамию. Стал  привычным сидячий образ жизни. Появились новые  болезни у молодых людей. Стала пополняться армия людей с ограниченными возможностями. Поэтому, необходимость занятий адаптивным спортом и физической культурой для людей с ОВЗ во многом возросла. Эта тема предназначена для людей с ОВЗ, учителей физической культуры, для нашей молодежи для ознакомлением с ролью адаптивной и лечебной физической культуры  с целью приобщения к занятиям физической культурой  не только здоровых людей ,но и людей с ОВЗ , а также знакомство с развитием данных направлений и их предназначением., интеграцией людей ОВЗ в общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kashtanova_anna_platonovna_esse_po_po_afk_i_lfk.docx68.45 КБ

Предварительный просмотр:

Каштанова Анна Платоновна, учитель физической культуры, первая квалификационная категория, МОУ «Красносельская СОШ им. А.И.Кутепова», с. Красносельское, Челябинская область, РФ

Адаптивная физическая культура и лечебная физическая культура

1. Краткая аннотация работы: (для кого работа может представлять интерес, какие знания и умения формирует)

2. Содержание

 2.1. Введение

2.2 История развития лечебной и адаптивной физической культуры в России                

2.3 Адаптивная физическая культура, ее направление цели и задачи

2.4 Лечебная физическая культура

2.5 Заключение

3. Список использованных источников и литературы

1.Аннотация

     В настоящее время все человечество испытывает огромную гиподинамию. Стал  привычным сидячий образ жизни. Появились новые  болезни у молодых людей. Стала пополняться армия людей с ограниченными возможностями. Поэтому, необходимость занятий адаптивным спортом и физической культурой для людей с ОВЗ во многом возросла. Эта тема предназначена для людей с ОВЗ, учителей физической культуры, для нашей молодежи для ознакомлением с ролью адаптивной и лечебной физической культуры  с целью приобщения к занятиям физической культурой  не только здоровых людей ,но и людей с ОВЗ , а также знакомство с развитием данных направлений и их предназначением., интеграцией людей ОВЗ в общество.

2. Содержание

2.1.Введение

Беда, приходя, не спрашивает ни имени, ни фамилии, ни года рождения. Несчастье может произойти с кем угодно. Даже думать не хочется о том, что родившийся здоровым ребенок в один  момент превратится в человека, как принято говорить, с ограниченными физическими возможностями. В реальности живут сотни, тысячи несчастных детей и взрослых, лишенных возможности вести полноценную жизнь. Я считаю, что нельзя запирать такого человека в четырех стенах, якобы ограждая его от опасностей и трудностей, подстерегающих на улице. Компьютер и книги — хорошие друзья в одиночестве. И как это – чувствовать себя «отрезанным» от всего остального мира? В системе мер социальной защиты инвалидов все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективной из которых является реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Интеграция в жизнь общества лиц с ограниченными возможностями сегодня немыслима без физической культуры. У нас в школе также учатся дети с ограниченными возможностями. Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития. " Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам", - считает профессор П.А. Виноградов. В резолюции ООН  изложены не только права инвалидов, но и те условия, которые должны им создаваться государственными и общественными структурами: условия среды занятости,  обеспечение медицинского обслуживания, психологическая адаптация и создание социальных условий, включая индивидуальный транспорт, а также методическое, техническое и профессиональное обеспечение.        Я задала вопрос  обучающимся 7 класса: «Что вы знаете о лечебной и адаптивной физической культуре?». Никто не мог дать мне  полного ответа на вопрос. Я выбрала свою тему потому, что хочу ознакомить и донести о этих науках  не только людям  с ограниченными возможностями, но  и всем другим членам нашего общества, чтобы помогать людям с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью, принимать участие во всех сферах жизни общества и быть ему полезным.

Цель моей работы: расширить знания об адаптивной и лечебной физической культуры.

2.2. Развития лечебной и адаптивной физической культуры в России.

      История применения физических упражнений с лечебной и профилактической целью насчитывает несколько тысячелетий. Наиболее ранние источники, в которых говорится о лечебном действии движений и массажа, были найдены в Китае: это были рукописи, относящиеся к 3000-2000 гг. до н.э. В них указывалось, что в Древнем Китае существовали врачебно-гимнастические школы, где обучали лечебной гимнастике и массажу, а также методике их применения при лечении больных. С  1800 г. до н.э. физические упражнения стали применять в Индии. Применение физических упражнений с лечебной целью получило широкое распространение в Древней Греции. Один из основоположников современной медицины, древнегреческий врач и философ Гиппократ в своих произведениях утверждал, что для продления жизни необходимы умеренный образ жизни, разумная гимнастика, свежий воздух, прогулки, которые он называл «пищей для жизни».В средние века, в период господства в Европе церкви и святой инквизиции, которые всячески препятствовали развитию биологических наук, резко затормозилось и развитие медицины, в том числе лечебной. В России физические упражнения с лечебной целью начали применяться еще в 16-17 вв. Об этом свидетельствуют сохранившиеся рукописные документы, так называемые лечебники. Однако наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться со второй половины 18 века. Ряд российских ученых  делят период становления и развития лечебной физкультуры в нашей стране на несколько этапов. Этапы развития ЛФК указаны в таблице 1.

