МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: Развитие общей выносливости посредством подвижных игр у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития на уроках адаптивной физической культуры в школе
методическая разработка по физкультуре

Орлова Анастасия Дмитриевна

Известно, что выносливость как одно из основных двигательных качеств человека, проявляется в способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее результативности. Выносливость является критерием мышечной работоспособности организма - чем она выше, тем более продолжительно выполняется работа и успешнее преодолевается утомление. Известно, что детям в значительно большей степени, чем взрослым, присуща естественная потребность в движениях, которую обязательно нужно удовлетворять. Движение – необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма человека. Кроме того, во время игр, физических упражнений ребенок познает и активно воспринимает окружающий мир. Все это способствует развитию психических процессов, формированию положительных нравственных и волевых качеств. Неудивительно поэтому, что дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма. Для всестороннего развития детей среднего школьного возраста чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом. Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. Упражнения в основных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей, облегчают в дальнейшем усвоение школьной программы по физической культуре.

Поиск наиболее эффективных средств и методов развития двигательных качеств является одной из главных задач физического воспитания детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития.

Объектом исследования является процесс развития общей выносливости у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития.

Предметом исследования является развитие общей выносливости посредством подвижных игр у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития на уроках адаптивной физической культуры  в школе.

Целью является рассмотрение теоретических аспектов и практических аспектов в вопросе использования подвижных и спортивных игр для развития выносливости у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития.

Гипотеза исследования. Предполагается, что организация и проведение подвижных и спортивных игр в школе на уроках физической культуре будет способствовать развитию выносливости у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития. Применение методики занятий подвижными и спортивными играми на уроках адаптивной физической культуры и во внеурочное время у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития, позволит повысить уровень выносливости.

Новизна исследования заключается в разработке специальных подвижных и спортивных игр для уроков адаптивной физической культуры, направленных на развитие выносливости у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития. Результаты проведенного исследования могут быть использованы на занятиях адаптивной физической культурой в специализированных школах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_temu.docx84.54 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

Развитие общей выносливости посредством подвижных игр у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития на уроках адаптивной физической культуры  в школе

Содержание

Введение        3

Глава 1. Теоретическое изучение общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития        5

1.1.Понятие задержки психического развития. Виды задержки психического развития. Психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития.        5

1.2. Понятие выносливости. Виды и свойства выносливости. Методы развития выносливости.        10

1.3. Особенности развития выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития.        12

Глава 2. Методы и организация исследования        17

2.1 Методы и организация опытно-экспериментальной работы        17

Результаты опытно-экспериментальной работы.        25

Выводы по второй главе.        28

Заключение        29

Приложение А        1

Приложение Б        4

Введение

Известно, что выносливость как одно из основных двигательных качеств человека, проявляется в способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее результативности. Выносливость является критерием мышечной работоспособности организма - чем она выше, тем более продолжительно выполняется работа и успешнее преодолевается утомление. Известно, что детям в значительно большей степени, чем взрослым, присуща естественная потребность в движениях, которую обязательно нужно удовлетворять. Движение – необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма человека. Кроме того, во время игр, физических упражнений ребенок познает и активно воспринимает окружающий мир. Все это способствует развитию психических процессов, формированию положительных нравственных и волевых качеств. Неудивительно поэтому, что дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма. Для всестороннего развития детей среднего школьного возраста чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом. Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. Упражнения в основных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей, облегчают в дальнейшем усвоение школьной программы по физической культуре.

Поиск наиболее эффективных средств и методов развития двигательных качеств является одной из главных задач физического воспитания детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития.

Объектом исследования является процесс развития общей выносливости у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития.

Предметом исследования является развитие общей выносливости посредством подвижных игр у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития на уроках адаптивной физической культуры  в школе.

Целью является рассмотрение теоретических аспектов и практических аспектов в вопросе использования подвижных и спортивных игр для развития выносливости у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития.

Гипотеза исследования. Предполагается, что организация и проведение подвижных и спортивных игр в школе на уроках физической культуре будет способствовать развитию выносливости у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития. Применение методики занятий подвижными и спортивными играми на уроках адаптивной физической культуры и во внеурочное время у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития, позволит повысить уровень выносливости.        

Новизна исследования заключается в разработке специальных подвижных и спортивных игр для уроков адаптивной физической культуры, направленных на развитие выносливости у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития. Результаты проведенного исследования могут быть использованы на занятиях адаптивной физической культурой в специализированных школах.

Глава 1. Теоретическое изучение общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития

1.1.Понятие задержки психического развития. Виды задержки психического развития. Психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития – это  такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.            Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен, характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию [6].
Задержка психического развития у детей является сложным полиморфным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.
         Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической  или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостаточности целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.

Патогенетической основой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы и ее резидуально-органическая недостаточность, на что указывают в своих исследованиях Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская и др. ЗПР может быть обусловлена и функциональной незрелостью центральной нервной системы [25].

Задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Этиология задержки психического развития связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего, это ранняя социальная депривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций.

Для психической сферы детей с задержкой психического развития типичным является сочетание частично недостаточных высших психических функций с сохранными. У одних детей преобладают черты эмоционально-личностной незрелости, страдает произвольная регуляция деятельности, у других снижена работоспособность, у третьих более выражены недостатки внимания, памяти, мышления [17].

У детей с задержкой психического развития отмечается проявление гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии [13].

Измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с задержкой психического развития в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении [2].

Взаимозависимость социальной и биологической причин задержки психического развития рассматривается в качестве базисной основы изучения. Системный подход способствует преодолению всё ещё существующей в той или иной мере разобщенности в медицинских и психологических исследованиях, вычленяющих какой-либо один из множества аспектов проблемы.

Как многообразны причины, обусловливающие задержку психического развития, так многообразны и её проявления. Существует несколько классификаций задержки психического развития [6].

В классификации Т.А. Власовой [8]  и М.С. Певзнер [4] рассматриваются два варианта задержки психического развития. При первом варианте нарушения проявляются в эмоционально-личностной незрелости, вследствие психического или психофизического инфантилизма. При втором варианте на первый план выступают нарушения познавательной деятельности в связи со стойкой церебральной астенией.

Варианты ЗПР, обусловленные влиянием биологических факторов, представлены ниже:

  • дизонтогенетический вариант ЗПР диагностируется при состояниях психического инфантилизма;
  • энцефалопатический возникает при негрубых органических поражениях центральной нервной системы;
  • ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах формируется на основе ранних нарушениях зрения, слуха.

