Методическая разработка "Адаптивная физическая культура"
методическая разработка по теме

Лаптева Светлана Витальевна

Методические рекомендации призваны оказать помощь педагогам получить сведения

о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и

методических приемов по адаптивной физической культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon adaptivnaya_fizicheskaya_kultura.ppt1.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Составитель: Лаптева Светлана Витальевна, педагог дополнительного образования Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» пгт. Усогорск Усогорск 2013

Слайд 2

Методические рекомендации по адаптивной физической культуре. Аннотация. Методические рекомендации призваны оказать помощь педагогам дополнительного образования получить сведения об особенностях методики адаптивной физической культуры в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, интеллекта, последствия детского церебрального паралича, поражения спинного мозга, ампутации конечностей. «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам» (И. Брехман) Составитель: С.В. Лаптева – педагог дополнительного образования МОУДОД «Дом детского творчества» пгт. Усогорск

Слайд 3

Содержание Введение……………………………………………………………………………………………………………3 1. Адаптивная физическая культура…………………………………………………………………..4 2. Основные понятия………………………………………………………………………………………….5 3. Реабилитация…………………………………………………………………………………………………6 4. Задачи АФК традиционные……………………………………………………………………………..7 5. Задачи АФК специальные……………………………………………………………………………….8 6. Функции АФК………………………………………………………………………………………………….9 7. Компоненты (виды) АФК……………………………………………………………………………….10 8. Потребности индивида………………………………………………………………………………….11 9. Принципы АФК……………………………………………………………………………………………..12 10. Характеристика Объекта с нарушением зрения………………………………………….. 13 11. Характеристика Объекта с нарушением слуха………………………………………………14 12. Характеристика Объекта с нарушением интеллекта…………………………………….15 13. Характеристика Объекта с нарушением ОДА……………………………………………….16 14. Двигательные расстройства………………………………………………………………………..17 15. Методы АФК……………………………………………………………………………………………….18 16. Методы формирования знаний……………………………………………………………………19 17. Методы воспитания личности……………………………………………………………………..20 18. Литература…………………………………………………………………………………………………21

Слайд 4

Введение Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации и интеграции в общество. Для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья характерны снижение тонуса коры головного мозга, что приводит к неравномерному напряжению мышц; скованности в движениях, встречаются «стертые» двигательные нарушения. Занятия по адаптивной физкультуре способствует улучшению их физического состояния, коррекции нарушений двигательной сферы и в целом социализации личности детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Методика АФК имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1996) выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми имеющими нарушения в развитии.

Слайд 5

Адаптивная физическая культура Это вид физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья. ЦЕЛЬ: максимально возможное развитие жизнеспособности человека за счет оптимального режима функционирования его телесно-двигательных характеристик.

Слайд 6

Основные понятия Социализация (вовлечение в общественную жизнь) Интеграция (оптим. связи м/у соц. институтами) Коррекция (исправление) Компенсация (замещение) Профилактика (избегание) Реабилитация (восстановление)

Слайд 7

Реабилитация

Слайд 8

Задачи АФК

Слайд 9

Задачи АФК

Слайд 10

Функции АФК ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ Коррекционно-компенсаторная Профилактическая Образовательная Воспитательная Развивающая Ценностно-ориентационная Лечебно-восстановительная Профессионально-подготовительная Творческая Рекреативно-оздоровительная Гедонистическая Спортивная и соревновательная Эстетическая / зрелищная Коммуникативная Интегративная Социализирующая Гуманистическая

Слайд 11

Компоненты (виды) АФК Адаптивное физическое воспитание Адаптивная двигательная рекреация Экстремальные виды двигательной активности Адаптивная физическая реабилитация Креативные телесно-ориентированные практики АФК Адаптивный спорт Адаптивная физическая культура

Слайд 12

Вид АФК Потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья, которые удовлетворяет вид Адаптивное физическое воспитание Потребность в подготовке к жизни, в формировании положительного и активного отношения к ФК Адаптивный спорт Потребность в самоактуализации, самореализации, коммуникативной деятельности и социализации Адаптивная двигательная рекреация Потребность в отдыхе, развлечении, смене вида деятельности, общении Адаптивная физическая реабилитация Потребность в лечении, восстановлении временно утраченных функций Креативные телесно-ориентированные практики Потребность в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности Экстремальные виды двигательной активности Потребность в риске, повышенном напряжении