Таблица№1

Этапы развития ЛФК в России

Этапы развития ЛФК в России

Основные направления и задачи

Выдающиеся ученые

 внесшие в вклад в развитие ЛФК

1 этап 1917-1930гг

Зарождение ЛФК;1925г создание комиссии по проведению занятий ФК на курортах.;появляются работы посвященные влиянию физупражнений на организм человека

В.В.Гориневский И.М.Саркизов-Серазини

Б.А.Ивановский

Н.А.Семашко

Е.Ф.Древинг

В.Н Мошков

Л.А.Клочков

2 этап

1931-1941

Значительные расширения научных исследований.

Укрепление организационных основ ЛФК.

Внедрение ЛФК в практику работы больниц и поликлиник .

Усиленная подготовка кадров специалистов-врачей и методистов ЛФК.

В.В Гориневский

И.М Саркизов-Серазини

В.К Добровольский

Е.Ф Древинг

3этап

1941-1945гг

Лечение и реабилитация во время войны Восстановление тяжелораненых и больных.

Организация и проведение занятий ЛФК в госпиталях для инвалидов.

В.К Добровольский

Е.Ф Древинг

В.Н Мошкова

4этап

1945 до наших дней

Сохранение кадров специалистов и повышение их квалификации.

Разработка новых методов ЛФК для лечения больных и инвалидов.

Внедрение ЛФК в новых областях медицины.

Уточнение показаний и противопоказаний к применению ЛФК, создание системы реабилитации.

1968 создано Российское научное общество по ЛФК

В.К Добровольский

Е.Ф Древинг

В.Н Мошкова

Около 10 лет назад в России появился термин «Адаптивная физическая культура». Именно тогда в Санкт-Петербургском государственном университете физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была создана первая в России кафедра «Теории и методики адаптивной физической культуры». К этому времени в образовательном учреждении высшего профессионального образования им. П. Ф. Лесгафта был накоплен опыт обучения студентов-заочников с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата. В 1991/92 учебном году при кафедре теории и методики физической культуры была открыта специализация «Физическая культура и спорт инвалидов». Было осуществлено 3 выпуска специалистов по физической культуре и спорту, специализирующихся по работе с инвалидами. Опыт реализации данной специализации показал необходимость разработки новой для нашей страны специальности - адаптивная физическая культура или физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.  Для претворения в жизнь этой идеи в апреле 1995 г. была создана кафедра теории и методики адаптивной физической культуры (ТиМАФК).В сентябре 1999 года в академии им. П. Ф. Лесгафта на базе кафедры ТиМАФК был открыт первый в России факультет адаптивной физической культуры, в состав которого были включены три кафедры: теории и методики адаптивной физической культуры,  спортивной медицины и лечебной физической культуры.                                           специальной психологии и психиатрии.     По инициативе декана факультета адаптивной физической культуры академии им. П. Ф. Лесгафта в 2000 г. был учрежден новый для России ежеквартальный журнал «Адаптивная физическая культура», а также по инициативе  Специального Олимпийского комитета Санкт-Петербурга, при  поддержке начальников управления Госкомспорта России П. А. Виноградова и Н. В. Паршиковой в Санкт-Петербурге в 2003, 2004 и 2005 годах проведены Всероссийские универсиады по летним видам спорта среди студентов, обучающихся по специальности адаптивная физическая культура. Основной задачей этих универсиад была апробация системы организации и проведения соревнований по профессионально-ориентированным видам спортивной деятельности. Данные мероприятия способствовали привлечению внимания населения нашей страны к проблеме интеграции инвалидов в общество. Таким образом, лечебная физкультура известна с древности, а адаптивная физкультура создана в наше время и имеет не такую богатую историю.

2.3Адаптивная физическая культура, ее направление ,цели, задачи.

       Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно–оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.  Цель адаптивной физической культуры, как вида физической культуры, может быть определена так: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его двигательных возможностей и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. В адаптивной физической культуре объект познания  не здоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды. Отсюда и название «Адаптивная физическая культура». Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей физической культуры, который называется "оздоровительно-реабилитационная, или лечебная физическая культура". Конечно, область применения ее — всеобъемлющая, особенно в нынешних условиях жизни, когда здоровье населения в целом и особенно молодежи ухудшается катастрофически. Но главное, адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Изучая проблему людей ОВЗ, я определил следующее : у человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует: осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека; способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать   функции разных систем и органов вместо отсутствующих или     нарушенных; способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок; потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества; желание улучшать свои личностные качества; стремление к повышению умственной и физической работоспособности. Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. «Адаптивная» - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Задачи в АФК можно разделить на две группы:

- первая группа задач вытекает из особенностей, занимающихся – лиц с отклонением здоровья и (или) инвалидов (это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи);

- вторая группа – образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи  наиболее традиционные для ФК.