Наиболее широкой используемой в практике работы с детьми с ЗПР является классификация К.С. Лебединской. В основу этой классификации положен этиопатогенетический подход. В соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта задержки психического развития [17].

1.ЗПР конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм).

2. ЗПР соматогенного генеза

3. ЗПР психогенного генеза.

4. Задержка церебрально-органического генеза. При этом варианте задержки психического развития сочетаются черты незрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций.

В работах И.Ф. Марковской в зависимости от соотношения черт незрелости и поврежденности психических функций выделяются два основных клинико-психологических варианта задержки психического развития церебрально-органического генеза [21].

Группа «ЗПР – 1» - в  структуре дефекта преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, т.е. в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и познавательной деятельности, выявляется негрубая неврологическая симптоматика;

группа «ЗПР-2» - доминируют   симптомы поврежденности: выявляются стойкие энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций, в структуре дефекта преобладают интеллектуальные нарушения.

Важным условием успешной компенсации недостатков развития является своевременность психолого – педагогического  воздействия. Крайне важно, чтобы ребенок получил педагогическую помощь в сенситивные сроки, поскольку недостатки могут оказаться необратимыми даже у здорового от рождения ребенка.

Отклонения в интеллектуальном развитии – это  качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие ВПФ.  Исследования вышеуказанных ученых показали, что у детей с особыми образовательными потребностями имеются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю и личность в целом.  Для данных детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают вообще, так как в период младшего школьного возраста у таких детей преобладает игровая деятельность. В результате эти дети получают неполные и, возможно, искаженные представления об окружающем.

Рассмотренные направления изучения задержки психического развития исследуют проблему с различных точек зрения. Тем не менее, интеграция подходов в значительной степени обогатила бы содержание системного исследования проблемы, а значит и определила бы перспективы ее решения для теории и практики специальной психологии и педагогики. К тому же в рамках интегральной оценки задержки психического развития нашла бы свое воплощение идея о распределении приоритетов (биологических и социальных) в формировании задержки психического развития. Меньше исследовался в науке феномен задержка психического развития как особый тип психического развития, с характерной незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием биологических и социально-психологических факторов. Взаимозависимость социальной и биологической причин задержки психического развития рассматривается в качестве базисной основы изучения. Системный подход способствует преодолению все еще существующей в той или иной мере разобщенности в медицинских и психологических исследованиях, вычленяющих какой-либо один из множества аспектов проблемы. При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление – формирование  самосознания, самооценки, системы «Я». В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такой ребенок оказывается психологически не подготовленным к школе по всем параметрам:

• Как правило, ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития (т. е. ребенок не достигает «школьной зрелости»),

• Несформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика – в  школе он будет играть, а не учиться.

• Отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям.

• Несформированы все структурные компоненты учебной деятельности. При выполнении заданий учебного типа ребенок не проявляет к ним интереса, стремится поскорее закончить непривлекательную для него деятельность, не доводит работу до конца. Он с трудом принимает программу, предложенную взрослым в виде образца и, особенно, в виде словесной инструкции, не удерживает ее на протяжении работы, то есть эта программа не становится его собственной. Действует недостаточно осознанно, не может вербализовать правила, по которым нужно выполнять задания, не может дать словесный отчет, рассказать, как он выполнял работу. Затрудняется в выборе адекватных способов для выполнения задания, необходимые навыки сформированы на низком уровне. Особые проблемы касаются саморегуляции и самоконтроля. Ребенок не замечает своих ошибок, не исправляет их, не может адекватно оценить результат.

У.В. Ульенкова[23] отмечает несформированность общей способности к учению у детей с задержкой психического развития, что лежит в основе снижения обучаемости и определяет проблемы школьного обучения.

Анализ особенностей психического развития рассматриваемой категории детей позволяет сделать следующие выводы:

Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования [24].

При этом следует учитывать, что при задержке психического развития нарушения имеют полиморфный характер, их психологическая структура сложна. Выраженность повреждений и (или) степень несформированности психических функций может быть различной, возможны различные сочетания сохраненных и несформированных функций, этим и определяется многообразие проявлений задержки психического развития в школьном возрасте [23].

Если нормально развивающийся ребенок усваивает систему знаний и поднимается на новые ступени развития в повседневном общении со взрослыми (при этом активно работают механизмы саморазвития), то при задержке психического развития каждый шаг может осуществляться только в условиях целенаправленного формирования каждой психической функции с учетом их взаимодействия и взаимовлияния.

В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с задержкой психического развития, отличающих их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны – от  умственно отсталых детей.

Развитие психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии понимается как исключительно сложный, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а следовательно, и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого-педагогических факторов.

Итак, понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической  или функциональной. Как многообразны причины, обусловливающие задержку психического развития, так многообразны и её проявления. Существует несколько классификаций задержки психического развития. Задержка психического развития  затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом.

1.2. Понятие выносливости. Виды и свойства выносливости. Методы развития выносливости.

Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека. Выносливость – это способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени (Яковлев Н.Н., Коробков А.В., Янанис С.В.).

Общая выносливость — способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности.

Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма. Однако в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения - сердечнососудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе.

Выносливость – это  способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. Уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость. Это качество необходимо при длительном беге, ходьбе на лыжах и при выполнении более кратковременных упражнений скоростного и силового характера [9].

Выносливость является важнейшим физическим качеством, отражающим общий уровень работоспособности человека и проявляющимися, как в спортивной, так и в повседневной жизни.  Выносливость нужно развивать для того, что бы иметь способность к длительному перенесению каких – либо физических нагрузок.

Выносливость, это как привычка – привычка тела к определенному количеству нагрузок.

Применительно к детям школьного возраста выносливость рассматривается, как  способность организма выполнять  мышечную работу не большой и средней  интенсивности в течение продолжительного времени, в соответствии с уровнем  физической подготовленности в данный момент.

Необходимость развития выносливости детей среднего школьного  возраста обусловлена рядом причин. Основными из которых являются следующие:  

Выносливость позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно – сосудистую, дыхательную, костно – мышечную системы. Что оказывает благоприятное воздействие на психическое и физическое здоровье малыша, в целом способствуя его всестороннему гармоничному развитию.

Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у школьников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность, что особенно важно в плане подготовки детей к школе.

Большое значение имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера человека: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности, уверенности в своих силах. Здесь физические движения являются средствами, которые помогают детям научиться преодолевать возникающие трудности, мобилизовывать себя, доводя начатое дело до конца. Кроме того, умение управлять собой положительно отражается на успехах ребенка в школе [12].