Слайд 13

Принципы АФК СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОМЕТОДИЧЕСКИЕ Непрерывности физкультурного образования Социализации Приоритетной роли микросоциума Интеграции Гуманистической направленности Научности Сознательности и активности Наглядности Доступности Систематичности Прочности Диагностирования Дифференциации и индивидуализации Коррекционно-развивающей направленности Компенсаторной направленности Учета возрастных особенностей Адекватности, оптимальности и вариативности

Слайд 14

Характеристика Объекта

Слайд 15

Характеристика объекта

Слайд 16

Характеристика объекта

Слайд 17

Характеристика объекта

Слайд 18

Двигательные расстройства

Слайд 19

Основные средства воздействия

Слайд 20

Методы АФК Методы формирования знаний Методы обучения двигательным действиям Методы развития физических качеств и способностей Методы воспитания личности Методы слова Методы наглядности Метод дробления и последовательного изучения Метод целостного изучения Стратегические методы Методы педагогического воздействия Методы организации взаимодействия педагога и занимающихся Индивидуальные занятия Индивидуально-групповые занятия Малогрупповые занятия Повторный Равномерный Переменный Интервальный Игровой Соревновательный

Слайд 21

Методы формирования знаний Методы слова Метод вербальной передачи информации (объяснение, указание, анализ, просьба, беседа и т.п.) Метод невербальной передачи информации (мимика, жесты, артикуляция, дактильная речь и т.п.) Метод сопряженной речи Метод идеомоторной речи Методы наглядности Для лиц с нарушениями зрения : объемные макеты тела, специальный инвентарь, звуковые сигналы, тренажеры, оптические средства Для лиц с нарушениями слуха: плакаты, карточки с рисунками и схемами движений, световые, знаковые, звуковые сигналы и т.д. Для лиц с умственной отсталостью: Сочетание показа, объяснения и выполнения физического упражнения Для лиц с поражением ОДА: Компьютерные игровые тренажеры, метод тандотерапии, видеофильмы

Слайд 22

Методы развития физических качеств и способностей Физическое качество Методы и методические приемы, применяемые для развития качества Сила максимальных усилий, повторных усилий, динамических, изометрических, изокинетических усилий, «ударный», метод электростимуляции Скоростные качества Повторный, соревновательный, игровой, вариативный, сенсорный Выносливость Равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой Гибкость Динамические активные и пассивные, статические и комбинированные упражнения Координационные способности Элементы новизны в изучаемом упражнении, асимметричные движения, релаксационные, упражнения на реагирующую способность, на раздражение вестибулярного аппарата и т.п.

Слайд 23

Методы воспитания личности Стратегические Метод воспитывающей среды Метод воспитывающей деятельности Метод осмысления человеком себя в реальной жизни Педагогического воздействия Метод убеждения Метод упражнения Метод педагогической оценки

Слайд 24

Литература Пягай Л.П., Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие ТГПИ им. Д.И. Менделеева. – Тобольск, 2003. Романова И. Д., Физическая культура для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «Просвещение». – М., 1979. Шапкова Л.В., Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие, М., Советский спорт. 2003. – 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Отчёт методического объединения физической культуры

В материале представлен отчёт по физической культуре за учебный год...

Итоги работы методического отдела физической культуры и ОБЖ.

Итоги работы методического отдела физической культуры и ОБЖ...

Рейтинговая карта учителей методического обьединения физической культуры и ОБЖ. 2017-2018г.

Рейтинговая карта состоит: итоги предметных олимпиад, итоки конкурсов,участие в работе НОУ,публикации членов, участие педагогов в конкурсах,конференциях,мероприятиях. Мероприятия организованные педаго...

Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.

В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый специалист должен иметь представление о процессах «наука - производство», «...

Протокол заседания муниципального методического объединения «Физическая культура. Основы безопасности жизнедеятельности»

Протокол заседания муниципального методического объединения «Физическая культура. Основы безопасности жизнедеятельности»...