 Изучая адаптивная физическая культура состоит в следующих ее компонентах :

Адаптивное физическое воспитание (образование) – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к АФК.

Адаптивный спорт – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации.

Адаптивная двигательная реакция – компонент (вид) АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.

Адаптивная физическая реабилитация – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребность индивида с отклонениями в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).

Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики АФК – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.

Адаптивная физическая культура понятие более молодое в отличие от лечебной физической культуры. Адаптивная физическая культура интенсивно исследуется в последние годы и предполагает научное обоснование широкого спектра проблем: нормативно-правового обеспечения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; управления нагрузкой и отдыхом; фармакологической поддержки спортсменов-инвалидов в периоды предельных и околопредельных физических и психических напряжений; нетрадиционных средств и методов восстановления социализации и коммуникативной деятельности; технико-конструкторской подготовки как нового вида спортивной подготовки и многих других. Изучаются  эффективные пути использования физических упражнений для организации активного отдыха инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, переключения их на другой вид деятельности, получения удовольствия от двигательной активности и др. В физической реабилитации адаптивной физической культуры акцент делается на поиск нетрадиционных систем оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья, ориентируясь, прежде всего, на технологии, сопрягающие физическое (телесное) и психическое (духовное) начала человека и ориентирующиеся на самостоятельную активность занимающихся (различные способы психосоматической саморегуляции, психотерапевтические техники и т.п.). Исследуются биологические и социально-психологические эффекты от применения двигательных действий, связанных с субъективным риском, но с гарантированной безопасностью для занимающихся и выполняемых с целью профилактики депрессии, фрустрации, различных социально неприемлемых видов зависимостей (от алкоголя, психоактивных веществ, азартных игр и др.). Находят научное обоснование технологии, основанные на интеграции двигательной деятельности со средствами и методами искусства (музыки, хореографии, пантомимы, рисунка, лепки и др.) и предполагающие вытеснение из сознания занимающихся предыдущей картины мира, поглощение их новыми впечатлениями, образами, активностью, погружение в деятельность, стимулирующую работу отдыхавших участков мозга (его обоих полушарий), всех сфер человеческого восприятия. Креативные виды адаптивной физической культуры дают возможность занимающимся перерабатывать свои негативные состояния (агрессию, страх, отчужденность, тревожность и др.), лучше познать себя; экспериментировать со своим телом и движением; получать сенсорное удовлетворение и радость ощущений собственного тела. В адаптивных физкультурных методиках нуждаются дети и подростки, имеющие врожденные аномалии развития (деформации, недоразвитие конечностей), страдающие ДЦП, мышечными дистрофиями. Максимально раннее начало физической реабилитации позволяет добиться существенных результатов: дети полноценно социализируются, развиваются физически, личностно, приобретают профессию. С этой целью создаются специализированные организации, занимающиеся адаптированным физвоспитанием детей, а также спецгруппы в общих школьно-дошкольных образовательных учреждениях.

     Таким образом, адаптивная физическая культура сегодня востребована, адаптивная физическая культура является не только средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, полноценной жизни человека и его адаптации к состоянию инвалидности. Адаптивный спорт, адаптивная физическая культура ставят задачи максимального включения человека в социум, дают общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.
Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от лечебной физической культуры.

2.4 Лечебная физическая культура

     Лечебная физкультура — это медицинская наука, которая сочетает в себе активные физические упражнения, пассивные методики и воспитательный процесс для восстановления здоровья, двигательных функций и трудоспособности пациентов после болезней, травм и операций. Главная особенность лечебной физкультуры — это педагогический подход. Врач воспитывает у пациента сознательное отношение к упражнениям и способствует его активному вовлечению в процесс восстановления. ЛФК тесно связана с таким методом как реабилитация.  Реабилитация- метод восстановления здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями травмами, физическими и химическими и социальными факторами. Ее цель - эффективное и раннее возвращение больных  в общество, к труду. Физические упражнения – мощный стимулятор жизненных функций организма человека. Они способствуют формированию здорового, полноценного образа жизни и сохранению активности до глубокой старости.  Физическое здоровье — основа красоты и долголетия. Активные и пассивные упражнения способствуют росту, развитию и формированию крепкого организма, стимулируют деятельность его органов и систем, помогают сохранять активность долгие годы. Занятие лечебной физкультурой здоровыми людьми носит профилактический характер — предупреждает развитие травм и заболеваний. Особенно лечебные упражнения актуальны в условиях малоподвижного образа жизни. Для достижения этих эффектов в ЛФК используют физические упражнения в сочетании физиотерапией и массажем. Основными  средствами ЛФК  являются: физические упражнения, природные факторы(солнце, воздух, вода); лечебный массаж, двигательный режим, трудотерапия, механотерапия. Двигательная функция — естественная и основная функция любого живого организма. Восстановительный эффект связан с направленным действием физических упражнений на органы и системы и вовлечением их в ответную реакцию. Во время занятий физическими упражнениями в организме человека происходят положительные эффекты, которые указаны в диаграмме № 1