Работа  по развитию выносливости у детей среднего школьного возраста предполагает обязательный учет воспитателем особенностей высшей нервной деятельности каждого ребенка. В этой связи  отметим исследование Л.Б.Ященко.

Была выявлена следующая закономерность: уравновешенные дети демонстрируют высокую работоспособность в длительной работе умеренной интенсивности, а дети возбудимые успешнее и охотнее “скоростят”, но  им довольно трудно дается работа требующая проявлению выносливости.

Говоря  об особенностях в развитии выносливости школьников, следует отметить, что длительное выполнение физической нагрузки неизбежно приводит к постепенному нарастанию утомления.

Как известно показателем общей выносливости является продолжительность стандартной  работы без снижения ее интенсивности. Эту работу можно разделить на две фазы: первая фаза – работа до появления усталости, и вторая фаза – работа на фоне усталости. Таким образом, большую роль в развитии выносливости играют волевые факторы, за счет которых может быть продолжена мышечная работа, не смотря на постепенно нарастающее утомление. Но у детей среднего школьного возраста они еще не являются окончательно сформированными, поэтому им довольно трудно бывает справиться с утомлением.

В исследованиях  Е.Н.Вавиловой по развитию выносливости у детей подчеркивается необходимость  более широкого использования ходьбы, бега, лазания, катания на велосипеде и других циклических видов движений. Именно тех движений, которые требуют участия большого числа мышечных групп, способствуя всестороннему физическому развитию и воспитанию. Достоинствами применяемых движений являются их динамизм, простота, возможность использования в различных играх.

Большое значение имеет подбор вариантов  и усложнения подвижных игр с  включением в них различных атрибутов, что оказывает эмоциональное воздействие на детей, способствует развитию у них психофизических качеств, вегетативных функций воли, воспитывает самостоятельность, активность, чувство коллективизма, стремление к творчеству и другие нравственно волевые качества.

Таким образом, развитие выносливости у детей  в среднем школьном возрасте имеет ряд  особенностей и закономерностей, которые  определяются морфологической, функциональной зрелостью детского организма, своеобразием реагирования на физическую нагрузку. Учет этого фактора способствует правильному отбору наиболее действенных средств и методов физического воспитания, оптимальному дозированию мышечных нагрузок, обеспечивает планомерное повышение одного из важных психофизических качеств.

1.3. Особенности развития выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития.

Средствами развития общей (аэробной) выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника, интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

Как свидетельствуют многочисленные научные сообщения практика физической культуры и спорта специальные педагогические воздействия оказывают значительное влияние на уровень развития физических способностей учащихся в разные периоды их возрастного развития[14].

 Развитие выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развитиявоспитывается в том случае, если во время занятий организм учащихся доводится до стадии утомления. Статическую и динамическую выносливость можно развивать с младшего школьного возраста, что в значительной степени способствует повышению работоспособности. Это подтверждается и одним из теоретических определений самого понятия: выносливость - способность организма бороться с утомлением[9].

Начиная с 4-го класса применяется несколько иная методика - дистанция постоянно сокращается, и, соответственно, повышается скорость, при этом частота сердечных сокращений (ЧСС) сохраняется в пределах 170-185 ударов в минуту. Для отдыха рекомендуется отводить 45-90 с. При постепенном увеличении продолжительности выполнения малоинтенсивных упражнений объем беговой подготовки в 11 - 12-летнем возрасте можно довести до 14 км в неделю. Развивают выносливость также ходьба и бег, передвижение на лыжах на дистанции от 1 км до 1,5 км [8].

Практика свидетельствует, что статическая выносливость отлично воспитывается с помощью упражнений в сопротивлении, связанных со значительным напряжением и с элементами статики. При этом в виде отдыха рекомендуются динамические упражнения и упражнения на расслабление. Отличным средством воспитания общей выносливости считается медленный бег, особенно по пересеченной местности.

В практике школы возможно применение методов медленной, повторной и равномерной работы. К такому мнению приходят многие исследователи, считая, что выносливость необходимо воспитывать с младшего школьного возраста, используя медленный бег в течение 8-30 мин, регби, футбол - 30-60 мин. Объем и интенсивность работы при воспитании выносливости нужно регулировать интервалами отдыха, ориентируясь на показатели пульса, величина которого не должна превышать у школьников 190 ударов в минуту. Длительность отдыха при пробегании дистанций от 30 до 80 м может составлять от 1 до 1,5 мин. При пробегании от 150 до 250 м интервал увеличивается до 3-4 мин.

При развитии выносливости применяется серия разнообразных средств тренировочного воздействия. Равномерный метод работы состоит в том, чтобы давать нагрузки с учетом индивидуальной физической подготовленности школьников и регулировать ее во времени. Упражнения при этом методе выполняются в одном темпе, без скачков и ускорений. Регулировать нагрузку количеством повторения упражнений при достаточных интервалах отдыха дает возможность метод повторений. Переменной работы метод заключается в том, чтобы упражнения выполнялись в переменном темпе. Что касается интервалов отдыха между выполнением упражнений на выносливость, то они зависят от длины дистанции и составляют от 1 до 4 мин. ЧСС у учащихся в зависимости ют физической подготовленности - от 140 до 180 ударов в минуту.

Интенсивность выполнения упражнений при развитии выносливости должна быть выше критической -75-80% максимальной. Интервалы отдыха, как правило, заполняются малоинтенсивной работой. (Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств)

«Поскольку на уроках физического воспитания исключается специализация, отпадают типичные задачи развития специальной выносливости. Накапливаются лишь некоторые обобщённые её элементы в рамках общей выносливости (силовая и скоростная выносливость, выносливость в действиях, связанных с освоением и применением новых координации движений).

Естественным путём развития выносливости, особенноу детей среднего школьного возраста, является постепенное увеличение числа повторений или продолжительности выполнения различных движений с относительно умеренной интенсивностью (в пределах аэробных возможностей). В меньшой мере это будут упражнения, способствующие развитию локальной выносливости, обуславливающей сохранение правильной осанки. В качестве таких упражнений систематически используются элементарные движения, общеразвивающие упражнения без предмета и с предметами, привлекаемые для решения образовательных и гигиенических задач. В процессе образовательной по преимуществу работы, при относительно невысоких нагрузках, можно использовать благоприятные условия для развития сенсорной и интеллектуальной выносливости[7].

   Метод повторного интервального упражнения. Для него характерно выполнение работы в виде высокоинтенсивных, но кратковременных повторений, разделенных небольшими интервалами отдыха между нагрузками. Продолжительность работы составляет 1-2 мин. Меньшее время не позволяет активизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а большее - вызывает снижение интенсивности работы. Интенсивность работы должна способствовать росту ЧСС до 170-180 уд/мин к концу упражнения. Интервалы отдыха делаются такой продолжительности, чтобы ЧСС не опустилось к концу отдыха ниже 120-140 уд/мин. Характер отдыха должен быть активным в виде малоинтенсивной двигательной деятельности (ходьба, бег трусцой), одновременно ускоряющей восстановление организма и поддерживающей его повышенное функционирование[15].

       Метод круговой тренировки. Этот метод по мнению И.А. Гуревича представляет собой поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений. Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:

  • интервальная круговая тренировка. Этот вариант «круговой тренировки» строится в режиме интервальной работы субмаксимальной и переменной интенсивности. Наиболее подходит для воспитания выносливости комплексного характера. Содержанием их являются сравнительно кратковременные упражнения, определенная часть которых выполняется с дополнительными отягощениями, нормированными с таким расчетом, чтобы сохранялись достаточно значительный темп движений и возможность неоднократных повторений.
  • слитная круговая тренировка. Эта форма «круговой тренировки» строится в режиме непрерывной длительной работы умеренной и большой интенсивности. Упражнения, составляющие «круг», выстраиваются в порядке оптимального поочередного воздействия на различные группы мышц. Упражнения выполняются без пауз. Время, выделяемое для прохождения круга, и число повторений кругов определяются по показателям теста на максимум повторений, так называемый повторный максимум.

Игровой метод. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии. Для развития выносливости суммарная продолжительность игровых заданий в зависимости может составлять 30 - 60 минут. Регулирование нагрузки осуществляется путем изменения продолжительности игровых заданий, уменьшения или увеличения размеров игровой площадки и количества игроков, изменения игровых амплуа и т.п.

Соревновательный метод. Этот метод предусматривает использование различных соревнований в качестве средства повышения уровня выносливости занимающегося. Соревновательный метод позволяет:

- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

- содействовать воспитанию волевых качеств[17].

Выводы по первой главе

Выносливость – это способность совершать работу заданного характера в течении возможно более длительного времени.

Общая выносливость — способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности.

Различают общую и специальную выносливость.

Выделяют два способа измерения выносливости: прямой и косвенный.

К основным методам развития общей  выносливости можно отнести следующие методы:

 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;

 2) метод повторного

3) метод круговой тренировки;

 4) игровой метод;

 5) соревновательный метод.

Специальную выносливость развивают другими методами воздействия. К ним относятся:

1) метод непрерывного упражнения (равномерный и переменный);

2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);

3) соревновательный и игровой методы.

Более успешными  средствами развития общей выносливости будут являться те упражнения, которые вызывает максимальную производительность сердечно – сосудистой и дыхательной систем

К числу факторов, от которых зависит проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности можно отнести следующие: функциональной устойчивости, личностно-психический, биоэнергетический, генетический и фактор функциональной и биохимической экономизации.

Глава 2. Методы и организация исследования

2.1 Методы и организация опытно-экспериментальной работы

Эксперимент проводился в условиях учебного процесса. В эксперименте приняли участие два 6 класса по 13 детей:

1-й класс – контрольный 6А;

2-й класс – экспериментальный 6Б.

Возраст участников эксперимента лет.

Уроки проводились три раза в неделю по 40 минут в понедельник, среду и четверг.

Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; изучение медицинских карт детей;  диагностика уровня физической подготовленности; анализ выявленных нарушений техники выполнения основных движений, педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Определение физических особенностей детей было произведено на основании выписок из медицинских карт обучающихся, методом анкетирования и беседы с учащимися.

Таблица 1

Таблица 1. Списочный состав экспериментальной группы 6Б.

№ п/п

Имя ребёнка

Возраст

Диагноз

1.

Алексей Б.

11 лет

Задержка психического развития смешанного происхождения

2.

Вадим Н.

12 лет

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения

3.

Артём З.

11 лет

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения

4.

Иван Б.

12 лет

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения

5.

Максим К.

12 лет

Задержка психоречевого развития при гиперкинетическом расстройстве поведения

6.

Алексей М.

12 лет

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения

7.

Валерий П.

12 лет

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения

8.

Сергей Ж.

12 лет

Задержка психического происхождения церебрально-органического происхождения

9.

Никита Ч.

11 лет

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения

1010.

Алексей О.

11 лет

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения

1111.

Артем З.

12 лет.

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения

1112.

Максим К.

12 лет

Задержка психического развития смешанного происхождения

1113.

Пётр Х.

11 лет

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения

Из таблицы 1 видно, что ученики 6Б класса – это дети с задержкой психического развития, основная часть детей этой группы имеет церебрально-органическое происхождение задержки психического развития, которое влияет на все психические процессы, вызывает стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности, затрудняет процесс коммуникации и обуславливает незрелость эмоционально-волевой сферы.

Таблица 2

Таблица 2. Списочный состав контрольной группы 6А.

№ п/п

Имя ребёнка

Возраст

Диагноз

1.

Илья А.

11 лет

Задержка психического развития смешанного происхождения

2.

Дмитрий Г.

12 лет

Задержка психического развития смешанного происхождения

3.

Владислав Д.

11 лет

Элективный ум

4.

Алексей И.

12 лет

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения

5.

Артем А.

12 лет

Задержка психоречевогоразвития при гиперкинетическом расстройстве поведения

6.

Максим К.

12 лет

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения

7.

Владислав Р.

12 лет

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения

8.

Артур М.

12 лет

Задержка психического происхождения церебрально-органического происхождения

9.

Тимофей М.

12 лет

Задержка психического развития смешанного происхождения

1010.

Алексей М.

11 лет

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения

1111.

Алексей А.

11 лет.

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения

1112.

Саид  М.

11 лет

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения

1113.

Кирилл Б.

12 лет

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения

Из таблицы 2 видно, что ученики 6А класса – это дети с задержкой психического развития, основная часть детей этой группы так же имеет церебрально-органическое происхождение задержки психического развития.

Эксперимент включал три этапа:

- Констатирующий эксперимент (с 20 апреля 2019 года по 24 апреля 2019 года)

- Формирующий эксперимент (с 25 апреля 2019года по 13 мая 2019года)

- Контрольный эксперимент (с 14 мая 2019 года по 17 мая 2019 года)

Первое тестирование оба исследуемых класса прошли в течение апреля  2019 года.

Для выявления уровней  развития выносливости у детей среднего школьного возраста с ЗПР мы установили в констатирующем эксперименте следующие критерии:

Высокий уровень общей выносливости - 6-5б.

Средний уровень общей выносливости - 4-3б.

Низкий уровень общей выносливости - 2-1б.

Объектом нашего исследования стал процесс развития общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития.

Для определения уровня развития выносливости детей был использованы следующие физические упражнения (тесты), которые органически влились в учебный процесс:

- Бег на время 6 минут

Бег выполнялся на стадионе. Забег состоял из 6-7 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Учитель по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок. Критерий оценивания: 1200м – 3б, 1100м – 2б, 1000 – 1б.

-Прыжки через короткую скакалку за 1 мин. Прыжки выполняются в  равномерном темпе. По команде «Марш!» начинается выполнение  упражнения и по команде «Стоп!» заканчивается.                                              Критерий оценивания: 45–40раз – 3б, 39–35 раз  – 2б, 34–30 раз – 1б.  

Особое внимание должно уделяться физически слабым детям. Им необходима индивидуальная дозировка: сокращенные дистанции, облегченные задания.

Анализ результатов полученных в ходе диагностических тестов.

Таблица 3

Таблица 3. Индивидуальные показатели 6Б

№ п/п

Имя ребёнка

Бег 6 мин.

Прыжки через короткую скакалку за 1 мин.

Общее кол-во баллов

1.

Алексей Б.

2

2

4

2.

Вадим Н.

1

2

3

3.

Артём З.

2

1

3

4.

Иван Б.

2

2

4

5.

Максим К.

1

1

2

6.

Алексей М.

2

2

4

7.

Валерий П.

2

2

3

8.

Сергей Ж.

1

1

2

9.

Никита Ч.

2

2

4

1010.

Алексей О.

1

3

4

1111.

Артем З.

1

1

2

1112.

Максим К.

2

1

3

1113.

Пётр Х.

2

2

4

Таблица 4

Таблица 4. Индивидуальные показатели 6А

№ п/п

Имя ребёнка

Бег 6 мин.

Прыжки через короткую скакалку за 1 мин.

Общее кол-во баллов

1.

Илья А.

2

2

4

2.

Дмитрий Г.

2

1

3

3.

Владислав Д.

3

2

5

4.

Алексей И.

2

2

4

5.

Артем А.

3

1

4

6.

Максим К.

1

2

3

7.

Владислав Р.

1

2

3

8.

Артур М.

1

1

2

9.

Тимофей М.

2

1

3

1010.

Алексей М.

2

1

3

1111.

Алексей А.

1

1

2

1112.

Саид  М.

1

1

2

1113.

Кирилл Б.

2

2

4

На начало эксперимента контрольный и экспериментальный классы по всем показателям статически не отличались.

Таблица 5

Таблица 5. Выявление уровня развития выносливости у детей контрольной и экспериментальной группы

Группа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во детей

Оценка в %

Кол-во детей

Оценка в %

Кол-во детей

Оценка в %

Экспериментальная

0

0%

10

76,9%

3

23,1%

Контрольная

1

7,6%

9

69,2%

3

23,2%

 

Рис.1 Сравнительная диаграмма контрольной и экспериментальной группы

По итогам мы получили следующее: 1% детей проявляют физическую активность, быстро выполняют движения, активны, самостоятельны, развита  координация движений; 75-60%  детей, имеют среднюю физическую подготовку, не хватает выдержанности упорства; 23% детей, имеют слабую физическую подготовку, не развита координация движения, затрудняются при выполнении физических упражнений.

По итогам констатирующего этапа исследования мы пришли  к выводу, что для развития выносливости  необходимо использовать подвижные игры. В процессе проведения подвижных игр у детей воспитывается не только выносливость, но и ловкость, быстрота, находчивость, сила.

  Таким образом, наши наблюдения показывают, что развитие выносливости у школьников с задержкой психического развития возможно в процессе использования подвижных игр.

В формирующем этапе исследования группа 6 «А» класса являлась контрольной, которая занималась по школьной программе.

Группа 6 «Б» класса  экспериментальная, в занятия которой внедрялись подвижные игры на развитие общей выносливости. Рассмотрим некоторые из них:

«Смена лидеров». Класс делят на 3 – 4 группы, равные по силам. Ученики получают задание пробежать указанную дистанцию. По сигналу учителя впереди бегущий ученик (лидер) замедляет темп и пропускает вперед (справа от себя) всю группу бегунов, после чего пристраивается сзади бегущих товарищей. По новому сигналу снова происходит смена лидеров. Интервалы смены лидеров преподаватель определяет сам и объявляет ученикам. Учитель заранее устанавливает и тем бега для каждой группы, который должен быть легко доступным для ребят. Дети склонны переоценивать свои возможности и часто превышают скорость бега. Необходимо следить за темпом и учеников, превышающих установленную скорость бега, отстранять от лидерства. Важно, чтобы каждый ученик обязательно побывал в роли лидера.

«Следуй за мной». В игре наряду с развитием выносливости вырабатывается умение изменять темп бега. В группе из 5 – 10 человек назначается старший – ведущий бег. Ученики бегут (на дорожке стадиона или на местности) в темпе, предложенном старшим группы. Бегуны не имеют право обгонять его, строго следуя за ним, в точности изменяя темп и ритм бега. Время бега определяется преподавателем в зависимости от подготовленности учеников. Если общий темп бега излишне завышен, учитель немедленно устанавливает должный темп. Полезно назначать старшим более слабых ребят. Это придает им уверенность и делает темп бега приемлемым для всей группы. Изменения в темпе бега не должны быть частыми и длительными. Ориентировочно – 20 – 30 м на 100 – 120-метровом отрезке. Примерные дистанции: VI класс – до 500 – 600 м (девочки) и до 600 – 700 м (мальчики).

«Круговорот». Предложите ученикам, построенным в колонну по 8 – 12 человек, бежать по дорожке в заданном темпе. Каждый последний бегун должен выходить вперед, чтобы вести бег. Предупредите бегунов, чтобы они не ускоряли темпа бега. Дистанция бега (300 – 500 м) определяется преподавателем и заранее объявляется ученикам. Каждый раз, когда последнему ученику нужно выйти вперед, он должен выполнить ускорение. Число ускорений, их длина и скорость находятся в прямой зависимости от числа учеников в группе и от темпа бега, заданного всей группе. В V – VI классах число ускорений и их продолжительность не должны быть большими. В связи с этим в VI – из 10 – 12 человек.

«Волшебный канат». Класс делится на 2 команды. Команды занимают позиции по разные стороны от средней линии. По команде ведущего игроки начинают тянуть канат, стараясь перетянуть команду соперников на свою сторону. Побеждают те, кому это удается.

«Паучки». Класс делится на 2 команды. Каждый игрок принимает следующее положение: приседает на корточки, опираясь сзади на руки, а между ногами и туловищем кладет мяч. И в таком положении по сигналу ведущего бежит до флажка и обратно. Побеждает команда, прошедшая дистанцию первой.

«Скачки на мячах». Класс делится на 2 команды, занимают место на старте. Первый участник каждой команды садится на мяч и по сигналу ведущего прыгает до флажка и обратно. На старте он передает мяч следующему участнику. Выигрывает команда, первая прошедшая дистанцию.

«Ловишки с мячом». Площадка ограничивается линиями или флажками. В центр площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Выбирается водящий. Он становится в центр круга. У его ног лежат 2 – 3 небольших мяча (диаметром 6 – 8 см).Водящий называет или проделывает ряд движений. Играющие выполняют эти движения по слову или по приказу. Внезапно воспитатель говорит: «Беги из круга”, и играющие разбегаются в разные стороны. Водящий старается, несходя с места, попасть в убегающих мячами, бросая их поочередно. Дети, в которых водящий попал мячом, отходят в сторону. Если игра проводится зимой на площадке, мячи можно заменить снежками.

«Вышибалы паучков». Учителем ограничивается определенная площадь. После чего выбирается двое водящих, водящие выходят за заданную границу, им дается один мяч. Все остальные игроки остаются на заданной площади и встают в хаотичном порядке в положение- лежа, упор сзади. По команде (свистку) учителя водящие начинают выбивать «паучков». Задача водящих выбить игроков в поле. Как только на поле останется последний игрок, водящим дается 5 попыток на то, чтобы выбить последнего «паучка». Если за 5 попыток водящие не выбивают игрока, игрок считается победителем.

На данном  этапе исследования нам необходимо использовать подвижные игры для развития выносливости у детей среднего школьного возраста.  При этом необходимо дифференцировать подвижные игры по степени трудности для детей с задержкой психического развития.

Результаты опытно-экспериментальной работы.

Цель: провести сравнительный анализ формирующего эксперимента по развитию выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития посредством подвижных игр.

В контрольном эксперименте нами использованы методики констатирующего этапа исследования.

По итогам проведения контрольного эксперимента выяснилось следующее:

Исследование показало, что в проведенном нами исследовании, нам удалось улучшить общую выносливость у детей экспериментальной группы.

Систематическое использование подвижных игр создает основу для развития физических качеств, любознательности ребенка.

(Приложение А).

Испытание проводилось с апреля 2019 года по май 2019.

Анализ результатов диагностических занятий.

Таблица 6

Таблица 6. Индивидуальные показатели 6Б после эксперимента

№ п/п

Имя ребёнка

Бег 6 мин.

Прыжки через короткую скакалку за 1 мин.

Общее кол-во баллов

1.

Алексей Б.

3

2

5

2.

Вадим Н.

2

2

4

3.

Артём З.

2

2

4

4.

Иван Б.

3

2

5

5.

Максим К.

2

2

4

6.

Алексей М.

2

3

5

7.

Валерий П.

2

2

4

8.

Сергей Ж.

3

2

5

9.

Никита Ч.

3

2

5

1010.

Алексей О.

2

2

4

1111.

Артем З.

3

1

4

1112.

Максим К.

2

2

4

1113.

Пётр Х.

2

2

4

Тут очевидно, что средние показатели  улучшились.

Таблица 7

Таблица 7. Индивидуальные показатели 6А

№ п/п

Имя ребёнка

Бег 6 мин.

Прыжки через короткую скакалку за 1 мин.

Общее кол-во баллов

1.

Илья А.

2

2

4

2.

Дмитрий Г.

2

1

3

3.

Владислав Д.

3

2

5

4.

Алексей И.

2

2

4

5.

Артем А.

3

1

4

6.

Максим К.

1

2

3

7.

Владислав Р.

1

2

3

8.

Артур М.

2

1

3

9.

Тимофей М.

2

1

3

1010.

Алексей М.

2

2

4

1111.

Алексей А.

1

1

2

1112.

Саид  М.

1

1

2

1113.

Кирилл Б.

2

2

4

Из данной таблицы видно, что показатели теста у учащихся 6 «А» класса  в среднем остались неизменными.

Таблица 8

Таблица 8. Выявление уровня развития выносливости у детей контрольной и экспериментальной группы после эксперимента

Группа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во детей

Оценка в %

Кол-во детей

Оценка в %

Кол-во детей

Оценка в %

Экспериментальная

5

38,4%

8

61,6%

0

0%

Контрольная

1

7,8%

10

76,9%

2

15,3%

Рассмотрим полученные результаты в виде диаграмм, которые показывают процентное соотношение (Рис.2).

Рис.2 Сравнительная диаграмма контрольной и экспериментальной группы.

Опытно-экспериментальное исследование, проведенное у детей среднего школьного возраста, дало возможность разработать и внедрить в деятельность обоснованную систему оздоровления, обеспечивающую развития выносливости посредством подвижных игр.

Выводы по второй главе.

В контрольном этапе мы провели диагностику, с целью выявления уровня развития выносливости у детей. Диагностические тесты подобраны с учетом возможности их применения в условиях работы в школе-интернате.  

 В формирующем этапе мы использовали подвижные игры для развития выносливости у детей. Нами был разработан комплекс подвижных игр, который построен на доступности и последовательности, комплексности и системности предъявляемой информации и физической нагрузки на детей. Эксперимент проводился с апреля по май 2019 года. В итоге проведенного эксперимента анализировались улучшение результатов испытуемых в эксперименте. Как следовало ожидать, в показателях развития выносливости произошли заметные изменения.

Таким образом, подвижные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания детей с задержкой психического развития.

Заключение

Подвижные игры, как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности, и непрерывности изменений и условий деятельности.

Выбор той или другой игры определяется конкретными задачами и условиями проведения.

 Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрощенный характер, то более поздний она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию. Эти изменения определяются возрастающей ролью сознания в жизни ребенка. Исключительная роль належит играм в становлении и укреплении детского коллектива, ведь играм всегда присущий элементы здорового соперничества, интересного соревнования. Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием определенных отношений. Она оказывает содействие активному общению детей, установлению контактов. Не во всех детей, в особенности на первых порах, одинаковый наклон к сближению. Одни дети товарищеские, другие запертые, стыдливые. Во время игры удается включить всех учеников в коллективную деятельность, помочь занять надлежащее место среди своих ровесников. В подвижных играх есть всегда и побежденные и победители. Очень важно научить детей не хвалиться, если они выиграют и, наоборот, если поражение – не впадать в отчаяние. В особенности следует добиваться, чтобы дети сохраняли дружеское отношение к победителям и к тем, кто проиграл, причем все отношения должны грунтоваться на доброжелательности, глубокому уважению к одноклассникам, товарищам. С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, и прежде всего скорость и выносливость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные привычки.

Мы взяли две группы одинаковые по возрасту и по диагнозу, в уроки адаптивной физической культуры экспериментальной группы (6 «Б» кл.) были  включены подвижные игры для развития физического качества выносливость.  Игры включались каждый урок после выполнения задачи урока. Сначала дети удивились новым играм, относились к ним с некоторым недоверием. Но потом им понравились игры и они стали усерднее выполнять задачу урока, чтобы осталось время поиграть.

Задачи работы выполнены. Гипотеза подтвердилась, то есть у учащихся 6 «Б» класса на конец эксперимента выносливость стала выше, чем на начало эксперимента.  

Благодаря внедрению подвижных игр уроки стали разнообразнее и интереснее.

Список литературы

  1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры) / Б.А.Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 223 с.
  2.  Бартенев Л. В. Бег на короткие дистанции / Л.В. Бартенев. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 72 с.
  3. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб.пособие / Л. Н. Блинова. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2014. - 136 с. - Из содерж.: Учебная мотивация. [Электронный ресурс]. - URL: http://pedlib.ru/Books/2/0083/2_0083-41.shtml
  4. Вавилова Е. Н. Развивайте у школьников силу, ловкость, выносливость:   Пособие для воспитателя дет.Сада / Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 2015.
  5. Вавилова Е. Н. Учите бегать,   прыгать,   лазать,   метать:   Пособие для воспитателя дет.Сада / Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 2015. - 144 с.
  6. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Б.Р. Голощапов. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 312 с.
  7. Громова О. Е. Спортивные игры для детей / О.Е. Громова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
  8. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья / Н.И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2014. – 152 с.
  9. Доскин В. А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 2014. - 110 с.
  10. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта / В.И. Дубровский. — М.: Владос, 2014. — 512 c.
  11. Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 264 с.
  12. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы / В.И.Ковалько. – М : ВАКО, 2014. – 296 с.
  13. Жилкин А. И. Легкая атлетика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 464 с.
  14. Здоровый школьник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт.-сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. - М., 2015.
  15. Кабанов А. Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста / А.Н. Кабанов, А.П. Чабовская. – М.: Просвещение, 2015.
  16. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей школьного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хулаева. - М.: Просвещение, 2014. - 272 с.
  17. Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях / Н.Н. Кожухова. – М.,  2015. - 320 с.
  18. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. пед. соч., т. I. М., 2015.
  19. Максачук, Е. П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. — М.: Спутник +, 2016. — 104 c.
  20. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 543 с.
  21. Ноткина Н. А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / Н.А. Ноткина. - СПб, 2015.
  22. Погадаев, Г. И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. 1-11 классы / Г.И. Погадаев. — М.: Дрофа, 2015. — 144 c.
  23. Полиевский С. А. Физкультура и закаливание в семье / С.А. Полтевский, Е.П. Гук. – М.: Медицина, 2014.
  24. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - М., 2014.
  25. Сипкина Н.А. Активизация внимания и памяти у младших школьников с ЗПР как базовая предпосылка формирования у них познавательной активности // Актуал. вопр. соврем.психологии и педагогики : сб. докл. XXIV Междунар. науч. конф. (Липецк, 25 декабря 2015 г.) / отв. ред. А.В. Горбенко. – Липецк : Науч. партнерство «Аргумент», 2016. – С. 25-27. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.science-conf.ru/files/arhiv/psyped24.pdf
  26. Теория и методика физического воспитания (под общ.ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова). М., Физкультура и спорт, 2015. – 423 с.
  27. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 480  с.
  28. Ульенкова, У.В. Изучение и формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении  / Ульенкова У.В., Васильева Е. Н. // Дефектология. – 2014.- № 5. – С. 35 - 43.
  29. Ульенкова, У. В.  Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова, Т. Н. Князева // Дефектология. – 2015. - № 2. – С.19 - 26.
  30. Цукерман,  Г.А., Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А. Цукерман. – М.: Просвещения,  2015. – 560 с.
  31. Чернышева, Е.А Проведение занятий по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития / Е. А. Чернышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. - № 4. – С. 31 - 40.
  32. Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие / И.А. Шаповал. – М.: Сфера, 2015. – 320 с.  
  33. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин.  – М.: Тривола, 2014. – 560 с.

Приложение А

Создатель каталога: Орлова Анастасия Дмитриевна

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова

Санкт-Петербурга

Каталог подвижных игр на развитие общей выносливости для детей с диагнозом задержка психического развития

Санкт-Петербург

2019

12. «Следуй за мной»

Цель игры: развивать общую выносливость, быстроту.

Ход игры: В игре наряду с развитием выносливости вырабатывается умение изменять темп бега. В группе из 5 – 10 человек назначается старший – ведущий бег. Ученики бегут (на дорожке стадиона) в темпе, предложенном старшим группы. Бегуны не имеют право обгонять его, строго следуя за ним, в точности изменяя темп и ритм бега. Время бега определяется преподавателем в зависимости от подготовленности учеников. Если общий темп бега излишне завышен, учитель немедленно устанавливает должный темп. Полезно назначать старшим более слабых ребят. Это придает им уверенность и делает темп бега приемлемым для всей группы. Изменения в темпе бега не должны быть частыми и длительными. Ориентировочно – 20 – 30 м на 100 – 120-метровом отрезке.

Уважаемые коллеги!

Данный каталог подвижных игр предназначен для учителей адаптивной физической культуры, молодых специалистов и студентов, обучающихся на специальностях, относящихся к физической культуре и спорту.

В нём собраны подвижные игры, направленные на развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития.

Особую значимость в формировании двигательного творчества школьников имеют игровые двигательные задания, подвижные игры, которые всегда интересны детям. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач.

В процессе игровых действий у детей развиваются двигательные, морально - волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.

10. «Эстафета с обручами»

Цель игры: развить физическую силу и общую выносливость.

Оборудование: гимнастические обручи, мел, флажки на подставке или кегли для обозначения места поворота.

Ход игры: Игроки делятся па 2 команды. Первый игрок каждой команды получает обруч. По сигналу ведущего участники, прыгая через обруч, начинают передвигаться к финишу. Выигрывает та команда, все игроки которой первыми пройдут дистанцию.

11. «Бой баранов»

Цель игры: развить физическую силу и общую выносливость.

Оборудование: мел.

Ход игры: В игре принимают участие 2 человека. Игроки располагаются в круге на корточках, вытягивая руки вперед. Задача игроков — вытолкнуть соперника за пределы круга, ударяя ладонями о ладони. Выигрывает тот игрок, которому это удается.

Содержание:

1. «Штандр» ………………………………………………..….3

2. «Классики»…………………………………………………..4

3. «Скакалки» ………………………………………………….4

4. «Смена лидеров»  …………………………………………..5

5.«Кто сильней?» ………………………………………………6

6. «Волшебный канат»………………………………………..6

7.«Скачки на мячах» ………………………………………….7

8. «Паучки»…………………………………………………..…7

9. «Круговорот»………………………………………………..8

10.«Эстафета с обручами»……………………………………9

11. «Бой баранов»……………………………………………..9

12. «Следуй за мной»………………………………………....10

9. «Круговорот»

Цель игры: развивать общую выносливость, быстроту.

 Предложите ученикам, построенным в колонну по 8 – 12 человек, бежать по дорожке в заданном темпе. Каждый последний бегун должен выходить вперед, чтобы вести бег. Предупредите бегунов, чтобы они не ускоряли темпа бега. Дистанция бега (300 – 500 м) определяется преподавателем и заранее объявляется ученикам. Каждый раз, когда последнему ученику нужно выйти вперед, он должен выполнить ускорение. Число ускорений, их длина и скорость находятся в прямой зависимости от числа учеников в группе и от темпа бега, заданного всей группе. В V – VI классах число ускорений и их продолжительность не должны быть большими. В связи с этим в VI – из 10 – 12 человек.

1. «Штандр»

Цель игры: развивать общую выносливость, меткость, воспитывать честность.

Оборудование: мяч, лучше волейбольный, но можно и резиновый.

Ход игры: Для начала игры необходимо выбрать водящего, это можно сделать с помощью считалочки. Водящий в руках держит мяч. Все играющие собираются возле водящего. Водящий подбрасывает мяч как можно выше. В этот момент все играющие разбегаются в разные стороны. Водящий должен поймать мяч и как только мяч будет в его руках, он кричит: «Штандр!». Все играющие должны остановиться на месте, где их застала эта команда. Водящий должен мячом осалить кого-либо из играющих. Осаленный игрок становится водящим, а водящий становится играющим, и игра продолжается. Игра может идти до тех пор, пока она не надоест.

7. «Паучки»

Цель игры: развить физическую силу и общую выносливость.

Оборудование: мел, флажки на подставке или кегли для обозначения места поворота, мяч.

Ход игры: Игроки делятся на 2 команды. Каждый игрок принимает следующее положение: приседает на корточки, опираясь сзади на руки, а между ногами и туловищем кладет мяч. И в таком положении по сигналу ведущего бежит до флажка и обратно. Побеждает команда, прошедшая дистанцию первой.

8.«Скачки на мячах» 

Цель игры: развить общую выносливость.

Ход игры: Класс делится на 2 команды, занимают место на старте. Первый участник каждой команды садится на мяч и по сигналу ведущего прыгает до флажка и обратно. На старте он передает мяч следующему участнику. Выигрывает команда, первая прошедшая дистанцию.

2. «Скакалки»

Цель игры: развить физическую силу и общую выносливость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: скакалки.

Ход игры: Игроки прыгают через скакалку различным образом: на 2 ногах, на 1 ноге и т. д. Выигрывает тот, кто продержится дольше других. 

3. «Классики»

Цель игры: развить физическую силу и общую выносливость.

Оборудование: мел, бита.

Ход игры:  На игровой площадке чертятся классики. Игроки должны, прыгая на 1 ноге и толкая биту перед собой, пропрыгать с 1 -го по 10-й класс. Если бита вылетает за пределы классиков, игрок уступает место следующему. Выигрывает тот игрок, который первым пропрыгает все классы.

5. «Волшебный канат»

Цель игры: развить общую выносливость.

Оборудование: канат, мел для обозначения средней линии.

Ход игры: Класс делится на 2 команды. Команды занимают позиции по разные стороны от средней линии. По команде ведущего игроки начинают тянуть канат, стараясь перетянуть команду соперников на свою сторону. Побеждают те, кому это удается. 

6. «Кто сильней?»

Цель игры: развить физическую силу и общую выносливость. Оборудование: мел.

Ход игры: Игра проводится в парах. Игроки занимают позиции по разные стороны от средней линии. Задача игроков — перетянуть за руки противника па свою сторону. Тот игрок, который заступает за черту соперника, проигрывает.

4. «Смена лидеров»

Цель игры: развивать общую выносливость, развить необходимые навыки для долгой и продолжительной работы.

Ход игры: Класс делят на 3 – 4 группы, равные по силам. Ученики получают задание пробежать указанную дистанцию. По сигналу учителя впереди бегущий ученик (лидер) замедляет темп и пропускает вперед (справа от себя) всю группу бегунов, после чего пристраивается сзади бегущих товарищей. По новому сигналу снова происходит смена лидеров. Интервалы смены лидеров преподаватель определяет сам и объявляет ученикам. Учитель заранее устанавливает и тем бега для каждой группы, который должен быть легко доступным для ребят. Дети склонны переоценивать свои возможности и часто превышают скорость бега. Необходимо следить за темпом и учеников, превышающих установленную скорость бега, отстранять от лидерства. Важно, чтобы каждый ученик обязательно побывал в роли лидера.

Игру проводят в I четверти в конце урока. Начинают с 300 м и постепенно доводят длину дистанции в VI – до 700 м (девочки) и 900 м (мальчики). Игру можно проводить как на стадионе, так и на местности.

Приложение Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Обучение детей с диагнозом "задержка психического развития"

Данный материал знакомит учителей , работающих в общеобразовательных школах , с организационными принципами,  методическим подходами,  особенностями работы с учащимися с особенностями развит...

Развитие выносливости у детей среднего школьного возраста

Выносливость в спорте - это способность организма сопротивляться утомлению во время длительного выполнения спортивных упражнений. Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональным...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках адаптивной физической культуры

В настоящее время процент детей с задержкой психического развития растет, а данная патология предполагает последующее выравнивание или незначительное отставание. Необходимо большее внимание уделять да...

Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...

Методическая разработка на тему:«Развитие координационных способностей на уроках физической культуры у детей среднего школьного возраста посредством баскетбола»

В методической разработке описаны : средства и методы развития координационных способностей,методика воспитания координационных способностей,особенности развития координационных способностей,также ест...