Диаграмма№1. Положительные эффекты во время занятий физическими упражнениями

 Физические упражнения воспитывают у пациента сознательное отношение к своему выздоровлению, поддерживают в нем оптимистичный настрой, веру в положительный исход и прививают навыки самообслуживания. Чтобы занятия лечебной гимнастикой восстанавливали утраченные функции и здоровье, важно соблюдать ее основные принципы, которые указаны в диаграмме №2.

Диаграмма№2  Основные принципы ЛФК

 В ЛФК различают несколько форм проведения занятий, которые указаны в диаграмме №3.

Диаграмма 3. Формы проведения ЛФК

       Таким образом, лечебная физкультура — это наука, которая требует глубоких знаний о физиологии опорно–двигательного аппарата, о клинике, механизме развития и методах лечения заболеваний в травматологии, ортопедии, вертебрологии, внутренних болезней, а также — тесного взаимодействия врача с пациентом. Только соблюдение всех принципов и правил составления реабилитационных программ поможет в восстановлении после травм и заболеваний. Применять лечебную физкультуру можно и здоровым людям, ведущим малоподвижный образ жизни.

2.5 Заключение

           Я старалась вкратце осветить знания об адаптивной и лечебной физической культуре, их роли в жизни человека. В настоящее время человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются не только как средство, инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы и общества, но прежде всего, как цель, результат, смысл этих преобразований и существование самого общества. Это обусловлено сменой парадигмы развития общества на новую концептуальную систему взглядов, в соответствии с которой именно человек со всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений. В свою очередь, такая переоценка роли личности в развитии нашего общества связана с происходящими процессами гуманизации, демократизации, либерализации, увеличение гласности. Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности – проблему инвалидности, привлекли к ней внимание широких слоев населения нашей страны, включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы . В России наибольший опыт применения средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, включая инвалидов, накоплен в лечебном и образовательном направлениях. Так как главная цель адаптивной культуры состоит в развитии организма с отклонениями, находящегося в болезненном состоянии, необходимо четко регламентировать методы и способы достижения поставленной цели.

       Таким образом,  лечебная и адаптивная физическая культура имеют большое значение  как для здоровых, так и больных людей. С помощью физкультуры человек приобретает не только здоровье, но и возможность принимать активное участие во всех сферах жизни нашего общества, жить полноценной жизнью.

3. Список использованных источников и литературы

1. Виноградов, П. А., Физическая культура и здоровый образ жизни / П.А. Виноградов. –Москва, 2007. – Библиогр.: с.203.

2. Мелешкова, Н. А. Ценности физической культуры как фактор формирования общекультурных компетенций /Н. А. Мелешкова, С. А. Григорьева, А. Ю. Мусохранов //Перспективы науки. – 2014. – №11(62), 2014. – Библиогр.: С 65-67. – Текст: непосредственный.

3. Физическая культура: учебное пособие для подготовки к экзаменам / Под ред. В. Ю. Волков, В. И. Загоруйко. – СПб.: Питер, 2009. – Библиогр.: с. 224.

4. Физическая культура студента: учебник /Под ред. В. И. Ильинича. – М.: Гардарака, 2008. – – Библиогр.: с. 448.  

5. http://afk.sportedu.ru/c

6.https://www.canva.com/ru_ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»

Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую ист...

Конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для обучающихся с множественными нарушениями развития на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

Хочу предоставить Вашему вниманию конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе. Тема данного урока: "Работа мышц. Физическое переутомление". Урок рассчит...

Презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

Здесь представлена презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему "Работа мышц. Физ...

«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

Программа для учреждений адаптивной физической культуры и адаптивного спорта; детско-юношеских спортивно-адаптивных школ; отделений и групп по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного обр...

Статья «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

Основные средства и пути Ф.В.- занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастические, легкоатлетическими), различные виды спорта, закал...

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Основные средства и пути физического воспитания- занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастические, легкоатлетическими), различные ...

Восстановление и совершенствование физических и психофизических способностей обучающихся с умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры

Восстановление и совершенствование физических и психофизических способностей обучающихся с умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры...